?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Важно, мне думается, иметь критический взгляд, критическое отношение к разной информации, к разным авторитетам. К сожалению, оно никак с детства не воспитывается и не разрабатывается. Люди приучаются верить тому, что говорят им родители, что говорят им в школе, в телевизоре, в СМДИ (средствах массовой дезинформации), или, например, в церкви. Потом постепенно оказывается, что какая-то информация истинная, какая-то ложная, какая-то применимая в данных условиях, какая-то неприменимая. И вот этого знания о том, что некоторые люди врут, а некоторые добросовестно заблуждаются, а некоторые знают только свой случай, а других не знают – вот это-то знание в детстве до людей не доносят.

Да и кто захочет подорвать свой авторитет, говоря: «усомнись во мне, сам проверь то, что я говорю?» Никто не заинтересован в этом. Полицейские и судьи, священники и депутаты, родители и преподаватели, учебники и газеты, президенты и старухи в соседнем подъезде, все уверяют, что они говорят всю правду-истину, дают всем полезные советы, и вам полезные.

А я напомню, что во всём полезно усомниться, и в моих словах тоже, и свои мозги включить, если имеются таковые. Живите своей жизнью, а если вам подсовывают чужую жизнь, пусть даже уважаемые люди – внимательно посмотрите, годится для вас их жизнь или нет.

К сожалению, нет ясного критерия, кто говорит правду, кто ложь, а кто перемешивает это. Кто даёт всем применимые советы, кто ложные, не применимые, а чьи советы применимы только для некоторых людей. Ясного критерия нету. Каждый же говорит примерно так: «вот проверяйте: если соответствует моим словам, то это правильный человек, а все остальные – лжецы». Критерия, увы, не видно.

Любовь к авторитетам, преклонение перед ними, служит плохую службу многим людям. Вот говорят, например: «Ешь манную кашу, потому что Лев Толстой ел манную кашу». «Учитесь плавать, потому что Ленин плавал очень хорошо». «Кошки – это самые лучшие существа, об этом говорил ещё Конфуций». «Наполеон сказал, что каждый человек должен иметь зубную щётку, и тогда он победит своих врагов». Все цитаты условные, они специально дурацкие, но поковырявшись в памяти, в книгах или в интернете, мы повсюду видим неправомерное использование авторитетов, злоупотребление известными людьми и их цитатами, настоящими или вымышленными.

«Британские учёные доказали…»
«Американские СМИ сообщили…»
«Министр такой-то заявил…»
«В интернете я прочитал…»
И где-то правда, где-то полуправда, а где-то ерунда какая-то.

В потоке информаций найти можно сейчас, в интернете например, любые «доказательства» любому факту и нефакту, событию и несобытию. И многие приправлены цитатами и авторитетами, истинными или ложными – кто разберёт?

Как и в советские годы каждая книга начиналась с предисловия, в котором упоминались классики марксизма, так и сейчас – разобранные на цитаты, на эпиграфы – во многих произведениях присутствуют надранные откуда-то цитаты и афоризмы из «великих» людей, которые жили свою собственную жизнь, в своё другое время, в своих других странах. Копировать их привычки, строить на их основании свою жизнь, можно только в редких случаях, и с большой осторожностью. Несколько же цитат не являются критерием истинности и никак не могут быть клеймом и подтверждением того, что текст, обрамляющий цитату, как-то подходит к нам.

Не нужно ксерокопировать жизнь других людей (родителей, учителей, певцов, спортсменов, политиков, или даже так называемых «великих людей», «известных людей» или даже «святых людей») в своей собственной жизни. Что-то может быть применимо для нас, что-то не применимо, потому что каждый человек живёт в своём времени, в своей стране, свою собственную жизнь.

О, коллеги-мусульмане говорят мне: «а как же святой Пророк и все пророки? Нужно же их жизненный путь полностью прикладывать к себе!» Но и тут нужно применять разум. Предположим, появился летом какой-то пророк у ненцев или у якутов, и ходил в резиновых сапогах и в накомарнике. Потом его учение разошлось по всему миру. И тогда бы, чтобы лучше следовать этому пророку, люди и в пустынях Аравии, и в горах Афганистана ходили бы в сапогах и накомарниках. По форме всё верно, но суть-то была не в этом!

Важно различать суть и внешние формы. Люди, увлечённые одними внешними бытовыми формами жизни, гоняются за другими, другого цвета, с другой одеждой, языком, стилем жизни, и забывают, что внешние формы-то разные, их вовсе не обязательно копировать.

Критическое отношение. Пробуйте, проверяйте, в своей собственной жизни. Проверяйте на истинность уже внушённые вам методы жизни и установки. Меньше лезьте с советами к другим людям, пока они вас не попросили об этом. Меньше приставайте к другим людям: «а вы, товарищ Иванов, именно вы, живёте совсем неправильно!» Применяйте критичность к накопившимся и у вас самих в голове учениям и взглядам – а не только к соседям и друзьям, иначе весь народ вокруг себя распугаете.

Кто-то в чём-то прав! Правы даже многие люди и учения. Но языки, на которых они говорят, разные; времена разные; обстановка, в которой они жили и проповедовали, тоже не одна и та же. Методы жизни, очень полезные в 1950 году, часто окажутся бесполезны в 2015; принципы, применимые в Индии или Таиланде, не всегда работают в Салехарде или Чите. Даже методы, изложенные в книге «Практика вольных путешествий» 1995 года издания, сейчас уже -- не все годятся.

Сколько есть разных учений, методов жизни, разных гуру, и многие внушают уважение, но нередко ругают конкурентов. Если и предположить, что прав только один из них, и только один микропуть настоящий, -- начинаешь присматриваться, он сам распадается на дюжину подпутей, там ещё развилки, и в результате все разветвились в разные стороны, а по всем путям и тропинкам до конца успеть пройти – жизни не хватит, десяти тысяч лет не хватит. А основоположники всех этих путей и тропинок, как посмотреть – многие есть хорошие, уважаемые люди.

Как, вообще, понять, кто прав сразу во всём? Начинаешь разбираться, написаны горы книг, и очень важные люди пишут множество слов, аргументов, сотни лет уже спорят все друг с другом. Люди, считающие себя последователями разных гуру, извели уже килотонны бумаги и породили терабайты текста.

Нередко, основатели, в своё время и в своём народе, были правы, а толкователи, чем больше они толкуют, тем больше они отошли от учений, которые они пытаются перетолковать.

И я вам не скажу, какие пути истинные, какие ложные: один метод жизни может вам подходить лучше, чем другой, а одного на всех точного пути, с подробностями, для каждого человека, не существует. Все авторитеты – только помощники, но не оригинал для копирования во всём.

Как, например, физические упражнения: кому-то полезно бегать, кому-то купаться в ледяной воде в проруби, но не всем нужно советовать купаться в проруби, ведь где-то и проруби нет.

Спрашивают в интернете, на лекциях, в комментах, и к предыдущим постам, примерно так: «а что делать человеку, родившемуся в пакистанской деревне? А если кто-то родился в КНДР? А если у человека нет рук и ног, он от рождения слепоглухонемой, больной СПИДом, у него нет жилища и он оказался на улице под мостом в Париже...?» Так не знаю!

«Так не все ж могут писать книжки и путешествовать!» Конечно, не все. А разве нужно всем путешествовать? А разве всем нужно писать и издавать книги? Подумайте сами над своей жизнью, и, конечно, не копируйте мою. У каждого – своя собственная жизнь.
 

Comments

( 93 комментария — Оставить комментарий )
alien3
19 ноя, 2014 17:33 (UTC)
Согласен.

Я мечтаю о космосе, но это не значит, что всем нужно в космос.
Наталья Чеглецова
28 ноя, 2014 09:50 (UTC)
И я мечтаю. Давай объединяться в мечтатели))
(без темы) - alien3 - 28 ноя, 2014 09:57 (UTC) - Развернуть
newpiligrim
19 ноя, 2014 18:12 (UTC)
К тем же мыслям стал приходить последнее время. Не нужно слепо доверять и считать истиной, что нам стараются преподнести. Всегда нужно трезво оценить поступившую информацию своим умом.
masha_kvashonka
19 ноя, 2014 18:50 (UTC)
Один из лучших твоих постов, которые я читала.
Супер! Спасибо!
rrroma_k
19 ноя, 2014 18:50 (UTC)
А говоришь - мусульманин. Ты же буддист натуральный!
Последними словами Будды, обращенными к его ученикам, были о том, что не верьте не единому моему слову только потому, что вам это говорил Будда. Все проверяйте на своем опыте и будьте светильниками сами себе.
Привет из Египта!
meandes
19 ноя, 2014 19:22 (UTC)
А когда можно будет увидеть последнюю версию ПВП? Надеемся, не очень долго придется ждать
a_krotov
20 ноя, 2014 11:36 (UTC)
ПВП -- к 20-летию первого выпуска
Ждать -- до мая или лета 2015 года,
к 20-летию ПВП и/или АВП будет выпущено и новое издание!
sekutor
19 ноя, 2014 19:53 (UTC)

Подписываюсь под каждым словом.

097115
19 ноя, 2014 20:04 (UTC)
ну, дожили: русская шавка, популяризтор аннексированного Крыма и прекрасной России, будет нам рассказывать про "критическое отношение", очуметь можно.

что там про крестик и трусы, не рассказывали в детстве такого анекдота?

мразь.
calamari_union
19 ноя, 2014 21:27 (UTC)
Ну хоть один человек то воспринял проповедь критично!
(без темы) - kactycb - 19 ноя, 2014 21:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_krotov - 20 ноя, 2014 11:41 (UTC) - Развернуть
krotovv
19 ноя, 2014 20:55 (UTC)
Не в качестве авторитета, а в качестве предшественника могу отметить Секста Эмпирика (и его учителя Пиррона), основоположников скептицизма. Они учили сомневаться в любом учении, в том числе и в их собственном.

Но позволю себе заметить, что пристрастие к авторитетам без всяких потуг на проверку их утверждений не связано практически с недобросовестностью родителей, воспитателей и учителей. Это связано с человеческой инертностью (или даже леностью мышления). Проще прикрыться чьим-то именем, чем думать и решать самому.

И ещё одно размышление. Дело не только в том, чтобы научить человека критичности, хотя это необходимый элемент развития личности. Дело в том, чтобы приучить его думать вообще - и прежде всего о том, зачем он живёт на свете и каковы главные (для него!) вещи в жизни.
boockman
19 ноя, 2014 21:06 (UTC)
Вроде еще Сократ говорил "подвергай все сомнению"...
(без темы) - calamari_union - 19 ноя, 2014 21:34 (UTC) - Развернуть
hitch_hiker
19 ноя, 2014 21:11 (UTC)
Странно слышать такое от мусульманина. На мой взгляд, религиозное мышление совершенно не совместимо с критическим. Всякая религия безусловную веру в свои догматы считает достоинством, а сомнение (сиречь критическое мышление) - недостатком. Не один десяток книг написан исламскими богословами в попытках разъяснить, как нужно поступать и как нужно жить, со ссылками лишь на то, что Мухаммед так поступал и говорил или что в Коране так написано. То есть мусульмане (как и христиане) ищут истину не в рациональных аргументах, а в литературном произведении полуторатысячелетней давности и в биографии её автора - вот уж совершенно не вижу тут никакого критического мышления.

"О, коллеги-мусульмане говорят мне: «а как же святой Пророк и все пророки? Нужно же их жизненный путь полностью прикладывать к себе!» Но и тут нужно применять разум" - что-то не вижу, кто и как тут применяет разум. Почему нет у тебя, Антон, критического отношения к Рамадану - что за странная привычка наедаться в ночное время и голодать в дневное? Что за манера пять раз в день вставать на колени и произносить какой-то заученный текст, глядя в сторону Саудовской Аравии - какой в этом смысл, кроме следования предписаниям ислама? Зачем собираться миллионам людей в Мекке и ходить вокруг какого-то чёрного куба - что на это критическое мышление скажет? В общем, от атеиста или агностика было бы нормально слышать оду критическому мышлению, а от верующего человека - странно.
boockman
19 ноя, 2014 23:48 (UTC)
А почему верующий человек не может относиться критически к догматам веры? Откуда бы в таком случае произошли ответвления старых религий, секты и так далее? Вполне возможно, что люди подвергают сомнению не сами постулаты веры -а их текущую трактовку либо обрядовую сторону.
(без темы) - zelenij_zmej - 20 ноя, 2014 03:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sher_ali - 20 ноя, 2014 09:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zelenij_zmej - 20 ноя, 2014 09:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sher_ali - 20 ноя, 2014 09:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zelenij_zmej - 20 ноя, 2014 10:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sher_ali - 20 ноя, 2014 10:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hitch_hiker - 20 ноя, 2014 06:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sher_ali - 20 ноя, 2014 09:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hitch_hiker - 20 ноя, 2014 09:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sher_ali - 20 ноя, 2014 10:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ktotam - 20 ноя, 2014 12:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - griphon - 20 ноя, 2014 07:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zelenij_zmej - 20 ноя, 2014 09:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - griphon - 20 ноя, 2014 11:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zelenij_zmej - 20 ноя, 2014 12:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - griphon - 20 ноя, 2014 17:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zelenij_zmej - 20 ноя, 2014 17:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - griphon - 20 ноя, 2014 18:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zelenij_zmej - 21 ноя, 2014 01:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sher_ali - 21 ноя, 2014 15:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_krotov - 20 ноя, 2014 11:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ktotam - 21 ноя, 2014 00:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_krotov - 22 ноя, 2014 07:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ktotam - 23 ноя, 2014 03:27 (UTC) - Развернуть
Re: - a_krotov - 26 ноя, 2014 14:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - piratebarque - 20 ноя, 2014 18:28 (UTC) - Развернуть
calamari_union
19 ноя, 2014 21:35 (UTC)
Психоанализ о воспалении критичности.


В конце концов критичность тоже должна вызывать на себя критику.

Edited at 2014-11-19 21:36 (UTC)
sordina38rus
20 ноя, 2014 03:52 (UTC)
Я тоже всегда говорю, что люди совсем нынче разучились думать своей головой, а тупо следуют навязанным программам.
zelenij_zmej
20 ноя, 2014 06:22 (UTC)
Написала пост, вдохновленный твоим постом, о критическом мышлении http://zelenij-zmej.livejournal.com/114396.html
zeeron9
20 ноя, 2014 07:25 (UTC)
Хороший пост!
griphon
20 ноя, 2014 07:43 (UTC)
По логике текста, к этому посту тоже нужно относиться критически :)) Т.е. кому-то не надо копировать жизнь других людей, а кому-то только это и стоит делать. Обязательно слушать всегда старших, делать как они говорят, есть манную кашу, как это делал Толстой и т.д. :) И для кого-то не надо ничего обдумывать, критически подходить, сомневаться в том, что ему говорят - человечество всё уже давно придумало, надо просто делать, то, чему учат родители, в школе, по телевизору. :))
a_krotov
20 ноя, 2014 11:54 (UTC)
Конечно, Гоша, и к этому посту нужно критически относиться,
ты, как обычно, правильно догадался.
kubatyan
20 ноя, 2014 09:01 (UTC)
Я прочитал, но не уверен, что все понял. В чем основная мысль поста? "Думай своей головой!" - так? Мысль здравая, мало кто не согласится. Но как ей думать, ведь в голове нашей сидят те самые авторитеты, мнения соседей, друзей, семьи, прочитанные книги, просмотренные фильмы, увиденные новости, прослушанные песни... И мы не можем проверять каждую мысль, которую кладут нам в голову. Принимаем на веру, в зависимости от внутреннего ощущения, что правильно, а что неверно. Но вот это ощущение - оно очень тонкое и иногда подводит. Бывает думаешь - верно то-то, а потом время прошло, и думаешь наоборот. Вроде всегда к добру стремишься, но то что вчера казалось добром, сегодня на него уже не похоже. А критическое отношение как универсальный инструмент действительно подходит только для буддистов или для даосов. Когда делать ничего не собираешься и готов от всего отказаться. Как только начинаешь какое-то дело, этот инструмент уже не подходит.
a_krotov
20 ноя, 2014 12:16 (UTC)
Так да, нужно разобраться, что в нашей голове откуда берётся,
как в шкафу старом -- поковыряться, посмотреть, что полезное и нужное на будущее, что может быть пригодится, а что барахло.

Авторитеты -- нужно подумать, что за люди были, что нам это внушили, и насколько годны их советы. Родители -- тоже, посмотреть на их жизнь сегодня, и подумать, какие советы и методы их полезны, а какие -- не очень. Фильмы и песни -- вообще лучше не увлекаться, ибо они могут действовать на человека как-то вредно, а ведь авторы песен и актёры фильмов не всегда являются теми людьми, с которых нам нужно лепить свою жизнь. Каждую мысль проверить не можем, но нужно проверить видимые нам источники, блоки мыслей и комплекты информации, откуда они берутся, достойные ли доверия источники, и насколько их информация применима нам сейчас.

(без темы) - kubatyan - 21 ноя, 2014 05:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_krotov - 21 ноя, 2014 18:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kubatyan - 22 ноя, 2014 04:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_krotov - 22 ноя, 2014 07:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sher_ali - 22 ноя, 2014 08:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sher_ali - 21 ноя, 2014 15:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zelenij_zmej - 22 ноя, 2014 06:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yashka77 - 20 ноя, 2014 23:29 (UTC) - Развернуть
sher_ali
20 ноя, 2014 09:38 (UTC)
Плохой пост :)
Плохой, потому что запутывает читателя вместо внесения ясности.

"Ешь манную кашу, потому что Лев Толстой ее ел" - это не следование авторитету. Лев Толстой не авторитет в области кулинарии и потребления продуктов. Он авторитет в области литературы. "Не пиши НРАВИТЬСЯ", потому что Л.Т. так не писал - вот это правильно :)

То, что описывает Антон - это обычные логические ошибки, к авторитетности не имеющие отношения.
zelenij_zmej
20 ноя, 2014 10:04 (UTC)
Re: Плохой пост :)
Я бы и тут на Толстого не полагалась. В качестве эксперта по русскому языку он слегка устарел, и многое из того, что он не писал, мы пишем и считает правильным. Потому что есть авторитеты посвежее.
Re: язык - a_krotov - 22 ноя, 2014 08:05 (UTC) - Развернуть
Re: язык - zelenij_zmej - 22 ноя, 2014 08:07 (UTC) - Развернуть
Re: язык - sher_ali - 22 ноя, 2014 08:17 (UTC) - Развернуть
Re: язык - zelenij_zmej - 22 ноя, 2014 08:28 (UTC) - Развернуть
sher_ali
20 ноя, 2014 10:01 (UTC)
— Да не согласен я.
— С кем? С Энгельсом или с Каутским?
— С обоими, — ответил Шариков.

:))))
annakora
21 ноя, 2014 22:12 (UTC)
Самые скучные, предсказуемые и стереотипные люди - это как раз обладатели "критического мышления". Мудрость человеческая накапливается и отшлифовывается веками, и понятия "так делают" и "так не делают" - ключевые в жизни человечества. И сколько смысла и мудрости в этих понятиях!.. А штампованные "индивидуальности" не только скучны до зевоты, они ещё и опасны - для человечества, для природы, для мироздания. Впрочем, об этом тоже всё сказано - в лучших книгах, в самых мудрых истинах.
zelenij_zmej
22 ноя, 2014 01:51 (UTC)
У вас странное представление о критическом мышлении и о его целях. Оно не для того, чтобы вас развлекать. Мудрость (если говорить науках) как раз критически мыслящие и накапливают. А некритически мыслящие накапливают только суеверия, потому что "так делают" уже 2000 лет и даже больше.
(без темы) - annakora - 22 ноя, 2014 06:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zelenij_zmej - 22 ноя, 2014 06:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - annakora - 22 ноя, 2014 06:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zelenij_zmej - 22 ноя, 2014 06:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - annakora - 22 ноя, 2014 06:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zelenij_zmej - 22 ноя, 2014 07:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sher_ali - 22 ноя, 2014 08:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sher_ali - 22 ноя, 2014 08:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - annakora - 22 ноя, 2014 17:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sher_ali - 22 ноя, 2014 18:01 (UTC) - Развернуть
( 93 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Март 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner