Сам город Якутск – многие спросили меня уж – похорошел, уменьшилось число барачных зданий и туалетов на улице, много возникло новых домов. В этом отношении Якутск хорошо выделяется из ряда северных городов «Мурманск – Архангельск – Норильск – Якутск – Петропавловск-камчатский». В остальных городах этого ряда новых домов немного, население не растёт ни в Мурмарске, ни в ППК, а напротив падает. В Якутске население, предполагаю, увеличилось за 20 лет, возможно за счёт «улусников» (сельчан), приехавших из улусов (районов) в столицу. Якутск – особенная столица, это ж самый большой субьект Российской Федерации.
Кому-то невдомёк, а я ж ещё верней сообщу: Якутия, площадью 3 миллиона квадратных километров, имеет размер, равный Индии. Только в Индии живёт 1 миллиард человек, а в Якутии 1 миллион человек, в тысячу раз меньше. Конечно, Якутия холодней, но не в тысячу ж раз. Если гипотетически Якутия отделилась бы (а позывы к этому были, да был когда-то и «визовый режим» на границе, беззаконно введённый в 1990-х и сейчас отменённый уже), -- если отделилась бы, то попала бы в десятку самых больших в мире стран, одновременно став и самой малонаселённой.
В Якутске самом, кроме зданий, появилось много магазинов разных, но это черта общая, для всех городов России за минувшую эпоху. Аэропорт международный тут. Хороший, круглосуточный, современный (только в воскресенье закрывается на уборку). Розетки есть. Спать можно. В квартирах многих – газовые плиты. Отапливаются хорошо. Стоимость коммунальных услуг от московских – примерно вдвое выше.
Есть и невидимые мной улучшения, но известные многим: по Колымской трассе на Магадан можно проехать сейчас и на легковой машине; улучшилась трасса и на Вилюйск; железная дорога подошла к противоположному брегу Лены, в Ниж.Бестях (пока – только с грузовым движением). А вот мост через Лены так и не строится – все деньги, говорят, ушли на Крымский мост, а здесь переправа через реку в периоды межсезонья (апрель и ноябрь) весьма затруднена: прочного льда нет, паромов тоже нет. Поэтому в эти периоды лучше избегать наземного путешествия в Якутск.
Городской транспорт сейчас представлен ПАЗиками, проезд вполне реалистичные 20 руб. Стоимость еды в супермаркетах такая: в среднем 1,4-1,5 цены московского супермаркета на непортящиеся продукты (крупы, консервы) и 2 московские супермаркетные цены на продукты, что нужно беречь и хранить в тепле короткий срок (фрукты, овощи, йогурты, кефиры). Несъедобные товары стоят немного дороже, чем в других больших городах России. Грузы привозят сюда, верно, фурами, или контейнерами по ж.д. (но ж.д.станцию в Нижнем Бестяхе я не посмотрел, не было времени съездить в неё). Из Якутска всё уже развозят по улусам (районам), где цены уже значительно повышаются.
Население города представлено людьми якутской внешности (около 60%) и русской внешности (около 30%). Ещё около 10% невозможно идентифицировать из-за их замотанности в одежды и шарфы. На мои лекции приходили люди примерно в той же пропорции. Между собой многие говорят на якутском языке, он присутствует в нескольких газетах, на официальных вывесках и объявляется автоматическим голосом в транспорте (остановки рекламируют по-русски и по-якутски). Записывается якутский язык русскими буквами, как и другие языки народностей РФ.
Итак! Завершая свою трёхдневку в Якутске, выражаю благодарность Георгию Друзьянову (этот человек принимал у себя не только меня, но и других автостопщиков и путешественников прежде), Кириллу Новикову (антикафе «Трапезная»), Елене Декабровне (антикафе OLLS), сотрудникам республканской библиотеки им.Пушкина (где сегодня прошла моя лекция) и всем тем, кто на мои лекции пришёл. До встречи на земном шаре, товарищи! А я вот полечу на север, в тот удалённейший город, по сравнению с которым и Якутск будет считаться «материком» и «Большой Землёй».