Итак, я встал и поехал опять в город М., вышел из автобуса на въездной стеле «Магадан», сфоткал её и отправился на сопку, где стоит скульптура «Маска Скорби», построенная в 1996 году на средства Президента Б.Н.Ельцина и других российских и зарубежных граждан (так указано на табличке). Она посвящена многочисленным людям, погибшим в магаданских лагерях (в основном, в 1930-50-е годы). Сейчас «зон» в районе уже почти нет, осталась одна в Магадане и одна по пути в аэропорт – видимо, сейчас дешевле содержать заключённых в более тёплом климате…
Маску я посетил впервые в 1996 году, тогда она вроде как была уже готова, но фактически была только основа скульптуры, сейчас она стала более детализированной и кроме одного большого лица там появилось много маленьких лиц и фигурок. Я поднялся на сопку, где стоит скульптура, и пофоткал и её, и город Магадан сверху. Обнаружил немало районов с избушечной застройкой. Может это дачи? Но потом узналось, что есть и обычные жители, живущие тут в частных избах постоянно. У некоторых есть центральное отопление, а кто-то топится и дровами, как в старину.





Вошёл в центральную часть города и посмотрел более внимательно на быт. Например, интересно, что из многих окон свешиваются вниз, во двор, электрические провода. С чего бы это? Некоторые машины подключены к ним, к этим проводам. Иначе двигатель замерзает, трудно отогреть и запустить машину. Бывает, что из машины прям розетка высовывается, точней штепсель! И куда-то на третий этаж провод идёт, машина урчит, а водителя нет -- он в квартире, машину греет так. Ещё любопытно, что речка Магаданка течёт в самый густой мороз. Может быть, в неё сливается вода местной ТЭЦ. Ещё интересно, что М. – политизированный город. Тут я видел и Обком КПРФ, и офис «Справедливой России», и каких-то демократов, и Единую Р., а на одной из центральных улиц с флагами и плакатами толпились, несмотря на мороз, представители общественного движения «НОД» аж вчетвером и раздавали всем прохожим спасительную прессу. На широкой улице выпиливались ледяные скульптуры в честь нового года.
Затем, днём, меня встретил магаданский блоггер Илья
Кстати, сам блог
Население Магадана сейчас – около 100 тысяч человек. Уже двадцать лет происходит такой процесс: люди из городков Колымы переезжают в «город», к цивилизации поближе, а жители самого Магадана уезжают на «материк». На заборах и остановках – много объявлений о продаже квартир. Впрочем, цены на квартиры больше, семизначные, дешёвых не наблюдается. А вот городки в глубине Колымы пустеют. То же самое происходит сейчас и на Камчатке: из посёлков в город, с города – на материк.
В 15:00 солнце зашло за вершины сопок, и я распрощался с местным жителем Ильёй и поехал обратно «домой», в аэропорт «свой», ночевать тут третью ночь. Уж назавтра-то должен улететь! Пора уж.