Все пассажиры, промерзая в гостинице (спальников-то у них не было), дня три ходили и звонили в аэропорт, когда же рейс, а некоторые свалили в Магадан, кто был оттуда. В аэропорту говорили, что в понедельник в 9:15 появится информация о рейсе. Я пришёл в аэропорт в 8:15, и тут уже скоро объявляют: начинается регистрация на рейс Магадан-Анадырь! Люди в панике стали собираться, искать друг друга. Один мужик с семейством только проснулся в Магадане, звонит в 9 утра в аэропорт и тут ему: регистрация уже идёт, скоро вылет. Он звонит в такси и говорит:
«Девушка, мне нужен не просто таксист, а лётчик, понимаете, лётчик!!!» -- и обещал его озолотить двумя запасными рублями. Мужика с семейством привезли к трапу самолёта отдельным автобусом в последнюю минуту, блин, говорит, адреналина нахватался! – рейсы на Анадырь в неделю раз.
День короткий; сдвиг по циферблату ещё идёт, в Анадыре ещё +2 часа к сумеречному магаданскому времени. Самолёт проплыл в полнейшем тумане над вечерней Чукоткой и морем, ближе к земле облачность уменьшилась, и стали видны льдины, разводья, огоньки далёкого Анадыря и Угольных Копей, а вот уже и прилётая полоса, бух! Мы уже катимся по ней. Полоса, кстати, большая солидная и хорошая, и аэропорт тоже показался новым-современным, хоть и не очень большим, но поновей магаданского. Самолёт подкатился поближе к зданию. Рядом стоял большой самолёт из Москвы, соединённый трубой с аэропортом. Наш самолётик был маленький, поэтому к трубе не подошёл. Все люди вышли и отправились в дверцу с надписью «Внимание! Пограничная зона! Предъявите паспорт и пропуск! Attention! Border zone! Pass and documents only!»
Вошли в здание аэропорта – внутри всё прилично, и аэропорт – написано – международный, хотя рейсы в Штаты только заказные, и сейчас они редки. В 1990-х годах бывало и двести раз в году что-то прилетало из-за океана, а сейчас только раз двадцать в год (приблизительно). На входе в зал аэропорта стояли двое в форме и проверяли документы, паспорта с пропиской, пропуска, командировочные – что у кого было. Я предъявил свой пропуск, его повертели, спросили, надолго ли на Чукотке и зачем, и пропустили, и я прошёл в основной зал аэропорта. Прошло пять минут, всех проверили и человек в форме из-за стоечки повернулся и подошёл именно ко мне, ожидающему рюкзак на ленте багажа.
-- Антон Кротов? – удивительно спросил он. – Академия Вольных Путешествий? Вы кажется были в Афганистане в две тысячи… каком-то году. В наше консульство не заходили?
Я удивился тоже, хотя всякие бывают встречи. «Академия Вольных Путешествий» -- это ж не я ему подсказал, он сам как-то догадался. Возвращая назад события, я сейчас понял, что он видел и Сергея Браславского (Книжника) в Мазари-Шарифе. Ну да ладно. Пообщались, я подарил книжку «Практика вольных путешествий» на память, дождался появления холодного рюкзака, и стал оглядываться в поисках путей эвакуации из аэропорта.
Прибытие из аэропорта в сам город Анадырь было сопряжено с дополнительными расходами. Как вы знаете, -- я же писал уже неоднократно, аэропорт и город – на разных берегах реки, которая не очень любит замерзать, невзирая на мороз. Пока летели, я видел через окно самолёта большую промоину прямо в устье реки. Жители, летящие в город, не имели точного знания: одни говорили, что вертолёт (4000 руб с человека), другие, что «Трэколы» (машина с особо большими колёсами), якобы 80 км ехать в объезд, стоит 3000 руб с носа. Вероятно, все были не в курсе истинной обстановки, которая быстро меняется. Пешком идти не хотелось по двум причинам: во-1-х, у меня скоро уж была назначена лекция, а во-2-х, не зная броду, не суйся на переправу – кто знает, может пойдя напрямик во мраке, можно и провалиться в хладные воды, и вынесут потом твои молекулы на побережья северных морей молекулы воды? И я отложил деньги по 1000 руб в отдельные карманы, не желая расставаться с ними одновременно.
Вышло, как и в больших аэропортах в мире: сперва прилетающих встречали таксисты, предлагая перевоз на тот берег за «три рубля» (3000), я отверг, вскоре появились предложения за 2500, а когда я миновал строй этих хелперов, появились предложения 2000 и наконец 1500 шёпотом предложила какая-то тётка; я был готов на эту сумму и торопился, поэтому согласился; тётка вызвала по телефону своего приятеля, тот подъехал и забрал меня и ещё двух каких-то человечков. На будущее, тем, кто поедет после меня: (а) имеет смысл вообще выйти из здания аэропорта и прицепляться к тем гражданам, что уже обрели транспортное средство, они с удовольствием возьмут за 1000 руб; (б) если пройти несколько десятков шагов из зоны притяжения аэропорта и знать географию местности, то можно уехать «за так» или за какую-то малозначительную сумму.
Анадырь прям виден был, светился огнями, но зимняя дорога шла уклончиво, огибая вероятные зоны размывов, длинный путь – километров 25, так примерно. Лёд на реке ровный и прочный, дивно что в десяти километрах большая промоина есть. Дорога по льду пока неофициальная. Когда прочность льда достигнет какой-то искомой, -- зимник откроют напрямик между Анадырем и Угольными Копями, автобус ходит, обычно где-то с середины января (от зимы зависит). Этот зимник – местная главная трасса.
Сейчас же, по «неофициальному» зимнику, какими-то задворками, мы въехали в довольно ярко освещённый, но холодный и ветреный Анадырь и покатили по главной улице (ул.Отке). Продвинулись по ней и я был выгружен возле д.32, где находится офис Евгения Басова
Е.Басов, побывавший во многих местах Чукотки, оповестил меня о транспортных путях этого малонаселённого региона и подарил футболку с надписью «Хранители Чукотки». Что же касается географических карт – я думал подкупить в регионе может какие редкие географические карты – он сказал, что они тут не выпускаются и в продаже не бывают. Более того, мою карту города «АНАДЫРЬ» он увидел удивлённо; таковая здесь никогда не продавалась, по его словам. Про разные городки и селения он мне поведал, а затем мы пошли в кинотеатр «Полярный», где он (Басов) собирает всех людей, интересующихся путешествиями; там и провелась моя первая лекция с показом фотографий.
Сразу скажу о численности людей: на 1-ю лекцию в к-тре Полярный пришло человек восемнадцать; на следующий день, в Анадырской библотеке, собралось 19 человек (из них трое, пришедших на вчерашнюю лекцию); а после библиотеки я был в «Школе странствий» (типа подросткового клуба) и явился там путешествующей молодёжи и их директору, но всех их оказалось 5 человек вместе с директором и со мною. Такая небольшая явка является по-настоящему большой, ведь население Анадыря в 1000 с лихвой раз меньше населения Москвы – тут то ли 13, то ли 15 тысяч народу обитает.
Город Анадырь имеет в эти дни самый короткий световой день – три с половиной часа. Да и свет днём тут не очень яркий, потому что обычно пасмурно, снег, пурга, туман – декабрь имеет по статистике только 10 солнечных часов (не дней, часов). Но в самый короткий день года, 22 дек, мне повезло, действительно было солнечно и я обфоткал весь город, правда он небольшой.
Подробней о Анадыре вы прочтёте в следующем тексте. Пока же несколько интересностей:
А) Анадырь имеет самые дорогие бананы среди всех облцентров РФ. Стоимость дисконтных бананов (рекламируют как «скидка, распродажа») в местном супермаркете «Новомариинский» – 495 руб/кг ($7).
Б) В Анадыре два маршрута городского транспорта, автобусы, ходят по редкому расписанию. Вроде бы бесплатные, но прокатиться на автобусе не удалось – видел его только издали. Значительно больше тут таксистов, которые имеют множество фирм, номеров и объявлений о себе в подъездах, стоят целыми тусовками эти таксисты и не выключают моторов, ждут заказов.
В) Дома в Анадыре красиво разукрашены в разные цвета.
Г) Анадырь интересней многих других городов – Паланы, Усть-Ордынского, Туры и Кудымкара, вместе взятых, и имеет большее число достопримечательностей, чем все они.
Д) На чукотском языке никто из видимых мной людей не говорит и объявления на нём не пишут.
Е) В Анадыре продают местную оленину-тушёнку в консервах (165 руб), делают местный кефир, и даже «снежок» (145 руб в литровых пакетах).
Ж) Здесь необычно много милиции: я видел сегодня уже 4 машины (Уаз-буханка, Уаз-каблучок, легковушка и ещё одна легковушка), и они постоянно ездят по городу туда-сюда и мне встречаются. Также видел трэкол пограничников. Необычно много для такого 14-тысячного населения, при том что я ж видел наверняка и не всех ещё.
Остальное, ребята, напишу позже!