?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лет пять назад я прочитал в газете заметку о том, что в далёкой Пензенской области есть такая «российская Мекка» -- село, где имеется семь мечетей, и все его жители – соблюдающие мусульмане. Тогда я отметил название села, а потом ещё раз где-то прочёл – там уже не семь мечетей, а одиннадцать, и село называется Средняя Елюзань. Настал момент, после посещения разных заморских стран, изучить поближе и отечественный феномен.

В Среднюю Елюзань мы отправились 4 января, вместе с Алексеем Кулешовым traveler62rus. Мы планировали добраться туда на маршрутке (от Пензы до С.Е. около 90 километров), сфотографировать все мечети, какие найдём, совершить молитву в каждой из мечетей (если все будут открыты), посмотреть вид и устройство села и постараться понять причины феномена, а также переночевать там, где угодно будет Аллаху Всевышнему. Удивительно, в Москве пять зданий мечетей, а в Елюзани 11.

Знакомство с Средней Елюзанью и её жителями началось прямо на автовокзале. Водитель маршрутки, татарин 55-ти лет, и был первым увиденным нами жителем Елюзани. Увидев нас с Лёшей, он удивился, спросил куда и к кому мы едем, и узнав, что мы хотим просто осмотреть это чудо-село, вызвался быть по приезду нашим другом и гидом по посёлку. Часа полтора езды по ухабистой дороге – и мы вышли из маршрутки на морозный Елюзанский воздух. Морозы стояли около -25, редкий период холодной зимы в Центральной России.

Татарское село Средняя Елюзань находится в том же Городищенском районе, что и мордовское село Вышелей, где отмечался «Трезвый Новый Год». Можно было бы из Вышелея сразу поехать в Елюзань, но мы этого не сделали, потому что пошли в лесной поход, и потом отмывались и отъедались в Пензе. И вот опять мы в Городищенском р-не. Но какая разница между Вышелеем – я его уже описывал и фотографировал – и Елюзанью! Дома тут почти все были кирпичные, новенькие, не покосившиеся, домов было очень много, село содержит уже 9000 человек, больше чем в самом райцентре. Говорят, тут самая высокая рождаемость в Пенз.обл. В селе процветали предприятия сельского хозяйства (мельницы, мясофермы), стояло между домами немало грузовиков, КАМАЗов и других машин и прицепов, что давало понять, что среди местных жителей – много водителей. Не было видно пустых и заброшенных домов и участков. Многие люди имели свои виды бизнеса, в том числе и наш водитель (у него был свой магазин и мусульманский банкетный зал, без выпивки). Водитель разгрузил маршрутку (он попутно привёз хурму в свой магазин и что-то ещё), мы пересели в легковушку, и он устроил нам экскурсию по селу, в ходе которой мы побывали во всех мечетях, кроме одной, которая была почему-то закрыта.


Со слов водителя (имя его Жиганша, а в советские годы он работал учителем физкультуры в школе), оказалось следующее. Религиозность жителей села проявлялась всегда, ещё до Октябрьской революции. Во времена Советской власти старались как-то религию искоренить, но полностью это сделать не удалось. Несмотря на то, что некоторых имамов посадили, несколько мечетей превратили в овощехранилища, клуб и т.п., а учителей в школе гоняли за проявления ислама -- некоторые мечети всё равно не были закрыты и просуществовали весь советский век. Был в Елюзани совхоз-миллионер, а после развала СССР ничего из имущества его не было разворовано (по словам водителя) и теперь превратилось в с.х.фермы, производящие колбасы, сосиски, котлеты, консервы и прочее. Действительно, в магазине, который мы посетили, было множество местных мясопродуктов. В 1990-х годах начался религиозный подъём, и стали появляться новые мечети, строящиеся на средства местных жителей. Некоторые мечети построены на индивидуальные средства предпринимателей, на другие же скидывались всем селом, последняя мечеть открыта в минувшем (2015) году. Детей у всех много, минимум по трое; в школе в младших классах семь параллелей («а», «б», «в», «г», «д», «е», «ж»), во всех классах немало учащихся. Каждый год около 80-90 человек из Средней Елюзани ездят в хадж в Мекку, при том что со всей Пензенской области таковых хаджиев около 200 человек (это нам сообщил имам, оказавшийся в одной из мечетей). В целом все живут очень дружно, зажиточно, пьяниц на селе всего несколько человек, а если у кого-то несчастье, болезнь или сгорит дом, то помогают всем миром.

Eluzan-103
Eluzan-105
Eluzan-106
Eluzan-107
Eluzan-108
Eluzan-128
Eluzan-135
Eluzan-172
Eluzan-174

Село оказалось большим, и экскурсия по всем мечетям затянулась почти до вечера, а вечер наступает зимой довольно скоро. Дома почти все были кирпичные. Вода где-то была водопроводная, а где-то из колодцев. У ворот стояли нередко – у кого машина, у кого грузовик, видели и 1 сани. Что сказать о внешнем виде жителей села? Женщины тут одеты в хиджаб (платок), говорят между собой по-татарски, в разговоре по-русски часто акцент местный слышится. Мужчины необычностями не отличаются, бородатых – немного, хотя имеются. В мечетях тепло и чисто, во многих днём проходили занятия по исламу. В одной бабушки и тётушки изучали основы арабского языка, в другой – старики, в третьей – дети, несколько мечетей днём были пусты в промежутках между молитвами. Во всех мечетях было много ящиков для пожертвований, интересно, что они были разделены на пять-шесть ящиков: на нужды мечети, для больных, для обездоленных и т.п.. Во многих мечетях стояли ящики для сбора пожертвований на другие мечети в окрестных сёлах. Что касается миграции людей из села в город, -- то оно существует, но пока незначительное; уезд людей в город компенсируется размножением новых.

Сайт села (не очень информативный): http://al-azan.info/.

Средняя Елюзань в Википедии. Википедия пишет: "На 1 января 2004 года в селе насчитывалось 2279 хозяйств, 8589 жителей. Площадь территории села 994 га. 4 вальцовые мельницы, маслобойный цех. Швейный цех, цех по строительству домов. Дом культуры, 9 мечетей, медресе, 2 средние школы, детский сад, больница, поликлиника, аптека, 24 магазина, кафе-столовая, бильярдная, 3 АЗС, Дом быта".

После вечерней молитвы (магриб) водитель увёз нас к себе домой на ужин, а потом вписал на ночёвку в «мусульманский банкетный зал» (зал для торжественных событий), который тоже принадлежал ему. Мы, оставшись без «экскурсовода», ещё прошли по селу. Побывали в трёх магазинах вдоль главной дороги. Спиртное в них не продавалось, были обычные продукты, женщины-продавщицы – в платочках. Был, объективно скажу, обнаружен и уголок «харама» -- магазинчик со спиртным, пристроенный к какому-то «бильярдному залу». Говорят, что ещё в супермаркете «Магнит» есть питейный уголок, но мы туда не заходили. Но хорошо, что не является тут спиртное основным продуктом. Азан громко раздавался над селом. Поздно вечером из одной из мечетей, через репродуктор, разносилась некая проповедь, суть которой я не уяснил – она была на татарском языке. В пятницу молитву производят (как говорят) сразу во всех одиннадцати мечетях, и все большей частью наполнены (но не переполнены). Женский отсек, кстати, обнаружен, но не во всех мечетях.

Интересно, не злодействуют ли тут какие-нибудь менты? Имам одной из мечетей сообщил нам, что да бывало, что приезжали в село представители спецслужб, забирали некоторых имамов и конфисковали литературу, но потом всё вернули (и задержанных, и книги) и извинились перед населением – ничего противозаконного в мусульманском селе не было найдено.

Ещё интересно, не происходит ли в селе каких-нибудь разногласий (фитны), на почве «Мы из мечети №5, а вы неправильные, из мечети №6»? Это любопытно, но выяснять это мы не стали, расскажет кто-нибудь и сам нам об этом.

Eluzan-100
Eluzan-111
Eluzan-116
Eluzan-120
Eluzan-124
Eluzan-190
Eluzan-127
Eluzan-134
Eluzan-139
Много ящичков для пожертвований

Eluzan-143
Eluzan-144

о многих мечетях есть учебные классы
Eluzan-145
Eluzan-148
Говорят, самый высокий минарет в Пензенской обл.


Eluzan-151
Eluzan-155
Eluzan-159.
Eluzan-162
Eluzan-163
Eluzan-167
Eluzan-168
Eluzan-171
Eluzan-179
Eluzan-180
Eluzan-183
Eluzan-186

А каковы же другие селения, Верхняя Елюзань и Нижняя Елюзань? По словам, Нижняя Елюзань вовсе не является такой процветающей, потому что находится на главной автотрассе М5, население там смешанное – половина татары, половина русские, и занимаются там пьянством. Опять же со слов, -- многие люди там ежегодно гибнут, кто от пьяной драки, кто от ДТП, а проверить это мы не успели, холодно было туда ездить. Что же касается Верхней Елюзани, там дела получше, хотя село не такое большое и процветающее, как Средняя Елюзань. Русские сёла и деревни сильно хуже выглядят, чем Елюзань, вот до чего доводит многих людей на Руси пьянство.



Заночевали мы в этом банкетном зале, а после утренней молитвы Жиганша завёл свою маршрутку и поехал в Пензу обратно, и нас забрал тоже. Мы с Алексеем очень довольны. Интересно будет приехать ещё раз, например во время месяца поста Рамадан – говорят, тут большинство людей соблюдают пост, и тем более не встретишь едящего, пьющего или курящего на улице. Вот и посмотрим.

Посещение Средней Елюзани будет полезно каждому, кто интересуется а) российским исламом, б) татарской культурой, в) сельским хозяйством, г) как могли бы жить в сёлах на Руси, кабы не пристрастие к бутылке.

Comments

( 41 комментарий — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
livejournal
5 янв, 2016 09:52 (UTC)
Чудо-село Средняя Елюзань (Пензенская обл)
Пользователь nigmanet сослался на вашу запись в своей записи «Чудо-село Средняя Елюзань (Пензенская обл)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Чудо-село Средняя Елюзань (Пензенская обл) [...]
lesnoyskitalets
5 янв, 2016 10:55 (UTC)
Скука... Сплошной новодел. И дома какие-то все одинаковые
irek_bikkinin
13 янв, 2016 09:48 (UTC)
Дома в селе разные, всякие. Просто это не везде проехались.
Приезжайте, посмотрите дом Кязыма Якупова - удивитесь, какая искусная резьба по дереву и как красиво оформлен его дом. При этом сам Кязым - по большому счету нехороший человек, хотя и является председателем одной из мечетей - единственной сохранившейся с советского периода, и не входящей в ДУМ Пензенской области, как остальные 10 мечетей. Но Кязым - искусный плотник. В этом не откажешь. Он в советское время какому-то космонавту отделывал дачу, а также всяким разным начальникам.
9997999
5 янв, 2016 11:29 (UTC)
Спасибо, информативно.
А вот интересно: нет ли в этом селе православной церкви или синагоги? Есть ли там среди жителей православные, атеисты или же евреи?
a_krotov
5 янв, 2016 11:51 (UTC)
Отвечаю предположительно:
атеисты наверняка есть, как и в большинстве мест бывш.СССР,
синагог и храмов христианских, наверное, нет.
Евреи вообще -- не знаю.

Более подробно информацию о Ср.Елюзани выявлю в следующий заезд.
(без темы) - 9997999 - 5 янв, 2016 12:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yezdigerd - 8 янв, 2016 14:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irek_bikkinin - 13 янв, 2016 09:50 (UTC) - Развернуть
rinbil
5 янв, 2016 11:34 (UTC)
Можно еще добавить, что это самое крупное татарское село в России.
(Удалённый комментарий)
a_krotov
5 янв, 2016 11:53 (UTC)
Про курсы -- я думаю, просто случайно попалось объявление
про мальчиковые курсы. А так, в какой-нибудь другой мечети
может и есть женские / девочковые курсы, просто оно не попалось
на глаза нам сегодня.
(без темы) - irek_bikkinin - 13 янв, 2016 10:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ummrahim - 26 янв, 2016 09:38 (UTC) - Развернуть
gril_avp
5 янв, 2016 11:59 (UTC)
на втором этаже, за занавесками как раз "женская часть" мечети?
a_krotov
5 янв, 2016 12:05 (UTC)
Да, второй этаж на фото -- женский отсек.
В других местах, бывает, за занавесочкой в основном зале.
drunkdick
5 янв, 2016 12:10 (UTC)
В Мордовии есть село Белозерье с населением 3000 человек и с 8 мечетями
Олег Фёдорыч
5 янв, 2016 12:18 (UTC)
Впечатляет!
Молодцы!

Не скажу насчет пристрастия к бутылке (просто не знаю), но белорусская деревня выглядит хоть и поскромнее (особенно - насчет "между домами немало грузовиков, КАМАЗов и других машин и прицепов"), но тоже выглядит приличнее даже большинства подмосковных.

Да, кое-где можно увидеть лошаденок, запряженных в телеги и тащащих какой-то груз, но все поля распаханы и засеены, а не зарастают молодым лесом - как даже в Подмосковьи и прилегающих областях.

Праздно шатающегося люда и обрушившихся избенок в деревнях не заметно: все ЧИСТО и аккуратно.
Даже в РУИНАХ древних монастырей, до которых пока "руки не доходят" (а вообще-то реставрация у них образцово налажена), не видно мусора.

А уж про "часа полтора езды по ухабистой дороге" - вообще говорить не приходится: таких образцовых дорог не хватает даже в Польше (про Россию - умолчу): за три года мы изрядно исколесили Белоруссию вдоль и поперек, но лишь однажды наткнулись на грунтовку (т.н. "грейдер", по которому шли под 70 км/ч - автомобилисты меня поймут).

Такие же братья-славяне и климат ненамного мягче и - такая разница!
Может, кто и тут откроет секреты?

Один секрет я уже знаю: намного меньше воруют!!!

Edited at 2016-01-05 12:21 (UTC)
lesnoyskitalets
5 янв, 2016 13:01 (UTC)
Да, насчёт этого батька Лука молодец: воровать не даёт, а у Путина все друзья воры

Edited at 2016-01-05 13:02 (UTC)
(без темы) - joint_joint - 5 янв, 2016 13:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nol21 - 6 янв, 2016 04:15 (UTC) - Развернуть
joint_joint
5 янв, 2016 13:57 (UTC)
сводить все к бутылке, слишком просто.
бутылка она с некоторой точки зрения тоже следствие, а не причина.
(без темы) - zvezdnoenebo2 - 22 янв, 2016 15:49 (UTC) - Развернуть
balakleewskii
6 янв, 2016 12:21 (UTC)
А как получилось, что им позволили жить без обязательного алкогольного изобилия? Может, это только русских спаивают, а татар, почему-то, нет? Вон и размножаются они, а русские -- наоборот -- вымирают. Похоже, это такая сознательная стратегия у руководства страны -- стимулировать рост популяции татар и других народов, заместить ими русское население. Вон и из Средней Азии завозят миллионами.
Выше правильно заметили, что пьянство -- не причина, а следствие.
irek_bikkinin
13 янв, 2016 10:17 (UTC)
Спаивают тех, кто хочет этого. Татарским селам тоже давали планы по продаже алкоголя. Некоторые выполняли (иногда за счет продажи в соседнем русском селе), некоторые - нет. Сельскую администрацию наказывали за то, что мало народ пьет.
В Белозерье уже несколько лет продажи спиртных и табака нет вообще. Там был кооперативный магазин, который продавал в месяц 20 бутылок водки - покупали местные нанятые работники из мордвы, русских и чувашей. Много лет им говорили - не продавайте водку. Потом сожгли этот магазин дотла.
В Средней Елюзани тоже сжигали такой магазин - непонятно только, кто. Так и не нашли. Магнит - им ведь не укажешь. Про продажу при бильярдном зале я не знал.
(без темы) - balakleewskii - 13 янв, 2016 11:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irek_bikkinin - 13 янв, 2016 11:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zvezdnoenebo2 - 22 янв, 2016 16:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - balakleewskii - 22 янв, 2016 21:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maltcev2019 - 21 мар, 2016 10:27 (UTC) - Развернуть
amigo_o_o_u
6 янв, 2016 21:01 (UTC)
ну прям Агрыз
motilek_1
10 янв, 2016 13:42 (UTC)
Спасибо Антон, за интересный рассказ! Это напомнило мне как были в райцентре Гродненской области Ивье https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B2%D1%8C%D0%B5 , где издавна проживают липки (белорусские татары). Твои фотографии и описание мне сильно напомнили это село :-).
Rival Gimaev
12 янв, 2016 08:02 (UTC)
Бывают конечно, и исключения в этом селе http://www.penzainform.ru/news/life/2016/01/12/zhiteli_srednej_elyuzani_oslavilis_na_vsyu_stranu_v_shou_malahova.html
maltcev2019
21 мар, 2016 10:12 (UTC)
"Интересно, не злодействуют ли тут какие-нибудь менты? Имам одной из мечетей сообщил нам, что да бывало, что приезжали в село представители спецслужб, забирали некоторых имамов и конфисковали литературу, но потом всё вернули (и задержанных, и книги) и извинились перед населением – ничего противозаконного в мусульманском селе не было найдено."

Значит, врали. В 2008 году изъятая в одной из ечетей села была признана экстремистской http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/news/counteraction/2008/04/d13036/ Больше уши развешивайте.

В 2014 году было возбуждено дело по ст. 282 против местного имама, подстрекавшего против евреев: "Евреи из всего мира собираются в одном месте – Израиле, в связи с чем, наступает удобный момент для того, чтобы их истребить сразу всех" http://www.sova-center.ru/religion/news/extremism/counter-extremism/2014/02/d28957/ Сейчас это дело возобновлено к производству http://www.sova-center.ru/religion/news/extremism/counter-extremism/2015/04/d31792/

И так далее, и так далее. Достаточно поискать, а не смотреть в рот тем, чья задача - обелить себя.
russ_muslim
14 май, 2016 17:08 (UTC)
Вы не верите мусульманам, а я не верю лживым безбожникам, поносящим мусульман.

"Стало ясно, что произошли какие-то сдвиги в высших сферах пензенской судебной системы.

В связи с этим некоторые пензенские юристы высказали мнение, что попытка использовать уголовное дело против Али Якупова для политического противопоставления татар-мусульман и евреев провалилась. Евреи – народ умный, и никто из них не повёлся на это сфабрикованное уголовное дело в отношении Али Якупова, одного из лучших знатоков Корана в России.

Не получилось у некоторых чиновников при помощи пензенских следователей разыграть национально-религиозную карту. А ведь старались – основой для уголовного дела сделали сознательно ложный перевод слов «яхуд» из проповеди Али Якупова как «еврей», что совершенно недопустимо в отношении исламских текстов 7 века.

В те времена у слова «яхуд» не было значения «еврей» как национальность. «Яхуд» тогда имело лишь религиозный смысл – «иудей». А иудеями становились не только евреи, но и арабы, тем более, что тогда евреи-иудеи, жившие в Аравии, говорили на арабском языке.

Для обозначения евреев по национальному признаку в те времена применяли слово «Бану Исраиль», которым их называет Коран, а также по принадлежности к племенам – Бану Кайнука, Бану Надир, Бану Курайза, Бану Саида и т.д.

Но те, кто фабриковал дело против Али Якупова, не заморачивались исторической филологией. Те среднеелюзанцы, кто организовал ложный донос, а потом и давал показания на суде, лгали, что они слышали, как Али Якупов призывал уничтожать евреев. Однако в аудиозаписи, имеющейся в деле, Якупов вообще не говорит о евреях. Он дважды произносит слово «яхуд» – «иудей». Среди 17 хадисов, прозвучавших в той проповеди, он упомянул и один хадис о том, как в далёком будущем, перед концом света, некие исфаханские иудеи последуют за Антихристом (Даджжалем) и эта армия Антихриста будет уничтожена мусульманским войском во главе с пророком Иисусом" (http://www.ansar.ru/person/penzenskaya-femida-v-dele-hafiza-korana).

Edited at 2016-05-14 17:27 (UTC)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 41 комментарий — Оставить комментарий )

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner