Про переход границы я уже писал – мавританская виза теперь стоит 55 евро, занимает целую страницу (наклейка с фото), и ещё есть въездной штамп, всего значит полторы страницы нужно. Довезла до границы нас фура с румынским водителем и румынскими номерами, едущая в Буркина-Фасо. Предлагал румын Иоан ехать с нами и дальше. Очень весёлый, замечательный человек! Да, тут много иностранцев, едущих продавать автохлам во страны Африки, вплоть до Габона. В Марокко и Мавритании продать «автомусор» нельзя, но начиная с Мали – можно.
Нуадибу оказался упрощённым, жарким городом. Удивило большое количество коз, которые ходили по улицам и ели всякие бумажки и сор. Заночевали мы там, одну ночь, в медресе, его преподаватели были очень добры, а дети писали вместо тетрадок на многоразовых деревянных табличках.
В городе здания в два этажа, в основном. Больших зданий не видно. «Супермаркеты» все представляют собой небольшие магазинчики. Товары, что есть вкусные – те из Марокко и из Европы. Несколько видов местных товаров было обнаружено – йогурты из Мавритании, батоны по 100 угия, вода питьевая бутылочная, некоторые овощи. Сладкими фруктами Нуадибу пустынный не побаловал, одни картошки и лук, и те вероятно привозные. Рек в Нуадибу нет, он стоит на узком полуострове, типа как Дахля, только полуостров более крупный. По середине острова ещё и проходит граница, западная часть узкого п-ова – марокканский, и там есть военный городок ЛаГурила, самый южный населённый пункт Марокко, нами не посещённый. Восточная часть «сосисочного полуострова» – мавританская. Между ними пустыня и мины, советуют с дороги не сходить и районы западнее железной дороги не посещать. Край города и железная дорога ограждены забором. Длина города Наудибу около шести километров, ширина порядка двух километров. Есть интернет-кафе, фирмы по продаже автобусных мест в автобусах до Нуакшота; проезд 450 км до столицы стоит: для человека 5000 угия (900 рублей), для козла на крыше дороже, 6000 угия.
Два дня ходили по городу, других иностранцев не видели, стало быть их тут немного. Говорят, что в порту множество русских моряков, но это не проверяли в этот раз. Ещё чего не видели: газет местных нигде не продавали; не видели книжных магазинов; городские автобусы не были нами разведаны, хотя трижды проезжали какие-то автобусы, может ведомственные или портовые, не понятно. Впрочем, работает городской автостоп по главной улице. В городе есть несколько тысяч машин, есть и некоторые трёхколёсные, но больше четырёхколёсные, большинство же – очень мятые и старые легковушки, не раз соприкосавшиеся своими носами и боками. В городе никакой мент нас не трогал. Даже напротив медресе была полиция, нас никто туда не сдавал.
Не видно учреждений других религий, кроме ислама. Исламская Республика Мавритания – практически на 100% мусульмане. Люди, на вид, хорошие. Столько мечетей, даже удивительно, в каждом микрорайоне. Там есть и такие простые самопальные мечети из досок, внутри обитые пустыми коробками или полиэтиленом. Для того, чтобы постоянный ветер с песком в мечети эти не надувал. Но при этом в мечетях этих крайне жарко и душно. На молитву набивается полная мечеть, каждая мечеть набивается, и люди ещё снаружи молятся, но одни мужики – женских отделений в мечетях нигде тут не обнаружено.
Живущий тут уже лет восемнадцать доктор (хирург) Павел из Минска (его знают многие жители Нуадибу) сказал, что город улучшается, за последние годы он сильно улучшен, новые асфальтовые дороги появились. Мне показалось, что 90% улиц всё равно не заасфальтированы, лишь песчаные проходы между домами.
Теперь про поезд. Мавританская горнодобывающая комания СНИМ (SNIM) поддерживает в хорошем состоянии ж.д.линию в почти 700 км от Зуерата (там рудники) до Нуадибу. Рельсы хорошие, толстые, без дырок, не Мадагаскар. Каждый день идёт несколько составов с рудой, они очень длинные, от 150 до 180 вагонов, может и длиннее есть, тащит их три локомотива. К некоторому поезду, раз в сутки, цепляют два жилых вагона. Один пассажирский для обычных людей, ужасно старый и облезлый. Другой для начальников компании СНИМ. Недавно построили новый вокзал, в 6 км к северу от Нуадибу. Там скапливаются пассажиры. Отправка поезда неточная – инша Аллах между 17 и 21 часами поезд с пассажирским вагоном появится и отправится. Люди накапливаются. Билетёр на вокзале старается продать билеты по 2500 угия (7 долларов), цена одна, независимо от расстояния. Но множество людей едет зайцем в товарном вагоне, в одном из 180 грузовых вагонов. На восток идёт поезд пустой, на запад -- с рудой. Бесплатных пассажиров большинство.
На вокзале был нами встречен некий товарищ из Воронежа, вКонтакте он Никита Бесогон, он автостопом с Марракешского дома вот догнал нас. Этот хороший парень был на Папуа и ещё много где. И он хотел тоже проехать в поезде. Вокзал не имеет освещения и проточной воды. Рядом есть пост полиции, там записывают, кого отловят из иностранцев. Вообще тут в стране много полиции, в каждом месте записывают, можно им давать ксерокопию паспорта, чтобы не терять время. Реально ксерокопий паспорта в Марокко и Мавритании нужно много, можно и десятки наксерить. Могут на 20 метров два раза понадобиться. В Марокко они нужны южней Эль-Аюна, несколько раз, а в Мавритании постоянно. Всем нужен твой паспорт, род занятий и твоё следующее место назначения. Конечно, сделано «для безопасности иностранцев».
Я заранее напялил на себя всю одежду, какую имел, чего советую и вам сделать! И вот, подогнали поезд уже в темноте. Было бы при свете, поехал бы я в товарном вагоне. А в темноте, человек сто стали драться за проникновение в пассажирский вагон. Этот вагон возил ещё оккупантов-европейцев лет шестьдесят назад. Сейчас в нём нет нормальных стёкол, все выбиты, вместо них железные листы. Окошки небольшие, с железной задвижкой, как в вагоне у заключённых. Туалет без воды. Электричества нет. Обшивка оборвана полвека тому назад. В этот вагон мечтают пролезть сто человек со своими огромными мешками, тюками, коробками. Я прорвался самый первый, занял места для друзей, постепенно они подошли – и тут ещё два интуриста, один китаец, другой британец. Другие же люди лезли на товарные вагоны и грузили туда свои мешки.
Тронулись. Очень резко этот поезд трогается и тормозит. Можно просто упасть, друг на друга, что многие и делают. Ведь пассажирский вагон цепляют 182-м вагоном к почти трёхкилометровому товарному составу. По пути поезд то трогается, то тормозит, в вагоне если стоишь, то падаешь, а если в это время пойдёшь в туалет, то очень неприятно может быть. В общем, поехали. Расписания точного нет, всё от грузов, но каждый день один состав имеет свой пассажирский вагон.
Только мы тронулись во тьму, как трое контролёров пошли по вагону, светя фонариками. Я и Катерина заранее купили билеты на вокзале. Билеты на вокзале именные, указаны фамилия, имя, и дата, а куда едешь, не важно. Британец и китаец тоже вложили по $7, а дополнительный воронежский товарищ без билета поехал. Контры очень долго его мурыжили, впаривали билет за 2500, пытались вытянуть из нашего купе, а тот говорил: «не дам, нету, не успел поменять» и т.д.. С трудом он договорился и дал контролёрам 1200 угия и 10 рублей российских впридачу, без выдачи билета.
Остановок в пути всего несколько, тормозит поезд где-то, неясно где. Вероятно, где встречные составы проходят. Дорога однопутная, не элеткрифцированния. Три мощных локомотива у поезда. Кто-то в вагон заходит, кто-то выходит в темноте, на рельсы выгружает барахло, из пассажирского и грузовых вагонов, тьма непроглядная, нигде больше нет ни вокзалов, ни названия станций, кроме как в Нуадибу. Ночью в поезде стало адски холодно, может быть около пяти градусов на улице было, и в вагоне просто холодец. Мы завернулись кто во что. Катя свой спальник отдала китайцу. Остальные пассажиры завернулись в свои гнилые, старые одеяла. Клопы с одного из одеял набросились на меня и покусали нижнюю левую часть тела. Поезд трясло жестоко. Как в грузовом вагоне? Думаю вообще ад, там ж ветер ещё и пыль руды, но нет клопов. Ничего вкусного не продавали в поезде.
В 8.30 утра доехали до «города» Шум (Choum), это не городок, а посёлок, наверное сто домиков в пустыне. Другие интуристы вышли в Шуме, а мы решили до Зуерата ехать, чтоб прокатать линию до конца пассажирского движения, цена ведь одна. И ещё проверить один факт.
Было дело раньше, я читал в Интернете, что менты не пускали интуристов ехать дальше Шума. Там в одном месте ж.д.линия проходит через 1 км территории Западной Сахары, а из Мавритании выходит. Поезд покидает территорию страны, типа как в Петропавловске-Казахстанском. А раньше был там поезд только через территорию Мавритании, -- был там тоннель в горе, и он сейчас испорчен. Там такая большая гора и в ней довольно глупый тоннель, построенный только потому, что одни колонизаторы не могли договориться с другими. Но после освобождения от рук капиталистов, уже тоннель как-то развалился, и рельсы проложили в обход горы и через территорию соседней страны. Поезд в обход горы идёт по Зап.Сахаре, но внешне никак не заметно, ни ментов, ни запретов не ощутили, фоткали из железного окошечка.
Поезд тащился до Зуерата ещё часов пять. Вышли, а там вообще пустыня голая, ни воды, ни еды, ни розеток, ни вай-фая, ни расписания, ни касс, ни асфальтовых дорог, лишь один навес, построенный ещё неандертальцем каким-то из рельсов и обрывков конвейера рудника. Люди активно разгружали вагон пассажирский и грузовые вагоны, где везли свои вещи. Шесть машин встречали поезд. А потом сам поезд укатился дальше, уже без видимых пассажиров, на сам рудник, где засыпают рудой эти 180 вагонов.
Нам же до самого города Зуерата топать по жаркому песку 7 км. Подстопили старый пикап, прибыли в сам город Зуерат. Пока ехали на попутке в город, два поста – менты и жандармерия, будки на расстоянии 40 метров одна от другой, каждая хочет паспорт и его ксерокопию. Попали в Зуерат, надеясь найти там воду для питья, электричество для зарядки фотоаппарата, и еду для желудка. Всё это нашлось, в небольшом количестве, с трудом – днём почти все заведения были закрыты. И было жарко, серьёзно.
Оттуда скоро засобирались в обратный путь, проехать всё же на грузовом вагоне. Город Зуерат очень прост. Поезд обратно из Зуерата идёт, инша Аллах, как сообщили нам, в 16 или 17 часов. Мы были уже к 16 часам в пустыне на «станции». Пассажиры постепенно накоплялись. Реально поезд пришёл после захода солнца, ночью с грузового вагона ничего не видно, и мы полезли опять в тот же пассажирский. Если ехать в грузовом, то только днём. Да и задубеешь ночью! Сели в пассажирский вагон, там сразу налетел билетёр и те же контролёры, требуя денег. В общем, отдали 4000 на троих (вместо 7500). С выдачей двух билетов.
Поезд опять резко тронулся, пассажиры в темноте расположились как могли, развели огонь – одни на большом газовом баллоне готовили медитативно чай, другие жгли свечку, сделав из пластиковой торпеды и свечи специальный светильник, спали в проходе, завернувшись в очень старые одеяла. Вагон резко трясло. Когда достигли Шума, была середина ночи, ничего не увидеть. Выгрузились на рельсы, ещё и не зная, точно ли это Шум – ни надписей, ничего. Поставили палатки где попало, это оказалось рядом с железнодорожным складом. Ночь. Сильный ветер был.
Когда утро настало, мы трое уже подумали, что надо куда-то деваться из Шума. Но сперва помыться и подготовить чай, после поезда было необходимо. Для помывки и делания чая мы втроём пошли в Шумскую мечеть. Об устройстве мечетей скажу ещё позже, а вообще сообщу, что омовение тут делают с помощью чайников, для малого омовения используется один чайник, ну и хватает пары чайников для помывки всего человека.
После этого нам нужно было отправиться автостопом в Атар по грунтовой дороге, о каком процессе я расскажу позже.
Запись сделана с помощью m.livejournal.com.