?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

про город Туркестан

Вчера, 30 апреля, мы осмотрели городок Туркестан – одно из интереснейших мест Казахстана. Находясь на трассе и железной дороге Ташкент—Москва, Туркестан часто посещается всякими приезжими, и я тоже тут бывал, но не осматривал подробно. Теперь возникла возможность это сделать.

Основной, да и почти единственной, достопримечательностью Туркестана, является мавзолей Ахмеда-Ходжи Яссави с его окрестностями. Этот человек жил в 11 в., был главой общины суфиев в Бухаре, потом переехал в Яссы (нынешний Туркестан) и прославился своими философскими стихами (Яссави – это не фамилия, а топоним, город происхождения, как часто бывало в те времена на Востоке). Достигнув возраста 63 лет, когда умер пророк Мухаммед, этот Ахмед-Ходжи поселился в подземелье мечети в келье, где и провел остаток своей жизни. Над его могилой через пару столетий был сооружён мавзолей, который ещё веков через семь был включен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Нынче он отреставрирован, и весь комплекс вокруг него посещается тысячами людей ежедневно, которые приезжают не только с соседних областей Казахстана, но и других мест Средней Азии с туристической, или же паломнической целью.

Мы прибыли в Туркестан накануне вечером. Но так как вписки (места ночлега) в самом Туркестане у нас не было, и оттуда у меня нет ни одного читателя, -- ночлег нашёлся в соседнем городе Кентау, в 35 км от Туркестана. Там (по наводке от читателя вКонтакте) нас приютил весёлый казах Нуржан, 59 лет от роду, владелец маленькой парикмахерской. Он рассказал нам всю историю Кентау и показал нам тот город – он зелёный, приятный и благоустроенный. После ночлега у Нуржана мы вернулись в Туркестан.

Комплекс, центром которого является древний мавзолей Яссауи, занимает порядка одного квадратного километра. На его территории имеется исторический музей, реконструкция старой улицы древнего города, раскопки под навесом-крышей, мечеть подземная и обыкновенная, турист-центр и магазины сувениров, катание на верблюдах, мыльные пузыри и магниты, а в центре всего имеется собственно большое здание мавзолея. Посетить его можно по билету, который стоит для гр.Казахстана 200 тенге (40 руб), для граждан СНГ 300 и для иностранцев 500 тенге (мы прошли как казахстанцы). Остальные экспозиции и здания и музей можно посещать уже без дополнительной оплаты.

Скажу я вам, товарищи, что здание этого мавзолея действительно большое, но и немало связано с ним разных псевдорелигиозных и народных предрассудков, суеверий. Таких суеверий можно видеть много и в народных культах, связанных с буддизмом, с православием и др. Зайдя в здание мавзолея-музея, все смотрят на огромный 3000-литровый металлический котёл, он стоит как главная экспозиция в центре помещения. Это действительно редкий котёл эпохи Тамерлана, но почему-то почти все посетители начинают в него бросать деньги (монеты). Конечно, сотрудники музея только рады, что тысячи людей бросают деньги в этот котёл: верно, немало они собирают оттуда себе «на чай». Также, заходя в разные узкие помещения мавзолея, видят там люди разные надгробия, древние и современные, относящиеся к разным казахским ханам, потомкам Чингисхана и прочим. И почему-то многие начинают тереться об эти надгробия и оставлять на них также различные монеты и даже купюры. Вероятно, ханы, которые завещали себя похоронить здесь, чувствовали какую-то мистическую силу этого места, а люди, которые кладут монеты на могилы ханов, видят и в ханах тоже какую-то «волшебную» сущность. Также «заряжают» платки об эту мечеть и об разные могилы внутри. К слову сказать, есть и обычный мечетный отсек в этом мавзолее, а гробница самого Ахмет-Ходжи сделана за загородкой, и потереться обычному посетителю об неё нельзя.

На осмотр мавзолея и прилегающих разных музеев нужно часа три. Пусть Всевыший обережёт вас, читатель, от поклонения прежним казахским ханам и другим гражданам, да и оставлять деньги на гробницах не нужно. Покойники вашу щедрость всё равно не оценят, а оплата музейным работникам уже включена в стоимость билета. А сколько много людей привозят туда! Было воскресенье – целые автобусы, сотни или даже тысячи людей, словно Борободур какой-то.

Ознакомившись со всеми достопримечательностями, мы сели на маршрутку №1, выехали на трассу и тут же поймали машину до Чимкента. Дорога тут очень хорошая, автобан с разделительной полосой, скоростная трасса. Да и с Кзыл-Орды тоже идёт такая же. Когда-то, двадцать лет назад, я ездил здесь -- тут была старая двухполосная автотрасса советского типа, переходящая под Иргизом в грунтовку. А сейчас вот цивилизация такая. И сам Чимкент обстроился и похорошел, но о нём – в следующем посте.

Прибыли в Шымкент. Очень крупный город, третий по величине в Казахстане. Подробней о нём будем рассказывать позже.

Метки:

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
m_u_s_t_a_f_a
1 май, 2017 10:49 (UTC)
Я дважды был в Туркестане - в 1993-м и 1994-м году. Первый мой длительный автостоп: шестеро суток в пути, почти неделя, причём четверо из этих шести - в одной машине. Именно там, у гробницы Ходжа Ахмада Ясави, я принял ислам.
detkafm
3 май, 2017 00:32 (UTC)
анонимные составители статьи про т-н в википедии пишут, что три похода в т-н считаются равнозначными одному натуральному хаджу. то есть у г-на кротова минимум 1 1/3 хаджа есть, а на самом деле куда больше, ведь паломничества к др святыням здесь еще не учтены
a_krotov
3 май, 2017 17:48 (UTC)
Многие такого рода гробницы и сооружения известны как местные центры паломничества. Например, некоторые считают, что паломничество в Кербелу (Ирак) якобы в 1000 раз ценнее, цем хадж (т.е. как 1000 хаджей). Но мне кажется, что всё это (цифровая такая математика) ерунда какая-то!
( 3 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner