Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Categories:

Торговля в святом месте

В отличие от церквей и дацанов, -- в мечетях, как правило, торговля не производится. Иногда есть небольшой книжный ларёк, но вообще торговле в храме не место. Но вокруг мечетей, во всяких странах мира, часто возникает рыночек, особенно в пятницу, когда много верующих устремляются на пятничную проповедь и молитву.  Особенно это бывало мне заметно в Москве, возле метро "Проспект Мира": по всему километровому пути от метро до мечети стояли подвижные бизнесмены, предлагающие верующим -- с рук или с машин -- разные восточные товары: дыни, арбузы (из багажников машин), самсы, узбекские лепёшки, халяль-сосиски, бесплатные сим-карточки Билайн с нулевым балансом, духи, чётки, кыргзыский напиток "Максым / Шоро", а также традиционные визитки-рекламки автоперевозок в сторону Узбекистана, Таджикистана или просто маршрутки до границы РФ и обратно, чтобы поставить новый российский въездной штамп (актуально для тех временных гостей России, кто ещё не получил гражданство или постоянный вид на жительство). Среди этих продавцов пристраивались нищие, как мусульмане, так и цыгане, универсально подходящие для попрошайства у храмов всех религий. В последнее время московская полиция стала разгонять этот подвижый рынок, и он сильно съёжился. Только у мечети на Поклонной Горе нет никаких арбузов и прочих продавцов -- имам там строго всех предупреждает, чтоб не торговали и не создавали превратное мнение о мусульманах у прочих московских жителей и властей.

Мечеть в Улан-Удэ одна-единственная, на всю Бурятию одна. В обычные дни никаких торговцев нет -- ни в самой мечети никакого ларька, ни рядом нет, и только в пятницу прихожане, приезжане устраивают снаружи на автостоянке небольшой торг: открываются багажники машин с номерами Кыргызстана, и в них неожиданно оказывается Максым-шоро, лепёшки, сосиски, духи и другие полезные товары. Несколько продавцов с небольшими несъедобными товарами пристраиваются внутри ограды мечети, на парапете. Решил недавно присоединиться к ним и я.

Пришёл в пятницу пораньше, выложил несколько своих тематических книг -- "Медина.Мекка.Хадж", "Таджикистан", "Кыргызстан" -- может, кто заинтересуется. Но интерес образовался другого рода, от продавцов-соседей:
DSCN9344

-- Это кто это вам разрешил, брат, здесь книгами торговать? Бывает же всякое! Были случаи, что мусульмане, русского происхождения, приносили вредную литературу, запрещённую литературу и даже шиитские, сектантские книги!

-- Хм, а кто должен разрешить? -- удивился я. -- Да и книги у меня безвредные, не шиитские.

-- Это имам должен решить! -- отвечали соседние торговцы. Скоро и появился сам имам, старец с обширной седой бородой, на вид среднеазиатского происхождения.

Имам, как и следовало предположить, ничего опасного в моих произведениях не обнаружил, и я всё же расположился с книжками. Но тут поднялся ветер, такой сильный, что распространение книг затруднилось до крайности. Я выложил всего три книги, и они постоянно улетали. Я попробовал переехать к другой стороне мечети, но и там задуло (мечеть находится на берегу реки, вдоль неё ветрит особенно сильно). Никто, кроме меня, не распространял книги в мягкой обложке, только у одного соседа были толстые тома, которые не летали.

В результате, я решил, что следовательно не нужно мне сейчас торговлей заниматься у храма, собрал книги в сумку и перебрался внутрь мечети, где имам уже начал свою проповедь. Так ведь интересно было кому-то из читающих посетителей мечети подсунуть свою книгопродукцию, но Аллах судил иначе. Распространю книги иными способами.
Tags: Улан-Удэ, мечеть, торговля
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments