?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В отличие от церквей и дацанов, -- в мечетях, как правило, торговля не производится. Иногда есть небольшой книжный ларёк, но вообще торговле в храме не место. Но вокруг мечетей, во всяких странах мира, часто возникает рыночек, особенно в пятницу, когда много верующих устремляются на пятничную проповедь и молитву.  Особенно это бывало мне заметно в Москве, возле метро "Проспект Мира": по всему километровому пути от метро до мечети стояли подвижные бизнесмены, предлагающие верующим -- с рук или с машин -- разные восточные товары: дыни, арбузы (из багажников машин), самсы, узбекские лепёшки, халяль-сосиски, бесплатные сим-карточки Билайн с нулевым балансом, духи, чётки, кыргзыский напиток "Максым / Шоро", а также традиционные визитки-рекламки автоперевозок в сторону Узбекистана, Таджикистана или просто маршрутки до границы РФ и обратно, чтобы поставить новый российский въездной штамп (актуально для тех временных гостей России, кто ещё не получил гражданство или постоянный вид на жительство). Среди этих продавцов пристраивались нищие, как мусульмане, так и цыгане, универсально подходящие для попрошайства у храмов всех религий. В последнее время московская полиция стала разгонять этот подвижый рынок, и он сильно съёжился. Только у мечети на Поклонной Горе нет никаких арбузов и прочих продавцов -- имам там строго всех предупреждает, чтоб не торговали и не создавали превратное мнение о мусульманах у прочих московских жителей и властей.

Мечеть в Улан-Удэ одна-единственная, на всю Бурятию одна. В обычные дни никаких торговцев нет -- ни в самой мечети никакого ларька, ни рядом нет, и только в пятницу прихожане, приезжане устраивают снаружи на автостоянке небольшой торг: открываются багажники машин с номерами Кыргызстана, и в них неожиданно оказывается Максым-шоро, лепёшки, сосиски, духи и другие полезные товары. Несколько продавцов с небольшими несъедобными товарами пристраиваются внутри ограды мечети, на парапете. Решил недавно присоединиться к ним и я.

Пришёл в пятницу пораньше, выложил несколько своих тематических книг -- "Медина.Мекка.Хадж", "Таджикистан", "Кыргызстан" -- может, кто заинтересуется. Но интерес образовался другого рода, от продавцов-соседей:
DSCN9344

-- Это кто это вам разрешил, брат, здесь книгами торговать? Бывает же всякое! Были случаи, что мусульмане, русского происхождения, приносили вредную литературу, запрещённую литературу и даже шиитские, сектантские книги!

-- Хм, а кто должен разрешить? -- удивился я. -- Да и книги у меня безвредные, не шиитские.

-- Это имам должен решить! -- отвечали соседние торговцы. Скоро и появился сам имам, старец с обширной седой бородой, на вид среднеазиатского происхождения.

Имам, как и следовало предположить, ничего опасного в моих произведениях не обнаружил, и я всё же расположился с книжками. Но тут поднялся ветер, такой сильный, что распространение книг затруднилось до крайности. Я выложил всего три книги, и они постоянно улетали. Я попробовал переехать к другой стороне мечети, но и там задуло (мечеть находится на берегу реки, вдоль неё ветрит особенно сильно). Никто, кроме меня, не распространял книги в мягкой обложке, только у одного соседа были толстые тома, которые не летали.

В результате, я решил, что следовательно не нужно мне сейчас торговлей заниматься у храма, собрал книги в сумку и перебрался внутрь мечети, где имам уже начал свою проповедь. Так ведь интересно было кому-то из читающих посетителей мечети подсунуть свою книгопродукцию, но Аллах судил иначе. Распространю книги иными способами.

Comments

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
yarowind
27 май, 2018 07:26 (UTC)
>>В отличие от церквей и дацанов, -- в мечетях, как правило, торговля не производится.

Справедливости ради, арбузы и самсу, равно как и борщ с пельменями, в церквях тоже не продают.
a_krotov
27 май, 2018 07:40 (UTC)
Ну, там в церквях обычно свечи, иконы, книги, записки за здравие и упокоение.

Хотя в последнее время стали появляться (у некоторых церквей) киоски с разными освящёнными продуктами с названиями типа "Монастырская трапеза" и т.п., продуктовые ларьки фактически. Но это пока нечасто.


yarowind
27 май, 2018 07:42 (UTC)
>>Ну, там в церквях обычно свечи, иконы, книги, записки за здравие и упокоение.

Именно, то есть то, что используется в богослужении.

>>Хотя в последнее время стали появляться (у некоторых церквей) киоски с разными освящёнными продуктами с названиями типа "Монастырская трапеза" и т.п., продуктовые ларьки фактически.

Да, но именно на территории, а не внутри храмов.

nol21
27 май, 2018 09:09 (UTC)
Совсем не все книги, которые продают в православных храмах, используются в богослужении (в ассортименте не только молитвенники).
yarowind
27 май, 2018 11:15 (UTC)
Хорошо, назовем их околоцерковными. Все же Донцову и Стругацких я там не видел:).
microrealism
28 май, 2018 04:28 (UTC)
А какая собственно разница, на пляже тоже не золотыми крестами торгуют, а прохладительными напитками и плавками. Каков спрос в конкретном месте, такво и предложение.
nol21
27 май, 2018 09:11 (UTC)
В Черниговском скиту в Сергиевом Посаде внутри главной церкви можно купить кружки и другую сувенирную "дребедень" по завышенным ценам. Увы, не все паломники, добравшиеся до этого скита и желающие попить или набрать с собой воды из источника, могут позволить себе купить кружку или тару под воду в этой лавке... (а пластиковых стаканчиков за 1 рубль здесь не продают)

Edited at 2018-05-27 09:14 (UTC)
yarowind
27 май, 2018 11:17 (UTC)
>> (а пластиковых стаканчиков за 1 рубль здесь не продают

Это странно, обычно всегда есть простые пластиковые стаканчики и бутылки.
nol21
27 май, 2018 11:42 (UTC)
Не помню, продают ли пластиковые бутылки в Черниговском скиту (стаканчиков там точно нет), а в лавре пустая бутылка стоит не менее 10 рублей.
a_krotov
27 май, 2018 10:39 (UTC)
Книги в церковных ларьках -- практически всегда не только богослужебные, но и всякие разные сопутствующие: поучительные, нравоучительные, детские и даже оздоровительные, бывает в церкви прямо целый магазинчик.
yarowind
27 май, 2018 11:17 (UTC)
Хорошо, назовем их околоцерковными. Все же Донцову и Стругацких я там не видел:).
vitsky
27 май, 2018 08:13 (UTC)
А в чём сектантскость шиизма?
ps. Я в этом не разбираюсь, просто интересно.
a_krotov
27 май, 2018 10:47 (UTC)
шииты
Мусульмане-сунниты целые горы литературы и гигабайты интернета написали на эту тему (шииты, впрочем, тоже).

Я глубоко подробности описывать не буду, но вкратце

1. Шииты считают, что единственный законный наследник Пророка Мухаммада -- это его племянник Али, унаследовавший от него и духовную, и светскую власть. Сунниты считают, что Али просто один из 4-х праведных халифов, что правили после Мухаммада (это Абу Бакр, Умар, Усман и Али). Шииты считают первых трёх узурпаторами и нехорошими людьми.

2. Шииты и сунниты имеют разные комплекты хадисов (рассказов, историй о Пророке Мухаммаде), на которых базируется шариат. Шииты считают многие хадисы в суннитских сборниках недостоверными, и наоборот. Соответственно есть некоторые различия в законоприменении: шииты разрешают временный брак на определённый срок, а сунниты нет; шииты протирают ноги, а сунниты моют их перед молитвой; шииты держат "руки по швам" на молитве, а сунниты складывают их на животе, и т.д.

3. Шииты верят, что есть скрытый имам (имам Махди), это конкретный человек, потомок Али, который уже сейчас жив и скрывается уже более 1000 лет, появится в конце времён и всем покажет истину. Сунниты не думают, что этот человек жив до сих пор, и хотя тоже верят, что появится имам Махди, но не ассоциируют его с этим конкретным человеком.

Есть и другие отличия. Всего шиитов около 10%. В суннитском исламе отношение к шиитам, обычно, настороженное или негативное.

jukadraven
27 май, 2018 22:58 (UTC)
Извините, немного не в тему, но не подскажет ли кто, как правильно (официально) называется санитарное заведение перед входом в мечеть (фонтан, источник, краны с водой), где посетители моют ноги?
a_krotov
28 май, 2018 07:13 (UTC)
Тахарат-хана
В татароязычных (тюркоязычных) местах это называют "Тахарат-хана" (от арабского слова "тахарат", очищение, и татарско-турецкого "хана").

В Индонезии Tempat Vudhu (Темпат Вуду) -- место омовения, от индонезийского "Темпат" место и арабского "Вуду", омовение

русские мусульмане обычно спрашивают "Где здесь омовение" или "Где здесь тахарат взять?"

Может быть, есть и ещё какие-то термины, специально российские...

jukadraven
28 май, 2018 23:37 (UTC)
Re: Тахарат-хана
Благодарю!
( 16 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Июнь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner