?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Среди множества стран мира есть пара особенных, попадание в которые возможно только в виде пассажира оплаченного тура. Эти страны -- Бутан и Северная Корея. Ни транзитных виз, ни каких-то других виз для самостоятельных путешественников туда нет, и каждый человек, который туда отправляется из-за границы, должен заранее оплатить услуги принимающей турфирмы (гид / КГБшник, транспорт, гостиница, еда -- всё по не дешёвым тарифам), и передвигаться только по маршруту, который заранее согласован с принимающей стороной. Автостоп, ночлег у местных жителей и другие "научные" способы путешествия в этих странах невозможны.

Да, ещё есть две страны, Саудовская Аравия и Туркмения, которые тоже работают по подобной системе (виза -- для тех, кто едет в оплаченную поездку), но там несколько проще, потому что бывают транзитные визы и той, и другой страны, хотя получить их, конечно же, непросто.

В случае с Бутаном поездки туда стоят 200-250 долларов в день, должны иметь продолжительность от трёх дней, к ним обычно приклеивают авиабилет хотя бы в одну сторону. В случае Северной Кореи поездки стоят, примерно, 100-200 долларов в день, в зависимости от маршрута, от количества людей в группе (больше людей -- дешевле, мало людей или в одиночку -- значительно дороже). Про Бутан мы сейчас говорить не будем далее, я там пока не был, а теперь перейдём к Северной Корее, стране, которая граничит с РФ самым восточным участком наземной границы и имеет железнодорожный переход -- Хасан / Туманган. По этому переходу проезжает уникальный поезд Москва--Пхеньян, который на данный момент является самым длинным рейсовым поездом в мире: 10308 километров, более восьми с половиной суток в пути.

Беспересадочный купейный вагон Москва - Пхеньян сначала следует до станции Уссурийск в составе поезда 100ЩМосква - Владивосток, а затем он превращается в поезд 652 Уссурийск -- Пхеньян, он собственно состоит из одного этого вагона и локомотива. Реально всего один синий вагон был обнаружен, ходит он раз в четыре дня или реже, купить билет на него на сайте РЖД нельзя.

IMG_0854



Каждый человек, интересующийся железной дорогой, хотел бы проехать на этом поезде до Пхеньяна. Но это не просто дорого и супердорого, но ещё вроде как и запрещено корейской стороной: иностранцы могут доехать только до северокорейской станции Туманган, а дальше по ж.д. им ехать нельзя. Если кто-то хочет проехать поездом именно до Пхеньяна, нужно делать это поездом Пекин--Пхеньян, проезд в котором иностранцам разрешён.
IMG_0856-Герб
Итак. Собираясь во Владивосток, я заранее узнавал о возможности съездить в Северную Корею, хоть бы и с организованным туром. Хотя я вообще не езжу в буржуй-туры, и понимаю, что это будет вид показухи -- КНДРовские гиды покажут нам самое лучшее, а самое обычное не покажут. Но раз это единственный способ посетить страну чучхе.

Чучхе -- государственная идеология Северной Кореи, коммунизм в самом уникальном его исполнении. Руководители КНДР, великий товарищ Ким Ир Сен и великий товарищ Ким Чен Ир, как их принято называть, превратили страну в единственный в мире закрытый ото всех заповедник, где главной и единственной религией является культ вождя ("Поклоняться вождю -- как небу"), поток информации извне крайне ограничен (нет в стране Интернета, мобильная связь работает только внутренняя, выезд корейцев за границу крайне лимитирован и осуществляется только организованными группами во главе с КГБшником, въезд иностранцев также лимитирован и тоже группами с КГБшником, ввоз подрывной литературы запрещён, все фотографии, фотоаппараты, сотовые телефоны и флэшки инспектируются на въезде и на выезде, вредоносные файлы и фотографии удаляются). Наследник двух первых вождей, товарищ Ким Чен Ын, унаследовал и абсолютную власть, и особый "ручной" стиль управления страной, о котором интересно и познавательно узнать из про-чучхейского ЖЖ juche-sognun, и закрытость государства не собирается менять, хотя делает какие-то шаги на внешнеполитической арене, встречаясь иногда то с южнокорейским "марионеточным" правителем, то со Си Цзиньпином (китайским вождём), то с Трампом.
IMG_0849

Исследовав все вопросы попадания КНДР, я решил списаться с фирмой "Альфа и Омега", что предлагает поездки из Владивостока в Северную Корею. Поехать в Пхеньян стоит отсюда недёшево -- рассчитывайте на 55-60 тысяч рублей, ведь в Пхеньян нужно лететь самолётом и оплачивать все услуги гидов и проч. Поехать на поезде в Пхеньян через Китай стоит примерно столько же или дороже -- зависит от количества людей в потенциальной группе, но желающих ехать в страну чучхейского социализма традиционно немного. Наконец, есть пляжно-экскурсионный тур, который делается с помощью поезда: на поезде Уссурийск--Туманган, далее автобусом в Расон, ночлеги на специальной интуристовской турбазе "Золотой берег", днём -- экскурсии от северокорейских товарищей. Интересно, что и забронировав тур, до последней недели ничего толком не известно -- ни стоимость тура (она зависит от количества людей, которые по ходу дела могут отвалиться); ни маршрут и вид экскурсий, ни возможность самой поездки (она зависит от того, отправится ли из Москвы поезд-вагон Москва--Пхеньян, который может и не пойти в нужную дату, и тогда весь тур не происходит: иного сообщения через границу нет).

Я активно писал заранее в ЖЖ, что еду в КНДР и интересующиеся могут составить компанию, но в итоге только 1 человек заинтересовался, это оказался известный многим Веснин; другие люди уже набирались самой турфирмой. Я выбрал самый дешёвый и короткий вариант, трое суток, который обошёлся примерно в 24,000 рублей с человека: 12,400 было уплачено российской турфирме в рублях здесь, а $206 уплачено северокорейской фирме в долларах уже на той стороне (автоматически деньги туда не пересылаются -- карточки там не работают, к мировой банковской системе Северная Корея не подключена).

Далеко не рассусоливая словами, перейду к делу. Вечером 1 августа мы прибыли в Уссурийск. Немного поспя в гостях у местного человека Алексея, что работал таксистом и поэтому ложился очень поздно, -- к пяти утра мы пошли на вокзал, где уже тусили другие члены тургруппы (шестеро людей разного возраста), и стоял поезд на Пхеньян из одного вагона.

IMG_0855

Этот вагон был уникален и внешним, и внутренним видом. Я такого вида не видел уже лет двадцать -- вагон внутри напомнил мне поезд Ташкент--Красноярск середины 1990-х! В поезде ехали сотни коробок и ящиков с неизвестным содержимым, бесконечные посылки и передачки всем корейцам КНДР от других корейцев здесь, а также ящики с майонезом, подсолнечным маслом, уксусом и т.д.. Все купе были заняты полностью, кроме нескольких коек: было до потолка заставлено всё, и в тамбурах, и в проходах. Я стал это фотографировать, но появившийся проводник голосом мерзкого узбекского мента строго запретил мне снимать содержимое вагона и заставил стереть изображения, осталось два самых невинных.

За время долгой стоянки вагона корейцы перепихали все тысячу коробок как-то, что они заняли весь проход и всё что можно, но открылось несколько нор-мест, а именно восемь, куда положили нас (русских пассажиров), а вытесненные корейцы стали стоять в проходе. Бельё и постели выглядели так, что их не меняли 16 дней с выезда с Пхеньяна, да верно так оно и было.

Поезд тронулся и мы заснули. Постепенно корейцы тасовали коробки, но им уже места не осталось, они так и стояли в проходе.

Всего в вагоне было пятеро проводников! я точно это узнал и наблюдением, и когда случайно мне достались их паспорта, в каждый служебный паспорт северокорейского проводника был вложен документ железнодорожника с надписями по-корейски  и по-русски. Видно было, что рейс в Россию занимает недели две. Почему пять проводников? ну я подумал, что два проводника настоящие проводники, ещё по одному КГБшнику следят за проводниками, и один комиссар следит за двумя КГБшниками, чтобы они не уронили честь КНДРца, ну и не сбежали бы куда не следует.

Поезд остановился на станции Гвоздево. Все северокорейцы вышли и выстроились вокруг монумента красноармейцу, что стоял у платформы. Потом расслабились и сели закурить. Всего их было на вид человек двадцать. Так что основной поток северокорейских рабочих поступает к нам как-то иначе; поезд этот купейный не перевезёт всех.

IMG_0370

На Дальнем Востоке России много есть северокорейских мужиков-работяг, лет 30-40 на вид, которые выполняют сложные малооплачиваемые труды. Лесоповал на далёких делянках. Ремонт жилищ и строительство зданий, типа как у нас в Центральной России узбеки и таджики. К каждой бригаде из Кореи приставлен комиссар, который знает русский язык. Живут они и питаются все вместе, не разбегаются (говорят, их семьи остаются там в КНДР), часто носят на груди значок с портретом Вождя (Ким Ир Сена) или двух Вождей, на контакт обычно не идут, работают по 14 часов в сутки, и как говорят, 90% зарплаты перечисляют (привозят) в государственную казну. Таким образом, два источника валюты у государства: экспортировать людей на труд, и завозить туристов с валютой, всё организованно и под присмотром.

Наконец граница России, Хасан. Большой вокзал, мало используемый. Редко кто бывает тут (погранзона), ещё реже пересекают границу тут люди. Пограничники очень неохотно просочились в вагон (проход корейцы как-то подразгребли), проверили в купе из ста коробок одну, выборочно. Поставили выездной штамп. Да, в Хасане село ещё несколько русских, которые работают в совместном предприятии в Расоне. Они уж мест не нашли себе, стали стоя в проходе. Автоперехода тут нет. Только этот вагон через границу раз в несколько дней.

IMG_0860

Ещё одна станция Хасан-Сортировочный (Хасан-Экспорт), мост через речку Туманная... И вот она, Северная Корея! Станция Туманган.
IMG_0403-Паспорта
Паспорта КНДР
IMG_0405
А.Кротов в купейном вагоне поезда

Вещи на пассажирских полках в нашем купе

Оно же
IMG_0412
Билеты других русских Хасан--Туманган
IMG_0419
Пагода "Три границы" на китайской стороне близ Хасана (стык трёх стран)
IMG_0424-КНДР Россия

IMG_0426

На Тумангане поезд-вагон стоит очень долго. И всё делается очень неспешно. Людей с вагона не выпускают, пока всех не проверят. Час примерно сидели, пока все военные прошли по поезду и проверили нас начерно. Потом выпустили -- здание таможни, где уже поставят штампы, проверят все вещи. Это было длительным процессом. Любые книги, газеты, флэшки, всё нужно предъявить к осмотру, даже книги и газеты листают и декларируют. Фотоаппараты и телефоны забирают и уносят в соседнюю комнату, где долго изучают, нет ли чего вражеского. Потом декларируют -- чтобы их же и вывез. Запрещена к ввозу религиозная атрибутика. Один турист рассказал, что хотел ввезти как подарок фигурку собора Василия Блаженного, но её забрали на границе -- нельзя, религиозная пропаганда. Кто-то из туристов сказал, что нательные крестики тоже нельзя. У меня из атрибутики был только намазный коврик и чётки, но это никто не распознал, что это, и было пропущено в страну.


Профессия "Писатель", "Журналист" тут не в моде (не пишите её). Я написал нейтральное "Служащий".

Ставят штампики (виз не ставят тут, это Свободная Зона, кто едет дале -- тот визы должен получать, а тут только одобрение от принимающей стороны). Всё это проверяние и штампование ещё часа два длится, ведь все вещи тщательно проверяют, сперва на ленте, потом вручную (ну не как израильтяне, но похоже). В старом здании таможни ждали нас уже гиды со списками тех, кто должен въехать сегодня. И автобус. К нашей группе был постоянно привязан автобус с водителем, гид -- русскоговорящий кореец, учившийся в Пхеньяне в Университете иностранных языков, посетивший в своей жизни Китай, человек с примерно реалистическим мышлением,  и плюс тётка лет 48-50-ти, КГБшница, с вредными свойствами, постоянно мешавшая фотографировать ("это фотографировать запрещается") и потом вероятно на меня стуканувшая, о чём далее.

Итак, мы поехали в этом автобусе, который был специально для нашей группы. Остальных русских тоже забрали встречающие, тут каждого должны встречать. Дорога от границы до Расона грунтовая, идёт среди полей, которые сразу бросаются в глаза: все поля ровно засеяны, везде растёт рис, кукуруза, на каждые несколько соток по красному флагу, на каждые сто метров -- по паре лозунгов. Лозунги окружали нас везде. Попадались школы, с большими спортплощадками и турниками и тоже лозунгами. Машин встречных почти не было, в десять минут одна машина. Труженики полей куда-то скрылись, людей встречалось мало. Иногда виднелись посёлки,  с какими-то своими монументами, опять лозунгами, я их снимал на ходу. И хотя тётка запретила фотографировать всё, кроме того, что она специально скажет фотогравировать, я уселся на первое сиденье и нагло щёлкал всё, что видел. Ничего особо "криминального" пока не было. Поднялись на некий холм с памятником, там все вышли, там фоткать было можно. Потом приехали в город Расон (на картах Maps.me -- Насон), центр Свободной Экономической зоны.

IMG_0435

IMG_0441-флаг

IMG_0443



IMG_0465


IMG_0472

IMG_0475

IMG_0478
Возле дома -- и поля, и лозунги

IMG_0481

IMG_0489-Плакат


IMG_0516

IMG_0517
Город Расон (увеличено)
IMG_0518-1
Город Расон (Насон)
IMG_0787

Вдали : монумент; флаги. Рядом : поле:
IMG_0796-Поле

IMG_0800

Свободная Экономическая Зона находится на севере КНДР, сделана для привлечения денег с Китая и России, граничит с этими странами, здесь относительно цивилизованно, дорого и большинство рассчётов происходит в китайских юанях, а деньги КНДР -- воны -- встречаются не везде (туристам их вообще воспрещается иметь. Я всё ж немного завладел вонами, отчего чуть не получил неприятности; об этом позже).

Расон оказался вполне развитым городом, по типу китайского райцентра, отличается только тем, что очень мало машин и очень мало магазинов (фоткать было запрещено, все фоты сделаны против желантия КГБ-тётки и скрытно). Нас сразу повели питаться в VIP-офис интурист-бюро, где накрыли такой стол, который не каждый северокореец видел в жизни. Тут уже можно было фоткать -- и стол, и портреты вождей.



IMG_0468
(на фото: КНДР. трасса на Расон)

...Очень важная вещь в Северокорейском учении -- это учение о вожде. Нам сразу гид изъяснил и много раз повторял, что это очень важно. Ведь нам часто встретятся портреты вождей. Что с ними связано? Оказывается,

(1) На портрет вождя (или вождей) ЗАПРЕЩЕНО показывать пальцем. Только всей рукой! (сам вождь на портрете может показывать пальцем что угодно)
(2) Фотографировать портрет вождя можно только так, чтобы вождь был по центру и весь был в кадре. Весь портрет вождя должен быть в кадре с рамками. Нельзя фоткать часть вождя.
(3) Если фотографировать себя на фоне портрета вождя, то вождь по центру, а мы с краю (а не наоборот).
(4) Если подходить к статуе вождей, то только без вещей (не с сумками, рюкзаками -- это непочтение к вождям). Потом выстроиться в линию, гид произносит славословие вождю. Потом уже фотографировать.
(5) Нельзя фоткать статуи вождя на телефон. Только на фотоаппарат. На телефон -- нельзя, это непочтение к вождям.
(6) Если стоишь наверху рядом с статуей вождей, нельзя с этой площадки, повернувшись попой, фотографировать город или пейзаж. Только если спуститься, тогда можно фотографировать другие объекты.
(7) Нельзя отзываться непочтительно о Великих Руководителях корейского народа.


IMG_0493
Мы всё это внимательно слушали и старались выполнять, тем более что гид и КГБшница следили, чтобы мы фоткали всё правильно. Также оказалось, что нельзя приобрести портрет вождя или значок с ним, хотя все корейцы ходят в этих значках, но эти "святые" значки не продаются. Таким образом, идея "Поклоняться вождю, как небу" внушается северокорейцам и туристам и составляет важный смысл жизни пролетария в этой стране.

IMG_0778

Продолжение следует.

Метки:

Comments

( 24 комментария — Оставить комментарий )
estrella_de_sur
5 авг, 2018 14:04 (UTC)
Ещё есть вагон Пхеньян - Хабаровск, прицепляется к тому же 99/100 поезду в Уссурийске и следует до Хабаровска, где отцепляется и пересталвяется на один из вокзальных путей для ожидания обратного поезда. Ходит также раз в несколько дней.

Кроме того, имеется и авиасообщение КНДР с Владивостоком, один-два раза в неделю летает самолёт.
a_krotov
5 авг, 2018 23:46 (UTC)
Да, верно, самолёт Владивосток-Пхеньян есть.
glebwiktorow
5 авг, 2018 14:39 (UTC)
Интересно, каких лет выпуска вагон?
Там таблички заводские или надписи на торце есть?
Я на этой неделе обнаружил довольно редкий Аммендорф выпущенный уже в объединенной Германии для России
bulat_16rus
5 авг, 2018 19:22 (UTC)
Да они ни фига не редкие, есть даже аммендорфы 1994-95 годов. Более того, в России, думаю, только такие и остались, остальные уже списаны.
yapet
5 авг, 2018 15:14 (UTC)
Очень интересно. Но все же, когда они отказались от зеленых вагонов и перешли к такой гамме? Никто не знает?
lefturals
5 авг, 2018 15:18 (UTC)
В августе 2014 г. был ещё обычный зелёный вагон (с гербом КНДР).
yapet
5 авг, 2018 16:26 (UTC)
Попробовал прикинуть вагон в профиль.



У Антона надо спросить - похоже ли?
yapet
8 авг, 2018 08:56 (UTC)
Будем считать, что похоже.
jazzkosch
6 авг, 2018 16:47 (UTC)
Сравнительно недавно. Изначально туда катался убитый зелёный купейник, по видимому, собственного производства ДПРК. После того, как Х. Уттенталер имел наглость =) в этом вагоне в 2008 году проехать, вагон оперативно заменили на зелёный Аммендорф воронежского КВРа (купленный у России, видимо), а заодно и объявили въезд через Хасан вне закона для граждан третьих стран.

После перехода РЖД на так называемый "пид" вагон так и остался зелёненьким. И только примерно в 2017 году его перекрасили в текущую цветовую схему неизвестного происхождения — скорее всего, творчество очередного российского ВРЗ, которому заказали КР этого солитэра.
yapet
6 авг, 2018 17:56 (UTC)
Спасибо за ценную информацию! По цветам на что-то наше южное похоже. Как-то так окрашивались вагоны в Новороссийском ВЧД вроде бы.

Но интересно, официально-то у железных дорог Кореи цветовая гамма какая?
jazzkosch
6 авг, 2018 18:33 (UTC)
Да всё та же, "советская", грязно-зелёная с жёлтой полосой.

А этот отдалённо напоминает "Юность" и "Платова", что ли... Видимо, от партии поступил приказ освежить внешний вид во имя благоприятного имиджа страны :)
lefturals
5 авг, 2018 15:21 (UTC)
В 1990-х гг., между прочим, ходил прицепной вагон "Москва-Пхеньян", прицепляемый к поезду "Москва-Пекин" (через Забайкальск). В Шэньяне его отцепляли и прицепляли к поезду до Пхеньяна. Разве сейчас такого нет?
jazzkosch
6 авг, 2018 17:16 (UTC)
Был ещё не очень давно, примерно в 2012 году. Сейчас уже нет.
krotovv
5 авг, 2018 16:25 (UTC)
Странно, что КГБшница не запретила тебе фотографировать из автобуса самопроизвольно.
a_krotov
5 авг, 2018 23:42 (UTC)
Она и запрещала, когда видела.

Но я специально быстро сел на самое первое место, рядом с водителем - на то место, где должен быть гид с микрофоном. Таким образом, я сидел спиной к КГБшнице, и старался фоткать так, чтобы она не видела. А водитель никак не проявлял никакой прыткости, ничего не говорил, только рулил. Иногда КГБшница замечала, что я что-то вроде бы фоткаю, тогда я говорил, ой извините и прятал фотоаппарат. А потом опять доставал незаметно.
krotovv
6 авг, 2018 08:04 (UTC)
Да, это технологично. :)
oldnemesis
5 авг, 2018 21:06 (UTC)
Когда фото удаляют, они их удаляют сами (вынимая карту), или просто удаляют функцией фотоаппарата?

Если последнее, то все эти фото элементарно восстановить, если после удаления и до восстановления ничего больше не снимать на эту карту. См. https://www.cgsecurity.org/wiki/PhotoRec - карту при этом можно даже отформатировать.

Если сами удаляют, но они криворукие, тоже возможно восстановить.

Можно перед инспекцией открыть файловый менеджер и переименовать "неразрешенные" фотографии в файлы типа a0946.tmp и переложить в другой каталог. Их больше обычным просмотром найти будет сложно.

Есть полно андроидных программ, снимающих видео в фоне, при этом на экране вообще ничего не видно, можно книжку читать а телефон будет снимать видео. Я так регулярно снимаю там, где не разрешают, телефон кладется в карман рубашки (как раз камера торчит), а в руках фотоаппарат за которым следят. При этом лучше на телефон вообще ничего не фотографировать, и тогда его даже проверять не будут. Программ море, искать по background video. Будете использовать, обязательно проверьте минимум минут 20 - телефон при этом нехило греется и быстро садится, знайте на сколько вашего хватит, и имейте powerbank.

Edited at 2018-08-05 21:11 (UTC)
a_krotov
5 авг, 2018 23:45 (UTC)
Да, знаю, что удалённые на фотоаппарате фотографии -- можно восстановить потом на компьютере. Я сам иногда это делал, были случаи (в Африке), когда нужно было стереть, потом восстановить.

Как КНДР-овцы убирают фотографии, когда фотоаппарат уносят, я не знаю. Но мне кажется, что у меня ничего не пропало, они смотрели долго, но лениво.
alexej_antipov
6 авг, 2018 07:41 (UTC)
Я однажды очень близко к сердцу принял смерть американца Отто Вормбира (попытавшегося увезти из страны агитационный плакат, висевший в гостинице, осужденным за это на 15 лет каторги или больше, и через год на этой каторге умершего), послал Ким Чен Ына куда подальше и пожелал ему скорейшего падения режима, и решил для себя, что в эту страну я никогда не поеду. Что там можно увидеть, я в целом и так себе довольно неплохо представляю.

Еще я решил, что больше не поеду в Турцию и не буду её как-либо лично финансировать - по крайней мере до тех пор, пока там не прекратится политика фашизма и геноцида в отношении курдов. Хотя против обычного турецкого народа ничего против не имею.

Edited at 2018-08-06 07:48 (UTC)
alexej_antipov
6 авг, 2018 08:11 (UTC)
От каторги в концлагере за наглое щелканье фотоаппаратом Антона, очень даже вероятно, спасло именно то, что он не американец, а русский.

Edited at 2018-08-06 08:14 (UTC)
volunteerist
6 авг, 2018 14:37 (UTC)
Я в КНДР летал на самолете из Владика в Пхеньян и там тоже все было загружено товарами. Не так плотно, конечно, как у вас в поезде, но очень много барахла загружали при полете "туда". Причем часть кресел в салоне была снята и на этом месте тоже складировались телевизоры и всякие прочие дефицитные вещи.
estrella_de_sur
8 авг, 2018 07:29 (UTC)
Я в Хабаровске наблюдал перецепку КНДРовского вагона Хабаровск-Пхеньян, так за этот час наблюдения к вагону постоянно подбегали северокорейцы с тюками и баулами и загружали-загружали-загружали его :)
( 24 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner