?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Восточная Сибирь и Дальний Восток -- регион, где во многом остались ещё 1990-е годы. И в градостроительстве, и в состоянии дорожного покрытия и тротуаров, и в торговле, и в головах у многих граждан. Различные бичи, колдыри и пьяницы, уже вышедшие из обращения в Москве, Петербурге и Новосибирске, тут ещё водятся. Дырки в асфальте, разбитые обочины и украденные водопроводные люки, унесённые в металлолом, уличные барыги-меняльщики валюты, бич-магазинчики "Коммерческий ларёк образца 1994", стихийные свалки в горах и оврагах -- тоже присутствуют. И, как пел в песне Визбор, -- "а если и бьют, то рукой, а вовсе не заявленьем".

Некоторые люди здесь внутренне ещё не проснулись с 1990-х годов, и будут спрашивать вас -- как вопрошают в Средней Азии: путешествия? а вам сколько за это платят? это сколько же нужно иметь денег, чтобы так много путешествовать?

"Рубль опять грохнулся. Самое время путешествовать, ага. Каково среднее время жизни автостопера и есть ли повышающий коофицент от грантодателей за риски? Я тож хочу не работать и деньги получать. Бряхня, так невозможно прожить, тем более вдвоём. Папенька-маменька на карточку переводят. А я тут в январе заболел гриппом, чуть не помер, выложил весьма нехилые деньги за приём у врача -- половину моей пенсии. А если бы меня змея укусила или ногу бы сломал и пришлось бы лечь в больничку? Где деньги, Зин? Нее, не верю я в эту вольность. У него явно есть неплохие деньги а всё остальное всего лишь хобби. Причуды богатого мальчика. А пенсию, хоть и призрачную, кто для него зарабатывает? Стаж же должен какой-то идти?..." (это малая выдержка из двухсот комментариев на статью какого-то Интернет-СМИ о выступлении Алексея Кулешова в Южно-Сахалинске).

Сильная нелюбовь к родному государству, и при этом ожидание от него (государства) помощи и поддержки, пенсии, разных льгот, отличает некоторых жителей Крайнего Севера и очень дальнего востока, особенно тех, кто при Советской власти жил в общем-то неплохо, а сейчас похуже. Но и те граждане, которые зарабатывают на Сахалине, Якутии или Чукотке по 100-150 и даже 200 тысяч рублей в месяц и ездят на неплохих машинах (по разбитым дорогам), любят тут повторять: "Вот, посмотри вокруг! в нищете живём! какие уж там путешествия!"


Многие жители, кто постарше, вспоминают времена и интересную эпоху расцвета СССР, 1970-1980 годы, когда действительно за пару лет труда на Севере можно было добыть себе машину, а то и квартиру, и снабжение было неплохим -- лучше, чем в Средней России, можно было купить по госцене почти всё. Ну и сравнивают это время с сегодняшними временами, когда всё в Западной половине России стало проще и доступней, а цены на многие товары на Дальнем Востоке взлетели вверх, и отличаются порой в разы от западных. Многие, кто служил в армии в советское время, охранял рубежи Родины, сидя в военных городках и гарнизонах (заброшенных ныне), считают то время лучшим в своей жизни -- смешивая это с общим оптимизмом молодости, когда ничего не болит, когда маленькие радости кажутся большими, а заграничная жизнь далека, непонятна и неизвестна.

Ностальгия по СССР -- отличительная черта многих граждан Дальнего Востока от 50-ти и старше, и чем меньше и заброшенней населённый пункт, тем градус ностальгии выше. Тут также больший процент пьяниц, чем в Западной половине России и в городах-миллионниках, чаще слышны бытовые конфликты и маты. Купить просроченные продукты можно с существенной скидкой (за половину или треть обыкновенной цены), уличные рынки в стиле 1990-х годов содержат предприимчивых вьетнамцев и китайцев, стихийная торговля на улицах и автобусных остановках существует в каждом городе и почти никак не пресекается. Граждане старшего поколения любят начать разговоры с "довели страну, всё украли...", продолжить разговор описанием благ советских лет, и закончить весёлыми историями о том, что им самим когда удачно удалось украсть.

При этом, несмотря на жалобы на нищету, разруху и бездеятельность властей, жители Дальнего Востока гостеприимны и добры, готовы часто поделиться с гостем или просто случайным человеком чем-либо. Автостоп на Дальнем Востоке лучше, чем в Западной половине России, останавливаются быстрей, везут дальше, машины тут толще. Встретятся тут и активные росисйские патриоты -- как правило, военные, чиновники, работающие на государство, или удачливые молодые предприниматели моложе сорока.

При езде автостопом чаще довезут прямо до дома или до другого нужного места; при встрече чаще спросят, не нужно ли чего, поделятся тем, что у них имеется; с удовольствием покажут природные достопримечательности или предложат свозить в какой-нибудь ещё не загаженный туристами уголок. Встретятся многие люди, избегающие посещения заморских стран или Западной половине России -- скажут  вам: был я в этой Москве, такая толкучка, такая дыра... и покажут фотографии медвежьих следов, гор и островов, которых вы может быть и не видали раньше.

И действительно, Дальний Восток (в общем, территория, охватывающия треть России по площади и двадцатую часть её населения), тут не только замечательная природа. Если дождь -- так ливень, жара и холод тоже настоящие, вода чище и воздух свежее. Тут и люди как-то прикольнее, честнее. Тут ещё не наклеены на людей стереотипные улыбки западного стиля, не вошла в обиход привычка говорить одно, думать другое, делать третье. "Да, просрочено. Ну да, на пять лет. Но она ещё нормальная, попробуйте. А вот это не очень."

Дальний восток. Именно здесь жители России первыми встречают новый день.

Comments

( 29 комментариев — Оставить комментарий )
voenjur
27 авг, 2018 05:46 (UTC)
К сожалению всё так и есть.
———
Хорошей недели!
yjdfzgjgsnrf
27 авг, 2018 09:11 (UTC)
Ты-то откуда знаешь?
Дожили, бля: каждый суслик агроном, каждый говнопетушественник берется рассуждать о менталитете людей, не прожив там, среди них, хотя бы год. Ему невдомек, что владеющих английским, в том же Ю-Сахалинске, гораздо больше, на душу населения, чем в Собянинске или Питере. Что процентов 70 побывали в Японии или Ю. Корее.
Петушественник автостопом общается, главным образом, с маргиналами и люмпенами, но свои выводы распространяет на все население. Где уж автор нашел на ДВ вьетнамцев - ХБЗ! А китайцев в Ростове на Дону больше, чем во Владике.
nol21
27 авг, 2018 18:03 (UTC)
Автостопщики общаются в основном с цивильными людьми, имеющими права на вождение автомобиля, а в иное время крутятся внутри своей тусовки. Беднейшие слои общества обычно выпадают из поля наблюдений этих путешественников.
a_krotov
29 авг, 2018 00:10 (UTC)
Число людей, владеющих английским на Дальнем Востоке, мне не известно, да и в Москве тоже -- не проверял людей по этому признаку. Равно и процент людей, побывавших в Японии, Китае и Корее, мне неизвестен, но вероятно он высок, как и в Питере -- сказывается близость границы.

Что же касается времени, которое я прожил на Дальнем Востоке, то думаю, что примерно восемь месяцев в Приморье, что я прожил в течение разных лет -- вполне достаточный срок. При этом, кроме Приморья, я был во всех остальных областях Дальнего Востока и общался с разными людьми, в Анадыре, Магадане, Якутске, Алдане, Томмоте, Благовещенске, Южно-Сахалинске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, и во многих промежуточных местах. Проводить на Дальнем Востоке более года не входит в мои планы сейчас -- в мире много интересных мест, где мне также интересно и важно пожить.

Путешественник общается, при передвижении автостопом, с разными слоями людей, но маргиналов и люмпенов среди них немного -- когда путешествуешь именно автостопом, подвозят граждане среднего или высокого достатка, имеющие машины разных марок. А на лекциях ко мне приходят разные люди, и машинизированные, и обычные. Также и приходят ко мне в гости разные люди, с рахзных слоёв. Гипотеза о том, что дескать "общается, главным образом, с маргиналами и люмпенами", лжива.

Где найдены вьетнамцы -- на рынках Владивостока, примерно там же, где и китайцы. Но я у них не проверял паспорт, и тут точно 100% сказать, что все граждане в этой секции вьетнамцы, не могу. Но это и не имеет значения -- я ж тут больше про русских, чем про вьетнамцев и китайцев разных.
haydamak
27 авг, 2018 06:20 (UTC)
- Граждане старшего поколения любят начать разговоры с "довели страну, всё украли...", продолжить разговор описанием благ советских лет, и закончить весёлыми историями о том, что им самим когда удачно удалось украсть.

Класс, очень точно сформулировал самую распространенную модель российского разговора
strelok_garry
27 авг, 2018 06:44 (UTC)
Да, действительно, точно подмечено!

А я бы ещё здесь хотел привести модельные разговоры русских, которые приезжают отдыхать на Кубу и узнают, что я русский, но живу в Канаде.

Попервоначалу – первые день-два – пыжатся, рассказывают, какие они крутые, как у них все классно, а дня с 3-го – 4-го, начинают жаловаться, как они на самом деле плохо живут и тут всё плохо и там не успевает и там долги и тут кредиты, как они заколебались и т. п. Вот, блин, подавляющее количество по такой схеме общается! Как под копирку! Даже странно мне – почему и чем это обусловлено?
kouzdra
27 авг, 2018 07:39 (UTC)
Люди которые "ездят отдохнуть за границу" - очень специфический срез публики. Вот у меня скажем ни долгов нет и кредитов ни карточки ни загранпаспорта :)
haydamak
27 авг, 2018 07:53 (UTC)
А, ну это как раз просто, это то, что называется психологической травмой миграции - люди ведь не сколько куда-то едут, сколько от чего-то бегут. Им важно поддерживать вид и фасад якобы успешного человека, вырвавшегося из пропащего болота в цивилизованную страну - а любая миграция, тем не менее, это серьезное испытание, серьезная перестройка всего и вся, пересмотр жизненных установок.
И большинство проходит их с трудом, многое надо ломать. И эта необходимость вечно держать маску - тоже очень изнуряет.
Вот и получается - на первое время харахорятся, а на последующее, как только возникает минимальное доверие, делятся тем, что на самом деле болит. Тем, насколько им на самом-то деле трудно.
strelok_garry
27 авг, 2018 08:23 (UTC)
Ну, Кубу называть «цивилизованной» я бы не стал и про миграцию тоже не понял, потому что мы все приезжаем на Кубу отдыхать, как правило, на неделю, только я из Торонто, а эти ребята из Москвы-Питера-Красноярска-Новосибирска-Петропавловска и т. п.

Но выводы ваши удивительно верные.

Тем не менее, канадцы, например, общаются совершенно по другому. Как правило, никто не хвастается, какой он крутой, но и не плачутся. У них это, вообще, не принято. Если затрагиваются в разговорах темы оценки personal в том числе материальной life, то говорится так как есть, как правило с самоиронией. Поэтому мной на этом фоне разговоры русских о том, какие они крутые воспринимаются за чистую монету. Потом же я с изумлением слушаю их разговоры о том, как им плохо и тяжело с мыслями «какого хрена ты мне рассказывал как у тебя всё круто» и как ты после этого выглядишь в моих глазах?

Получается, что или я отвык уже от России и русских и их манеры общаться или им пофиг как они выглядят в глазах своих приятелей? Как-то я зависаю на этом месте.
haydamak
27 авг, 2018 08:54 (UTC)
В странах подобных Канаде не принято яро хвастаться, поскольку карьерные и жизненные перспективы гораздо более предсказуемы чем в России. Есть четкая закономерность - чем качественнее образование, чем более прилежен труд, тем больше вероятность успешности. А примерный уровень зарплат и так всем известен.
Люди с гораздо большим интересом общаются о том, кто и как сэкономил - потому что в этом как раз есть простор для творчества - а в уровне доходов и карьерных перспектив гораздо меньше.

А в России всё не так. В России образование и, особенно, прилежный труд ничего не значат. Всё так или иначе сводится к метафизическому понятию удачи: повезло - приподнялся. Не повезло - хоть какое у тебя образование, и хоть как трудись - все равно помрёшь, ни кожи, ни рожи, ни карьеры, ни достатка.
И эта русская бравада - это оно, это заигрывание с удачей, подмигивание ей, потому что большинство русских людей надеются только и исключительно на неё.
Отсюда и эта двойственность - с одной стороны харахорится, чтобы поймать кураж удачи, создать образ лихости, а с другой кручинится - потому что российские методы в Канаде условной и безусловной работают плохо, или не работают вовсе.

И да, скорее всего вы отвыкли. Ну и слава богу.
kouzdra
27 авг, 2018 07:38 (UTC)
ырки в асфальте, разбитые обочины и украденные водопроводные люки, унесённые в металлолом, уличные барыги-меняльщики валюты, бич-магазинчики "Коммерческий ларёк образца 1994", стихийные свалки в горах и оврагах -- тоже присутствуют. И, как пел в песне Визбор, -- "а если и бьют, то рукой, а вовсе не заявленьем".

Да зачем за этим на дальний восток ехать - можно 30 екм от ленинграда отъехать.

И мне это кстати нравится. Во всяком случае лучше чем свято-ленинсбуржское говно. Не говоря уж о Мск, кой всегда был гламурной помойкой откуда как можно скорее на фиг.

продолжить разговор описанием благ советских лет, и закончить весёлыми историями о том, что им самим когда удачно удалось украсть.

Разумеется - "моя ж страна" - что хочу то и ворочу. В том числе и "продаю родину" почем получится
_pk_
27 авг, 2018 07:42 (UTC)
С зарабатывающими на северах по 100-200 тысяч рублей в месяц понятно. А вот те кто на Чукотке зарабатывают 40 тысяч в месяц на нищету не жалуются.
krotovv
27 авг, 2018 09:03 (UTC)
Спасибо, интересно. Есть вопрос.
Встречал ли ты жаждущих отделиться - в Дальневосточную республику, например?
a_krotov
27 авг, 2018 10:29 (UTC)
Не встречал таких пока что.
krotovv
27 авг, 2018 12:11 (UTC)
Фуххх, ты меня успокоил. При всём разнообразии ментальностей хотя бы такие не наблюдаются.
boockman
27 авг, 2018 12:53 (UTC)
Виктор Гаврилович, поверьте - идиоты везде имеются. И Ингерманландию желают отделить,и Поморию, и Казакию, и бог есть что, вплоть до суверенитета деревни Гадюкино. Просто их число по стране не выходит за пределы статистической погрешности, потому и встречаются вживую они крайне редко. В отличие от интеренета, где оные граждане куда более заметны)
nol21
27 авг, 2018 16:27 (UTC)
Ты давно из Москвы на природу выбирался? Живу в Подмосковье, стихийных свалок вокруг Сергиева Посада и вообще мусора на природе не меньше, чем на Камчатке (скорее даже больше...)


Edited at 2018-08-28 18:48 (UTC)
a_krotov
29 авг, 2018 00:00 (UTC)
Свалки в Подмосковье также имеются в количестве.

Однако, население Подмосковья превышает население ВСЕГО Дальнего Востока, от Читы до Анадыря. Производство мусора также больше. Так что не удивительно, что свалки есть, но их меньше в соотношении с количеством населения.
nol21
27 авг, 2018 16:36 (UTC)
Уровень ксенофобии в Москве и вокруг нее выше, чем на ДВ ?




Edited at 2018-08-28 18:50 (UTC)
a_krotov
28 авг, 2018 23:59 (UTC)
На мой взгляд, нет.

Москва и москвичи и вообще обитатели и гости столицы очень разные. В Москве трудно удивить какой-то странностью -- всякие люди у нас есть. Так что в столице, на мой взгляд, ко всему привыкли.

Что же касается небольших городов и городков Подмосковья, то там может быть такое же опасение всего нового и неизвестного, как и в любом другом небольшом российском городе.
(Удалённый комментарий)
a_krotov
30 авг, 2018 00:28 (UTC)
Нет такой надобности, писать целую книгу про менталитет.

Будет общий путеводитель по Дальнему востоку с полезными сведениями по всем регионам. Книгу про менталитет пусть пишет какой-нибудь другой желающий.
alibabai
30 авг, 2018 06:01 (UTC)
Я бы еще добавил, что менталитет жителя, например, Хабаровска отличается от менталитета жителя Владивостока, и это огромная тема для холиваров различных песочниц и даже медиа.

Пока не закончился купальный сезон, огромное количество хабаровчан-северян обитает на пляжах юга Приморья, куда они приезжают на собственных авто и поездах, и всем известно, что именно они и загаживают "наши пляжи".

Есть еще множество точек столкновения, новинкой этого сезона считаю многочисленные надписи на стенах "FCK KHV".




a_krotov
30 авг, 2018 11:10 (UTC)
Да, надписи FCK KHV встречаются, да.
detkafm
7 сент, 2018 01:08 (UTC)
эта самая последняя V - входит в сокращение хабаровска? или сверх его что-то обозначает?

насчет климата не все прямо так. южный сахалин, скажем, совершенная москва (не в этом году), если вычесть тайфуны. в остальном совершенная москва, даже удивительно, учитывая огромную дистанцию
a_krotov
7 сент, 2018 02:30 (UTC)
KHV -- сокращение Хабаровска в виде международного трёхбуквенного кода его аэропорта.
zamkadwsh
31 авг, 2018 07:58 (UTC)
Менталитет дальневосточников замешан на нескольких вещах:
1) Отдаленность от власти, а следовательно более свободолюбивая жизнь, нет постоянной оглядки на столицу.
2) Резкоконтинентальным климатом, когда зимой мороз под 35, а летом жара.
3) Люди дружелюбные по большей части.
4) Остаточными явлениями 90-х годов - преступные группировки, в том числе и молодежные, запустение земель.

там действительно много воинских частей находилось в начале 90-х годов
у меня папа служил в тех краях
сейчас же части поуходили, городки заброшены, работы у людей нет

про патриотов тонко подмечено
быть патриотом за государственный счет каждый может

detkafm
7 сент, 2018 00:53 (UTC)
прямо эссе или готовая колонка
detkafm
7 сент, 2018 01:02 (UTC)
относительно же упомянутого г-на кулешова (в отрыве от приведенного коммента - хотя не так уж и в отрыве)- ему бы не помешало побольше эмпатии, мягко скажем. не знаю, как он в реале встречается с живыми людьми, а из заметок в жж со всей очевидностью сочится нескрываемое презрение к человечеству, той его части, которая не он сам
( 29 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner