Китайская ж.д.сеть -- одно из самых полезных изобретений китайцев. По ж.д. можно уехать в любую провинцию Китая, включая даже Тибет. Самые протяженные поезда в Китае -- Шанхай-Лхаса, Гуанчжоу-Лхаса и Пекин-Лхаса, идут на расстояние более 4000 км. Другие поменьше.
Китайские поезда бывают нескольких видов. Жёсткие сидячие поезда, к сожалению, сильно уменьшились в количестве. А это были самые дешёвые поезда. Сейчас больше распространились поезда с кондиционером, они вдвое дороже. Сидячее место в них стоит 38 коп за километр, а плацкарт 64 коп. за км (при расстоянии 1000 км). А также ввели 200 пар новых скоростных супер-поездов (они ещё дороже, 1 рубль за километр, и бывают толко сидячие, спячих нет).
Все китайцы непрерывно мечтают поехать куда-то. По крайней мере часть китайцев. И этого достаточно, чтобы набить вокзалы больших городов и сами поезда. Поэтому перед отправлением поезда билетов может не быть никаких, ни дорогих, ни дешевых. Тогда нужно сказать кассиру, что вам очень нужно, и он выпишет вам стоячее место. Потом вы сможете оккупировать любое освободившееся место. Цена стоячего билета равна стоимости сидячего, и в вагоне с кондиционером в 2 раза дороже, чем без оного. А в целом стоимость поездов с 2003 г не изменилась, только стало много кондиционированных поездов дорогих и мало дешёвых.
Билеты при посадке в поезд проверяют три или четыре раза. И на выходе с вокзалов тоже, плюс нередко ходят ещё по вагонам и проверяют там внутри.
Я приехал в Шанхай на супер-скоростном поезде ВИП, который несся со скоростью более 200 км в час (скорость показывалась на табло). Весь поезд был перенаполнен народом, причём очень приличным. Все с мобильниками, многие с ноутбуками, в поезде нельзя курить и плеваться (в отличие от традиционных поездов где все это делают ежеминутно). Проезд в этом поезде стоит примерно 1 рубль за километр, и этих поездов ввели 200 пар, совсем недавно их изобрели. Нос у поезда как ракета. У каждого в сиденье блевательный пакет. Как только поезд разгонится, пассажирам плохо (ну не всем конечно), но блевать только в пакет -- на пол нельзя. Тем кому не досталось пакета, делают это в туалете или потом на платформе.
Если ехать полностью в поездах через Китай, от Манчжурии до Куньмина - это получается примерно 550 юаней (если использовать только сидячие, но кондиционированные поезда), или 850 юаней (если использовать сонные поезда). Можно конечно и дешевле, если ехать только на бич-поездах, но т.к. их стало меньше, придётся их подолгу ждать. В целом, конечно жителям Дальнего Востока удобнее ехать на Юга таким образом, а вот москвичам экономичнее и удобнее лететь прямо из МОсквы в Тайланд, если конечно у них по дороге и в Китае нет особого желания что-то смотреть. Если бы не было желания посетить Иркутск и некоторые города Китая, я бы полетел тоже.