Рядом с этой мечетью нас быстро вычислил местный житель и приласил на чай и на обед. Вообще "белых" иностранцев в Тунисе совсем оказалось немного. Все европейские иностранцы, видно, концентрируются на пляжах и вокруг исторических развалин Карфагена, а в среднем по стране их почти нет. Единственными иноземцами тут являются граждане соседних стран, Алжира и особенно Ливии, причём машины из Ливии десятками попадаются за день. Особенно много их было там, куда мы направились из научного интереса -- почти на ливийскую границу.
Последний городок в Тунисе, в ливийском направлении, называется Бен Гордан (wiki). Согласно Интернету, это самый дальний город от столицы (550 км по дорогам). Мы поймали туда большую фуру. Навстречу и вдоль по трассе шли многие ливийские грузовики и легковушки, а по трассе продавали повсеместно контрабандную недорогую ливийскую солярку (и/или бензин). Импровизированные самодеятельные заправки, ёмкостью от сотни литров до нескольких тонн горючего, начали попадаться ещё с Габеса, а под Бен Гарданом их было всё больше.
Пока мы ехали с водителем, случилось следующее.
На остановке (остановка была вызвана молитвой) водитель припарковался на обочине автобана, и мы пошли и совершили молитву с водителем (на обочине также). По завершению молитвы, возник грохот и полетели некоторые обломки, я пригнулся, и оказалось вот что: сзади на всех парах пролетела ливийская фура и снесла большое зеркало нашей фуры. Таким образом, вероятно пол-месячной зарплаты водителя разлетелось в мелкие клочья, которые и пролетели над нашими головами. Ну, сели в машину и поехали дальше.
\
Слева -- то самое зеркало, которое потом было разбито вдребезги.
Бен Гордан, приграничный с Ливией городок, напоминал по окраинам оптовую базу -- сюда приезжают ливийцы за товаром, ведь у них в их большой, но нефтедобывающей и охваченной некоей войной стране, почти ничего не производится, кроме горючего. Сам город 1-2-этажный и такой, неуютный. Попетляв по окраинам города, водитель с нами попрощался -- поехал, верно, на автобазу, там будет объясняться за стекло... (в гости не позвал). Мы зашли в ближайшую мечеть, где уже собрались молящиеся в большом количестве.
На вопрос ночлега в этом пригранчье все отвечали испуганно "нет", а некоторые просто исчезли. Имам, увидев мой вопрос, сказал, что мечеть на ночь закрывается, а мы пускай идём в гостиницу, и вот вам 10 динаров на неё (окружающие тоже стали шарить по карманам и доставать динары). Нет, отвечал я, так не годится, и засунул динары обратно в карман имама: давайте кто-нибудь нас позовёт к себе в дом, или же мы заночуем в самой мечети. Попутно я высматривал кого-нибудь в очках, вот незадача -- очкастых не было, а ведь они, в очках, могут знать английский язык.
Наконец очковый человек увиден. И впрямь, англоговорящий, но очень строгий мужик, наверное работает в органах. "Никто вас здесь не позовёт! ни один! это пограничная зона! Всех приезжающих нужно регистрировать в полиции [а это сложно и почти безнадёжно, как мы поняли еще в Кайоране.] Идите в отель!"
И очкастый растворился, возможно стукнув в милицию. За ним стали рассасываться другие и имам. Выйдя на порог мечети, заметили, что наши сторонники уменьшились в числе. За нас был только дедок, сторож мечети, который хотел позвать, но его отговорили: "Мол, милиция полиция, граница граница, никогда не знаешь, что за люди и т.д."Нашлись ещё адекватные люди, которые решили позвонить главному имаму (или города, или главному из этой мечети), а тот позвонил в полицию. Пока в общем перезванивались, стало ясно, что не очень гостеприимный город, и они все стали рассасываться, наконец и ответ пришёл, что мол нельзя совсем. Ну ладно, подумали мы и пошли по тёмным улицам в случайном направлении центра.
Не успели дойти, как уже полиция, предупреждённая о нас, отловила нас на улице. Нас погрузили в полицейский джип и повезли куда следует. Там полутщательно осмотрели, нашёлся не только англоговорящий, но и знающий русские слова полицейский. Я показал карту путешествий, они нашли меня в Интернете.
"Здесь очень опасный приграничный город. У нас тут была атака террористов (7-9 марта 2016 года из Ливии приехало несколько сотен сторонников запрещённой организации, напали на город, и много людей было убито, см.Википедию, а в полиции нам показали следы от гранат и от выстрелов, слабо зацементированные с той поры). Поэтому тут приглашать в гости не принято, и нигде нельзя спать, только в отеле. Давайте мы вас туда отвезём," предложили полисмены.
Что делать -- согласились, и поехали в отель с "эскортом". Хозяин гостиницы, увидев такой почетный конвой, предложил скидку, и мы с Лешей заплатили 20 динар (450 рублей) на двоих за трехместный номер со своим санузлом. Решив завтра по возможности свалить из города.
Утром, однако, сбежать быстро не удалось. Как только мы стали выезжать из отеля, ресепшионист позвонил куда следует, и за нами приехала уже Нацгвардия Туниса. Вчера ночью начальника, верно, не было, а теперь мы попали в другую важную организацию. Начальник оказался умным, опять же знал английский язык (но не все слова). Объяснил вежливо, что мы не туда попали, тут террор, запрещенная организация приезжает из Ливии, и чтоб мы поскорей делали ноги оттуда. Опять же сфоткали наши паспорта и записали в какую-то книгу.
Редкая фотография города Бен Гордан (с крыши отеля). Больше не фоткали, из-за пристального к нам внимания
Повезли нас на автостанцию (мы предусмотрительно не стали пытаться обратно ехать автостопом, т.к. пока будем идти, на постах нами заинтересуются). На автостанции там не автобусы, а такси-коллективо, в них едет 6-7 человек в каждой машине. Не успели дождаться рейса на Меденин, как на меня обратили внимание очередные полицейские и опять подкатили с проверкой (Лёша в это время отошёл в магазин за едой, но они и его дождались). В общем, как выскочили из этого Бин Гардана, были очень довольны! Проезд на такси-коллективо до Меденинана стоил 5 динаров (115 руб с человека; 85 киклометров), но с нас слупили ещё дополнительный динар, будто бы за багаж. Мы не протестовали, и рады были, что отделались от навязчивых милиционеров.
(типичная автозаправка с ливийским контрабандным топливом на окраине Туниса)
Впрочем, я, как советский когда-то человек, понимаю все эти беспокойства. Погранзона -- известно и нам, регистрация -- известно тоже, а единственные два иностранца в городке, граничащем с воюющей страной -- вдвойне подозрительно. Так что с нами ещё и вежливо обошлись. Всё, мы поехали дальше, уже в середину страны, посмотрим, что нас ждёт в других местностях.
Впрочем, проблемы с ночлегом и регистрацией существуют и в други городах! но об этом уже в следующем посте!