Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Categories:

1 января в сахарской глубинке

Ну что, давайте расскажу вам про 31 декабря и 1 января в Мавритании.

Мавританцы не отмечают европейский новый год. Им вообще чужды обычные мирские западные "радости". Водку, пиво и шампанское не пьют, сигареты не курят (99% не курят, 1% курильщиков всё же есть). "Насвай" не жуют, и фотографироваться избегают, не любят. Фотографируя, можно и огорчить и даже разозлить человека, если это не твой друг и не человек, связанный с туризмом.

В целом, новый календарный год им не ясен, а мы хотели встретить начало календарного 2020 в посёлке Вадан (он же Уадан), который находится в 185 км к востоку от Атара в пустыне Сахара, окружённый песками и пылью.
Вадан -- совсем небольшое местечко, хотя он похож на Москву: основан в 1147 году. Точно, ровесник и собрат Москвы, и даже Кремль тут есть...


Когда-то, с XII по XV века, городок процветал как узел караванной транссахарской торговли, сюда приходили десятки тысяч верблюдов в караванах, питались, отдыхали и шли дальше в многомесячный путь. С веками Вадан захирел: воды стало мало, грунтовые воды опустились, вокруг всё запустынилось, фрукты-овощи почти перестали расти, вода засолилась, а грузы на верблюдах в мире почти перестали возить -- то кораблями, то вот машинами уже. В итоге, Вадан захирел: не стало фиников, дров не стало, чем топить -- не песком же, с водой плохо, и в начале XXI века тут живёт официально всего 3000 человек, а реально и поменьше. Добраться сюда, ясно дело, непросто.



Заранее мы стали разведывать, как можно ехать в Вадан. Наще количество, 10 человек, вполне было нормальным для заказа машин, хотя по слухам от марокканского товарища Айюба, рейсовый транспорт туда уже ходит и дорогу заасфальтировали на 80%. Но слух оказался низкой полезности -- от Атара до Вадана асфальт был на одном лишь небольшом участке, а найти транспорт туда было непросто. Хозяин нашей вписки, старичок 46-ти лет Мухаммад, взялся транспорт организовать, сладостно обещая, что по 400 угия с носа (чуть менее чем десять евро) доставят нас в Вадан. Так как напрямую найти машины туда не удалось, пришлось довериться этому дяденьке, который верно получил с этого некоторый свой процент. Впрочем, цену в 400 угия подтверждали и два других, не связанных с Мухаммадом, источника.

Когда машина стала созревать, утром 31 декабря, мы уж начали выбирать мысленно места, кто поедет спереди, сзади или у окошка, надеясь, что это будет типа микроавтобус. И что же,получилась картинка из серии "Ожидание -- реальность!" Возле дома старичка Мухаммада припарковалась обычная сахарская Тойота-hilux, кузов которой уже был забит мешками с мукой, а в машине уже какая-то бабка находилась, местная.

А как мы сюда влезем? -- возмутились интуристы (мы), на что водитель отвечал: так в кузов, на груз! сейчас примотаем ваши рюкзаки, на них сядете или ляжете вы, и поедете в Вадан. Несколько человек могут втиснуться в кабину.

Такой вид машины вывел из себя одну пару из членов новогодней экспедиции. Испустив громкие вопли, они извлекли из водителя свою долю денег -- 800 угия. Нас осталось восемь, и водитель принялся приматывать наши вещи к машине, закрыв их большой крепкой сеткой, как авоськой, но большой. Я, Лагуткин и Саша с Сахалина взгромоздилилсь сверху, прочие же -- внутри. Пришлось на переднее седло посадить Нину-Дину, вместе с бабкой местной, так как ехать с кем-то из ребят мужского пола она строго не желала. Местная бабка, как подметил Кулешов, заплатила всего 200 угия, видимо как льготница!

Поехали! Но это было только начало трудностей. В этот день, 31 декабря, по Сахаре подул огромный, страшно холодный ветер, длящийся и 1 января, как потом оказалось. Он дул прямо в лицо нам и в тело, которое нельзя было спрятать, т.к. мы сидели на грузе. Через 5 км я взвыл и потребовал у водителя достать хоть пару вещей, из одежды, что водитель нехотя сделал -- распаковывать сеть и добывать рюкзаки ему не хотелось. Выдал нам и одеяло. Дорога почти вся оказалась грунтовкой, очень холодный ветер дул в нас, несмотря на одеяло, и это одеяло ещё вырабатывало синтетическое электричество и машина стреляла током. Нам уж не до фотографий, как бы не вылететь на песчаной дороге! Внутри набились плотно, потом ещё на колени друг к другу сели, тоже не до фотосессий. На одной из остановок я упустил из рук пенку тов. Лагуткина, которой спасался от ветра, и эта пенка полетела, крутясь, по пустыне, не сдерживаемая ни одним кустиком или камушком, не было препятствий.

Мы с Сашей из Сахалина пустились вдогонку за улетающей пенкой! Она катилась со скоростью сильного ветра, примерно в 2 метрах впереди меня, казалось бы нужно на неё было просто упасть всем телом, но за время моего падения она б ещё на два метра улетела и я просто шлёпнулся бы в песок и мелкие камни. Пробежав несколько спринтерских дистанций, может уж метров двести, удалось-таки догнать ценный предмет и вернуться к машине.

Ехали 186 километров часа три или больше, и достигли наконец каких-то строений в средине пустыни, посреди пыли и песка. Мутный пыльный воздух затруднял восприятие. Мы, охолодев, слезли с кузова  и пошли регистрироваться на пост полиции, что делается в Мавритании постоянно. Это был въездной пост в Вадан.

Когда мы въехали в город и остановились в его центре, нас окружили местные жители, желающие нам предложить услуги размещения. Тут раз в два-три дня приезжают туристы, местные хотят их разместить (платно). Были бы мы вдвоём с Алексеем, то конечно проблем не возникло бы -- подошли бы к мечети, и вот вскоре уже пили бы мавританский чай в каком-либо простом жилище. Но нам хотелось с электричеством, с водой и с возможностью приготовления еды, хоть и платно, но все вместе (с нами -- и две дамы). Оставив А.Зайчикова с вещами, пошли смотреть жилищные предложения. Они оказались довольно скромны, что уж сказать. Но на удивление, в посёлке работало электричество 24 часа в сутки, добивала мобильная связь (но Интернет крайне медленный, никаких поздравлений в этом году не было или видеосеансов), и даже появилась водонапорная скважина и башня. Оказывается, собратья из Саудовской Аравии узнали о том, что в Вадане не было воды, была только мутная и солоноватая, и поставили им артезианскую глубокую скважину и водобашню! Произошло это меньше года назад, как мне кажется по новому виду башни.

Пока разглядывали предложения, нас поймал Абдулла, мужичок-старичок, владелец огромного отеля-кемпинга, огромного по площади, но не в высоту. Конечно, это не Европа, но тут были самые базовые нужды для встречи Трезвого года: комнаты, место под палатку, розетки, краны и даже навес, в котором можно было провести новогодний ужин. После недолгого разговора он протянул мне телефонную трубку -- звонил из Атара Мохаммед, уверяя, что это его друг, и нужно остановиться у него. Ну ладно, пусть Мохаммад получит свою комиссию, или просто за хорошие глазки -- четврёхместный номер стоил чуть менее 10 евро (650 рублей на четверых), также была возможность поставить палатки и заказывать блюда (за отдельную стоимость). Мы были единственными клиентами заведения, имеющего 6 малых комнат, 5 больших, 4 туалета, 3 душа, "ресторан" простейшего вида и двадцать пять соток площади пустыни.

Заселившись, пошли гулять по Вадану. Ветер продолжал дуть, зараза, нагонял песок и пыль в нос, рот, фотоаппараты, рюкзаки, палатки, в компьютеры, в ботинки, вещи. Если б не ветер, было бы всё ещё отличней. Ну так что представляет современный Вадан, спустя 870+ лет со дня основания? Да, он основан в 1147 году, судя по путеводителю, "ровесник" Москвы. (Да, я знаю, что Москва не основана в 1147, но это первое упоминание в летописи).

*

Вадан разделяется на две части, на старый и новый Вадан. Они переходят друг в друга плавно. Старый Вадан состоит из древних зданий, уже почти все они заброшены и превратились в развалины, в них никто или почти никто не живёт. Особым свойством старого Вадана являются древние деревянные двери домов. Каждой двери не меньше трёхсот лет (моё предположение), а сделаны они из толстых досок толстых деревьев, которых уже не встретить в Вадане нынче.
Такие же развалины и древние двери есть в другом караванном древнем городе -- Шингетти, которому тоже примерно столько ж лет, как и Вадану.

И вот, мы поселились в этом огромном кемпинге, забазировались и начали осматривать Вадан. И что же из него стало видно? Вадан, оказывается, подвергся процветанию. В нём сейчас есть не меньше десяти магазинов-сельпо, продающие скромный ассортимент продуктов и вещей по завышенным, но не самым огромным ценам (но нет йогуртов, мороженого, молока и всего, требующего постоянного охлаждения), есть водопровод (провели саудиты, верней за счёт Саудовской Аравии), подаётся круглосуточно электричество! Половина города новая, и видно, что идёт выделение новых участков под новостройки. Есть и несколько заведений для мистеров, но самих мистеров привозят в Вадан раз в два дня рейсами тойот-хайлюксов из Шингетти, они смотрят Вадан и уезжают. Для таких мистеров есть два пустынных рыночка, на которых местные женщины продают всякие безделицы и старые малонужные монеты по завышенной стоимости.

Сельское хозяйство в Вадане уже в упадке, несколько сотен пальм, но плодов что-то не было видно, несколько дынь небольших там растёт, нам подарили две небольшие дыньки, выращивают коз. Так, в целом, никакой индустрии нет в посёлке. Одна из надежд местных жителей -- на туристов, но с туризмом связано может быть двадцать человек в посёлке, остальные вообще непонятно, как живут, с каких доходов, с каких огородов -- ничего не видно!

На кладбище камни могильные, из песка постепенно выдуваются косточки людей, умерших столетия назад, старый город тоже такой весь б.у.щный, двери и перекрытия нескольковековой давности. И над всем этим ветер, пыль, песок, постепенно заносит Вадан, как песочные часы.

Транспорт в Вадан ходит редко. Наши двое товарищей, которые не хотели на нашей машине ехать на кузове, они пошли на трассу, простояли 31 декабря и никуда не уехали. Траснспорта в Вадан ходит мало.

Мы посвятили два дня осмотру Вадана и увидели в нём, наверное, всё, что можно было увидеть при таком ветре и пыли. В ночь с 31 декабря на 1 января владелец кемпинга, Ибрагим, изготовил нам новогодний ужин (за наши деньги), и мы сперва съели его, а потом продолжили общаться уже в комнате, скрывшись от ветра. Андрей Зайчиков оказался в обличье "деда Мороза", достав неожиданно для нас колпак и халат, только что подарков не раздавал. Мы общались, вспоминая все новые года за последние 20 лет, кто когда где и с кем его встречал.

(Два человека из нас не любят фотографироваться)

Уже 1 января днём некоторые люди решили покинуть Вадан. Их было четыре человека. Они выписались из кемпинга и ушли на трассу, и целых полдня и весь вечер на ней простояли. И никто не поехал в Атар, не было автостопного счастья. Уехали они только в четыре утра на следующий день.

Что же касается остальных четверых (я, Кулешов, Денис из Курска и Нина-Дина из Балаково), мы встали и вышли на трассу в семь утра. Утром как раз больше шансов поймать машину, хоть что-то. И вот, не прошло и получаса, как поехал какой-то дядька на Тойоте-hilux. Он согласился нас взять в город Атар, не бесплатно, но сторговались по 200 угия с человека (350 рублей). Причём даже внутри машины, не в кузове. Но сперва он должен был заехать за козой.

Заехал за козой, и тут оказалось, что у мужика спустило колесо. Что ж делать? но была запаска. Прошло минут пятнадцать, и запасное колесо поместилось на место утраченного. Поехали далее по кочковатой и песчаной дороге, пейзажи как в Судане, но опять продолжился очень холодный пустынный ветер! Не прошло и часа, как лопнуло и спустило колесо вторично. Что делать? но водитель был опытный, выкрутил из-под днища машины вторую запаску, и минут через пятнадцать она появилась на месте, а второе спущенное колесо поселилось на наших рюкзаках в кузове. Поехали дальше. Едем-едем, прошло ещё километров пятьдесят, и вот незадача! Лопнуло колесо в третий раз.

Что теперь делать? новых запасок не было, но у водителя была запасная камера. Вытащив колесо и камеру из него, он вставил новую камеру и надул, поехали дальше. Во время стоянки проехала пара машин, но мы уже не стали стараться пересаживаться.

Наконец опять поехали. И вот, в 11 километрах перед Атаром колесо спустило в четвёртый раз! По счастью, у водителя оказалась другая запасная камера. Идти пешком 11 км не хотелось. Мы дождались опять замены колеса и камеры, и наконец около 12:30 мы въехали в Атар. Всего пять часов потребовалось, чтоб достичь Атара, заплатили водителю по 200 угия, он высадил нас на шиномонтажке. Теперь Атар показался апофеозом цивилизации!

В Атаре разделились: Денис и Нина-Дина направились в сторону посёлка Шум (чтоб покататься на поезде), а мы с Кулешовым -- на трассу на Нуакшотт. Автостопом на Нуакшотт -- было не сложно добраться. После недолгого ожидания, две машины по пять километров и наконец одна машина отвезла нас на 400 километров в столицу Мавритании, где я на вписке и пишу эти строки.


В целом, новогоднее сборище в Сахарской глубинке прошло отлично, как и предполагалось. Количество людей, прибывших в Вадан, было ограничено теоретической вместимостью машины, поэтому многих людей я туда не зазывал (а автостопом добраться было бы нелегко, транспорта в Вадан очень мало, несколько машин в день).

На фото: придорожная мечеть на трассе с Атара на Нуакшот.

Вадан -- глухое, малопосещаемое место, но и до него добрались признаки цивилизации. Африка облагораживается, появляется мобильная связь и магазины, транспорт и электричество. Посмотрим, что нас ждёт в более дальних странах и сёлах этого континента.

Все фотографии из поездки в Вадан здесь: https://vk.com/album7425734_267917535
Tags: Мавритания, новый год, пустыня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments