Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Categories:

Страна честных людей

Никакой пропаганды -- просто так переводится название страны Буркина-Фасо с буркинафасольных языков. До 1984 года страна называлась Верхняя Вольта, название это ещё помнят советские люди и те, кто хранит дома карты мира брежневских времён. Язык тут, конечно, не фасольный, а несколько местных наречий; слово "Буркина" на языке мооре означает "Честные люди", а слово "фасо" на другой мове, дьюла, означает "Отечество".



Итак, я уже неделю, как приехал в эту страну, о которой раньше почти ничего не знал. Да и связей с Россией тут немного. Нет российского посольства, нет порта, чтобы в нём стояли корабли с советской командой, нет каких-либо месторождений, чтобы наши поспешили вперёд китайцев их тут разрабатывать. Страна суховатая, на стыке полупустыни и уже зелёной Африки, при появлении вблизи слова "Ouagadougou" (Угадугу, столица страны) немножко пугаешься, потом привыкаешь.

Названия тут сложные, типа Toussianbandougou, а французская привычка вместо двух букв писать пять ещё больше всё удлинняет.

Но я хотел рассказать про честных людей.

Вообще-то, что в странах, пройденных сейчас мной, живут в основном честные люди, может это кого-то удивить. И в Мавритании, и в Сенегале, и в Гвинеях обоих, и в Буркина-Фасо негритянское население, увидев мистера, не завышает цену -- тут это не принято. Все товары имеют свою цену, обычно кратную 100 или 50 CFA, круглость цен объясняется тем, что обычно ни у кого почти нет сдачи, проблемы с разменом и у уличных торговцев, и в супермаркетах. Постоянное при покупках беспокойство, где взять мелочь, и у продавца, и у покупателя. Поэтому товары продаются штучками, кучками, порциями, бутылочками или пакетиками, а не на вес: на сто, на двести CFA и т.д. (100 CFA = 10 российских рублей, 1 доллар = 600 CFA). И только с пакетиками питьевой воды их истинная стоимость, 25 CFA, до нас не сразу дошла, потому что давали 50 и брали пакетик, а оказывается, можно и два пакетика взять на те ж 50 CFA, а сдача в 25 франков -- она редко у кого-то присутствует в кармане. 10 CFA -- только у нищих, да и то не у всех, может такая заваляться монетка, а пакетик монеток по 5 CFA можно приобрести у специальных разменщиков по двойной, а то и четверной стоимости.

А в целом, если отойти от трудностей размена, в товарах от 50 CFA (5 рублей)  и выше, 100, 500, 1000, буркинцы -- действительно честные люди. Сколько раз такое бывало -- я ошибался в цене в верхнюю сторону. Одни товары -- плюшки, конфетки, фрукты, ешё там что-то -- разложены кучками, а мыло, спички, предметы быта, продаются поштучно, не кучками. И вот я часто предполагаю цену, скажем это 100, это наверное 50, а это скажем 200, даю монетку и беру товар, и сколько раз такое было, что за мной торопится продавец со сдачей: это стоило не 200, а 100, а это не сто, а пятьдесят, а тут не один пакетик на пятьдесят, а два на пятьдесят.

Я, как мистер, легко бы не заметил ценовой разницы. Скажем, у меня износились штаны -- я купил новые. Они, конечно, не новые, а сэконд-лег, с уличного развала, но вполне себе достойные штаны, цена оказалась 500 франков (50 рублей).

Продавцу ничего б не стоило сказать мне цену 1000 франков, я б купил и так, не задумавшись нисколько, штаны за сто рублей -- недорого совсем (это ж интересно, они ж везутся с морского порта ещё и через границу, сколько ж достаётся перевозчику и продавцу, даже если себестоимость штанов, выгружаемых как гуманитарная помощь с Европы -- пусть даже нулевая?) Но мне продали штаны за 500 фр, вот ношу их теперь, до России доедут они, вероятно.


И много другого разнообразия. Стоимость проезда, риса и подливки, консервы и йогурта, оказывается такой же, как и для местного жителя. Не наценивают они для мистера, белого богатого человека, а если что-то оказывается и дороже, то это значит какой-то эксклюзив, обоснованная наценка (не такая высокая, впрочем, как в Москве или в Европе).
Так что честные люди, оказались действительно честные люди. Но не полисмены!

Перейдём теперь к блюстителям порядка. Если сказать прямо, страна тут ментовская, и менты -- люди не самые тут умные и не самые тут честные. Посты на дорогах, проверки тут часты: выходят все из машин, автобусов, маршруток посреди степи, и полисмены проверяют у всех документы. То есть все должны быть с документом. Как там, написано ли, террорист ли кто -- не ясно, но есть графа "профессия" в их документе. Вероятно, у кого профессия "террорист" -- не пропускают, задерживают. Но есть и другая цель таких проверок.

Вот, например, товарищ Зайчиков ехал в маршрутке, остановка на посту, полисмены собрали у всех документы и отдавали в обмен на 1000 франков (100 рублей -- с каждого пассажира, неплохой доход у них). Не дашь 1000 франков, ну тогда все будут тебя ждать и ругаться. Пришлось и Зайчикову тоже, в итоге, раскошелиться на взятку, а то и остался бы там без паспорта и без маршрутки. А у меня обошлось, в другом месте, дешевле: полисмен взял мой документ, спросил -- из какой ты страны? -- из России. -- А как деньги в России называются? -- рубли. -- Покажи, как они выглядят. Дай мне. -- в результате, встреча и проверка на посту привела к взятке, пришлось дать полисмену 1 рубль металлический, он у меня при себе был для такого или подобного случая.

Полисмены не только жадные, но и глупые. При этом их много, и они охраняют разные, считающиеся важными, объекты. Есть и простые охранники. Стерегут магазины, супермаркеты, следят, чтобы никто не сфотографировал пятничную молитву в мечети или церковь, пасутся вокруг отелей, вокзалов, и других мест, где могут быть провокации или теракты. В Мали была такая же ерунда, но тут фотофобия сильнее -- даже на местной Красной площади (площади Революции) нельзя фотографироваться, вылезают как из-под земли (а реально выскакивают из-под дерева, где прячутся от жары) зелёные человечки. Нельзя фотографировать, нельзя, нельзя.


(на фотографии -- Площадь Революции, которую нельзя фотографировать: через 3 секунды выбегут зелёные человечки)


Хорошо, завершу эту тему, перейду к транспорту. Транспорт в Угадуге развит ужасно, отвратительно, очень плохо. Представьте себе город на полтора миллиона жителей + пригороды. Жарко, пыльно, центральные улицы асфальтированы, прочие -- краснопесчаные. Дома одноэтажные, иногда двухэтажные, есть несколько сотен 3-этажных и несколько десятков 6-8-этажных небоскрёбов. Город занимает большую площадь: от места, где я живу (вписка от египтянина -- бизнесмена) до посольства Чада -- более 10 километров по дорогам, и это ещё не наибольший размер города.

Итак. Город большой, жаркий, пыльный. А что с городским транспортом? а его вообще почти нет. Имеется десяток маршрутов зелёных автобусов, которые ходят крайне редко и очень медленно, на остановках спят бомжи, проезд 200 CFA (аж 20 рублей), и идут автобусы не туда, куда мне нужно, а по нескольким маршрутам, схемы нет, такое ощущение, что всего штук пятнадцать экземпляров этих автобусов на всю столицу. За все дни только три остановки проехал на одном, в остальных случаях -- ждал-ждал на остановках, не дожидался никакого.

Вместо автобусов почти ничего нет. Нет трёхколёсных такси-туктуков -- это вам не Шри-Ланка, не Индия и не Бангладеш даже. Много мотоциклистов, но из них никто не таксует -- мототакси "очек", как в Индонезии, тут не существует вообще. Такси Uber, Yandex-taxi -- нет таких понятий, забудьте, это вам не Россия и не Азия даже. Автостоп по городу -- тухлый, подбирают плохо, хотя на чём только я не ехал, и в мясном грузовичке на крови мяса, и на мусорном грузовичке верхом на вонючем мусоре (да, я ж не знал сперва, что это мусоровоз, потом обнаружил). Есть зелёные такси коллективные, когда водитель садит в легковушку клиента и везёт его куда-то по асфальтовой дороге (свернуть на грунтовку - уже +100% к цене), а попутно берёт ещё всех желающих, кто едет в том же примерно направлении, и собирает с них, с каждого, по 300 франков (полдоллара), ночью по 500. Индивидуальные такси -- вообще мало их для такого большого города, и цену ломят они не малую, две, три и более тысяч франков (200-300-400 рублей за всю машину). Счётчиков (таксометров), конечно же, нет ни у кого.

В общем, такой вот транспорт, в этой Угадуге, один из худших, на мой взгляд, в транспортном отношении городов-миллионников мира. И автостопом не спешат подбирать, вот что странно! И почти никто не стопит из местных жителей, никто не стоит на перекрёстке, разве что покорно такси ждёт, а оно может и за десять минут ни одно не проехать.
Но и в любом деле бывает, что путешественнику посылается удача. В первый день, четверг, когда я был в Угадугу, мне нужно было проехать в посольство Нигера. На пяти попутках, за час примерно, я-таки до него добрался. Последние полтора километра везла на мотоцикле тётечка, говорящая, на удивление, по-английски -- может потому меня и подобрала.

В четверг я подался на визу Нигера, а в пятницу утром собрался за визой Чада. Уже собрался, сделал бронь -- и распечатать нужно было. Пошёл, скопировал на флэшку, в салон распечатки -- компьютер ихний не видит мой файл.

Пришлось вернуться домой (где обитание происходит -- на вписку), ещё раз взять файлы, опять прихожу -- опять файл не виден. Вот же бывает, отчего такая задержка! Надо будет найти другую распечатывалку в районе посольства, но до него 10 километров по извилистому городу, как бы не опоздать. Выхожу на большую дорогу с переулка...

Тут прямо рядом со мной на мотоцикле останавливается тётечка. Та самая, которая меня подвозила вчера в посольство Нигера последний километр -- в 10 километрах от дома. Как она здесь оказалась, у моего дома? вероятность крайне низкая!

-- Ну как, нашли посольство Нигера? всё нормально?
-- Всё нормально, -- удивляюсь немало я. -- А сейчас я иду в посольство Чада, оно в том же районе.
-- Садитесь, подвезу! -- и мы едем через весь запруженный пробками утренний город, объезжаем на мотоцикле все в пробках стоящие машины и быстренько приезжаем в посольский район!

Вот чудеса какие бывают. И как приехал в посольский квартал, пошёл в ближайший салон распечатывания -- там все файлы, на удивление, прочитались и распечатались. Взял бумажки и пошёл подаваться на визу Чада. Это ж надо, какая удивительная доставка! А так бы час с четвертью или даже полтора ехал бы по пробкам на попутных таксистах или автостопом на всяких мусоровозах.

Вот такая жизнь.

А ещё тут пьяницы! Страна не полностью мусульманская, а смешанная: мусульмане, христиане, и поборники традиционных верований. В каждом крупном магазине есть выпивка, есть бары и сами пьяницы, особенно вчера и сегодня (суббота вечер).

На одной и той же улице -- проспекте можно видеть рекламные биллборды, агитирующие людей в том или ином направлении.
.

А квартирно живу я в восточной части проспекта Шарля де Голля. Это вписка, через Коучсёрфинг, от хорошего мужика, египтянина. Он тут занимается бизнесом, в его подчинении -- другие египтяне и даже арабо-негр из Чада, с города Абеше, тот оказывает помощнические услуги.

И вот у этого Адиля, египтянина, имеется дом, который он снимает. Отчего-то он в нём сейчас не живёт, а живёт с другими сотрудниками в другом доме побольше. А для нас, гостей, он выделил весь этот первый дом -- прямо индивидуальный дом, с вентиляторами, газовой плитой, кранами и душем, с телевизором (не смотрю его, конечно), холодильником, диванами-креслами-кроватями-подушками-шкафами. Есть даже кондиционер и, наоборот, бойлер-нагреватель воды, но пусть другие пользуются этими климатическими жульничествами. Всё есть, кроме wi-fi, а вот за Интернет тут приходится платить, и немало: Буркина -- страна дорогого Интернета. Только ночью цена снижается, и для тех, кто готов с 24 до 5 утра сидеть и что-то там загружать, для такого дела имеется великая скидка, 500 CFA (50 рублей) за ночной гигабайт.



Жили мы тут трое суток с товарищем Зайчиковым, но вот сегодня ночью этот товарищ покидает Африку. Он улетает в Россию, где имеются разные другие удовольствия. Так что скоро, думаю, россияне услышат его весёлые рассказы о Западной Африке, а за ним прилетит и Кулешов, который сейчас на Ближнем Востоке (он улетел из Мали). А из какой страны я улечу, это покажет недалёкое будущее -- хотелось бы с Нджамены, но посмотрим, до неё ещё доехать надо, путь не близкий.
Tags: Буркина-Фасо, наблюдения
Subscribe

  • Скоро -- Африка!

    За окнами, временно, снег и сумрак, но я скоро улечу от вас (российских читателей) в Африку. Если кто-то из вас (африканских читателей) живёт в ЮАР,…

  • Скоро в Афганистан.

    Через две недели мы с Катериной планируем заезжать в Афганистан, с таджикской стороны (визу собираемся делать на границе). и вот ещё раз я побываю в…

  • Мичуринск / Тамбов. Ростов-Великий. Палех.

    Важные и быстрые вопросы есть про все эти города от меня. 12 апреля, понедельник. День Космонавтики -- но никак не связан я с космосом. Желают ли…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Скоро -- Африка!

    За окнами, временно, снег и сумрак, но я скоро улечу от вас (российских читателей) в Африку. Если кто-то из вас (африканских читателей) живёт в ЮАР,…

  • Скоро в Афганистан.

    Через две недели мы с Катериной планируем заезжать в Афганистан, с таджикской стороны (визу собираемся делать на границе). и вот ещё раз я побываю в…

  • Мичуринск / Тамбов. Ростов-Великий. Палех.

    Важные и быстрые вопросы есть про все эти города от меня. 12 апреля, понедельник. День Космонавтики -- но никак не связан я с космосом. Желают ли…