Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Category:

Интервью: Африканец об африканцах

В марте, когда я был в Нигере, я познакомился там с бизнесменом по имени Моктар, который сперва подвёз меня на машине и я записал его мысли и рассуждения о жизни и его путешествиях по другим странам Африки (он посетил все страны Западной Африки, кроме Гвинеи-Биссау, включая Ливию, Тунис, Марокко, Камерун, Чад и другие). Его мысли я уже записал и вывесил интересный пост об этом, вот он: Африка глазами африканца (1)


Через неделю после первой встречи с Моктаром (на фото он -- справа), я приехал в город Маради, в 672 км к востоку от Ниамея, где остановился в ресторане «Eden», принадлежащем Моктару. Он не находился в нём постоянно, а заглядывал время от времени, чтобы пообщаться со мной. Улучив момент, я попросил его ответить на некоторые вопросы, которые могут возникнуть у моих друзей, читателей книги и блога. Беседу я записал на видео, и потом перевёл слова Моктара на русский язык, для удобства читателей.

Вот и результат, полученный в виде моего упрощённого перевода с сдеданной мной видеозаписи.


(Тема №1: проблемы африканцев и как им можно помогать)

-- Как мировое сообщество, мусульманское сообщество может помочь жителям Нигера?

-- Какой вид помощи? О каком виде помощи мы говорим? О материальной помощи? Надо помочь людям вырасти!
Основная проблема – люди не понимают, что такое Африка на самом деле. Нам нужно больше понимания, как сделать многие вещи сами. Они говорят: африканские люди бедны, у них нет денег. Но нам нужны технологии. У нас здесь нет настоящих технологий. Да, в деревнях зачастую нет воды, нет электричества; мы нуждаемся в воде, в освещении, в солнечных панелях, оборудовании для школ и т.д. В таких вещах Африка действительно нуждается. Иметь такие базовые вещи – воду для потребления людьми и для выращивания овощей. Но ещё более важно помощь знаниями. Нам нужны знания, чтобы мы могли делать все вещи сами.

Часто международные организации, приезжая в Африку, даже не спрашивают людей, в чём они нуждаются. Они даже не спрашивают, что может быть полезно для людей. А ведь очень полезно спросить местное сообщество. Действительно, основная проблема тут – вода; часто женщина вынуждена идти за пять километров, чтобы принести воду, чистую воду, и несёт её обратно. И ей нужна ещё вода для выращивания овощей, и у неё дом из соломы.

Лучшее, что можно сделать, это заранее отправить человека, чтобы он пожил в этой деревне с местными людьми, один месяц, или две недели, чтобы понять реальные нужды местных людей. Не только чтобы сидеть в офисе и писать проекты или отчёты. Посылать людей, чтобы они пожили там с этими людьми. Посмотреть, как проходит ежедневная жизнь этих людей: как они работают, как едят, как спят. После этого можно принять решение, что нужно. Понять, что нужно, можно только живя с этими людьми. Может быть даже месяц – и вы увидите, как помочь.

Если вы видите женщину, которая идёт за пять километров за водой… Может быть, у организации в планах было строительство мечети. Мечеть – это очень хорошо. Но если вы видите сто женщин, каждое утро идущих за пять километров, вы поймёте, почувствуете, что первым делом нужно создать колодец. У них нечего есть, просто потому, что им нечем поливать огороды. Самой земли у них достаточно.

Или взять вот такой пример. Есть многие крестьяне, которые выращивают лук. Сразу после урожая они вынуждены продать его очень дёшево, по 6000 CFA за стокилограммовый мешок (6 рублей за килограмм), быстро продать, потому что его негде хранить. Они быстро продают его, а потом, межсезонье, приходится лук импортировать из Европы, и он стоит уже в десять раз больше! А ведь можно было бы построить овощехранилище. Есть такие проекты, в Китае можно заказать, оно ещё будет вентилироваться и охлаждаться за счёт солнечных батарей. Крестьяне готовы платить за использование овощехранилища, не очень много, но заплатят, например 1000 CFA (100 рублей) в месяц за каждый мешок. И тогда они будут продавать его равномерно  в течение нескольких месяцев по нормальной цене и не будут нуждаться. И так и с другими сезонными овощами. Мечетей построено очень много, но вместо, например, трёх мечетей, было бы неплохо построить две мечети и одно овощехранилище.

Людям нужно немногое. Обычно надо только чуть-чуть их подтолкнуть. Но сперва нужно понять менталитет местных людей.

(Тема №2: источник проблем в Африке)

-- А какой же основной источник проблем в Африке? Они происходят изнутри или снаружи?

-- По-моему, большинство проблем происходят изнутри. Наш менталитет.

Потерянные люди. Не потерянные, а потерявшие. Потерявшие свой исток. Мы теряем свои традиции и хотим жить, как европейцы. И так и остаёмся посередине. Мы не хотим жить, как африканцы – из-за телевизора. Нам кажется, что нам нужен большой дом, большая машина. Но для африканца наш первый круг – это наша семья. И большой дом нужен только для того, чтобы поместить много людей внутри. В Африке мы все живём вместе. Твой отец, мать, братья, их жёны и дети всего семейства.

Мы потеряли. Мы должны найти себя и поменять свою ментальность. Если наш менталитет – отдельность, жить в Африке и хотеть жить как в Европе, то ничего не получится. Нам нужно оставаться в Африке и жить, как африканцы. Мы должны принять эту ситуацию, да, мы африканцы. Я не говорю, что жить с европейским сознанием плохо. Но мы должны предпочитать свою культуру, ставить её на первое место.

Мы африканцы и можем сделать много хороших вещей тут, в Африке. Африка очень велика, у нас много земли. Африка может делиться со всеми, и принять тоже много вещей, знаний и технологий. Но нужно не забыть, что мы из Африки.

(Тема №3: менталитет африканцев)

-- А в чём особенность менталитета африканцев?

-- Менталитет африканцев похожий в основных правилах. Но в зависимости от региона, у нас есть маленькие, небольшие различия. Основа нашего менталитета – уважение семьи. Всё, что мы делаем, базируется на этом уважении. Мы должны иметь поддержку нашей семьи и сами поддерживать её. Семья у нас в большом понимании -- начиная с деда, бабушки, дяди, тети, братья, их жёны и дети, африканская семья – это до пятидесяти человек, иногда больше реальная африканская семья. Вот у меня, например, 10 братьев и сестер.

Мы должны поддерживать друг друга -- не только деньгами, но и всем: кто-то что-то приготовит, кто-то принесёт на всех что-то в дом. И мы все уважаем друг друга. Женитьба, путешествия, бизнес – всё это связано с семьёй: мы нуждаемся в поддержке нашей семьи. Вот, например, человек – большой бизнесмен. Все люди вокруг него – это его семья. Пока он был ребёнком, его семья поддерживала его. Сейчас, все, кто у него работает – это его родственники, он их поддерживает таким образом. И всё, что мы делаем, базируется на уважении нашей семьи.

И так по всей Африке. Но мы имеем небольшие отличия по странам, в Сенегале или Мали, например. Я путешествовал во многих странах, это у нас всегда так. В Западной Африке я побывал во всех странах, кроме Гвинеи-Биссау (по причине того, что там португальский язык). Чад, Камерун, Нигерия, Ливия, Тунис, Марокко…

Помимо уважения к семье, у нас есть уважение к природе. Потому что природа – это как бы наша Большая Мать. Мы живём в природе и с природой. Посмотри на традиционный дом в Африке – он весь из природных материалов, из глины или из соломы.

Но я говорил тебе, что мы потерянные люди, мы теряем свои корни.

Люди хотят показать друг другу, что они имеют что-то материальное. Но вещи – это не так важно. Семья – это важно. А они хотят материальное, материальное... Но если вы будете приобретать всё время материальное, вы этим разрушаете природу. Африканцы всегда используют природу, чтобы выращивать и самим расти в природе. Но они прежде не старались полностью изменить природу, старались жить в ней и с ней. Как, например, в сообществе, откуда происходит моя мать, не принято ходить в природу после наступления темноты. Наши предки говорили нам уважать природу. Заботься о ней, и она будет заботиться о тебе. Но теперь люди стали забывать традиции и мы имеем большую стену между традиционным африканским и европо-африканским менталитетом.

Природа – это не только растения, овощи. Это ещё и животные. Во многих африканских семьях мы видим, как например курицы живут вместе с людьми. Нам нужно держать живых существ в доме. Наша семья включает, иногда, и животных, иногда, например, корову. А может быть и кошка. Для нас некоторые животные имеют дух. И нам нужно находиться вместе. Животные заботятся о нас, а мы – о животных. Это духовная связь, хотя и не религиозная.

(Тема №4. Про религию и традиции)

-- А какой регион в Африке более религиозный, а где менее? Вот например, я вижу, что район Маради – более религиозный, чем Ниамей. А как вообще?

-- Насколько я вижу, самый религиозный регион – это северная часть Нигерии. Мы говорим про исламскую религию. Бенин, Того – они больше христианские, чем мусульманские. Некоторые части Буркина-Фасо – там не такие строгие, но тоже верующие. Но более верующие – именно северные нигерийцы. В отношении алкоголя – они сами не пьют. Но там есть места, специальные места, например в Кано, для тех, кто приехал из южной Нигерии, где алкоголь можно найти. Там, где живут люди с юга, алкоголь есть. Но там, где живут местные, в северной Нигерии, там алкоголя нет.

-- А что можно сказать о жителях Чада? Они религиозные или не очень?

-- У них есть разные влияния, например влияние Судана. Когда кто-то в Чаде хочет изучать религию (исламскую религию), у него есть два варианта. Ехать учиться в Нигерию, в северную Нигерию, в Майдугури (Maidogori), или ехать учиться в Судан. Жители Чада уважают и других людей, тех, кто не мусульмане.
Многие представители чадской интеллигенции, да и нигерской тоже, учились в Нигерии – в Майдугури, или в Кано.

-- Имамы, религиозные деятели и учёные Нигера тоже учатся в Нигерии?

-- Да, многие из них. Нигерия, ещё Египет – но Нигерия ближе. Всё больше и больше молодёжи едет в Нигерию учиться. Там много специальных школ, не только традиционных религиозных школ, но и современных, например в Кано, и в том же Майдугури. Жители же Чада имеют два варианта – ехать в Майдугури или в Хартум, в Судан.

-- А что о северном Нигере? Город Агадес?

-- Северный Нигер сильно отличается от южного. Туареги. Туарегский менталитет сильно отличается от менталитета жителей южного Нигера.

Религия имеет большое значение для жителей Нигера – все жители Нигера уважают религию. Туареги тоже мусульмане, но менталитет туарегов отличается, у них своё представление об исламе. Традиции отличаются: африканские местные обычаи и религия смешиваются иногда. Две эти вещи смешиваются – ислам и местные традиции.  Но когда я еду в Агадес, у меня с ними нет проблем, мы уважаем друг друга, и религия всё же важней, чем местные обычаи.

Мы можем видеть разных людей в столице, Ниамее. Туда приезжают люди и из разных стран со своими традициями. Но если поехать в восточную часть страны, то именно здесь можно увидеть реальный Нигер. Ниамей – это не настоящий Нигер, там есть много внешних влияний. Тут тоже есть влияние, но оно своё, наше, местное.

-- Зиндер – более Нигер, чем Ниамей?

-- Да. И здесь, Маради – более настоящий Нигер, чем Ниамей. И ты тоже видишь разницу. В Ниамей приезжают люди из других стран: Буркина, Мали, Кот-д-Ивуар… Первое место, куда они приезжают и где останавливаются – Ниамей. А люди внутри страны – они более традиционные. И то же самое в других странах Африки. Если мы хотим увидеть людей более традиционных, то нужно держаться подальше от столиц.

(Тема №5. Про миграцию)

-- Мой последний вопрос – о миграции. Многие люди в Африке спрашивают меня: Антон, а как бы нам перебраться в Россию или Европу на жительство? Какой совет можно им дать? Дайте им совет!

-- Ха-ха. Вам не нужно ехать, чтобы жить там. Побывать там можно, чтобы узнать людей, и приобрести какие-то знания, идеи. Побыть там один месяц, два месяца, потом вернуться обратно, и строить свой дом. Для миграции вы тратите очень большие деньги. Этих денег достаточно, чтобы открыть небольшой бизнес здесь. Например: люди из Нигерии, для того, чтобы пересечь Нигер, Ливию и потом пересечь море и попасть в Европу, тратят больше чем 5000 евро!

-- 5000 евро?  Такая огромная сумма? На неё же можно жить здесь всю жизнь!

-- Да. Можно открыть свой собственный небольшой бизнес. Но проблема в головах! Они смотрят телевизор – что там все, все живут богато, в больших, красивых домах. Но это же не правда! Оставайся здесь, строй свой дом, оставайся со своей семьёй. Если у тебя есть какие-то проблемы, то ведь твоя семья здесь, с тобой. Для этих людей пересечение океана – это такая мечта. Возьми эти деньги и используй здесь. И даже если у тебя совсем мало денег, но твоя семья здесь, с тобой!

Африка – это свободное место. Нам нужны молодые, активные люди, чтобы они оставались здесь. Да, им не нравится политическая ситуация, экономическая ситуация. Здесь столько возможностей! Они думают, для них это так: Африка кончилась. Но для меня – Африка только начинается. Нет, не кончилась! Африка ещё только начинается! Везде, везде я вижу возможности для развития, возможности для бизнеса.

Нам не нужно привозить сюда много товаров. Нужны только технологии. Нам нужно оставаться здесь и строить нашу страну. Скажем, вот мой дом – Нигер, его и нужно строить в первую очередь. И дороги нам нужно строить самим – не нужно для этого звать помощников из Европы или из Китая.

Нелегальная миграция – очень плохая идея. Но можно поехать за знанием, чтобы научиться чему-нибудь. В Россию, во Францию, в Англию – чтобы учиться. Один год, два года. Может быть, даже десять лет. Но в уме нужно всегда держать: вернуться в свою страну! Помочь своим братьям, своему отцу, своей семье. Через свою семью ты поможешь своей деревне. И это твой вклад в развитие всей страны.

И моя страна тут не столько Нигер. Моя страна это вся Африка. Я чувствую себя свободным, отправляясь куда угодно в Африке. Нигер слишком маленький для меня! А уезжать куда-то из Африки, мигрировать нелегально – это очень плохая идея!

-- Большое спасибо, Моктар! Я тоже думаю, что Африка не закончилась, а только начинается. Спасибо за интересную беседу! Ассаламу алейкум!


…Я понимаю, что среди читателей, особенно тех, которые никогда не жили в Африке, будут обязательно свои комментарии типа: «Всё это не правильно, проблемы у африкацев в том-то и в том-то», «все проблемы появились после того, как ушли белые, а с колонизаторами было хорошо» и т.д.. Ну кому было хорошо? Самим колонизаторам в первую очередь!

Когда мы говорим, что у вас, африканцев, такие-то и такие-то проблемы, -- это не всегда корректно. Ведь это кажется проблемой, может быть, только для нас. Имеет смысл расспросить самих толковых африканцев о том, как они живут и как представляют свою Африку. Я так и постарался сделать.
Tags: Африка, Нигер, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments