Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Categories:
  • Location:

БАМ : 25 лет спустя

Прошло 25 лет с тех дней, как мы, вместе с Андреем Винокуровым, прибыли на грузовом пароходе из Магадана в порт Ванино и проехали затем весь БАМ – в безденежном режиме – от Тихого океана до Тайшета и затем продолжили путь до Москвы, куда и вернулись в сентябре 1996 года.

С тех пор я много раз бывал на Дальнем Востоке. На западной половине БАМа я был в последний раз в 2018 году. В том же 2018 я посетил Комсомольск-на-Амуре. А вот участок Тында—Комсомольск я не проезжал с далёкого 1996 года. Теперь вот проехал по нему, в интересной компании.

По БАМу проехали: А.Кротов, Евгений Чубаров, Анна Юферева, Александр Забродин (Москва), Екатерина Малышева (Новосибирск), Владимир Зенит (Ниж.Новгрод), Ирина Козубова и Семён Съёдин (Белгород), Шибаев Юрий и Руслан Шибаев (Ангарск), Григорий Шуб (Минск), Аделина Копыльцова (Иркутск). Ещё Андрей Красников (под псевдонином «дед-акын») ехал с нами до Тынды.

В поездах было интересно. Мы провели несколько соревнований: две «олимпиады» по истории (по новой и древней истории России), по математике, две по географии (по географии РФ и мира), турнир по армрестлингу и несколько зарядок. В исторических олимпиадах побеждали люди старшего возраста: дед-акын и Юрий Шибаев из Ангарска, человек с большой седой бородой и в очках. Жаль, не было с нами Глеба из Тюмени, он наверняка ответил бы на все сочинённые вопросы.

Когда «олимпиады» прошли, неожиданно нами был обнаружен самостоятельный путешественник, Владимир Колпаков-Железнодорожный из Нижегородской области. Не нужно его путать с другим Колпаковым. Это очень необычный человек, похожий по сущности на Болашенко, исследователя железных дорог. Про него я написал уже отдельно. Этот чел подсел в наш поезд по пути на Комсомольск, и мы о нём записали много интересных сведений.

Всего, в поездке было отмечено 13 человек, связанных с АВП + один, с АВП не связанный. Большинство из нас проехали от Тайшета до Тынды и Комсомольска на поездах. Аделина и А.Забродин ехали автостопом 2-го рода до Верхнезейска, там подсели в наш поезд. Автостоп 2-го рода и до сих пор работает на БАМе; ездили люди и в предыдущие пару лет. Некоторые машинисты в курсе о том, что вольные путешественники существуют.


БАМ функционирует. Западная половина БАМа живее, чем восточная. На западной части работает Северомуйский тоннель (его строили более 20 лет, и его не было в 1996), идут работы по созданию второго ж.д.пути, ходят довольно активно товарняки.

В 1996 году мы ехали по обходу тоннеля, где есть знаменитый Чёртов Мост. Сейчас между станциями Ангаракан и Окусикан находится тоннель,самый длинный в России, 15,5 километров (потом на восток идут ст Северомуйск и Казанкан). Почти все поезда идут через тоннель. Ангаракан – Казанкан -- обход тоннеля с «Чёртовым мостом», обход протяжённостью 62 километра. Там есть только рабочий поезд, по обходу. Можно внедриться в рабочй поезд (обычно это платно) и фотографировать из заднего окна вагона. Мы так не сделали -- проехали просто по тоннелю на пассажирском.

Восточный БАМ совсем тихий, однопутный, второго пути нет, и пока не видно попыток его сделать; восточная половина вся неэлектрифицирована (западная электрифицирована частично). Некоторые мосты сделаны под два пути, другие под один. Состояние пути, по ощущениям, лучше, чем в 1996-м, хотя поезд всё равно идёт довольно медленно и покачивается. 1469 километров поезд проходит за 39 часов (на обычных ж.д. в Центральной России понадобилось бы не более суток). Товарняки с углём, брёвнами, видны на обоих половинах БАМа.


Вокзалы на БАМе, рассчитанные на большой пассажиропотоик, всё стоят и поражают своим гигантизмом посреди тайги. БАМовские посёлки и городки, построенные в 1970-80-х годах, с 1991 перестали расти, и даже уменьшаются по численности населения. Тында и Северобайкальск – крупнейшие города БАМа – выглядят тихими и немноголюдными, население за 30 лет упало примерно на треть. Вокзалы оба там, нормальные для 250-300-тысячных городов, красивые, обслуживают население в 10 раз меньшее. За 30 лет обновление: появились рентгены вещей, множество охранников, и в Северобайкальске – магазинчик с Библиями и часовня. На станции Ургал тоже появились рентгены для вещей. Таксимо, Чара – большие вокзалы, появились охранники с рамками, остальное без изменений.

Мне кажется, что восточней Северобайкальска, и западней Комсомольска-на-Амуре, за 30 лет на все посёлки БАМА появилось только одно новое капитальное здание! Это трёхэтажное светящееся здание гостиницы «КОДАР» в Новой Чаре. Перед ним даже положили плитку, некоторые плитки светятся внутренними лампочками. Сколько людей останавливается в этом отеле, не знаю. Может, редкие богатые туристы, едущие на знаменитые Чарские Пески.

Вокзалы прочие, их десятка два, в посёлках поменьше, минимизированы, как на консервации: где одна касса работает, где ничего уже не работает, видно, что пассажиропоток сейчас процентов 10 от проектного. Некоторые здания на разъездах закрыты (законсервированы до лучших времён), и касс нету. Интернет есть только в самых крупных посёлках, так что кое-где и билет купить на станции невозможно. В таком случае пассажир обращается в сидячий вагон, где ему выписывают билет на месте. Из-за глухоманности региона тут до сих пор осталась такая опция: общий вагон безлимитный. То есть, в теории, могут быть и стоячие пассажиры. Фактически в нашем случае сидячий вагон был полупустой. Плацкарт то наполнялся, то наполовину опустевал.

Некоторые полустанки немного лет тому назад обзавелись новыми вагончиками, обшитыми сайдингом. Непонятно, это старые отремонтированные? или новые завезли? В таком вагончике находится дежурный по станции, наверное пульт управления стрелками (?) и, по-видимому, всё.

К пассажирским поездам прицеплены грузовые вагоны: почта и багаж. На всех больших станциях шла выгрузка множества ящиков. Продукты. Некоторые ящики позвякивали. Товары для магазинов в посёлках. Автодорога, параллельная БАМу («автодубрёр БАМа») – в плохом состоянии, и почти непроезжается восточнее Таксимо. Уже в Таксимо, в Чаре большая выгрузка грузов. А восточней Тынды – каждая большая станция задерживает поезд на 10-20 минут: посёлки снабжаются едой с ж.д.. Цены в магазинчиках высокие, ассортимент скромный, два города с боле-менее приличным ассортиментом и возможностью затариться – Северобайкальск и Тында. Восточей Ургала опять видна сносная грунтовка вдоль БАМа. Но автомашин что-то не видать. Автодорожные мосты – то хорошие, то в плохом состоянии, где-то нет мостов, броды. Редко-редко заметишь, что едет машина-грузовик, разбрызгивая лужи и речки.

До Северобайкальска и Уояна, кстати, существует вполне проезжая дорога, по которой возможно передвижение обычным автостопом. Потом почти нормальная дорога видна уже ближе к Комсомольску.

Публика, которая едет в поездах по БАМу – преимущественно работяги, мужского пола. Женщины в вагонах – одни проводницы. Некоторые пассажиры курят тайно между вагонами, пьют в поезде скрытно, ночью выходят и где-то достают выпивку в посёлках. Темы путешествий мало кого интересуют здесь. Работяги, бывшие и нынешние строители БАМа, редкие пенсионеры. Все взрослые люди тут не родились, а приехали в 1970-80-х годах, приехали из разных республик СССР.

Запомнился разговор с таксистом, который вёз разномастных нас и рюкзаки от ж.д.вокзала Тынды на вписку. Это был немолодой грузин из Кутаиси.

-- А вы, наверное, как и многие тут, строитель БАМа? – спросил я.

-- Нэт, я нэ строытел! Я разрушител. Приэхал ужэ в 1991 году. Это до мэня приэзжали строытелы. А мы тэпэр всэ разрушителы. Уже трыдцат лэт всё розрушаэм!

…На этот раз на БАМе до Комсомольска-на-Амуе я не провёл лекций. Причин тому несколько. Во-первых, август – сезон отпусков. Все активные люди, кто ещё остался в БАМгородках, уехали со своими детьми на курорты. Кто-то из туристов – в походах в окрестных горах. Официальные места сбора (молодёжный центр, библиотека) были закрыты, не удалось собраться и в кофейне, и в музее: где-то был выходной, День железнодорожника, воскресенье; где-то опасались коронавирусных мер и запретов (в отличие от городов-миллионников, тут любая активность становится известной всему городу, кто-то и настучит, что собралсь с нарушением каких-либо правил). Ну а в малых БАМпосёлках население такое крошечное, что собрать людей на встречу – почти безнадёжное дело. Поэтому проехали БАМ без лекций на этот раз, и только одна встреча была в Комсомольске-на-Амуре, на которой было 38 человек.

Популярные профессии у жителей малых посёлков БАМа:
1) Железнодорожник, путеец, дежурный по станции, монтёр, электромеханк – зарплата выше средней по региону
2) Машинист локомотива – зарплата сильно выше средней по региону
3) Продавец в ларьке, магазине – доход средний, не очень привлекательный
4) Нестарый северный пенсионер – пенсия переходит в жидкое состояние

В целом, БАМ работает, восточная половина и посёлки его – как бы консервированные. Всё ездит в небольшом режиме, ожидая расцвета и лучших времён. Железную дорогу поддерживают в порядке, западную половину расширяют – в рассчёте на якутские грузы. Пассажирские поезда, на удивление, обновлены капитальным ремонтом, и туалеты уже биологические: через дырку не видно рельсов. В поездах поставили розетки, кондиционеры, туалетная бумага и рулоны бумаги для вытирания рук. В вагонах и тамбурах на нас направлены камеры (не знаю, работают или нет). Окна не открываются широко – ещё одно веяние современного буржуазного мира.

Про мобильный Интернет. В пути его нет. На самых основных станциях появляется. Работает связь Билайн (вот и я: 8-903-500-9850, звоните, кому нужно), Йота, я вспомнил про свой Тинькофф-мобайл, он тоже работает. Теле2 не хочет у меня работать ни в Тынде, ни в Хабаровском крае. Wi-fi в поезде нет. На малых станциях и между ними сами проводники тоже не имеют доступа к сети.

Дальше, на восток, Комсомольск-на-Амуре – большой солидный город, с относительно низкими ценами и большим ассортиментом людей и товаров. Сюда «поезд АВП» прибыл утром 4 августа.

Там мы провели один день и провели одну лекцию. А наутро 5 августа выехали автостопом на Хабаровск.

Tags: БАМ, ж.д., ж.д.транспорт
Subscribe

  • Фотографии с острова Сулавеси.

    Наше путешествие с Катерина Боярова по этому индонезийскому острову, почти 2000 км: Битунг — Манадо — Горонтало — Тентена —…

  • Набор фотографий из Мозамбика

    Вот мои 193 фотографии из Мозамбика. Тете, Бейра, Мапуту. И поезд немножко. Прямо сейчас выезжаю в новую для себя страну, Эсватини (Свазиленд).…

  • Ретро-фотографии из Афганистана (2002)

    А это полный набор моих ПЕРВЫХ фотоснимков из Афганистана, сделанных в 2002 году в нашей первой поездке (за сканирование благодарю Святослава…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments