Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Categories:

Автостопом на Сахалин

Попасть автостопом на Сахалин – мечта многих путешественников. Конечно, немало людей проникают на этот остров, ещё со времён царской каторги и Чехова, который тащился на Сахалин месяцами и написал об этом книгу. Современные путешественники часто попадают на остров Сахалин самолётом, или же паромом Ванино—Холмск. Этот паром – весьма популярный способ проникновения с Дальнего Востока. Идёт он часов шестнадцать или больше, ходит примерно раз в сутки, стоит проезд примерно 1700 рублей. Автостопом на нём переплыть весьма проблематично – даже владельцы машин платят и за всех едущих с машиной пассажиров.

Но есть немногие люди, которые стараются попасть на Сахалин с материка в самом узком месте. Там, где материк и остров разделяет только 7 км Татарского Пролива. Именно тут, между селениями Лазарев (Хабаровский край) и Погиби (Сахалин), во времена Сталина (годы 1951-1953) строили ж.д. и тоннель. После смерти Иосифа Виссарионовича стройку бросили, рельсы до пролива не дошли, и тоннель не был завершён, брошен был ещё на начальной стадии. Сейчас это место – довольно глухоманное, но именно здесь под водами пролива проходит нефтепровод и газопровод, а также оптоволоконный кабель, несущий на Сахалин и далее интернет.

Я давно (в 2018) запланировал попасть на Сахалин в этом году (2021-м) таким интересным маршрутом. Изучая вопрос переправы автостопом (гидростопом, на попутных нерейсовых лодках) через Лазарев, я в этом году 2021 видал даже двоих путешественников, кому это удалось сделать, они описали процесс переправы. Трудность в том, что от Погиби, с сахалинской стороны пролива, возможно придётся пешком идти. Там около 100 км убитой старой дороги, до цивилизации (до основной трассы). Движение машин там весьма незначительно, но надежда на подвоз есть: некоторые машины ездят вдоль газопровода по этой технической дороге, проверяя его.

Итак. На Сахалин мы решили идти вчетвером. Потому что много народу везти было бы трудно – с переправой ненадёжно, с автостопом на той стороне тоже ненадёжно. Поехали из Хабаровска две двойки: (1) Роман Юрочкин из Барнаула, он же «Ленин», с Аделиной Копыльцовой из Иркутска, (2) я и Женя Чубаров, оба из Москвы. Накануне выезда посетили гипермаркет «Самбери» и взяли много продуктов: консервы, хлеб, гречку, майонез, рассчитывая на пять дней хода. Для надёжности, ведь никто не знал заранее, удастся нам быстро проехать маршрут или нужно будет пешком идти.

Добирание до самого Хабаровска трудностей не представляет. Мы прибыли в Хабаровск разными маршрутами, о которых я дал понятие в предыдущих текстах.



10 августа, во вторник, мы вышли автостопом из Хабаровска на север, рассчитывая доехать до Лазарева за два дня. Погода на этот раз радовала. После мокрого Схода, где мы были в лужах воды, сейчас прогноз показывал солнце на неделю вперёд, тёплое и безветренное небо.

Первая двойка вышла раньше и уехала быстрее. Мы с Евгением Ч. сперва двигались меденней. В селении Маяк нас подобрал бородатый водитель на огромной американской фуре, с кабиной как дом. С ним, не торопясь, доехали до Селихино (350 км от Хабаровска). Там уже от основной асфальтовой трассы Хабаровск—Комсомольск ответвляется грунтовка. Эта грунтовка ведёт на север, в сторону Николаевска-на-Амуре, с отвилкой на Лазарев. До Николаевска есть даже автобус ночной по этой грунтовке, от фирмы «Пять звёзд», весьма не дешёвый. Он остановился нам, но на предложение бесплатно подвезти нас – отказался, уверяя, что камеры в нём самом следят за ним постоянно. Машин было немного, одна раз в несколько минут, но интерес водителей к автостопщикам тут выше, чем на асфальтовой дороге. Тут останавливаются охотно, и если не берут, то обычно объясняют, почему не могут / не хотят взять. Едут тут, поднимая пыль по грунтовке, все машины запылены.

Не прошло получаса, как притормозила машина средних размеров: водитель вёз продукиы, товары и целую дверь в Циммермановку, а это весьма более ста километров. Подумав и поев «дошикак», он согласился впихнуть и нас. С ним уже в темноте приехали в Циммермановку, село на Амуре. Водитель уехал с дверью домой, оставив нас в придорожной кафешке. Село имеет две кафешки, обе круглосуточные, на въезде и на выезде.

Поужинав в кафешке, мы поставили палатку прямо перед ней в беседке, но тут прикатил запылённый автобус «Пять звёзд», который мы обогнали несколько часов назад (он шёл медленнее машины и отстал от нас на час). Из автобуса вылезли пьяницы. Чтоб не слушать их воплей, мы собрали палатку и перенесли её чуть в сторону леса, где и спали до утра.

Утром 11-го, во вторник, вышли из лесу, позавтракали и осмотрели Циммермановку. Умылись водой из Амура, отметились у памятника воинам гражданской войны, спасавших это амурское село от интервентов-американцев сто лет назад. Подробно историю села я не изучал, пофоткали другие дома, магазины и вернулись на трассу уже на выезде. Интересно, что в Ц. есть улица железнодорожная, хотя самой ж.дороги нет, но планировалась при Сталине. Улицу назвали, а железку не провели. А что провели, то разобрали давно уже.

В 8:20 утра мы стояли уже на выходе на северо-восток на грунтовой пыльной дороге.

Сперва остановился джип с таким водителем, который хотел взять до Де-Кастри, но только одного человека. Двух почему-то не хотел, несмотря что был пустой. Мы отказались от разделения, джип уехал.

Не прошло долгих минут, как нам повезло: остановился совсем не нагруженный водитель на легковушке с кузовом, едущий прямо в Лазарев, и нас с Евгением Ч. взял. Это более 180 километров дороги. Поехали!

Дорога всё трясла и пылила. Сперва грунтовка, потом доехали до большого села с необычным названием Де-Кастри. В селе был асфальт и даже ловил мобильный интернет. Телефон сообщил мне, что Аделина и Юрочкин уже в Лазареве – они, ночевали в Де-Кастри и, оказывается, сегодня выехали в 5:30 утра! Мы же сильно отставали. В Де-Кастри водитель притормозил у магазина. Там купили вкусный хлеб, сразу шесть буханок, включая две миниатюрные буханочки «бородинского» местной пекарни. Размер буханочек был примерно в треть от настоящей.

После де-Кастри дорога стала очень плохой. Это старая лежнёвка, проложенная при Сталине по лесам и болотам. За минувшие 70 лет дорогу утрамбовали, разбили, засыпали камнями, скорость 20 км/ч на этой дороге. Дороги такого типа есть в бедных странах Африки, и в Афганистане, и то не везде. В Лазарев уже нет никакого автобуса. Жители его, кто хочет в Хабаровск, платит 4000 руб с носа частникам, которые возят население на джипах.

Тем временем, Юрочкин и Аделина уже прибыли в Лазарев, где их встретил лодочник, осуществляющий частный извоз. Через пролив в самом узком месте нет никакого парома. Но лодочник оказался деньгопрос – он восхотел за рейс 5000 рублей! Это не удивительно, мне уже сообщали те, кто переправлялся прежде, что жители Лазарева имеют такую таксу, 5000 руб за спецрейс (количество людей в лодке не имеет значения). Данная сумма, возможно, ещё нормальна для сотрудников «Газпрома», которые по работе нуждаются в попадании в Погиби, но для нас она казалась завышенной. Аделина и Юрочкин не спешили расстаться с купюрой, стали нас ждать.

Вот наконец и я с Чубаровым в Лазареве. Всего путь от Хабаровска составил 760 километров. На их преодоление мы затратили 19 ходовых часов автостопа, проведённых на трассе. Последняя машна провезла нас 3 километра до причала, водители подарили нам две бутылки воды и одну – газировки.

Гидростоп из Лазарева

Посёлок Лазарев находится в живописном месте и достоин подробного осмотра. Но нужно было заниматься гидростопом. Поэтому осмотрели мы его частично. Население Лазарева, составлявшее при СССР несколько тыс человек, сейчас составляет 1000 людей, по словам местных. Имеется старая площадь с Лениным, и мемориальная доска про флотоводца Лазарева (1788-1851), открывателя этих мест, а также Антарктиды. Были замечены также здания администрации и ДК, в ДК находится библиотека. Потолок библиотеки подтекает, поэтому книги покрыты сверху полиэтиленами. Сотрудник библиотеки – одна женщина.

Ещё было штук пятнадцать небольших магазинов, много домиков одноэтажных, двухэтжных и один 4-этажный, много брошеных зданий. Доступного нам Интернета в посёлке не было, телефоны работали только на звонки и СМС. Многие жители пос.Лазарев являются рыбаками, ходят в море на лодках.

Мы заняли удобную позицию, с которой просматривалась бухта. Лодки то причаливали, то уходили, на Сахалин никто не плыл, а «коррупционер», хотевший 5000 руб за рейс, уплыл в Погиби просто без нас. Но появился другой активный дяденька, который, узнав нашу сущность, высказал желание нас перевезти, если никто больше не захочет. Но за это ему нужно было заправиться бензином – нужно было 15 литров или немногим более, что, по поселковым ценам, было бы в пределах 2000 руб за лодку. Он также предлагал вписаться в квартире. Две тысячи за рейс – было уже не так дорого, но мы не торопились, к том же и он не торопился, занимаясь рыбными делами. Погода стояла безветренная, тёплая и солнечная, неплохо для этих мест.

Мы поставили палатки на берегу моря. Дул свежий ветер, комаров не было. С помощью горелки наварили гречки, чая, сколько было нужно. Все проходящие мимо нас видели, и вскоре о нашем желании плыть на Сахалин знали многие жители посёлка. Мы и сами всем разбалтывали об этом – заходя в местные магазины, чтоб все знали, что есть такие туристы. Ведь когда с того берега сюда приплывут за продуктами (в Погиби магазинов нет), им в магазинах скажут – «Возьмите туристов!»

Цены в магазинах Лазарева составляли 150% от хабаровских, а ассортимент был скромен. Почему-то была недорогая гречка (может прошлогодняя) всего по 62 руб и хлеб за 50, недорого для этих мест.

В целом, гидростоп шёл так, как он и должен идти. На флоте ничего точного не бывает – эту верную фразу я ещё в 1996 записал. Нужно уметь ждать. Важно, чтобы как можно больше людей в портовом городке знало о нашем существовани и намерениях. Наконец, настало утро 12-е августа. Погода стояла хорошая, ветрило чуть больше, чем накануне.

Вчерашний лодковладелец Юрий появился вновь, занятый своими текущими вопросами, обещая перевезти нас к вечеру по стоимости бензина, если нас никто больше не заберёт. Тут пришёл с севера чудо-транспорт – большой катамаран, созданный А.Куликом*, он вёз человек восемь южно-сахалинских туристов. Они шли из района Николаевска-на-Амуре. Сейчас остановились в Лазареве, чтоб закупить продуктов, а потом шли на Сахалин, но не в Погиби, а южнее.

( * Примечание. А.Кулик – это такой очень интересный и активный дядька родом из Новосибирска, который уже порядка тридцати лет изготовляет очень хорошие, большие и прочные катамараны,на которых люди совершают даже кругосветные путешествия. Иногда он и сам на них плавает. Ему лет шестьдесят с небольшим. Катамаран у сахалинцев был не из первых рук. Они купили его за 750 тыс руб. )

Тем временем появился ещё один человек. Это был тоже лодковладелец по имени Максим.

-- Это вы на Сахалин хотите попасть? -- Спросил он. – Москвичи? Ага, я тоже когда-то жил в Москве. Теперь здесь. У меня «дальневосточный гектар» неподалёку. Давайте я вас перевезу. Денег не надо. Дело не в деньгах, дело в отношении. Вот как прилив начнётся, через часик, и поедем.

На вопрос о вместительности лодки, он сказал, что поместятся разом все, потому что грузоподъёмность лодки две тонны.

Мы обрадовались, стали более активно готовиться, закупили ещё хлеба и гречки в магазине поселковом, пока
Максим поддувал и провеял свою большую лодку: до двух тонн ещё было место. Тем временем катамаранщики тоже готовы были отчалить и тоже готовы были нас взять. Если бы они первые сообщили об этом, мы бы верно поплыли с ними. Но Максим уже подготовил лодку, загрузил в неё топливо, ещё одного мужичка и большую собаку. Вышло шестеро в лодке, не считая собаки.

Ветер чуть увеличился, но это было ещё не страшно, а вот завтра (по прогнозам местных) должен был подуть «южак», южный ветер, и переправа могла затрудниться. Залезли в лодку и трр-р-р-рр-р! поехали! Лодку довольно ухабисто подпрыгивало, опытный капитан Максим командовал, когда нам всем нужно перейти на нос лодки, когда ближе к корме, и всего минут за двадцать мы пересекли пролив, отделяющий Сахалин от материка. Посёлок Лазарев уже был виден обзорно, издалека. Мы поблагодарили Максима, вылезли из лодки, сфотографировались, подарили ему одну из моих книг. Кстати, также по книге получили: предыдущий лодковладелец, который хотел компенсации бензиновых расходов, и водители, подвозившие нас в сторону Лазарева.

Максим уплыл обратно в Лазарев со своей собакой, а мы стояли уже на сахалинской земле!

Пешком и далее в Оху

Посёлок с странным названием Погиби был когда-то большим. От него планировался тоннель на Сахалин, ну и должна была железная дорога идти к нему с других сахалинских мест. Сейчас в Погиби, согласно Википедии, нуль жителей. Но реально есть человек четырнадцать. Это работники газопрвода, метеостанции, кто-то из Ростелекома и возможно силовых структур, и мужик на машине с красными номерами «ВОЕВОДА 65RUS», предственный нам как мэр Погибей. Магазина в посёлке нет, за продуктами – на моторках в Лазарев, или зимой на снегоходах по льду.

Мы сфотографировали домики Погиби и пошли пешком на восток. Дорога была песчаная, перемежалась лужами и болотами, по которым когда-то была настелена деревянная гать. Погибинцы нам сказали, что через 10 км будет ручей, а на 20 км – база газовиков. Увидели старую водопроводную башню, постороенную вероятно при Сталине, но наверх не поднялись – лестница выглядела стрёмно.

На ручье пообедали, с помощью костра, и к вечеру дошли до 20-го километра. Издалека послышался лай собак. А тут, свернули налево – и домик! Обитатели домика, Алла и Иван, уже много лет работали на такой необычной работе: смотреть за домиком на газопроводе. Зимой и летом.

-- Здравствуйте! А можно у вас где-то рядом палаточку поставить, чтоб нас медведик ночью не скушал? – спросил я, улыбаясь (медведика я не боялся, а вот комарики уже начали нас кушать, поэтому я и Чубаров шли уже в сетках на лицах).

-- Можно! Только зачем палаточку, у нас уже вагончик для вас есть. Это не гостиница, а заежка для газовых рабочих. Заходите!

И мы попали в самый настоящий таёжный рай. Сами посмотрите: посреди леса и болот, среди комаров и колючек, тут такой вагончик с нарами (нам даже бельё принесли, но мы отказались – у нас есть спальники). Электричество. Баня, работающая круглосуточно от газовой печи: так как дом стоит на газопроводе, то газа в достатке, и крулые сутки греется баня, есть горячая вода, постриаешь – сушится вмиг. Есть колодец с холодной водой, и есть на кухне плита газовая. «Заежка» имела даже своё отопление, тоже газовое. От газа работали и генераторы электричества (их было три, на всякий случай). Хозяйка принесла нам печенье, яйца и компот.

-- Бывает, заходят к нам путшественники! А мы всем гостям рады.

Я подарил хозяевам две своих книги. У них все блага мира, только Интернета нет, поэтому они книжки читают, а в Интернете не сидят.

Чудеса на этом не закончились! Хозяева имели также связь у себя в своём домике. Они связались с автомашной «Ростелекома», которая завтра должна была идти с Погиби аж в Оху – за 260 километров, это столица Северного Сахалина. Работники «Ростелекома» ездят вдоль оптоволоконной линии, проверяя, никто не копается ли в ней. И при нужде чинят.

Действительно, утром 13 августа в 9:30 появилась машина с рабочими, которые забрали нас, и по очень сложной и кочковатой дороге в 17:30 привезли нас в Оху. Восемь часов ехали, из них 6 часов по ужасной грунтовке с лужами, речками, кочками, и ещё часа два – по нормальной дороге на Оху. И вот, мы оказались в столице северного нефтяного Сахалина!



Оха – город нефтянников. Раньше он был знаменит узкоколейной ж.д. Оха—Ноглики, по которой тащился очень медленный поезд. Потом, лет тринадцать назад, поезда отменили, и железку разобрали. А год назад пострадала и нефтяная отрасль. Тот самый нефтепровод, что идёт через Погиби параллельно нефтепроводу, он продырявился (под Комсомольском-на-Амуре) и сейчас не работает уже год. И целый год уже не действуют многие нефтяные промыслы, подключёные к этой трубе.

Мы вышли в Охе и начали искать вписку (ночлег) на местности. Как это происходило, вы узнаете в следующих частях нашей истории. Пока же хочу ПОБЛАГОДАРИТЬ всех водителей автомашин, и Максима, владельца моторной лодки, Аллу и Ивана -- обитателей лесного домика на 20-м километре, и моих попучиков (Роман Юрочкин, Аделина Коыльцова, и Женя Чубаров), с которыми мы добрались таким образом автостопом до Охи.

Подробная фотоподборка: 500 фото подряд о всей дороге:
https://vk.com/album7425734_279091365

Таким образом, в копилке наших автостопных маршрутов оказался ещё и этот. Наука победила!
Tags: Россия, Сахалин, автостоп, гидростоп
Subscribe

  • Из Красноярска

    Итак, я опять в Красноярске, в Доме для всех в этом городе. Тут оживлённое людодвижение перед Сходом, так ночует человек десять, сегодня наверное…

  • Покидаю Иркутск

    Ну вот. Всё хорошее когда-нибудь кончается и сменяется новым, не менее хорошим. Я покидаю: Иркутск,город когдатошней Избы АВП-2006, байкальский…

  • Байкальский Трезвый Сход, Ореховая Падь. Итоги

    Ну, прошла неделя, и центр мероприятий АВП переместился на Байкал, где в минувшие выхоные, 10-12 сентября, прошёл Байкальский Трезвый Сход…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments