Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

ПОЕЗДКА в МИКУНЬ, КОСЛАН, КАРПОГОРЫ 8-11 февраля 2010

8-11 февраля. Отчёт о поездке в Микунь, Кослан, Карпогоры и прочее, на различнейшем транспорте

На карте железных дорог России, в северо-западной части ея, есть два грустных ж.д.тупичка, уже много десятилетий безрезультатно тянущихся друг к другу. Это железные дороги Архангельск—Карпогоры и Сыктывкар—Микунь—Кослан. При возможном соединении их образовалась бы ж.д.магистраль Архангельск—Микунь—Сыктывкар, которая в принципе помогла бы жителям республики Коми быстрей пилить в лесах и продавать на Запад различные брёвна. Но, по неизвестным причинам, эта железная дорога всё ещё в проекте, а два тупичка – из Архангельска на Карпогоры и из Сыктывкара на Кослан – живут своей не очень обременительной жизнью. И Карпогоры, и Кослан – райцентры, и из областных центров туда вечером отправляется по одному тихоходному поезду с общим вагоном. Эти поезда приходят туда в районе полуночи и вскоре отправляются обратно, чтобы на рассвете (или перед ним) прибыть в свои областные центры. А расстояние менее чем 300 км от Кослана до Карпогор железной дорогой не снабжено. Есть там автотрасса, но с очень небольшим потоком машин.

 

Шесть лет назад, в начале января 2004 г., мы уже устрамлялись пройти этот отрезок пути. Из Микуни выехали на Кослан, проехали автостопом на Благоево и до поворота на село Вашгорт, и там застряли. А было нас около двенадцати человек. Только С.Верещагин с попутчиком, а также Д.Арбузов с попутчицей, просочились в Архангельск, а мы остальные вернулись через сутки обратно в Микунь и потом – в другие места. Вероятно, неудача была вызвана выходными днями и нашей многочисленностью? Итак, попытаем счастья спустя шесть лет, опять зимой, на этом же маршруте.

Выехали мы, сперва, 8 февраля поездом на Котлас (я, Дима Кондратьев и новосибирская девушка Лиза с огромными косами). Там, в Котласе, прошла небольшая лекция по автостопу, в турклубе. Оттуда мы поехали в Микунь – где с нами должны были встретиться Егор Паагирев и его новая попутчица. Они ехали автостопом из Москвы и прибыли сюда как раз в момент нашего приезда на поезде.

Микунь – небольшой городок, население всего 10-12 тысяч. Это железнодорожный узел, но почему-то даже не райцентр. Хотя принадлежит республике Коми, но на коми-языке здесь не разговаривают. Население происходит, в значительной части, от бывших ссыльных, раскулаченных и их потомков. Основано селение в 1940-х годах. Сейчас тут несколько кварталов пятиэтажек, заснеженный Ильич с поднятой рукой и кепкой в руке, похожей на железнодорожный семафор, помпезный и облезлый ДК 1950-х годов постройки и большое локомотивное депо. Из других достопримечательностей тут – Светлана Бобина, туристка-активистка, она занимается молодёжью с давних пор. Мы уже читали лекцию шесть лет назад в этом городке, и вот опять приехали с той же функцией.

С.Бобина и её юные последовательницы встретили нас на вокзале, и проводили в турклуб. Там и прошло 1-е общение с молодёжью, а назавтра мы выступали в школе №1 и школе №2 (всего там и есть две школы). В одном заведении дети были какие-то замороженные, а во втором – набили больше 120 человек, полный актовый зал, молодёжь всех последних классов – были, наоборот, шумные и активные. Больше всех вопросы задавали юные дети -- класса восьмого, с виду.

Из смешных вопросов:

-- А где вы научились блатной лексике?

(Хотя я никаких «блатных» слов не использовал, просто свои разные словечки, которые микуньским детям оказались неизвестными.)

Дети приобрели много книг «ПВП» и «Вопросы», но по «свободной цене» (т.е. за любое пожертвование).

Школьная директриса, видя ниспровержение всех основ педагогического процесса, нервничала и не знала, что сказать хорошего детям напоследок.

 

Лекции, на которые сгоняют детей или студентов – не очень эффективны именно для развития идеи путешествий. Дело в том, что только некоторые люди интересуются путешествиями, таковых людей не более 1%. А из тех, что интересуются, реально к путешествиям приобщается тоже небольшой процент. Поэтому, если взять случайную выборку людей – будь то пассажиры в электричке в вагоне, либо школьники в зале на несколько классов, либо студенты пусть даже «туристического вуза», -- толку от лекции немного. Некоторые, конечно, будут задавать вопросы – это люди просто живого ума, и они встречаются иногда, даже почти в каждом классе или группе. Но реально путешествия их не интересуют. Даже если они спрашивают: а! Я тоже хочу поехать с вами! – это только настроение минуты. Скажешь им потом, например: кого интересует, приходите сегодня вечером к нам в гости, в том же городе, на квартиру, тусовку, турклуб, на повторную лекцию – едва ли кто придёт из сотни. На моих лекциях в пионерлагере «Океан» присутствовало по 500 старшеклассников 15-16 лет – самый активный возраст, но закончилось тем, что 3-4 человека зафрендили меня «Вконтакте» и никто не пришёл потом ни в Дом АВП, ни на другие мои лекции с добровольной явкой. Это из почти тысячи человек, получается.

Что же касается лекций с добровольной явкой, тут люди уже сами себя отфильтровывают. 600 объявлений в городе Архангельске видели, ну наверное, 100 тысяч человек – не меньше: они были наклеены на многих остановках в центре города. (Остальные 250 тыс.жителей Архангельска, предположим, являются детьми, стариками и пьяницами, а также людьми, сидящими только в своём микрорайоне и не ездящими на гортранспорте.) Итак, 100 тыс.чел. видели наши объявления, но из них половина не интересуется вовсе ничем, и объявления видели, но не читали. И из оставшихся 50 тыс.чел., на лекцию пришло 130 человек (четверть процента). Из них вольные путешествия тоже интересуют не всех – многие пришли так, из любопытства, и интерес их быстро прошёл. Но и те, кто интересуются, далеко не все поедут куда-то – ведь у всех свои привязки, корни, привычки.

Поэтому, не стоит беспокоиться, что после лекции АВП в какой-нибудь школе «все дети разбегутся». Дети, в большинстве своём, не интересуются путешествиями или чем-либо, как и большинство взрослых. А чтобы не просто интересоваться – а ещё куда-нибудь поехать, таких малая доля процента. Если же кто-то уже регулярно уходит из дома, или прогуливает школу, виной тому не лекции А.Кротова, которого они видят первый и последний раз за годы, а родители, учителя и другие граждане, которых они видят каждый день в течение годов, и общение с коими этих детей, вероятно, утомляет! Синяки на физиономиях детей, избитых своими родителями на Бревеннике, тому подтверждение.

И всё же лекции в такой аудитории могут приносить пользу. Независимо от «разбегания детей», которое неосуществимо, так же как и «разбегание взрослых». Польза же в том, что у людей увеличивается кругозор, они видят, что мечты могут сбываться, что бывают разные виды жизни – не только типовые, которые им встречаются повсюду. Что можно жить по-своему, делать своё дело, и быть при этом счастливым, радостным и не замученным человеком.

В целом, конечно, лекции с добровольной явкой (по объявлениям) получаются интересней, чем с организованной публикой.

 

...В тот же вечер была ещё лекция в большом Микуньском ДК, на которую собралось, впрочем, немного народу – человек десять-пятнадцать (ну уже «добровольцев»). За малолюдностью мы сели в круг и общались неформальным способом. Вопросы задавали смешные и самые разные.

И, завершив все выступления, мы погрузились в ночной паровоз на Кослан. Нас сделалось четверо, так как напарница Паагирева скрылась в поезде на Москву. Итак, нас стало четверо: я + Егор (мы уже были здесь 6 лет назад, не пройдя интересующую нас трассу), Дима + Лиза (в этих местах новые). Доночевали до утра на вокзале Кослана, единственными там гражданами, в спальниках. Я придвинул всю секцию стульев к батарее и наслаждался теплом. Другие, мне кажется, не очень.

Не успело ещё выйти солнце, как мы вышли на дорогу. На двух машинах выползли в городок Благоево, в котором так же, 6 лет назад, находились. Около трассы стояла та же котельная, в которой мы грелись тогда – только большая труба уже не дымила а действовала рядом новая маленьная. Грузовик-ЗИЛ с углём и водителем Николаем взял нас до поворота на Важгорт.

 

Кстати, о происхождении географических названий.

Иван Грозный завершал войну с коми-пермяками. Решили разделить зоны влияния. Показывая на глобус, царь Иван произнёс:

-- Вот тут – наш город, (он показал на Москву),  а тут – ваш город (он указал на леса Коми республики).

Придворные географы тут же нанесли на глобус селение Вашгород, или Важгорт. Так он и назван до сего дня.

-- Разве благостно нам тут жить? Благо для нас жить, например, здесь – комические князья показали на более тёплые регионы южной России.

-- Кто где будет жить, там и будет благо его, -- отвечал царь и опять ткнул пальцем в глобус.

Там географы тут же нанесли город Благоево, недалеко от Вашгорода (или Важгорта), так и назван он до сего дня.

 

От Важгортского поворота всего 60-70 километров до ближайших деревень Архангельской области, ближайшие из которых – Нюхча и Занюхча, отмеченные на картах. (На местности там одна большая Нюхча). Но дорога туда вела не очень оживённая, хотя каждый день там что-то ездит. Между --  ни одного селения. Сперва приехали мы с Егором, потом остальные двое. Мы развели костёр. Было не очень холодно – 10-15 мороза. Шло время, машин не было. Прошла встречная лековушка, сказала, что за пять часов не было ни одной встречной машины видено ими. Потом попутная машина (легковая) испугалась нас и проехала мимо. Прошло четыре часа, а результат автостопа не образовался. Другая попутная машина сказала, что у них ребёнок в машине, он едет близко (непонятно зачем) и вообще брать нас не хочет.

Через четыре часа с Важгортского поворота приезжает наш ЗИЛ. Водитель, Николай Мельников, выходит и говорит нам:

-- Что, не уехали ещё? Я же говорил: туда почти не ездят. Лесовырубки в том направлении завершились в конце декабря. Вам проще было бы из Благоево взять такси до Нюхчи или до Сосновки.

Мы что-то не думали о таком варианте. Но возвращаться опять через Микунь, как шесть лет назад, не очень-то хотелось. Тем более, что до Архангельска оставалось всего 500 километров напрямую, или целых 1600 км через Микунь. И от Архангельской области нас отделяло несколько десятков километров; через сотню км должна начаться цивилизация Арх.обл.!

-- А что, можно с вами в кузове вернуться в Благоево?

В Благоево вернуться -- мы уже были морально готовы. Встали в кузов из-под угля (Лизу в кабину), поехали назад. Было довольно холодно. В Благоево прибыли в какой-то строящийся дом, где сидели пили чай и курили мужики – друзья того водителя. Они стали выяснять, кто из благоевцев таксует, и вскоре нашли телефон такого человека. Особенность таксиста была такова, что он плохо понимал по-русски, зато владел коми языком. Среди рабочих нашёлся комяк, он стал говорить по телефону с таксистом (употребляя смешные слова типа «автостопщикыз») и узнал, что проезд в такси стоит 10 руб/км. Мы решили прибегнуть к столь редкому для нас способу передвижения.

Вскоре подъехал таксист, и мы попрощались с мужиками и отправились. На прощанье водитель ЗИЛа дал нам вписку (фамилию своего приятеля) в деревне Сосновка, на тот случай, что мы там застрянем на ночь и не уедем.

Долго ли, коротко ли, сгустилась тьма, и мы оказались в Архангельской обл. Деревня Нюхча оказалась интересная, большая и с огромными старыми домами. Но мы там решили не останавливаться, а ехать до Сосновки, до следующей (в 20 км) деревни. И тут, через 10 км, среди ночной грунтовой дороги, на одном из поворотов, впереди блеснули красные фары, как оказалось – автобусные.

Автобус Нюхча—Карпогоры ходит изредка, четыре дня в неделю. Это как раз был он, и он ускользал. Мы пустились вдогонку за автобусом, но сей ПАЗик ехал очень быстро, а мы – не очень. Минут десять его пытались догнать. Наконец в тёмной вечерней Сосновке, мы сели ему «на хвост». ПАЗик притормозил -- забрать сосновцев, Егор выскочил и схватил автобус, женщина выгружала рюкзаки, а я расплачивался с водителем. Неудачный автостоп обошёлся нам в 1200 руб (300 с человека), что было лучше, чем тащиться 1600 км в объезд. При этом мы экономили более чем сутки.

Итак, мы перегрузились в ПАЗик и помчались по деревням, занесённым снегом, среди больших изб. Уже поленились выгружаться в Верколе и других населённых пунктах – приехали в райцентр Карпогоры. Можно назвать этот посёлок Карпогородом. Это центр Пинежского района, порождает много автобусов по окрестным сёлам и деревням; а вот посещённая нами в январе Пинега столицей «своего» района не является и автобусов по округе не испускает. Карпогоры содержат новодельную деревянную церковь в старорусском стиле, несколько сотен бараков и изб, и ж.д.вокзал в семи километрах от посёлка. С этого вокзала мы и уехали вчетвером в Архангельск, куда и прибыли на рассвете 12 февраля 2010 года.

 

Итак, поездка прошла успешно, хотя и не совсем так, как предполагалось. «Архангельский / Благоевский квадрат» пройден, хотя не автостопом – для его преодоления потребовалось сменить целый букет платного общественного транспорта. Разве что самолёта не было. Произведены лекции в г.Микунь. Мы с Паагиревым избавились от «долга» -- от непройденной нами дороги, на которой застряли 6 лет назад. (В этой поездке вообще мне удаётся закрыть много «задолженностей» -- например, город Онегу, стоявший у меня в плане на 1993 год, удалось посетить только в эту зиму, спустя 17 лет.) Но вот Нюхчу, Верколу и другие сёла вверх по течению реки Пинеги мы не изучили. Оставим их на другой раз – опять через неведомо когда.

 

Tags: Карпогоры, Микунь, автостоп, зима, лекции АВП
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments