МИХАЛ МИЛЬЧАРЕК
СТРАНА СЧАСТЬЯ. АВТОСТОПОМ ПО ЧУКОТКЕ
О Чукотке я мечтал издавна. Отлично помню, как в 2003 году, побывая на „краю света” – на Камчатке, я осознал, что можно попасть еще дальше, что на северо-восток от Камчатки располагается территория более настоящего „края света” – Чукотка. Потом, весной 2009 года, я побывал на Колыме, ездил автостопом по Колымской трассе и выслушивал рассказов водителей, которым довелось ездить по зимникам из Колымы на Чукотку. Однако, мечта долгое время не сбывалась, так как я не принимал мер к ее осуществлению. А на Чукотку нельзя попасть просто так – купил билет на самолет, прилетел и все. Путешествие на Чукотку требует более тщательной подготовки.
Ранней весной этого года я понял, что пора съездить в самый отдаленный и, пожалуй, самый загадочный район Российской Федерации. Понял, что „пришло время Чукотки”. И стал осуществлять свою мечту – готовиться к путешествии.
Этот краткий очерк является результатом моей почти двухмесячной (13.06.2010 – 07.08.2010) поездки на Чукотку и по всему российскому Дальнему Востоку. Хотя мне удалось не все, что я планировал перед поездкой, получилось самое главное – я побывал на Чукотке и проехал весь Дальний Восток с севера на юг – с Чукотки во Владивосток.
Желающие попасть в страну счастья – на Чукотку должны заранее запастись разрешением на въезд, так как все побережье Чукотского автономного округа является пограничной зоной. Значит, в погранзоне находятся почти все чукотские населенные пункты, кроме Билибино и Маркова. Если прилетите на Чукотку на самолете, ваше разрешение обязательно проверят еще на борту самолета в анадырском аэропорту. Без него вас даже не выпустят из самолета. Оформить разрешение можно двумя путями: либо через турфирму, либо через человека с чукотской пропиской. Если удастся вам найти человека, который захочет вас пригласить, разрешение получите бесплатно. Цены разрешений оформляемых турфирмой могут быть разные. Этих турфирм мало – я написал всем, которых нашел в сети, но почти все отвечали, что не смогут оформить мне индивидуальный пропуск или уже этим делом не занимаются. Ответила только анадырская турфирма „Нортоко” (nortoco@mail.ru) и я сделал разрешение через них. Они взяли за него огромную кучу денег – 11000 рублей (но я иностранец и мне нужно разрешение на весь ЧАО, а не только в погранзону). Разрешение было готово в течение месяца.
В разрешении на въезд должны быть указаны ВСЕ населенные пункты, в которых собираетесь побывать. Если разрешение оформляет для вас частное лицо и вы (в принципе) следуете к пункту, из которого кто-то вас пригласил, может возникнуть (но не говорю, что обязательно возникнет) проблема с указанием в разрешении населенных пунктов, которые не находятся по пути к этому пункту. Например, вас приглашает житель Анадыря – зачем тогда хотите ехать в Певек? С разрешением оформляемым турфирмой такой проблемы нет – целью пребывания в ЧАО является „туризм” и в этом случае можно указать в пропуске любой населенный пункт (или золотое месторождение – нп. Валунистое). Но турфирма может потребовать, чтобы у вас был спутниковый телефон – они могут утверждать, что оформляя разрешение им нужно сообщить номер такого телефона в МЧС. Прежде чем обратитесь к какой-либо турфирме, советую обратиться с этим вопросом к путешественнику Константину Савве (его можно найти на couchsurfing или hospitality club; г. Певек) – возможно, что он сможеть помочь вам оформить пропуск подешевле. Он живет на Чукотке уже несколько лет и наверное сможет дать и другие полезные советы.
Если кто-нибудь собирается побывать в самой восточной части ЧАО (Провиденский и Чукотский районы), возможно, что кто-то потребует, чтобы вас кто-то „сопровождал” – хотя бы на бумаге (так как там погранрежим более строг и посторонним лицам иногда запрещают передвигаться по его территории самостоятельно). Я сам туда не ездил – повторяю то, что слышал от тех, кто там побывал (и иностранцев, и россиян). Съездите туда – обязательно напишите об этом! В районах, в которых я побывал никто сопровождения от меня не требовал.
13 июня 2010 года я улетел из московского аэропорта Домодедово в Анадырь. Билет в один конец я купил в половине апреля, заплатив за него почти 20000 рублей (авиакомпания „Трансаэро”). Более выгодные цены были туда-обратно, но я не планировал возвращаться на материк из Анадыря.
Следующего дня в 11 часов утра (разница с Москвой – 8 часов) мой самолет приземлился на Чукотке. Еще на борту самолета пограничники проверили у всех пассажиров наличие чукотской прописки илл разрешение на въезд. Проверив его и у меня, разрешили мне выйти из самолета на чукотскую землю. Добро пожаловать на Чукотку!
Здание анадырского аэропорта – современное и красивое. Рядом с ним располагается гостиница (койка от 500 рублей, душ 110 рублей). В нескольких километрах от аэропорта находится наполовину заброшенный поселок Угольные Копи. Сам Анадырь расположен на том берегу реки Анадырь, которая в этом месте образует довольно широкий лиман. Летом можно перебраться в Анадырь на барже за 400 рублей в один конец, зимой на автобусе по льду, а веснй и осенью надо воспользоваться воздушной подушкой (1600 рублей в один конец) или вертолетом (три с лишнем тысячи). В Анадыре находится и морской порт, где можно попробовать вписаться на попутный корабль. Кстати, согласно своему сайту (www.morport.chukotnet.ru), морпорт города Анадырь предоставляет платную перевозку пассажиров на суднах. На сайте можно найти цены этих перевозок – они немножко дешевле, чем самолеты. Однако, сам я этого вопроса не изучал – было слишком рано и мне все равно не удалось бы уплыть.
Утром следующего дня я планировал улететь в Эгвекинот. Мне не хотелось искать вписку на одну ночь или ставить палатку в тундре – „научную” жизнь я хотел начать завтра, и в связи с этим я заплатил за койку в расположенной в аэропорту гостинице и пошел гулять.
Хотя в Анадырском лимане я не заметил ни одной льдины, баржа в сам Анадырь еще не ходила. Платить 1600 рублей в один конец за воздушную подушку мне, конечно, не хотелось и на крошечный Анадырь я посмотрел только издали. Погулял также и по поселке Угольные Копи, где местые жители жаловались мне на условия жизни на этом берегу лимана. Действительно, Угольные Копи не представляли собой радостной картины.
Следующим утром я улетел в Залив Креста – Эгвекинот. Билеты заранее забронировала для меня турфирма, которая оформляла и мой пропуск (не взяв за это никаких дополнительных денег). Для этого понадобилось письмо на руки уважаемого генерального директора авиакомпании „ЧукотАвия” – письмо с просьбой о брони одного места для гражданина Польши на 15 июня 2010 года...
После часа полета я увидел покрытый сплошным льдом Залив Креста Берингова моря и вскорье мы приземлились в Эгвекиноте. Еще на борту самолета пограничники вновь проверили мое разрешение (и это была, кстати, поседнняя проверка этого документа на территории ЧАО), отксерили его, а затем отвезли меня прямо в паспортный стол, чтобы я оформил регистрацию. Но на кого...? Мне, конечно, не хотелось идти в гостиницу, но так как бесплатная вписка пока что не нашлась, я зашел в сельско-хозяйственное отделение районной администрации, объяснил свою сущность и попросил отправить меня в тундру к бригаде оленеводов. Начальник сельхоз отделения положительно отнесся к моей просьбе и позвонил началнику расположенного недалеко национального села Амгуэма, а тот согласился помочь мне.
Через час в Амгуэму уезжал оплачиваемый администрацией бесплатный урал-вахтовка для населения и я уехал на нем. По дороге мы преодолели заваленый снегом перевал и скоро оказались в самой Амгуэме. Начальник села позвал меня к себе в гости, но заявил, что к бригаде оленеводов не смогу попасть. В Амгуэме постоянно шел дождь и из-за него тундра была непроходима. На следующий день мы планировали, если погода хоть немножко улучшится, отправиться на рыбалку. Но вечером позвонил телефон...
От Эгвекинота до Амгуэмы 90 километров по грунтовой дороге – она в хорошем состоянии. На 16 километре находится поворот налево и именно в этом месте начинается основная чукотская трасса на Певек и Билибино (о ней подальше). Если последовать прямо, на 24 километре пересекаем полярный круг – он обозначен аркой над дорогой. Металлическую арку с надписью „полярный круг” установили в 70-ые годы работники Эгвекинотской автобазы. По дороге часто встречаются развалины бывших лагерей – дорогу с 1946 года строили заключенные. Трасса не заканчивается в Амгуэме, но ведет дальше до заброшенного в 90-ых годах Иультина. До него еще около 100 километров. Однако, дальше Амгуэмы никто не ездит – Амгуэма это единственное „живое” место на всей протяжении иультинской дороги.
Движение на этой дороге небольшое, но, как правило, каждый день несколько машин едет в Эгвекинот (который в Амгуеме называют „первый километр” или просто „первый”), или обратно (хотя, конечно, может случится, что никто не поедет). Автобус (урал-вахтовка) ходит 2 раза в неделю, во вторник и четверг – из Амгуэмы выезжает утром, из Эгвекинота в 17 часов – в пути 2-3 часа. Проезд стоит 100 рублей. Иногда он забит народом и нет мест.
Национальное село Амгуэма – приятное, расположенное на берегу довольно крупной, текущей к Чукотскому морю реки (тоже Амгуэмы) место. Большинство жителей (их около 600) села это чукчи. В нем нет никакой разрухи – все население проживает в построенных на деньги бывшего губернатора Р.А. Абрамовича канадских домиках. Кроме них, в селе найдем несколько отремонтированных снаружи пртиэтажек, а также красивую школу-интернат и дом культуры. Есть довольно большой магазин. Мобильной связи нет. Если повезет, можна попасть к кочующим в тундре оленеводам. В нескольких километрах южнее села располагается база дорожников.
...Вечером в Амгуему позвонил телефон. Звонили из Эгвекинота и спрашивали, где находится польский турист. Значит – я:
- Почему же он уехал, не оформив регистрации?
- А на кого ему было оформить ее, если он только приехал сюда к мне?
- Нет, так нельзя. Надо было во-первых оформить регистрацию, а затем уезжать.
- Но ведь он меня не знал тогда. Как он мог оформить ее, если он не знал точно к кому он едет...?
- Что же я могу сделать? Я обязана зарегистрировать иностранного гражданина в течение суток от его прибытия. Если он завтра не оформит регистрацию, ему придется заплатить штраф 2000 рублей.
Утром все время шел дождь. Начальник села, у которого я гостил, стал звонить по разным людям и спрашивать – едет ли сегодня кто-нибудь на „первый километр”. Никто не ехал...
Я бродил по селе среди дождя, лужей и грязи. Казалось, что земля слилась с небом в одно сырое и щемящее вещество.
В половине дня оказалось, что в амгуэмский магазин приедет грузовик с продуктами. Так и случилось. Я помог чукчам разгрузить все товары, а затем зашел в будку (места в кабине не было) и уехал обратно в Эгвекинот оформлять дурную регистрацию.
Эгвекинот – небольшой, компактный поселок с 2000 жителями, разполжен на берегу Залива Креста Берингова моря – на 179 меридиане западной широты, уже в западном полушарии. Большинство населения это русские, чукчей здесь мало. Имеется морпорт, в который со второй половины июня приходят корабли. Аэропорт находится в 5 километрах от поселка. Еще дальше, на 13 километре расположен маленький поселок Озерный, а в нем эгвекинотская ГРЭС (несколько раз в день ездит туда автобус). На почте в Эгвекиноте работает Интернет – довольно быстрый. Магазинов здесь много, но цены на Чукотке космические. Например, одно явлоко (не килограмм) стоит 70-80 рублей, один лимон – 60 рублей, штука чеснока – 45 рублей, хлеб – 32 рубля, масло – 90 рублей, небольшая банка джема – 110 рублей, шоколад – 60-70 рублей... Однако, екордсменом стала двухлитровая бутылка пепси из Билибино – ее можно было купить по 250 рублей...
Памятник Ленину в Эгвекиноте отсутствует. Есть зато интересный музей, но в нем странная ценовая политика – посещение стоит 50 рублей, фотографирование экпонатов (из двух небольших залов) 300 рублей. Развалин в поселке мало. Самая дешевая гостиница – „У Кутынского” – койка от 470 рублей. На первом этаже гостиницы можно неплохо пообедать в столовой за 155 рублей. Сотрудники гостиницы очень дружелюбны, но владелцы ее – очень жадные люди. Почему же? – об этом дальше.
В Эгвекиноте возникает проблема с регистрацией – так как нужно оформить ее в течение суток и делать это заставляют встречающие путешественника уже на борту самолета пограничники. А сотрудницы паспортного стола, где оформляются эти регистрации, – бюрократы – им нужно, чтобы все было по закону. Возможно, что в случае попадения в Эгвекинот по дороге из Билибино/Певека или на корабле удалось бы избежать этого дурного требования. Однако, спрятаться в поселке трудно – в нем только 2000 жителей, все знают друг друга и сразу видно, что вы человек приезжий. Пограничников я не раз встречал потом случайно на улице.
Зато вокруг очень красиво. Местность очень живописная: море и горы. Мне это напомнило Шпицберген, на котором я побывал 10 лет тому назад.
Приехав из Амгуэмы в Эгвекинот, я сразу побежал в гостиницу. А ее сотрудники сразу побежали в паспортный стол заполнять все необходимые бумаги. Успели – обошлось без штрафа.
Спросит кто-нибудь: почему же я побежал в гостиницу вместо того, чтобы уехать из Эгвекинота совсем – в сторону Певека? Дело в том, что пока что я никак не мог уехать – летняя дорога на Певек была еще кое-где завалена снегом и по этой причине закрыта. Зимник уже закрыли, но летняя дорога еще не была готова.
Я провел пять дней в Эгвекиноте. Бродил вдоль моря и по горам – это здорово. В районной библиотеке я купил несколько книг (по 100 рублей; в певекской библиотеке они почему-то в 4 раза дороже) чукотского писателя Юрия Рытхэу и читал их. Для начала взял случайно книгу „Чукотский анекдот” – а там как раз о мешающей жить чукотской бюрократии, о чукотских чиновниках. Рытхэу пишет: „огромный чиновничий аппарат Чукотского автономного округа – это громадный, неуклюжий зверь-паразит со многими щупальцами”.
На самом деле я сидел в тюрьме. Я не мог уехать ни в сторону Певека, ни даже в Амгуэму... Я попросил владелцев гостиницы „У Кутынского”, чтобы продлили мне регистрацию в их гостинице на время, на которое я уеду в Амгуэму – они согласились это сделать, но только в случае если я заплачу полную цену за койку – за пустую койку... А местные люди желающие вписать меня бесплатно как-то мне не попадались.
После пяти дней мне надоело сидеть в Эгвекиноте (дорога на Певек и свободу все время была закрыта) и я пошел в очередной раз в паспортный стол с намерением заявить, что отправляюсь в Амгуэму и буду спать в тундре в палатке. Разве на палатку тоже нужна регистрация...?
Оказалось, что сегодня в Эгвекинот приедет начальник села Амгуэма и сможем оформить регистрацию на него. Раньше не было возможности этого сделать, так как мой хозяин должен расписаться на всех нужных бумагах. Однако, на пути к счастью появилось еще одно препятствие – при желании оформить регистрацию на частное лицо я должен обладать еще „достоверенностью” приглашающей меня на Чукотку сторны – турфирмы из Анадыря. Пришлось звонить и уговоривать их. А турфирме, в свою очеред, нужны были разные данные человека, в том числе номер его паспорта...
Потом надо было идти в Сбербанк заплатить „бешеные деньги” за регистрацию – 2 рубля за сутки... Но в Сбербанке уже две недели связи нет, а банк „Колыма”, который имеет свой филиал в Эгвекиноте, не принимает оплат за регистрацию. Оставалась почта. Сотрудники почты с трудом разобрались, как заполнить соответсвующий бланк, но потом оказалось, что не хватает какого-то номера. Пришлось снова бежать в паспортный стол за этим номером, и при этом надо было успеть перед их обеденным перерывом. На почте, конечно, тоже перерыв... Получилось несколько часов беготни. И все это, чтобы заплатить 6 рублей за трое суток (2 за одну)...
А мой вопрос об регистрации на жизнь в палатке остался без ответа.
Вечером я снова оказался в Амгуэме. На этот раз я был свободен. Начальник села нашел для меня пустой канадский домик и я поселился в нем. Специально для меня включили также и сельскую баню.
На огромном чукотском небе постоянно светило яркое солнце – я как раз попал на летнее солнцестояние. Было тепло, природа буквально со дня на день пробождалась из зимнего сна. Появились первые комары, которых раньше не было. Я бродил по тундре или сидел и смотрел, как талые воды Амгуэмы текут к Чукотскому морю.
В Амгуэме я провел 2 счастливых дня, а утром третьего я уехал на попутной вахтовке обратно на „первый километр”. Во время моего отсутствия в Эгвекинот прибыл из Владивостока первый корабль (это случилось 23 июня)! Для поселка это праздник – в магазинах появились свежие продукты, а цены на них чуть понизились.
Сразу после приезда я последовал к гаражам артели „Чукотка” с намерением узнать, как выглядить обстановка с дорогой. В одном из гаражей за столом сидело несколько мужиков. Я подошел к ним, представил себя и обяснил в чем нуждаюсь. А нуждался в грузовике на Валунистое – ближайшему „живому” пункту на трассе на Певек.
- Ну, парень, тебе повезло. Я здесь главный механик артели. Мы тебя отправим автостопом и до Валунистого, и до Певека, и даже до Анюйска.
- А как насчет дороги? – спросил я.
- Она уже открыта. Ее открыли два дня тому назад (23 июня). Ты готовься к отъезду – сегодня поедешь в Валунистый, а оттуда дальше.
После 10 дней в Эгвекиноте и Амгуэме я окончательно покинул Иультинский район и мог продолжать свое путешествие. И наконкец-то я избавился от бюрократов – уже до конца путешествия жил сбоводной и счастливой жизнью. Менты и пограничники уже нигде не беспокоили меня. До самого конца путешествия я также больше не пользовался услугами гостиниц и радовался повсеместным гостеприимством.
В 16 часов я уехал из Эгвекинота в колонне четырех уралов с топливом, следовавших на месторождение Валунистое.
В Эгвекиноте начинается единственная чукотская дорога, соединяющая побережье Берингова моря с побережьем Восточно-Сибирского моря и северо-восточной Якутией. Дорогу построили совсем недавно – основную часть в начале 2000-ых годов, а последний участок (между Билибино и Анюйском) закончили строить лишь в последнем, 2009 году. Хотя эту дорогу нельзя найти на картах или в большинстве атласов – она существует и она вполне проходима для автостопщиков! С совсем недавнего времени появилась возможность проехать автостопом буквально всю Россию – от Москвы до Берингова моря, до ее восточной окраины, которая располагается уже в западном полушарии – проехать ее летом, не пользуясь при этом авиацией и крупными морскими судами. Можно следовать в Магадан, но можно продолжать свой путь и передвигаться еще дальше – по реке Колыме уплыть на север, а затем, уже по дороге, проехать и Чукотку.
На 16 километре от Эгвекинота начинается дорога на Певек и Билибино. Километры начинаем считать именно отсюда. До Певека их 820. На 50 километре (на реке Тадлеан) находится небольшая база для дорожников – трудится там несколько человек. Недалеко от этого места можно найти пункт пересечения полярного круга и 180-ого меридиана. На 200 километре находится Валунистое – крупное золотое месторождение, разрабатываемое артелью старателей „Чукотка”. Найдете там большую общагу, столовую, баню, бюра артели, а также больших размеров карьер и обогатительную фабрику. Есть магазинчик, который работает в безденежном режиме – расходы записываются в тетрадь, а мне то, в чем я нуждался, подарили бесплатно.
Работа в Валунистом идет семь дней в неделю, круглые сутки. Выходных дней нет. Система такова: полгода на работе – полгода в отпуске. Народ приезжает сюда изо всех регионов РФ, а также некоторых стран СНГ – Казахстана, Узбекистана.
Как уехать из Эгвекинота в сторону Певека и Билибино? По чукотской трассе ездят грузовики двух „типов”. Первый тип, это грузовики принадлежащие артели „Чукотка”. Найти такой грузовик можно либо в здании и гаражах артели на выезде из Эгвекинота (синее здание, рядом с кладбищем), либо на расположеной на 4 километре (перед аэропортом) базе, откуда они непосредственно уезжают. Большинство ездит только в Валунистый, но ездят они туда довольно часто. Второй тип это грузовики принадлежащие „частникам” – людям, которые занимаются поставкой товаров в билибинские или певекские магазины (или даже возят их на Мыс Шмидта). Насколько я знаю, у них нет определенной базы, а где их искать я не в состоянии сказать. Я сразу нашел артельский грузовик и не изучал этого вопроса. Можно, конечно, также и традиционным способом ожидать машин на трассе – однако, ездят они не обязательно каждый день. По-моему, лучше заранее договориться с кем-нибудь еще в поселке. Надо запастись временем и быть терпеливым – здесь и везде на Чукотке.
Итак, 216 километров до Валунистого мы преодолели за 14 часов езды. По дороге ночевали в бочке в тундре. Дорога очень живописная, все речки нужно проезжать в брод. Вокруг простирались огромные чукотские просторы вызывающие ощущение безраничной свободы. А сами водители грузовиков – очень душевны и отзывчивы. Они, как правило, из южной России – Ростовской области или Краснодарского края.
В Валунистом ождали меня. Я получил кровать в большой общаге для рабочих (в комнате с литовцом родившимся в Казахстане, а проживающим ныне в РФ), мне разрешили 3 раза в день пользоваться столовой, сделали экскурсию в карьер и пообещали следующую артельскую машину (на прииск Комсомольский) через несколько дней. Одни словом, бесплатный, научный all inclusive!
Однако, в Валунистом мне тоже не очень везло. Утром на 4 день на Комсомольский уехала артельская машина, но вместо меня взяли в певекскую больницу человека, который заболел. Ну, ничего, завтра будет вертолет – думал я (было известно, что на следующий день в Комсомольский улетит вертолет). Он тоже готов взять меня. Будет интереснее, чем на машине. К сожалению, за 3 часа до полета сообщили, что вертолет полетит, но не в Комсомольский, а в Анадырь... Оказалось, что я ждал зря. И соблазнился этим вертолетом зря. Но кто знал... Пилоты узнали, что они летят в Анадырь непосредственно от меня и тоже удивились. Конечно, я мог выйти на трассу сейчас или раньше и самостоятельно ждать едущую в Певек „частную” машину – после прибытия корабля на трассе началось движение. Конечно, не очень оживленное, но за день-два-три я бы, наверное, уехал. Но тем временем я подхватил какой-то вирус и на несколько дней обессилел. Не было энергии идти и торчать на трассе. Это не удивительно – в Валунистом каждый четвертый, по-моемй, рабочий чем-то болел – кашляли, чихали. Мне пришлось подождать еще два дня и только на 7 день я окончательно покинул Валунистое.
Вот как получилось: сначала меня не хотелось самостоятельно ловить машину, ждал артельской и соблазнился возможностью улететь автостопом на вертолете, а когда эти планы рухнули у меня не было сил идти на трассу и ожидать на ней частных грузовиков. Скучновато было. Ладно, за все это время не потратил ни копейки (а еще врач дал мне там в подарок какие-то таблетки от этой болезни, которую я совсем не вовремя подхватил).
От Валунистого до Комсомольского около 480 километров. По дороге проезжаем базу Осиновую, где работает один человек – повар артели. Дальше – гидрометеорологическая станция на берегу Паляваама. Где-то по дороге находится разветление на Мыс Шмидта (не знаю, который это километр трассы; вот координаты: 68 град 11’с.ш., 175 град 56’в.д.). Это скорее направление, а не дорога – оно частично ведет руслом реки – я сам туда не ездил, но узнал, что путь проходим для уралов, и даже велосипедов. Так что – всем на Мыс Шмидта!
Следуя в сторону Комсомольского, доезжаем дальше до развилки: налево на Билибино, направо на Певек. Сразу после поворота на Певек проезжаем мост на реке Паляваам. Это единственный крупный мост на Чукотке. Если кто-то хочет ехать сразу на Билибино или Анюйск, он должен выйти на этой развилке. Рядом с мостом или сразу за поворотом на Билибино стоят балки с печками, в которых можна переночевать. Машину на Билибино можно ждать один день, можно и несколько дней – как повезет. Дальше в сторону Певека проедем мимо нескольких маленьких заброшенных поселков, затем мимо месторождения Майское, в котором ведется добыча золота (оно не принадлежит артели „Чукотка”). Удивительно, но в Майском работает мобильная связь – это единственное место на протяжении всей трассы (включая Валунистое и Комсомольский), где есть связь.
На этом участке трассы артельских машин меньше, чем на участке Эгвекинот – Валунистое.
В Комсомольский я ехал в урале-вахтовке вместе с несколькими работниками артели, которые следовали в певекский аэропорт. Они уезжали в отпуск. Мы передвигались до позднего вечера, а потом несколько часов спали в вахтовке. В 4 утра поехали дальше и уже в 7 утра оказались в Комсомольском.
Комсомольский это сегодня полностью заброшенный поселок – раньше здесь проживало несколько тысяч человек, но его закрыли в самом начале XXI века. В нем много развали – заброшенные дома, заброшенная большая школа (по ее полам валяются целые кучи книг), поликлиника, дом культуры, гостиница и кладбище... Однако, кроме развалин, в Комсомольским располагается действующая база артели „Чукотка” – общага для работников, столовая, баня и многочисленные гаражи. База артели – очень гостеприимное место!
В Комсомольском я провел только один день, не этого хватило, чтобы понять, что там тоже царит полный коммунизм. Зашел в общагу – оказалось, что и тут ожидают меня. Я получил кровать в комнате для рабочих. Зашел в столовую – съел много и вкусно. Затем зашел к механику – а тот сразу пообещал мне машину на Певек (завтра утром), а также передал координаты человека, с которым я, по всей вероятности, смогу проехать из Певека в Билибино. А кроме того, поняв, что я еще не совсем здоров, дружелюбный механик (по происхождению – литовец) отвел меня к врачу. В кабинете врача висела на стене огромная карта великой державы СССР. Этот советский врач подарил мне новые лекарства, а затем позвонил в баню и направил меня туда. Снова специально для меня открыли баню и я погрелся в ней. А во время обеда я познакомился с таджиком из Узбекистана, который пригласил меня на чай в столярнии, где работал, а вечером – в свою комнату.
Комсомольский – место счастья!
Артель „Чукотка” – предприятие счастья!
От Комсомольского до Певека остается 123 километра. Движение между ними довольно оживленное, дорога в хорошем состоянии (ее построили раньше, чем остальные участки). По дороге ничего нет, кроме базы канадского предприятия „Купол” (она перед Певеком – довольно далеко от самого города), которое разрабатывает крупное месторождение золота, находящееся в стороне от дороги мост на реке Паляваам – Билибино. Все одним голосом утверждали, что стопить машины принадлежащие „Куполу” бесполезно – у них канадские законы, водителям запрещается подбирать посторонних лиц (сам я этого не проверил).
На следующий день я приехал в Певек – на артельской „таблетке”. Итак, всю дорогу Эгвекинот – Певек мне удалось преодолеть благодаря очень отзывчивым и дружелюбным сотрудникам артели „Чукотка”. Я передвигался на их машинах, питался в их столовых и жил в их общежитиях – не потратив на это ни одной копейки. Мне даже не потребовалось обращаться к ним с просьбой – хватило, что я объяснил свою сушность и получал все, в чем нуждался... Это исключительное гостеприимство и исключительное предприятие! Всем сотрудникам артели – БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Певек! Я увидел Северный Ледовитый Океан и после 10 дней перерыва я вновь потратил в магазине деньги. Здесь мне не пришлось искать вписку – в Певеке ждал меня Юрий Капасёв, 53-летний геолог, великий любитель и знаток Чукотки. Я с удовольствием гостил у Юры всю неделью. А после моего отъезда он уехал на Мыс Шмидта – на... велосипеде. И это не впервые.
В разположенном на берегу Чаунской губы Восточно-Сибирского моря Певеке когда-то проживало 13 тысяч человек, а сегодня их осталось 4-5 тысяч... Самый северный город России (Певек гордится этим званием) представляет собой довольно грустную картину – в центре города стоят пустые дома, а в жилых до сих пор домах некоторые квартиры пустеют. Но народ очень отзывчив и душевен. Есть много магазинов – цены чуть выше, чем в Эгвекиноте. Зато погранрежим здесь не так строг, как на восточном побережье. Интернет-кафе в городе я не обнаружил – на почте не работает. А если у кого-нибудь он есть – работает очень медленно (мне удалось войти в свой ящик gmail лишь один раз – после 8 минут загрузки...). Есть интересный музей – более приятный, чем в Эгвекиноте (вход бесплатный). В Певеке находится морпорт (это порт на Северном морском пути), навигация начинается где-то в конце июля. Если повезет, наверное можно уплыть отсюда в южные регионы российского Дальнего Востока или в Черский – из Черского в Певек летом завозят по море уголь.
Чуть севернее Певека – в Апапельгино находится аэропорт. Каждые две недели можно оттуда улететь в Москву за 30000 рублей. Еще дальше на север, в 35 километрах от Певека, расположено очень приятное и гостеприимное чукотское национальное село Янранай. Жителей в Янранае 300, есть магазин, школа, баня. Мобильной связи нет. Пожалуй 2 раза в неделю ходит туда автобус урал-вахтовка. Проезд – 90 рублей. Народ очень хороший и гостеприимный!
В Янранае дорога кончится, но пешком можно пойти вдоль берега моря на север – в сторону Мыса Шелагского и Туманного (это самая северная точка материковой Чукотки – севернее располагается только остров Врангеля). Перед мысом можно переночевать в бывшем селе Шелагский в очень уютном балке. Можно сходить также и на станцию Туманная (есть домики, никто в них не дежурит) или в действующую полярную станцию Валькаркай, где встретите людей и где ведутся начные наблюдения. Две последних станции расположены на берегу Северного Ледовитого Океана. И когда в Чаунской губе льдин уже нет, в открытом океане их еще целое множество. Стоит увидеть эти необъятые просторы! (Если кто-то хочет полюбоваться ими не выходя из дома, советую посмотреть очень хороший фильм А. Попогребского „Как я провел этим летом” – его снимали именно на этих двух станциях).
В Певеке ни менты, ни пограничники уже не трогали меня, а я старался не попадать им на глаза. Получилось. Несколько дней гулял я по городу и его окрестностях, а затем съездил автостопом в Янранай. В этом чукотском селе меня с удовольствием позвал в гости чукча Андрей – человек очень хороший и мудрый, верующий и непьющий. Угостил меня супом из оленины и яичницей из яйц чайки. Оказалось, что в Янранае дверь не всегда запирают на ключ – никто ничего не возьмет. Вот вам поселок счастья!
Из Янраня я сходил пешком (пересекая по пути 70-ую параллель северной широты) на Мыс Шелагский/Туманный. Я ночевал в упомянутом балке в Шелагском, наслаждался свободой, просторами, а также солнечной и теплой погодой – непривычной для Крайнего Севера. Я был в таком восторге, что гулял даже светлой ночью – наблюдая за ярко светящим из севера солнцем. Солнце озаряло льдины на океане – а над головой и везде вокруг было небо. Огромное, всеобъемлющее, пронзительное и необъятное. Кругом была вселенная и я растворился в ней.
Затем я вернулся обратно в Певек и спустя нескольких дней уехал прямо в Билибино. Как я уже вспоминал, механик из Комсомольского передал мне координаты человека, который смог бы отправить меня в Билибино. Я к нему зашел после приезда из Комсомольского в Певек и тот сразу согласился помочь мне. Машина отправлялась не сразу, но я был этому очень рад – за это время я смог хорошо познакомиться с Певеком и съездить в Янранай.
Итак, после счастливой недели на побережье Восточно-Сибирского моря я уехал в Билибино. Как не странно, но расстояние между Певеком и Билибино удалось преодолеть только за 5 дней...
.... часть 2 в следующем посте
Да, кстати: очерк написан хорошим русским языком, я ничего не исправлял -- так и не все догадаются, что написал иностранец. Вот так-то, товарищи, наука побеждает -- даже на Чукотке!