Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Categories:

Чукотка -- страна счастья (окончание)

Окончание очерка Михаила Мильчарека. (Весь текст не влез в один пост)

...Между Певеком и Билибино 652 километра и уехать непосредственно туда может быть проблематично. Надо поспрашивать в разных гаражах, не едет ли кто-нибудь прямо туда (мне повезло и я нашел прямую машину). Стоит зайти с этим вопросом также и на певекскую нефтебазу. Прямые машины ходят в Билибино редко – продукты завозят туда либо из Эгвекинота, либо из Анюйска – а Певек не по пути. Так что, если не повезет нужно вернуться до развилки за мостом на Палявааме и там терпеливо ждать. Может день, может несколько дней. По дороге между Паляваамом и Билибино находится еще одна база „Купола” (ее свойств я не проверял), поворот на месторождения „Двойное” и „Купол”, а также, еще дальше, подстанция „19-ый угол”, где в уютном домике дежурит мужчина со своей женой. В домике есть койки для водителей, если попросить у хозяев, можно переночевать. Эта подстанция „Северных сетей” обслуживает ЛЭП идущий от билибинской атомной электростанции на Певек и Бараниху. А 30 километров перед Билибино (сразу за поворотом на Алискерово – там прииск), неожиданно заканчивается тундра и начинает лес. Увидеть деревья после долгого перерыва – странное впечатление. Становится как-то тесно, ничего не видно вокруг...

В Билибино мы ехали в два уралы и восемь человек (в том числе один чукча и трое граждан Украины) – везли в Билибино 6 тонн картошки и лука. Дело в том, что один из грузовиков постоянно ломался. Певек мы покинули 12 июля в 21 час вечера, но уже в 2:30 ночи (между Комсомольским и Майским) грузовик сломался. Остановились в тундре. Была середина светлой ночи, дул зимний ветер. Около 4 утра двигатель неожиданно начал работать и мы поехали дальше. В 5:30 утра проехали мост на реке Паалявам, а также поворот на Эгвекинот и решили переночевать в одном из стоящих рядом балков. Мы поужинали, а один из водителей добыл откуда-то спирт и желающие могли выпить.
В 12 часов мы проснулись. Пьяный чукча Андрей спал прямо на земле. Стали будить его, но без результатов. Тогда спящего и пьянего Андрея кинули в холодную речку. Чукча проснулся и стал что-то бормотать. Он пролежал в очень холодной воде пять минут, затем вытащили его на берег и стали переодевать в сухую одежду. А потом перетащили его к грузовику и кинули на мешки с картошкой. На них чукча Андрей провел весь день.
Поехали дальше. По дороге несколько раз останавливались покушать – в том чилсе у встреченных парней, которые отправились на рыбалку на вездеходе. Они угостили нас очень вкусной ухой. Один из водителей постоянно пил водку, утверждая, что по Чукотке в трезвом состоянии ездить нельзя. Другой не пил вообше, потому что когда-то „жлопал водку как лошадь”, но два года тому полностью завязал... Около 20 вечера машина снова сломалась – на этот раз окончательно. Мы взяли ее на буксир и доехав в полночь до большой речки легли спать. Один из пьяных мужиков лег на земле. Кто-то кинул ему куртку и закрыл дверь.
Проснулись утром и начали ловить рыбу, жарить ее и есть – проехать через эту речку с одной тянущей машиной не было возможности. Пришлось дожидаться других. Они и появились в 15 часов дня – следовали так как и мы в Билибино. Мы сцепили друг с другом три машины, а к ним прицепили эту сломанную. Проехать речку удалось только спустя трех часов – сначала надо было перебросить всю картошку и лук из сломанного грузовика на другой.
К вечеру мы доехали до другой, большой и полной рыб (хариуса) речки, развели на берегу костер и стали готовить ужин. На ужин был суп из зайцев, которых мы устрелили по дороге, а таже жареная рыба – ее было здесь под достатком. Мы переночевали, а на следующий день кочевали в тундре и ничего не делали. Образовалось настоящее стойбище. К вечеру я попрощался со всеми и уехал в Билибино с водителями, которые день раньше помогли нам перетащиться через речку. В Билибино уехал также один из наших певекских грузовиков, чтобы выгрузить там картошку и вернуться за оставленной сломанной машиной и людьми уже без груза, зато со свежим хлебом и водкой. По дороге мы переночевали на подстанции „19-ый угол”, и где-то в 14 часов следующего дня я наконец-то оказался в Билибино.
Я был очень рад всему случивщемуся по дороге – благодаря тому, что одна из машин ломалась, мы кочевали в тундре, занимались рыбалкой, готовили еду на костре. Было весело!

В городе Билибино проживает около 5 тысяч человек. Есть много магазинов (цены как в Певеке – очень высокие), есть новая церковь и прочие заведения. Интернет-кафе, по-моему, нет. Здесь заметно теплее, чем в Певеке и других регионах Чукотки. Иногда стоит даже жара. Билибино само по себе не очень интересное, хотя развалин здесь почти нет и поселок на вид довольно приятный. В окружающих лесах – изобилие ягод. Можно подняться на одну из окружающих город сопок и посмотреть на удивительное явление – атомную электростанцию построенную среди пустых просторов Крайнего Севера. Билибинский аэропорт находится в отдаленном на 30 километров селе Кепервеем.
От Билибино до Анюйска остается 257 километров. По-моему, это самый хороший участок чукотской трассы – его полностью открыли лишь в прошлом году. Здесь встречаются даже мосты. На около 50 километре от Билибино прииск Встречный и небольшая база для работников. В Анюйске дорога кончится и передвигаться дальше надо по воде – по Малом Анюйе до реки Колымы и по ней в Черский или на юг – в Среднеколымск, Зырянку, Сеймчан – до Колымской трассы.

В Билибино даже местный алкаш в связи с моим приездом на его квартиру прекратил свое пьянство и выгнал всех своих постоянных гостей-пьяниц. Наука побеждает! К этому человеку направили меня люди, с которыми я ехал из Певека. В столице западной Чукотки я провел несколько дней, а затем уехал прямо на Черский вместе с ремонтной бригадой обслуживающей идущий туда ЛЭП. Билибинская атомка пока что дает свет окружающим поселкам, но скоро прекратит свою работу – срок действия ее истекает.
Мне, разумеется, очень повезло. Ведь дорога заканчивается в Анюйске и чтобы летом попасть в Черский нужно добираться туда по реке. А я поймал автостом прямо в Черский – нашел его в гараже „Северных сетей”. Как раз бригада сотрудников „сетей” отправлялась на подстанцию в Черском.
Вечером 19 июля я уехал из Билибино в колонне двух уралов и крана. На прицепе одного из уралов стоял вездеход. Билибинские водители тоже утверждали, что без водки никуда не доедем – останавливались на всех крупных речках и ужинали с водкой. Где-то в час ночи остановились на ночлег у балка, развели костер и снова ужинали и занимались пьянством. Утром мы поехали дальше и в половине дня, проехав 200 километров по дороге, оказались на повороте на Черский. Здесь начинался зимник на Черский – летом непроходимый даже для уралов. Удалось найти насыпь и кран не понадобился – вездоход был готов в путь.
До Черского оставалось около 75 километров. Вместе с другими сотрудниками „Северных сетей” я сел на крыше и вездоход последовал по зимнику в сторону Якутии. Погода была отлична, светило солнце. Путь в Черский мы преодолели за восемь часов (с обедом по дороге у другой ремонтной бригады). Вокруг простиралась настоящая дичь – лесотундра. Спасаясь от смерти под гусеницами вездехода, в сторону от дороги постоянно прыгали заяцы и соболи, улетали куропатки и глухари. На Чукотке изобиле всяких зверей, в том числе бурых и белых медведей. Побывав на Чукотке я увидел пятеро медведей – к счастью, всегда из машины. Но неожиданна встреча с медведем является там серьезной опасностью. В случае встречи ни в коем случае нельзя бежать.
Вечером открылся вид на реку Колыму и бесконечные болота на том берегу. Я оказался в Республике Саха-Якутии!
Прощай, Чукотка! Ты подарила мне 36 счастливых дней. Чукотка показалась мне страной исключительного гостеприимства. Если не считать Эгвекинота, т. е. за последние 4 недели я потратил лишь 3500 рублей, хотя, как я уже заметил, цены на Чукотке ужасные. Чукотка – страна счастья!

Расположен в нижнем течении реки Колымы якутский поселок Черский складывается с двух частей: центра и микрорайона Зеленый Мыс, в котором находится крупный морпорт на Северном морском пути (хотя до открытого моря отсюда 100 километров) – между ними несколько километров, ходит автобус. Проживает здесь 3 тысячи людей. На Зеленом Мысе очень много всяких развалин и разрухи – особенно вокруг порта. Цены в Черском ниже чукотских. Народ хороший.
Черский и северная часть Нижнеколымского улуса (района) является погранзоной и для его посещения нужно обладать соответствующим разрешением на въезд. Я оформлял его через турфирму из Якутска (www.yakutiatravel.com) – за 1500 рублей. Он оформлялся 2 месяца; выдающие его органы потребовали даже, чтобы я назвал модель своего фотоаппарата, а также спрашивали, что я подразумеваю под „туризмом”, потому что „туризм – это что угодно”... Но я читал, что путешественников, которые попадали сюда (в 2008 или 2009 году) без пропусков они штрафовали всего на 500 рублей и не мешали им передвигаться дальше в сторону Чукотки. Так что погранрежим здесь не очень строг. К счастью, никто не заставлял меня делать регистрацию и не требовал ее.
Южнее Черского находятся села Колымское (в нем проживают чукчи) и Нижнеколымск – в нем живет лишь несколько человек (эти села, по-моему, не включены в погранзону). А севернее Черского распологается село Походск, в котором проживают потомки казаков-первопроходцев (они пришли в эти края в 40-ых годах ХVII века). Во все эти поселки можно добраться по реке. В расположенном на берегу моря Амбарчике когда-то действовал лагерь для заключенных, а ныне работает там метеостанция, которой трудится несколько человек. Из Черского можно еще слетать на вертолете в юкагирское село Андрюшкино.
Уплыть из Черского на юг (или попасть сюда) легче всего в июне или в самом начале июля – позже может быть проблематично. На реке Колыме действует весенняя навигация. Если не успеть уплыть в это время, можно застрять до второй половины августа. Хотя может случится, что навигация не прекратится за все лето. Все зависит от погоды и условий в верховьях Колымы (на участке Сеймчан – Зырянка). Если лето сухое, уровень воды падает, баржи часто попадают на мель и поэтому неохотно отправляются в путь. Ждут дождей. Навигация действует тогда лишь на участках Зырянка – Среднеколымск – Черский (из Зырянки завозят уголь в Черский или Среднеколымск и возвращаются обратно). Но в июне или в начале июля уровень воды после зимы высок и попасть на СПН-ку на всей протяжении реки не должно составить проблемы. Если лето дождливое, возможно, что навигация вообще не прекрашается.
Как попасть из Черского на Чукотку в Анюйск – не знаю. Наверное, иногда возят туда из Черского какие-то продукты. В Анюйске я не был, но слыхал, что СПН-ки ходят также и туда прямо из Сеймчана/Зырянки. Наверное, также преимущественно весной – в июне.

В Черском меня приютили сотрудники подстанции „Северных сетей” – я там ночевал. Пограничники проверили мой якутский пропуск, но вреда не нанесли – не заставляли делать регистрацию. Кроме того, я стал в Черском „героем нашего времени” – редактор местной газеты „Колымская Правда” взял у меня интервью и я стал „главной новостью” – попал на первую страницу.
Из Черского я хотел уплыть на юг – в Зырянку и Сеймчан. Но, к сожалению, мне это не удалось. Я быстро узнал, что между Зырянкой и Сеймчаном – в связи с низким уровнем воды – навигация полностью прекратилась и обновится только через месяц. Была вторая половина июля – середина лета. А мне надо было быть через две-три недели в Москве. Я мог уплыть в Среднеколымск или Зырянку – с этим не было проблемы. Два капитана согласились взять меня. Конечно, бесплатно. Единственное, что их волновало это факт моей регистрации в черском погранотряде. Если пограничники дают добро (а дают, если у меня на руках пропуск – или, наверное, я заплатил штраф за его отсутствие) – у капитанов нет других вопросов. Но что дальше? Как попасть в Якутск или Магадан из Среднеколымска или Зырянки? Только на самолете. Из Зырянки в Якутск он стоит 15000 рублей, из Среднеколымска – 17500 рублей, а из Черского – 20000 рублей (самолеты летают в среднем 2 раза в неделю). Позвонив в аэропорты в Зырянке и Среднеколымске, сотрудница черского аэропорта, с которой я познакомился, узнала, что оттуда нет авиабилетов – даже на досадку, даже по блату. Все раскуплены. Не было смысла плыть на юг. Мне было очень жаль реки Колымы, но после пяти дней в Черском я улетел в Якутск – нашлось одно место „на досадку”.
Аргументом было и то, что самые дешевые авиабилеты из Якутска в Москву были по 23000 рублей, а из... Владивостока по 13000 рублей (дешевле, чем из Хабаровска, Иркутска и даже Красноярска). Билет я не покупал заранее, так как трудно было предвидеть, куда в итоге доеду. Главной целью была для меня Чукотка – и я не торопился. А теперь полетел из Черского, чтобы было время добраться до Владивостока.


***

После двух дней в Якутске я отправился автостопом во Владивосток. Дорога соединяющая Якутск с транссибирской магистралью и строящейся до сих пор федеральной трассой „Амур” была довольно однообразной. По пути приходилось ночевать с водителями в кабинах грузовиков, а также в контейнере принадлежащим Российским железным дорогам – станция Санкт-Петербург Витебский Товарный...
На четвертый день я доехал до Благовещенска. На противоположном берегу реки Амур увидел китайский город Хэйхэ. Мне это показалось странным – побывая в Эгвекиноте я находился совсем недалеко от Аляски и Соединенных Штатов Америки. А теперь – стою и смотрю на Китай...
Я остановился в Благовещенске на полтора дня, а затем последовал дальше – в Биробиджан, столицу Еврейской Автономной Области. Местные жители встретили меня в областной столице очень тепло. В этом городе (и всей области) деньги мне понадобились только один раз – на билет в краведческий музей. На городском рынке мне удалось увидеть одного настоящего еврея – с бородой и в ярмылке.
Вечером следующего деня я отправился в Хабаровск. Поймал автостом прямо до нужного мне подъезда. Хабаровск оказался гостеприимным, приятным и очень чистим городом.
Послезавтра я преодолел последний участок своего длинного путешествия по Дальнему Востоку. При помощи электрички выехал утром на южный выезд из Хабаровска. Также и в этот день мне везло. А может быть не стоит говорить, что „везло”, потому что просто мир таков – добр? Машины я поменял только один раз и поздним вечером я оказался в конечной точке моего длинного путешествия, во Владивостоке.
За мной был весь российский Дальний Восток, а передо мной тысячи и тысячи дорог, которые можно проехать, тысячи и тысячи людей, которых можно встретить. Я снова отправлюсь в длинный путь, буду проезжать мимо столбиков с километрами и встречать незнакомых мне людей. И пойму, что мать-земля не имеет конца, что она бесконечная...







***


ЦЕНЫ АВИАБИЛЕТОВ НА САМОЛЕТЫ «ЧУКОТАВИЯ» (ЛЕТО 2010)

Анадырь – Залив Креста (Эгвекинот) – 7775 - раз в неделю (иногда бывает и чаще);
Анадырь – Марково – 8280 - раз в 2 недели;
Анадырь – Беринговский – 9275 - раз в неделю/раз в 2 недели;
Анадырь – Провидения – 10890 - раз в неделю;
Анадырь – Лаврентия – 10575 - раз в неделю;
Анадырь – Кепервеем (Билибино) – 11015 - раз в неделю/раз в 2 недели;
Анадырь – Певек – 11455 - раз в 2 недели;
Анадырь – Мыс Шмидта – 13470 - ? (на расписании не были отмечены даты);
Кепервеем (Билибино) – Певек – 8565 - раз в 2 недели (не всегда);
Анадырь – Магадан – 26375 - один раз в месяц при наличии спроса;
Марково – Магадан – 18095 - один раз в месяц при наличии спроса.

Авиабилеты на самолеты «Чукотавиа» продаются максимально за 90 дней до полета. К сожалению, их нельзя купить по Интернету. Можно их приобрести только в аэропортах Чукотки. Однако, местная турфирма/человек, который будет оформлять вам разрешение на въезд, может их вам забронировать/купить. Надо быть готовым к задержке местных рейсов (на несколько дней летом, а зимой даже на недели). Действующее расписание полетов иногда можно найти на сайте www.chukotken.ru


ЦЕНЫ ВЕРТОЛЕТОВ – 2010 ГОД

ЦЕНА ВЕРТОЛЕТА В ПРЕДЕЛАХ ОДНОГО РАЙОНА – 1000 РУБЛЕЙ

Андырский район (в его состав входит сейчас бывший Беринговский район):

Анадырь – Усть Белая – Снежное - летом раз в неделю, зимой раз в 2 недели;
Анадырь – Краснено – Канчалан - летом раз в 2 недели, зимой раз в месяц или реже;
Анадырь – Хатырка – Окружной - раз в месяц;
Анадырь – Мейныпильгино – Окружной - раз в месяц;
Анадырь – Беринговский – Мейныпильгино – Хатырка - раз в месяц (не в каждый);
Анадырь – Ваеги – Марково - раз в 2 недели;
Анадырь – Мыс Шмидта - раз в месяц (не в каждый);
Марково – Чуванское – Ламутское - раз в 2 недели.


Иультинский район (в его состав входит сейчас бывший Шмидтовский район):

Залив Креста (Эгвекинот) – Нутепельмен – Ванкарем - раз в 2 недели ;
Залив Креста (Эгвекинот) – Конергино – Уэлькаль - раз в 2 недели (хотя в июне 2010 летал раз в неделю);
Залив Креста (Эгвекинот) – Мыс Шмидта - раз в 2 недели (но например в июле 2010 только один за весь месяц...).


Чукотский район:

Лаврентия – Уэлен – Инчоун - раз в 2 недели;
Лаврентия – Энурмино – Нешкан - раз в 2 недели;
Лаврентия – Янракыннот – Провидения - раз в 2 недели (1000 руб, несмотря на факт, что Провидения является столицей другого района).


Провиденский район:

Провидения – Сиреники – Нунлигран – Энмелен - раз в 2 недели.


Чаунский район:

Певек – Айон - раз в 2 недели
Певек – Рыткучи - раз в 2 недели (январь – апрель – вообще нет);
Певек – Биллингс – раз в месяц (это вне пределов одного района – цена мне неизвестна);
Певек – Мыс Шмидта - раз в 2 недели/раз в месяц (это вне пределов одного района – цена мне неизвестна).

Билибинский район:

Кепервеем (Билибино) – Островное – Анюйск – раз/два раза в месяй;
Кепервеем (Билибино) – Илирней – летом раз в 2 недели, зимой раз в месяц;
Кепервеем (Билибино) – Бургахчан – Каэттын – Омолон - летом раз в месяц, зимой раз в 2 недели;
Кепервеем (Билибино) – Омолон – весной и летом раз в 2 недели.

Авиабилеты на вертолет продаются максимально за 30 дней до полета. Я сам не изучал этого вопроса, но согласно свидетельствам других путешественников, нельзя купить например в анадырском аэропорту билеты на вертолеты из других районов. Например, билет на вертолет Лаврентия – Уэлен можно купить/забронировать только в Лаврентии и т. д. Могут случиться долгие задержки рейса. Я сам был свидетелем, как вертолет Эгвекинот – Мыс Шмидта улетел только после 3 недель задержки (и это в июне!).

Добраться до Чукотки можно из:

Москва Домодедово – Анадырь – «Трансаэро» - 2/3 раза в неделю;
Москва Внуково – Анадырь – «Якутия» - летом 3 раза в неделю;
Москва Внуково – Певек – «Кавминводыавиа» - обычно раз в 2 недели. Дорого: около 30000 рублей в один конец, 60000 туда-обратно. Билетов нельзя купить на сайте;
Владивосток – Хабаровск – Анадырь – «ВладивостокАВИА» - раз в неделю;
Хабаровск – Магадан – Анадырь – «Якутия» - раз в неделю.


Перед любой поездкой на Чукотку всем рекомендую зайти на форум сайта www.chukotken.ru. Найдете там тему „Путешествия на Чукотку”, где обсуждаются разные вопросы касающиеся поездок по Чукотке. Можно задать свои вопросы и получить на них ответы опытных людей, в том числе – жителей ЧАО и соседних районов.
Если у кого-нибудь возникли какие-то вопросы касающиеся Чукотки лично ко мне, пишите по майлу: norylskinikiel(*)gmail.com

Сентябрь 2010 г.,
Михал Мильчарек,
г. Краков, Польша
Tags: Чукотка, Эгвекинот, Якутия, авиабилеты, чужой текст
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments