город ОШ
(техническое описание. А.Кротов, сентябрь 2007.
Может пригодится тем, кто едет в наши края)
"Южная столица" Кыргызстана, второй город в стране, расположен в 750 км (по извилистой автодороге), на юг от Бишкека. Соединён со столицей машинным, автостопным, маршруточным и самолётным сообщением.
Город сильно отличается от Бишкека. Своим азиатским колоритом, толчеёй народа, дешевизной и громадностью Ошского базара. Сулейман-гора, торчащая прямо посреди города, является легко заметным ориентиром, а также местным центром паломничества. Город расположен всего в 5 км от границы с Узбекистаном (до погранперехода, именуемого Достык / Дустлык (Дружба) ходят городские маршрутки 138 и др.).
Город является транспортным центром для всей окружающей местности. В 200 км на юг находится Таджикистан, в Оше начинается знаменитый Памирский тракт Ош—Хорог; отсюда стартуют альпинисты, собирающиеся испытать свои силы на пике Ленина (7134 м) – высочайшей бесплатной горе в мире. В 250 км на юго-восток находится переход в Китай – Иркештам. Сюда кыргызы везут металлолом (и продают его задорого китайцам), а обратно – сделанные из него дешёвые китайские изделия.
Ош – один из дешевейших городов мира; по совокупности цен на товары и услуги он дешевейший из городов демократических стран мира. (Некоторые товары и услуги в Туркмении и Узбекистане ещё более дешевы, но удовольствие от их приобретения там снижается из-за дискомфорта путешествий по тем странам). Однако, по сравнению с 2005 годом, в 2007 цены значительно выросли – примерно на 50%.
Население Оша – 250 тысяч человек, большинство которых составляют кыргызы и узбеки. Визуально, около 3 процентов составляют русские. В основом это пожилые люди; русских детей очень мало. Русский язык понимают почти все взрослые. Однако, русских туристов в городе не так много, как в годы СССР, и увидев вас с рюкзаком, дети будут обращаться к вам криками «Хэллоу!». Взрослые, даже поговорив с вами по-русски, будут подозревать в вас американца.
Городская застройка – частные дома с садами-огородами и типовые советские четырёхэтажки. Имеется один 12-этажный дом.
Ош – старый город на Великом шёлковом пути. Город недавно отмечал свой 3000-летний юбилей, и надписи «ОШ 3000» регулярно вам будут встречаться, особенно они порадуют питерцев (с их жалким 300-летием). Однако, памятников архитектуры в городе не сохранилось никаких. Дата 3000 – достаточно условна, как и другие киргизские юбилеи (2200 лет кыргызской государственности и т.п.).
Попадание. Из Бишкека можно уехать на маршрутке или на обычной легковушке-такси с Ошского базара. Стоит это от 400 сом (грузопассажирская маршрутка, в пути 20 часов), 560-600 сом (обычная маршрутка, 12-15 часов), до 700-1000 сом (машина, 10-12 часов). Торговаться с машинщиками можно и нужно, особенно если вас много.
Самолёты – несколько раз в день – летают из Бишкека в Ош и обратно за 1550-2000 сом. Международные рейсы: в Душанбе (83 долл.), Урумчи (180 долл.), Дубай, и Москву (от 215 долл.)
Автостопом можно доехать за один полный день, или, если не повезёт -- 2 дня с ночёвкой. Остерегайтесь медленых КАМАЗов – порой они проходят за 10 часов лишь 100 км (на перевалах еле тащатся).
Въезд в ОШ, будь то с Бишкека или с Хорога, происходит с восточной стороны (на выезд – маршрутка 105 с базара). Вас встречает колонна с буквами ОШ, а вдали виднеется Сулейман-Гора – это ваш ориентир, центр города. Приехали!
Автобусы из Оша достигают Москвы (6500 сом / 4500 руб, раз в неделю, идёт 5 суток) и Новосибирска (4500 сом / 3000 руб, ежедневно, в пути 3 суток). Есть и другие автобусы, маршрутки и машины в другие города: Самара, Челябинск, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Чита... Машины быстрее, но дороже. Проезд на машине в Челябинск, например, стоит 5500 сом (взятки на постах на территории Казахстана входят в стоимость). Машины, автобусы и их агентов легко выследить в районе автовокзала. На ул.Ленина за филармонией есть контора по отправке в Россию (тел.24000). Узнавайте.
Спальный автобус Кашгар-Иркештам-Ош приходит на северный (новый) автовокзал города, идёт около 20 часов и стоит $50. Автостопное добирание до Кашгара занимает 2 полных дня, но учтите, что в выходные и праздники граница закрыта.
Устройство города. Ориентирование.
Город вытянут с севера на юг вдоль реки Ак-Бура. Речка небольшая, горная и мелкая, её можно перейти по нескольким мостам, а кое-где и вброд. Тем не менее, в некоторых местах дети в ней купаются.
Ош – студеченский город, тут очень много ВУЗов. Студенты как местные, так и приезжие, из сёл и даже из других стран, например, из Туркмении. Жители Оша тоже по своей сути в основном приезжие из сёл, т.к. коренные ошане, жившие тут до 1990 года, в большинстве своём разбежались – кто в Россию, кто в Бишкек, а на их место приехали тысячи обитателей окружающих кишлаков. Современные ошане знают свой город хуже, чем москвичи знают Москву. Узнать, на какой улице мы находимся, какой номер дома, у которого мы стоим, и где расположена улица такая-то – дело очень трудное. Почти никто ничего не знает. Многие названия улиц за последние 16 лет подверглись переименованиям, и люди порой называют улицу не тем именем, что указано на редких табличках.
Но все, и местные, и приезжие, знают, что идейным центром города является БАЗАР. Он занимает несколько кварталов.
Главное место в городе, где можно сделать все жизненные дела: поесть, обменять любую валюту богатых или соседних стран, переночевать в гостинице, одеться и обуться, постричься, снять квартиру, сходить в туалет, приобрести кыргызский сотовый номер, мыло и кыргызский колпак, узнать последние городские и мировые новости, позвонить на Родину и в другие страны, помыться, поторговаться о покупке какой-нибудь ерунды, а позднее вечером получить в подарок ненужный арбуз или другой фрукт из не проданных ранее.
Наибольший размах торговли – в воскресенье. По понедельникам продавцов и покупателей меньше.
Впервые посетившие базар должны помнить, что цены на одни и те же товары сильно отличаются друг от друга. Иногда вдвое (это не касается сахара и валюты, здесь колебания меньше). Самые крайние ряды, близкие ко входу и к вам, продают товар по самой высокой цене, а в глубине базара или на улочках вокруг оного можно найти продавцов того же самого предмета совсем задёшево.
Здесь же есть услуги по ремонту обуви и одежды, часов и вещей, парикмахерские, аптеки, предсказатели судьбы, религиозные консультанты и проч. В пределах базара три-четыре моста через Ак-Буру, они все заполнены продавцами. Есть тут также харчевни, а также радиоузел. Здесь можно подать любое объявление (15 сом -- его будут проговаривать несколько раз в день в динамиках, развешенных по всему базару) или повесить бумажный вариант оного (10 сом).
Через базар проходят все маршруты автотранспорта.
Рядом с базаром (к югу от него) находится старый автовокзал. Вокруг пасутся водители, едущие в Джалалабад, Узген и Бишкек (за деньги) и настойчиво зазывают желающих. Не обращайте на них внимания. Расписание на автовокзале не вывешено, и его вообще не существует, поэтому уезжать куда-либо нужно методом опроса. То, что выяснили мы, написано ниже.
Автовокзал окружён столовыми, шашлычными и пунктами фото-печати, где вам дёшево и быстро проявят и напечатают фотоплёнки. Качество везде плохое! Здесь же – единственный в городе подземный переход (его населяют нищие и продавцы, и иногда музыканты) и единственный в городе надземный переход-мост.
За автовокзалом (в противоположную от базара сторону) – парк, где размещены нехитрые аттракционы, а также находится местная городская библиотека.
Сулейман-гора возвышается над городом на 150 м и видна с разных концов города. Уже несколько столетий она является местным центром паломничества. Сюда приходят желающие помолиться, излечиться от болезней, и просто посмотреть панораму города и сфотографироваться под большим красным киргизским флагом.
Сулейман-гора в Оше – то же, что Красная Площадь с мавзолеем в Москве. На неё ходят все приезжие в первую очередь. Роль Мавзолея исполняет небольшой домик-мечеть, построенный на месте так называемого «Дома Бабура» (где отдыхал султан Бабур в XV веке). Так же, как почётным считается быть похороненным в Кремлёвской стене, -- так же полезно, считают местные, похорониться в Сулейман-Горе, и северную часть её занимает большое мусульманское кладбище.
Сулейман-гора огорожена металлическим забором, в котором несколько дырок и дверок. Вход через главные ворота стоит 3 сом (официально, с выдачей билета), а в других местах – бесплатен. На вершину горы ведёт железобетонная лестница, подъём по которой доступен людям любого возраста. В северном склоне горы, в одной из пещер, устроен небольшой музей (вход русскоговорящим 10 сом, англоговорящим 50). Музей работает каждый день, но имеет перерыв с 12 до 13.30.
С горы в хорошую погоду виден весь город Ош.
Ещё один музей находится на ул.К.Датки, в огромном здании музейного центра. Сам музей (10 сом, перерыв с 12 до 13.30) неинтересен. В нём потреты комсомольцев, членов Политбюро, ударников труда, президента К.Бакиева и панно с разрушающимися зверями и насекомыми. Есть ещё музей искусств – в районе кладбища близ Сулейман-горы.
Имеется консульство России. Оно стоит на пересечении реки Ак-Буура и ул.Интернациональная. Других консульств и посольств в Оше нет.
Вдоль реки, с севера на юг, тянутся три главные улицы:
Улица Ленина – с западной стороны от реки. На ней находится почтамт, площадь с Ильичом и другие важные заведения. На юге города, на ул.Ленина, имеется Фрунзенский рынок. Цены на нём в 1,5-2 раза выше, чем на главном базаре, а ассортимент в 20 раз меньше.
Улица Курманджан-Датки – параллельно Ленину, тоже с запада от реки, но на один квартал дальше.
Улица Кыргызстана (она же ул.Масалиева) – с восточной стороны от реки. По ней ходит троллейбус №1. В северной половине можно обнаружить главную (современную) мечеть имени имама Аль-Бухари, а севернее её – главный ошский небоскрёб, 12-этажное здание (без лифта и воды). На юге ул.Кыргызстана проходит через студенческий городок, где также имеется новая мечеть, построенная турками в турецком стиле.
Ош имеет полуобъездную, идущую с юга на северо-запад.
Карту города в Оше найти практически невозможно. Постарайтесь достать её заранее в Бишкеке (хотя она там продаётся по 150-300 сом) или обходитесь без карты.
Транспорт в городе представлен: одним маршрутом троллейбуса (Манас-Ата – студгородок, проезд 3 сом),
двумя маршрутами китайского зелёного автобуса (4 сом)
и множеством маршруток (5 сом), пассажиры в которых едут не только в сидячем, но и в стоячем и в скрюченном положении. Маршрутки, выходящие за пределы города (напр.Аэропорт) стоят 6 сом.
Транспорт в городе работает с 6 до 20-21 час. После 21.00 в городе остаются одни пешеходы и таксисты. Средняя стоимость такси по городу – 40-50 сом (для говорящих по-кыргызски), 50-70 сом (для говорящих по-русски), 100 сом (для говорящих по-английски). Городской автостоп возможен.
Ночью улицы, как правило, не освещены, и в тротуарах вас подстерегает много колдобин и дырок, так что ходить безопаснее по краю проезжей части.
Северный край города – рынок «Достык» на границе с Узбекистаном. Сюда ходит один несколько маршруток. Сама граница международная и круглосуточная, хотя лучше переходить днём. На границе – много обменников, хотя приобретать и сдавать уз.сум выгоднее в центре города, на базаре.
Юго-восток города содержит много университетов, институтов и студенческих общежитий. Это место называется «студгородок» и достигается на троллейбусе. Ош в целом весьма студенченский город.
Самый южный край города – называется на западном берегу Телейкен, это дачный массив, переходящий потом в узкое ущелье вдоль реки Ак-Бура. Восточный берег реки называется тут Озгур. И в Озгур, и в Телейкен ходят маршрутки из центра.
Ночлег (платный).
Вокруг базара, а также в центре города – множество гостиниц на самый разный вкус и кошелёк. Ночлег в них стоит от 100 сом с человека, а бывает и дороже.
Самый дешёвый платный ночлег находится на детской турбазе (центр города, возле Сулейман-горы, рядом с мечетью) и стоит 40 сом в многоместном номере, 75 – в трёхместном. Туалет и вода во дворе. Есть розетка и плитка. Помыться весьма затруднительно. Основные обитатели детской турбазы – киргизы, приехавшие на базар из сёл. Несмотря на это, весьма чисто.
Кыргызы, берущие людей на жительство (платное) в свои дома на длительный срок, просят за это 40-50 сом в сутки.
Турбаза «Ош», в юго-восточной части города, на момент нашего исследования была почти вся заселена китайцами.
Турбаза «Ак-бура» на улице Голубева, рекламируемая в путеводителе «Лонели планет», не была обнаружена.
Съёмка домов.
На базаре имеется радиоузел – место, где принимают для оглашения и вывешивания различные объявления. В основном это объявы про недвижимость. Квартиры из 1-2-3 комнат предлагаются по 3000-5000 сом в месяц, хотя есть и с евро-обстановкой в 2-3 раза дороже.
Там же тусуются сами предлагатели квартир, а также жилищные маклерши. Это тётки с тетрадками и записными книжками, в которых – сотни предложений по всему городу. Цены начинаются с 1000-1500 сом в месяц за дом, комнату или квартирку в плохом районе, или по 500 сом с человека в месяц, на подселение. Хотя более реально снять квартиру или дом за 2000 сом, т.к. увидев вашу туристическую не-местную сущность, тётки вступят в сговор с целью удорожания недвижимости. К этой цене нужно прибавить комиссионные тётке-маклерше (150-200 сом в случае удачной сделки), плату за свет (0,65 сом за киловатт-час) и возможную плату за газ (стоят счётчики).
Газеты объявлений пестрят сообщениями о посуточной сдаче квартир. Это дороже.
Можно походить по районам, поспрошать бабулек и других местных жителей. Вероятно, нижняя цена - 1000 сом в месяц. Всех пугает возможное многолюдье, так что большому числу народа лучше одновременно не светиться.
Ж.д.вокзал ОШ. Восточнее автовокзала в 1 км. Не порождает никаких пассажирских поездов вот уже лет тридцать, но на нём можно приобрести ж.д.билеты на поезда из Бишкека в Москву и др.. Билет Бишкек-Москва стоит 4850 сом, Бишкек-Свердловск 3050 сом.
Автосоообщение по окрестностям.
Автовокзалов в городе два. Один расположен в самом центре города, его не пропустите, рядом с ним – река Акбура, базар... Расписание нигде не вывешено, маршрутки во все соседние города отправляются по мере наполнения: Узген (35-40 сом); Джалалабад (80 сом); Кызыл-Кия (каждые 30-40 минут); Гульча...
Каждое утро в 7.00 отходит маршрутка на Сары-Таш – Дорот-Коргон (250 сом). Иногда их несколько, по мере заполнения. Следующая по дальности – в Ак-Босого (160 км, 120 сом, 8 и 9 утра).
На Папан три рейса в день (11, 14 и 17 часов). Проезд 35 сом, в пути 1,5 часа, маршрутка бывает забита местными коммерсантами и их товарами, поэтому стоит искать её и загружаться в неё за полчаса до отправления.
На Кызыл-Суу один рейс (днём).
На Эски-Ноокат (30 сом) каждые полчаса.
На Кара-Кульджу – каждый час.
На Хайдаракан – 7, 12 и 15 часов. Дальше, на Баткен, ходят с другого автовокзала.
В 15.00 каждую пятницу и понедельник ходит автобус на Коджи-Келен (15.00), который расположен вверх от Папана по ущелью. Однако, расписание это не точное: другие говорят, что раз в неделю. От Папана проедьте туда автостопом.
Работники автовокзала плохо осведомлены обо всех автобусах, т.к. многие – частники, нигде не регистрируются и ловят пассажиров самостоятельно. Проще их найти в обратном направлении – в тех сёлах, откуда они забирают пассажиров на Ош.
На автовокзале имеется камера хранения (стоимость услуги от 10 до 20 сом в сутки, в зависимости от величины вещи), пункт IP-телефонии и лавочки с едой. Задерживаться на автовокзале не следует, т.к. все услуги там дороже, чем в других местах, плюс ещё менты могут проверить документы.
Второй автовокзал расположен на северо-западе города (ул.Ленина, в сторону Узбекистана) и рождает всего несколько дальних рейсов: на соседний областной центр БАТКЕН (6 рейсов в день, цена 120-150 сом, но едут они через узбекский анклав Сох, где переход не международный). И на китайский Кашгар ($50, в пути 20 часов, зато с лежачими местами).
Существуют автобусы в Москву (для тружеников разных московских строек) – стоимость проезда 4000 российских рублей. Ехать 3,5 суток. Также есть автобусы в другие города РФ, рекламируется даже Иркутск (7000 сом) и Чита!
В Оше можно обменять валюты всех соседних стран. На август 2007 курс казахского тенге был 0.30/0.31 (покупка/продажа), узбекский сум 0,0290/0,0295; таджикский сомони 10/11. Здесь хорошее место для приобретения валют Узбекистана и Таджикистана, а также для приобретения китайских юаней.
Мечети и церковь.
В начале XX века в Оше было около 150 мечетей. В годы Советской власти почти все они были закрыты или уничтожены. С 1989 года мечети начали открываться вновь, и сейчас в городе их не меньше десятка. Самая большая мечеть (имени Аль-Бухари) находится на ул.Кыргызстана/Масалиева. На пятничные молитвы здесь собирается несколько тысяч человек.
Другая мечеть находится у подножья Сулеймановой горы.
Третья (турецкого стиля и постройки) – в студенческом городке.
Четвёртая (новая современная) – в районе Шахид-Тепа, на северном краю главного базара.
Есть и другие мечети. В нужное время над городом разносятся азаны, правда не очень громко, но вечером слышно. Процент религиозно-соблюдающих граждан здесь выше, чем в Бишкеке, и составляет, вероятно, около 5%.
Имеется одна православная церковь, в районе улицы Ленина, остановка Араванская. Её посещают в основном русские люди пожилого возраста.
Зданий других религий в городе не обнаружено. Кришнаиты, свидетели Иеговы и иные сектанты на улицах не встречаются.
Коммунальное хозяйство.
16 лет независимости Кыргызстана сильно отразились на внешнем облике города Ош. Украдены и снесены в металлолом почти все канализационные люки, и теперь на главных улицах города зияют «дыркасы», лишь иногда прикрытые бетонными крышками. Фонари почти все сломаны, и ночью ходить по городу нужно с осторожностью – можно провалиться в дырку, канаву, арык.
Река, протекающая через город, используется для купания, а также питает собой множество городских арыков, в которые выкидывают мусор, из которых моют машины, а изредка почему-то пьют. Не пейте из арыков, это вредно.
В городе нередко отключают свет и воду. Живя где-либо, имейте запас воды в бутылках.
Даже самый высокий дом в Оше (12-этажка) не имеет лифтов (они навеки сломаны). Водопровод также не достигает верхних этажей, и воду приходится носить на 12-й этаж в вёдрах.
Книги и карты.
В городе всего несколько небольших книжных магазинов. Один из них – «Раритет» -- находится на первом этаже центральной областной библиотеки им.Токтогула (ул.К.Датки, недалеко от автовокзала). Второй магазин – «Радость» -- на ул.Ленина, напротив переговорного пункта; третий – «Литера» -- на улочке, соединяющей ул.Датки и ул.Ленина, ближе к почтамту. Все три магазина содержат популярные российские книги (в освновном глянцевые) по высоким ценам, а ассортимент невелик. Карты (дорогие двухкилометровки окрестностей Оша) есть только в «Раритете». Есть ещё один магазин киргизских книг около Университета на ул.Датки (почти всегда закрыт, а когда открыт, там нет ни продавцов, ни покупателей) и много точек-лотков с религиозной (мусульманской) литературой на киргизском и узбекском языках.
Русские книги (советские б.у.) продают с рук пожилые русские женщины в центре города. Одна из них, тётя Галя, обитает в центре города (угол Ленина и Навои -- перекрёсток парк / базар / автовокзал / пешеходный мост) и продаёт, помимо всего, и книги по автостопу.
Ассортимент всех продавцов очень странный, можно найти неожиданно самые странные книги по цене 20-30-50 сом. Никаких новых путеводителей по Кыргызстану, современных топографических карт и других полезностей найти в городе нельзя. Путеводители «Lonely Planet», карты «Mishelin» здесь не продаются.
Туристы и полезности для них.
Вкратце: туристы есть, полезностей нет.
Турклуб, альпклуб в городе не существуют. Все мало-мальски активные туристы всё лето занимаются вождением иностранцев на пик Ленина и другие горы. В городе несколько турфирм, предлагающих услуги (сопровождение, транспорт, туры, ночлег...) для туристов из дальнего и ближнего зарубежья. Однако, ни одного магазина тур.снаряжения в городе нет!
Самих туристов можно встретить: а) случайно, б) на турбазе центрального стадиона (ул.К.Датки, если вы стоите лицом к стадиону -- заходить справа), где за 100 сом/сутки обитают разные альпинисты, ожидающие отправки на пик Ленина или уже вернувшиеся оттуда.
Газовые баллоны для гор в городе купить практически негде. Поспрошайте оставшиеся баллоны у вернувшихся с гор альпинистов; а лучше запаситесь ими дома.
Визу Китая можно заказать в некоторых турфирмах; цена для российских граждан – около 80 долл.; ждать неделю.
Регистрация. Гражданам РФ и СНГ не нужна на срок до 90/60 дней, а вот для дальних иностранцев – обратитесь в турфирму, которая вас зарегистрирует примерно за $6. Можете также спросить в цивильных гостиницах.
Выезд из города (на трассу) чаще всего осуществляется на маршрутке 105 от базара. Она идёт до аула Фуркат и стоит всего 5 сом. Выезжающим на Гульчу (Памирский тракт) или на Узген—Бишкек можно посоветовать именно её.
Выезд на Узбекистан, Андижан происходит на 138 маршрутке – она идёт прямо через весь город до границы. Граница называется «Достук». Есть и другие маршрутки до Достука.
Едущим в Баткен можно посоветовать взять маршрутку до Эски-Нооката (30 сом). Или на городской 157.
Едущим в Коджи-Келен – удобно выехать на маршрутке до Папана (35 сом), или опять же на 157 городской, развилка Папан/Нукат будет в 12 км к югу от города.
Счастливого пути!