Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Category:

Город Сандакан -- Автостопом dokudato

Портовый город Сандакан является, по сути дела, райцентром, но крупным райцентром. Если Малайзию сравнить с Белоруссией, то Сандакан это примерно Барановичи. А с Россией сравнивать не будем, слишком велика наша страна и слишком много регионов в ней, в отличие от Малайзии.

В отличие от Баранович, Сандакан вытянулся вдоль моря. Километров на десять. И ещё на столько же он раздвинулся внутрь материка. Международный паром ходит отсюда в Филиппинскую извесную мне уже Замбоангу, а билет стоит из Малайзии примерно сто долларов, а из Филиппин аж потораста. Паром ходит трижды в неделю.

Застроен город разными домами, среди которых – и пятиэтажки-«хрущёвки», довольно облупленные, с очень большим количеством белья, сушащегося в каждом окне; и целые кварталы домиков на ножках, где живут рыбаки и простые люди – на полосе отлива. Тут целые улицы идут вглубь моря, электрифицированные и даже цементированные, все на ножках, и среди надводных кварталов – и свои магазинчики, и едальни, и просто места для посиделок. От берега в море на 10-20 домов уходят вглубь эти строения! Есть же и большие, 12-этажные примерно, дома, и частые особняки. Несколько больших супермаркетов и много малых магазинов, как и везде в Малайзии и на Филиппинах. Нищих и бомжей не видно. Ходят городские автобусы.

Город Сандакан, мирный и солнечный, недавно пережил стихийное бедствие. Десять дней назад, 29 января, в итоге больших дождей, на окрестных горах возникли селевые (грязевые) потоки и устремились вниз. Не повезло тем строениям, что были близко к опасной горе. Грязь, смешанная с вырванными с корнями деревьями, воткнулась в первый ряд зданий, снесла некоторые стены и наполнила собой некоторые помещения на первом этаже. Не повезло, в частности, двум мечетям – весь внутренний зал у обоих мечетей был наполнен простой глинистой грязью толщиной почти в метр. Пострадали и другие здания, но только те, что стояли у склона горы. «Историческая тропа», которую построили в Сандакане для привлечения туристов (эта тропа соединяет все боле-мене старинные места города С) – эта тропа оказалась перегорожена стволами деревьев, корнями и ветками, -- всё, что смыло со склона и приклеилось к «культурной тропе».

За один день я накрутил не меньше двадцати км по Сандакану. Обнаружил святые места всех разрешённых в Малайзии религий. Капище индуистов, церкви христиан, ярко разукрашенные и облагороженные в честь китайского нового года храмы китайцев, гурдвара сикхов, очень большая современная мечеть, помимо двух загрязнённых – только буддийского храма я не нашёл, не дошёл до него. Про китайцев скажу особо. В самом Китае не популярна традиционная китайская религия – социалистическое общество усердно пережило все предрассудки, и китайцы в самом Китае почти не религиозны (или не проявляют на людях свои верования). То ли дело китайцы за пределами КНР! Эти сохранили все свои предрассудки и развили их. Поэтому, например, в Малайзии можно посетить настоящий китайский храм, каких не видно в самом Китае.

Войдя в китайский храм, нужно снять обувь. В центре китайского храма можно лицезреть статуи каких-то стариков. Это китайские божества – видимо, они были историческими деятелями древности, а потом вошли в состав пантеона. Бывает, что есть статуя главного бога и божества поменьше. Подробно я не разобрался, но интересно вот что: в одном из храмов я обнаружил, в качестве икон, потреты Иисуса Христа, Будды и ещё двух каких-то стариков (кто бы это был? Может быть, Конфуций и Лао-Цзы впридачу?) Это, значит, на всякий случай, китайцы славятся практичностью, поэтому почитают наряду с главными своими богами и других граждан, вдруг тоже поможет.

В качестве жертвы богам китайцы несут мандарины. Вот почему перед китайским Новым годом во всех супермаркетах такая распродажа мандарин! Видимо, богам так нравится этот фрукт, а на НГ они хотят его особенно. И в России тоже на НГ принято покупать мандарины, не знаю, почему: только ли сезонность виновата или какая-то ещё причина.

Итак, я обошёл город, посетил некоторые религиозные учреждения, а некоторые оглядел снаружи. И проверил йогурты в супермаркете, но все они оказались подставными – чисто сок растворимый с небольшим сгущением. Кисломолочных продуктов тут, как и на Филиппинах, не делают. А на ночлег я отправился в главную мечеть.

Ночлег в мечети в Малайзии, Филиппинах, Индонезии, для мусульман, очень прост. Он носит уведомительный характер. То есть человек уведомляет общество, что сегодня он ночует тут в мечети. А уже дело общества с этим согласиться или показать ему более удобное помещение. Чтобы отказали, такого и представить нельзя. А вот в Сирии, Иордании, Иране могут и не оставить в самой мечети – хорошо, местные жители придут на помощь и впишут как-то и где-то. А в Египте точно не оставят, да ещё и ментам сдадут. Посмотрим, как там будет, пройдёт египетская революция – изменятся ли там нравы, в сторону менее ментовских, или нет.

Большая мечеть в Сандакане имела довольно большого имама с маленькой бородкой. Сей имам знал великое множество молитв, так что местные жители не очень-то мечеть посещали – опасаясь, что моления затянутся. Но человек пятьдесят всё же прибыло на вечерние молитвы, а после них все были вознаграждены за стойкость – на первом этаже были расстелены циновки, и граждане, вместе со мной, принялись за общую трапезу. За едой меня расспрашивали про Чечню, про положение мусульман в России и про всё остальное. Чеченцы – самый популярный народ в РФ, о них знают даже те, кто не могут найти и показать Россию на карте мира. Наибольщее удвиление всегда вызывает та информация, что чеченцев в России менее 1%.

Ну что, Сандакан? Приятный городок, конечно не такой сияющий, как столица штата – Кота-Кинабалу, -- не видно здесь зелёных парков, скамеек, сверкающих туалетов и музыкальных фонтанов, -- но для райцентра вполне пристойный город. Довольно многие знают тут английский язык. И ещё больше людей владеют китайским – судя по количеству надписей, вывесок, газет, табличек с иероглифами, китайцев тут порядка 30%. Гораздо больше, чем на нашем Дальнем Востоке, где многие говорят о «китайской угрозе», -- гораздо больше китайцев на этом, малайском Дальнем Востоке. Но какого-то вреда от тутошних китайцев я не разглядел.

Итак, день в Сандакане прошёл. Над мечетью и над городом сгустилась ночь.

* * *

Автостопом dokudato

На северо-восточной оконечности Борнео есть город Кудат (Kudat). По моему предположению, он был открыт и нанесён на карту русскими моряками в XVIII веке, когда отыскивались морские пути из Петербурга в Охотск и обратно. Плыть нужно было в обход всей Евразии, карты были неточными, ориентировались с трудом. Вот однажды корабль приблизился к некоему берегу.

-- Докуда мы доплыли? – спросил капитан у лоцмана.

-- До-куда-то доплыли, -- ответил лоцман.

При судне находился учёный немец, которого взяли за уменье составлять карты. Он отметил на карте новый, неизвестный ранее, берег, и, по-своему интерпретировав фразу “Do-Kudata-doplyli”, отметил на берегу новую точку – Kudat. Так она называется и по сей день.

Повторяю, что это лишь моё предположение, и возможно местные уже сочинили о происхождени своего названия более романтическую легенду. Итак, отходит от топонимики и повествуем о самом путешествии.

В мечети сон был какой-то беспокойный. Уже в четыре утра, раньше всякого азана и рассвета, мечеть наполнилась звуками молитв. Поднялся, а после рассветной молитвы возникла проповедь на малайском языке, и я тихонько опять спрятался спать. Но вскоре меня разбудили – оказывается, к проповеди прилагался чай с пончиками. А скоро и совсем утро, выбираться на большую дорогу.

Этот день у меня получился автостопный. Сперва я, конечно, выбрался за город на автобусе – Сандакан очень уж раскидан, больше чем на десять километров, хотя и не так плотно заселен, как например соседняя филиппинская Замбоанга... Тут город во многом расчитан на людей с машинами или с мотоциклами хотя бы, вот и расстояния велики. Итак, стоя за развикой, я довольно быстро отловил пустой грузовик, едущий в КК – столицу штата.

До самого КК мне ехать было не нужно, но больше 250 км мы проехали вместе. Ехали семь часов не торопясь – дорога оказалась гористая. Я проезжал тут три года назад, ночью, из Тавау в КК, но ночью трасса не видна, а тут – смотри во все глаза. Проехали и мимо горы Кинабалу, которая вся была спрятана в одеяло облаков, и только самая верхушка торчала из облачного чуда. То есть облако было, выходит, километра три толщиною. Проехали и городок Ранау, где три года назад, после неуспещного восхождения на г.Кинабалу, я выбросил свои ботинки «крафт». Те боты, что сейчас на мне – той же серии, и им уже два года, так что их тоже нужно будет скоро выбрасывать. Было бы прикольно избавиться от них в Ранау на том же месте, -- но всё же черёд этих бот ещё не пришёл. (Куплены мной в московском магазине «Спецодежда» в феврале 2009 года за 282 рубля. К данному моменту имеют около 450 дней нощения.)

Водители (двое) сами с удовольствием поглядывали на облачную, словно заврнутую в вату, гору, и выказывали мне свои восторги. Гора действительно впечатляет.

Наконец попрощались, -- грузовик ушёл на КК, а я – по срезке на Кота-Белуд. Сразу же подобрал джип с кузовом, на очень большой скорости мы понеслись, а я заметил, что у г.Кинабалу есть клоны – такой же примерно формы горы пониже. Ещё четыре машины провезли меня понемногу, тут автостоп и закончился, начался вечер. До Кудата я не добрался, но докуда-то добрался, а докуда именно – было непонятно: шли по сторонам некие поля. На них стояли домики дачного типа – в них, вероятно, прячутся от дождей крестьяне, когда сеют или сбирают урожай. Сейчас не было урожая, и домики стояли пусты, но ночевать в них не очень хотелось – электричества и света не было, а я всё ж электрозависимый человек. На удачу, таксист-деньгопрос перевёз меня в соседнюю, постоянно обитаемую деревню (до неё два километра оказалось) и получил от меня один ринггит. Тут много ездит таксистов, на них специальная маркировка, и могут отвезти даже в Кудат (20 ринггит = 200 р), но мне же не срочно. А вот автобусов вечером почему-то не было, может уже все прошли.

Итак. Внимательный читатель заметил уже, что я постепенно в Малайзии опускаюсь всё ближе к народу, к слоям трудящихся, к земле поближе. Сперва я, задравши голову, разглядывал столичные высотки Куала-лумпура, катался на монорельсе и метро, посещал супермаркеты и вкусные закусочные и вписывался в цивильной квартире у соотечественницы Ольги в окружении других «белых мистеров».
Потом я перенёсся (побывав попутно на Филиппинах) в Кота-Кинабалу – это уже столица штата, по-нашему – областной центр, здесь я уже питался более народной пищей, разглядывал уже не высотки, а местные хрущёвки – крутил головой и глазами не вверх-вниз, а вправо-влево, ну и ночевал в мечети, как и следует. Из областного центра я перенёсся в райцентр, коим является Сандакан. Тут всё ещё проще (фотографии будут выложены при случае, как вернусь к шустрому интернету), опять ночевал в мечети и питался вместе с благочестивым народом, и поехал дальше уже автостопом. И теперь, продолжая приближение к матери-земле, я прибыл в деревню Мантанау Кота-белудского района, в которой и остановился на ночлег в церкви – деревня оказалась христианской.

Католическая церковь («Гережа Католик») в Мантанау являет собой цементное здание, с прямоугольным основанием, 10 на 20 метров. Ряды деревянных скамеек, крест, стол, пара колонок, звукосинтезатор, десяток небольших изображений Иисуса в разных стадиях жизни, молитвенники и книги-шпаргалки для пастора. Передняя дверь была заперта, а боковая – открыта. Я проник в помещение, включил свет, осмотрелся. Видимо, воровства тут нету. В нашей российской деревне что синтезатор, что вентиляторы или колонки вынесли бы и пропили уже. Даже если запереть все двери, похищение легко сделать через окно, а большая дорога проходит прямо тут же – унёс и уехал. Но или Бог надёжно охраняет святое имущество, или просто не принято тут тащить чужое.

Местные жители не проявили ко мне никакого интереса. Увидели, что я проникаю в церковь, и решили, наверное, что я какой-нибудь знакомый пастора или заезжий проповедник. Я вышел, подошёл к соседнему дому, попросил воды, мной удивились человек шесть детей и одна мамаша, воды принесли, и я опять изолировался в церкви: поставил палатку, перебрал вещи, сел за стол за комп и стал описывать события дня.

Да, из интересных языковых особенностей. Евангелие тут, на малайском, называется как и по-арабски – «Инжил» («Kitab Injil»), Бог в христианских писаниях тоже – «Аллах», а вот Иисуса всё ж Аллахом не называют, чтобы слух не коробить – называют его «Tuhan», Господь. Во всех не-мусульманских религиях Малайзии прочие боги, кроме Единого, называются «Тухан», а слово «Аллах» зарезервировано под Создателя. В прошлый мой приезд, три года назад, как раз верховный суд Малайзии пытался запретить использование слова «Аллах» всеми религиями, кроме мусульман – хотели, так сказать, «приватизировать» термин. Но первыми сикхи возмутились – дескать, слово «Аллах» у нас сотни лет фигурирует в священной книге как одно из наименований Бога, так что извияйте, убрать не можем. В общем, не удалось мусульманам протащить монополию на термин.

В течение почти двух часов я обитал в церкви в одиночестве. Наконец, до пастора дошёл слух, что кто-то возник в святом заведении, и он пришёл. Звали его Джоанесс Аттам (Johaness Attam) -- умный, добрый и англоговорящий человек в очках. Что подтверждает теорию про очки (в дальних странах -- среди жителей деревни – если есть человек в очках, то он наверняка самый умный и по-английски разговаривает). К путешествиям не склонный. Несмотря на географическую близость, дешевизну Индонезии и похожесть её по языку, -- товарищ пастор никогда не выбирался туда, как и его односельчане.

Всё, день 11 февраля завершён. Завтра утром я доеду до куда-то (доеду до Кудата) – самого северного городка малайского Борнео.

....

(12 Feb.) Всё хорошо в Малайзии, в штате Сабах, но есть один недостаточек по сравнению с Филиппинами - интернет тут не в каждой деревне. И даже не в каждом селе. А в райцентре сам в глаза не бросается, надо ещё и поискать. Поэтому уже готовые три подборки фотографий ждут своего часа, когда я их представлю людям. А фотографии последовательно явят вам: 1) малайский облцентр Кота-Кинабалу, 2) малайский райцнетр Сандакан, 3) деревню в стороне от трассы, которую я осматривал сегодня (в субботу) утром. Ждите, в общем, погружения в малайскую действительность!
Tags: Малайзия, Сабах, Сандакан, автостоп
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments