Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Categories:

Wewak - Madang

Вевак – последняя точка Второй Мировой Войны

Некоторым кажется, что Папуа-Новая-Гвинея – это только леса и джунгли, без каких-либо исторических монументов и истории как таковой. Однако интересно, что именно здесь в августе-сентябре 1945 года происходили последние мероприятия Второй Мировой Войны. Японские войска, уже побеждённые в самой основной Японии, уже после вступления в войну СССР, после капитуляции центрального правительства и после присоединения многострадальных Курил к СССР, -- некоторое время продолжали сопротивление здесь, на удалённых землях Новой Гвинеи.

Уж никак не позавидуешь японцам тех лет – центральное правительство подписало капитуляцию, в Хиросиму и Нагасаки бросили по атомной бомбе, а они тут, в болотах, джунглях и горах продолжали свою военную деятельность, может у них так положено, по-самурайски – «не сдаваясь, с честью помереть». И только 13-го сентября 1945 года японский генерал, окружённый со всех сторон силами союзников, подписал капитуляцию и отдал свою саблю австралийскому какому-то генералу. Произошло это в 15 км западней Вевака. А некоторые непобеждённые японцы, но уже в индивидуальном порядке, ещё до сорока лет сидели, таясь, по джунглям Юго-Восточной Азии и партизанили иногда – последних выловили только в 1980-х, -- но это уже не финальные битвы, а так, послезвучие.

Хозяин квартиры, который меня вписал, 28-летний папуас по имени Джос, решил показать мне местные достопримечательности. Как мы уже знаем, все папуасы любят показывать приезжим памятные места своего города и сопровождать их. По такому случаю в субботу 26 марта была найдена им старая машина Toyota с кузовом, с приятелем, который и взялся покатать нас по историческим местам WWII. Заодно с нами пристроилась целая тусовка папуасов, папуасих и детишек. Чем больше народу, тем лучше – ведь машина сама не заводилась, и её нужно было регулярно толкать, чтоб она начала тарахтеть.

Итак. Первым делом меня отвели на гору, возвышенную над Веваком. Там – японский мемориальный ансамбль №1. С той горы обстреливался весь Вевак и море вокруг него -- оказывается, этот городок был значительной японской военной базой во время Войны, до мая 1945. (Только в мае 1945 Вевак пал и японские войска утекли в горы и джунгли, где воевали ещё 4 месяца.) На горе был поставлен, рядом со старыми зенитками, монумент с японскими иероглифами и очень политкорректной надписью – «в память о тех австралийских, японских, папуасских солдатах, которые погибли здесь, исполняя свой солдатский долг». Никого не назвали ни захватчиком, ни освободителем. Вид с горы открывался восхитительный. Мемориал был создан за счёт японских активистов, которые, приехав сюда в каком-то 1968 кажется году, ужаснулись (в лесу валялись ещё кости и остатки солдат) и привели всё в порядок.

После мы отправились в деревню рядом с Веваком. Там оказалось, что до сих пор в лесу имеются воронки от снарядов и бомб времён Второй Мировой; обитатели деревни показали нам ржавообразные бомбы и снаряды, найденные ими в лесу (я думаю, уже недействующие, но в руки всё же не брал), а также остатки старых японских военных машин и мотоцикла. Эта ржавая рухлядь валяется в лесу и периодически стаскивается в деревню жителями – авось что да пригодится в хозяйстве.

И после этого отправились наконец на Wom Point. В 15 км западней Вевака, где и произошло последнее массовое мероприятие ВОВ. Из 100-тысячной японской армии осталось около 13 тыс.чел., и ситуация для них была совсем безнадёжная. Только какие-то самурайские привычки не позволили им сдаться раньше.

Сам военный парк-мемориал сделан очень красиво. Посажены пальмы вдоль аллеи, под пальмами – могилы австралийских солдат, которые тут погибли в мае, июне и июле 1945, а может и позже, я не все даты перечитал. Сам монумент напоминает пирамиду, высотой метра три. Всё содержится в чистоте и порядке. К мемориалу приложено несколько пушек и зениток японских, покрашенных, чтоб не ржавели. На входе имеется охранник, который собирает деньги с посетителей, и за проезд машины тоже пришлось немного заплатить.

В таком редком месте мы сфотографировались с папуасами, и немного подумали на ту тему, что вот же влипли эти японцы – может быть и рады бы сдаться, но нельзя, самурайская честь и всё такое прочее, сражаться до последнего патрона, пока половина войска не вымерла от малярии и от голода, и вообще лишь 13% осталось от общей численности. Подумали, и поехали купаться.

Мыс с военным парком содержал, неподалёку, приятные купательные места, и все желающие погрузились в воду. После чего, не просыхая, растолкали старую Тойоту и поехали обратно в город.

*

Папуасы весьма гостеприимны, как это уже всем понятно. Сравнить можно с суданцами. Вот Джос, заполучил меня в гости, и всячески опекает меня, показывает достопримечательности, угощает, да не один он – и в Вутунге, и в Варомо тоже угощали, опекали, показывали всякие интересности. Очень все тут такие, хорошие. Вежливые и предупредительные к гостям -- чрезвычайно.

Но греховные привычки тоже есть. Вот, например, суббота. Так многие ж пьянствуют! И по дорогам сидят, пьют. А гонят брагу сами, из бананов и других подручных продуктов. Выпив, становятся весёлыми, громкими, орут песни, иногда навязчиво-дружелюбны. Иногда друг с другом злы и дерутся. Некоторые курят марихуану (я-то не в теме, что кто курит, а Джос мне объясняет – он-то знает). Вообще курят многие, самокрутки, и продают заверченные в газету косячки какие-то. Наверное, в основном местный табак, но и марихуана тоже есть. Обычных сигарет тут мало (в Ванимо было больше), чаще – самодельные. Из одной газеты «Пост-Курьер» можно наделать сотни самокруток.

Много-много портретов Боба Марли, плакатов с ним, маек с ним. Самый культовый человек в ПНГ. Вожди местные – не в почёте. Я где-то прочёл, что за 35 лет независимости ни один премьер-министр до конца срока не досидел, всех скинули. И этого хотят свергнуть. Процедуру не знаю, может быть парламент выбирает Премьера, но факт -- нет настоящего вождя у папуасов. Некоторые и тут, по случаю, носят майки с индонезийскими вождями – наверное, очень недорого эти майки продаются на границе и в Джайпуре.

Проезжали мимо одного из рынков – никого нет. Почему? Этот рынок принадлежит Адвентистам Седьмого Дня, а те почитают день субботний – никакого дела в субботу не делай! И посетители, и торговцы – многие адвентисты, а кто не адвентирует, тот перебрался на другой рынок, где вчера на меня наехали за нарушение чистоты. И на том, «чистом» рынке было опять много фруктов, одно удовольствие глядеть. Хотя Джос напоминал мне, чтоб я не смотрел по сторонам, а смотрел только на свои вещи, которые вот-вот украдут грабители и воры! Тут все уверены, что везде в городе – воры, а в Маданге и Маунт Хагене – ещё больше, а в Лаэ и Порт-Морсби вообще 10% населения – воры и разбойники, живущие за счёт грабежа остальных.

Пока же грабители мне не встретились, или встретились, но не говорили, что они грабители. А народ, виденный мною, живёт дружно и по-доброму как-то. Очень многие здороваются, приветствуют друг друга, город – как большая деревня. Вот например: хозяин Джос пошёл спать, а я за столом сижу. Заходит соседка – а где Джос? – спит. – Ага, я кастрюлю временно возьму! – И проходит и вытаскивает себе кастрюлю и уходит. (А может то не соседка, а воровка, кто ж её знает?) И регулярно заходят какие-то другие соседи и подростки и суют в холодильник свои бутылки, желая их заморозить (у самих, наверное, нет холодильника). А в Москве я и не знаю толком, как зовут соседей по лестничной площадке, и никогда не пойду совать им что-то на хранение в холодильник, хотя у меня тоже нет холодильника, как у соседей папуаса Джоса.

А на одном из базаров видел я огромные-огромные ананасы. И огромные бананы. Ну бананы, хоть и огромные, но неправильные – для жарки только. А ананасы настоящие. Не на чем взвесить (весов нигде на базаре нет, всё поштучно или покучно), но в несколько килограммов можно оценить супер-чудо-ананас. Я даже покупать не стал – как уесть такого гиганта? Ой, прикольная страна Папуа-Новая-Гвинея, очень прикольная!

Надо будет озаботиться билетом на пароход. Два судна (двух разных фирм) ходят тут, по маршруту Ванимо – Вевак – Маданг, и каждое проходит примерно в две недели раз. А то и чаще. Билет, что в Маданг, что в Ванимо, стоит 130 кина (50 долларов). Дороже, чем в Индонезии, но ради папуасов – не жалко!


НОВОЕ

Папуасское плавание

Утром в воскресенье виисывающий меня папуас Джос, его друг и я, пошли на пристань, где находится касса другой пароходной компании – Лютеран Шиппинг, которую я ещё не посещал. Касса «Luteran Shipping» находится возле этой пристани, а «Star Ships» – в 5 км отсюда, в центре города. Так что желающим уплыть нужно побегать туда-сюда, сводного расписания нет, у каждого своё.

Но и имеющееся расписание врёт! Только я переписал расписание на ближайший месяц, как Джос сообщил радостную нежданную весть:

-- Пароход будет сегодня!

Как сегодня? Его ж нет в расписании! Но оказалось, что расписание условное, и пароход придёт из Маданга дополнительно. Когда именно, никто не знал, слух испустил охранник закрытой кассы. Мы побродили возле порта, проверяя слух, и некоторые портовики подтверждали, что да, будет сегодня пароход в Маданг.

-- Как же местные узнают, что будет судно – ведь ни расписания, ни объявления?

-- Спрашивают друзей, родственников – кто-нибудь да знает.

Так что всем, кто хочет уплыть на папуа-судне, но не имеет родственников в ПНГ, должен активность проявлять, спрашивать всех. Да, всего суммарно за месяц c Вевака в Маданг делается около десяти рейсов (если просуммировать пароходы «Лютеранские» и «Звёздные»), а в Ванимо – около трёх.

Время прибытия судна было неизвестно, но говорили, что оно придёт и почти сразу же уйдёт. Поэтому мы пошли сперва в город, поглядывая всё время в сторону моря – нет ли нового корабля. На базаре «Адвентистов Седьмого Дня» сегодня, в воскресенье, было людно – адвентисты отыгрывались за упущенный вчерашний торговый день. Продавали чудо-лепёшки, бананы по 1 кина за большушую гроздь, раков, сушёных и жареных рыб, мёртвых летучих мышей размером с зайца, но с крыльями.

А вот другие базары и магазины не работали. Вообще в воскресенье город почти вымер, всё почти закрыто! И народу на улицах очень мало, кроме Адвентистского базара. Все в церквях. В них ходит 80% населения. Оттуда слышны песнопения, а из некоторых даже музыка и крики, как с вечеринки – это радикальные протестанты пели песни на тему Иисуса. После церкви папуасы продолжают веселье у себя дома, напиваясь, но в центре города уж не показываются.

Около католического собора сразу после службы расставили раскладушки – я думал, сейчас с них что продавать будут – но оказалось иное: призывали дотировать кровь. Доноры сразу выявились, ложились на раскладушки, и кровь их выкачивалась, но не вся. Врачихи с довольным видом высасывали кровь граждан и отгоняли мух. Другие стояли рядом и морально поддерживали, а может ждали своей очереди.

Погуляв по центру, мы вернулись домой. Я тщательно собрал рюкзак, а Джос периодически ездил на велосипеде на возвышенное место – поглядывал за судном. И вот, пароход пришёл! Я быстро собрался, бритоголовый Джос на велосипеде, а друг его – весёлый бородач -- застопил машину, погрузил меня и мы поскорей поехали в порт, до него было не очень далеко, километра полтора. Автостоп по городу тут в Веваке распространён (у папуасов), кому лень куда-то идти – стоят на дороге и пытаются высмотреть среди водителей кого-нибудь знакомого. А так как многие знакомы, то и подвозят быстро.

Пароходик уже стоял! И был очень маленьким. Это вам не индонезийские корабли-великаны по 150 метров длиной и на 2-3 тысячи пассажиромест. Тут меня ждала очень небольшая посудина, ржавая и старая, на сотню человек, двухэтажная. Пассажиры уже скопились у забора порта. Как-то они узнали о судне и даже билеты взяли, наверное накануне. У меня билета не было, потому что в воскресенье не работает ничего, и касса тоже.

Папуасы предупредили охранника и всех, что у меня нет билета, растрезвонили об этом по всему порту, и решили, что билетом меня снабдят в Маданге по прибытию, потому что билетами и капитан не заведует. Вскоре и начали пускать на судно. У всех на входе проверили билет (кроме меня), и я подошёл к борту. Не было даже трапа, и пассажиры прыгали и влезали с пристани в пароход, как кто мог, а пароход то отдувало от причала, то придувало обратно. Хорошо, что не было среди пассажиров старых бабушек, они бы не проскочили. И вот, я на пароходе!

“Mamose Express” пережил уже всех своих ровесников. На вид ему было лет под шестьдесят. Внутри он содержал несколько десятков сидений и коек (койку я быстро оккупировал), телевизор, туалет. Ни еды, ни кипятка, ни чего другого полезного там не было видно. Есть ларёк – в нём банки с кока-колой и, кажется, всё (и работает ларёк не постоянно, а иногда). Быстро пароход загрузил людей, погудел и поплыл. В отличие от индонезийских «Пелни», его качает! Поэтому писать на компьютере не очень удобно. Из тех судов, что я уже плавал, его можно сравнить с пароходом «Перинтис» от «Papua Shipping Lines» на индонезийской половине Папуа, этот такой же старый и облезлый, только ещё меньше по величине. С первого этажа можно теореитчески свеситься и достать до воды. Сзади от судна тянутся какие-то верёвки – это, я думаю, команда параллельно занимается рыболовством.

Пассажиры пристроились к телевизору, а я перебрался в мир сна.

Плыть от Вевака до Маданга примерно от 16 до 24 часов, в зависимости от ветров, волн и других флотских факторов, не поддающихся предсказанию.

*

К шести утра начало светать, потом вылезло солнце, и опять включили телевизор. Пассажиров было не очень много, не более сотни. И всё приличная публика. Взрослые и дети по каким-то своим делам плыли в соседний облцентр. Пароход всё шёл недалеко от берега (чтоб, если потонем, недалеко плыть), по прибрежным лесам стелился утренний туман. Встречные суда не мешали плаванию, их что-то не было. Промежуточных остановок тоже. Сквозной автодороги в этом месте вдоль берега нет, потому что между Веваком и Мадангом в море впадает величайшая река Сепик (крупнейшая на острове, 1000 км длинной), мостов через неё не имеется. Однако, возможно, на обратном пути я постараюсь проехать это расстояние по «берегу», через пос.Ангорам, а по Сепику проплыть на какой-нибудь водной маршрутке. Такой маршрут будет весьма интересен.

Покачивало всё утро. Хотя явным образом кипятка на судне не было, -- но кто-то из команды парохода заинтересовался, не нуждаюсь ли я в чём-то, и кипяток мне раздобыл. Шли мы вдоль покрытого пальмами берега, порой в сотне метров, так что иногда видны были люди, они махали пароходу руками и что-то кричали, а мы тоже махали им в ответ.

Спустя 19 часов после отплытия пароход подошёл к Мадангу, преодолев не знаю сколько километров – наверное около трёхсот. Что ждёт меня в этом, ещё более крупном городе Папуасии? Вот и посмотрим.
Tags: Папуа-Новая Гвинея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments