Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Categories:

ПНГ-24. Из Кундинавы -- в селение Вайгар (всё та же провинция Симбу). В гостях у ахмадитов. ПНГ-25.

Ещё одна папуасская деревня – Вайгар. Но это уже не деревня, а большое село, значительно более цивилизованное, чем Карла Марла. Народу здесь порядочно, несколько тысяч. Трасса под боком (дорога Кундиава – Маунт Хаген) проходит прямо через село. В Вайгаре есть электричество (в некоторых домах), две школы (поодаль от селения), две мечети, одинадцать церквей различных деноминаций и несколько ларьков.

Особая цивилизованность Вайгара несёт и плюсы, и минусы. Минус тот, что люди тут пьют, сильней чем в Карле-Марле – спиртное доставляется по дороге в ларьки. В КМ купить бутылку было невозможно, так что алконавты были вынуждены варить себе всё сами. Тут иначе – пошёл, купил, выпил. Собирась в большие группы, вайгарцы становятся шумны. А разойтись по домам они не спешат, потому что скапливаются там, где есть электричество. Оно есть в большом сарае, это местный публичный дом (в прямом смысле, то есть загон с крышей для местной публики, где играют в карты и продают самокрутки). А потом начинается очередной ливень, и пьяницы опять же не хотят идти по домам, пьют дальше, орут, и – кажется – сейчас прирежут друг друга, но наутро тел павших не видно, значит всё обошлось. А вместо крови на земле – следы красных плевков (нажевавшись бетеля, папуасы оставляют красные плевки).

Так что я из мест патриархальных и глухоманных попал в более современные. Но в этом есть и плюс – электричество есть в мечети. Мусульмане тут не напиваются, но их меньшинство. Итак, я сижу тут за компом, среди зелёных гор, и среди папуасов, пишу, описываю тонкости текущего момента. Вокруг папуасы рассматривают мои книги (в основном фотографии в них) и отдельные фотки из России и других стран. Чем не романтика?

Скажу немного о минувшем дне (понедельник 4 апреля). Я вернулся из Карлы-Марлы в город Кундинава и очень обрадовался – цивилизация, к которой я привык, окружила меня. Хотя, конечно, российский человек не назвал бы город Кундинава городом – это скорей похоже на среднеазиатскую толкучку в грязном городке средней величины. Взять какой-нибудь Хаваст, убрать асфальт на части улиц, подлить дождём, и увеличить число людей втрое (ведь в городе толкутся все, кто приехали сегодня из деревень, стало быть тройное население, оно и видно – слоняются по улицам, сидят на дороге, тусуются, все с понтом ждут грузовиков домой.) Два рынка, несколько магазинов, две гостиницы одноэтажных, почта, больница, аэродром (при мне вертолёт прилетел!! Ну тут рядом Маунт Вильгельм, высочайшая точка Папуа-Новой-Гвинеи и всей Океании, на вертолёте может богачей-туристов везут или снимают обратно на грешную землю...). Есть несколько грязных мест, откуда отправляются грузовики в разные стороны... Несколько дровяных точек, продают палки и деревяшки на топливо. Несколько закусочных (да! Китайцы и сюда проникли! Спасибо за еду – отлично жарят картошку, большие реально порции, 5 кина). Есть магазин электроники – китайцы и здесь. Цифровые фотоаппараты (простые, мыльницы) можно купить здесь за 400 кина (4500 рублей), вполне приемлемая цена, так что если что сломается – не страшно. Китайцы молодцы. Также они как-то завозят в Кундинаву мелкий ширпотреб (пластмассовый, батареечный, электрический) и дают папуасам на продажу, те раскладывают на земле всю эту мелочь, ну как в других небогатых странах. Циви

Многие жители Кундинавы меня узнавали, кричали «Антон!», испускали радостные звуки.

Я собирался встретить в городе неуловимого Ису Тине, который должен был проявиться в гостинице «Вильгельм Отель», но тот опять исчез, дела опять вызвали его в Маунт Хаген (как я уже писал, он работает в Главном Земельном Департаменте, что и позволяет ему двигаться по стране туда-сюда, решая попутно земляные и религиозные вопросы). Так что Ису я не встретил, но посидел в фойе гостиницы, заряжая батарейки, занимаясь своими текстами, а потом всунул им рюкзак на хранение.
Ресепшионисты хотел с меня за зарядуку взять 10 кин (аж), но я как-то их очаровал и обошлось без этого.

Поскольку помимо батареек, у меня кончились сахар, консервы, бич-пакеты и другие стратегические запасы, -- я пополнился ими в супермаркете. И, кстати, я потерял шлёпанцы – они шлёпнулись с грузовика, когда я ехал, прицепившись к заднему борту. Пусть кто-то получит их в подарок, а я купил новые, с особо рифлёной «папуасской» подошвой. Есть тут такие. Обычные шлёпанцы не очень хороши – ты вступаешь в грязь, а достаёшь одну лишь ногу, шлпанец остаётся в грязи приклеен. Эти почти не приклеиваются. Стоят 5 кина (55 руб), обычные – 4.

Имам мечети в Минуме, Мустафа, попался мне в городе и окликнул. И, заповедал мне ехать в Вайгар, пророчески предвидя, что Иса опять где-то застрянет. Вскоре я последовал его совету – Вайгар находился в удобном месте, легко добраться на автобусике из Кандинавы. Тут же ко мне пришпилился папуас, который повёл меня на нужную толкучку и вставил в автобус. В отличие от давешнего автобуса на Лаэ, тутошний автобус быстро наполнился людьми и поехал. Это не очень далеко, с полчаса езды в сторону Маунт Хагена.

В Вайгаре я вышел и мне местные сразу показали мечеть, одну из двух. На удивление, мечети в селище было две. Одна (в которую я попал) принадлежала секте Ахмадия, с которой я был знаком только по слухам. Ну вот и появился случай познакомиться поближе. Правда, мусульмане-ахмадиты оказались совсем несведущие в том, почему именно, они – ахмадиты, а не обычные мусульмане. Просто приехали к ним несколько лет назад зарубежные новозеландские миссионеры, ахмадировали население, но почему они именно Ахмадиты, мало кто понял. Ну ахмадиты так ахмадиты, был какой-то Хамад, то ли Ахмад, в каком веке жил, что делал – непонятно, прихожане не в курсе. Жили миссионеры не в мечети, а в городе в гостинице, с народом не соединялись, по гостям не ходили (видимо, опасаясь антисанитарии), но повесили в мечети календарь ахмадический и плакат. Книг не видно. Так что повелось, что мусульмане, что живут к югу от дороги, они считаются ахмадиты и ходят в мечеть к ахмадитам, а кто к северу от дороги, считается суннитом и ходит в суннитскую мечеть. Так же примерно географически распределились и христианские деноминации, но уже на 11 различных конфессий (но католический храм – самый большой).

Имам ахмадитов, по имени Али, 40 лет, только один год как принял мусульманскую веру с ахмадическим уклоном, а до этого учился в католическом университете. Так что Али совсем новенький. В чём отличие ахмадизма, он не знал. Только и знал, что к югу от дороги – то Ахмадия. Предыдущий имам-то знал, но он умер от болезни сердца, а новый – пока не знал. Но зато в мечети есть электричество: розетка и лампа. И дырка в крыше (конструкция скромней, чем в Карле Марле). А литературы нет никакой. Люди, несколько человек, посешают эту мечеть, а всего ахмадистов, по их словам, тут 35 человек. И ещё 50 суннитов, а у них мечеть к северу от дороги, красивая вся такая, в зелени, обросла плюшом. А их электричество давно отключили за неуплату.

Вечером собрались верующие – я им фотографии из ноутбука показал, величайшее чудо, они к компам не имеют отношения. И поставил палатку в мечети. А вокруг меня кишело биологическое разнообразие. Когда я выключил свет, оказалось, что он и не очень нужен: вокруг летали сотни жуков-светляков. Они, каждый увесистый, толстый, весом более грамма, летали с жужжанием, налетали на меня и на палатку, гудели, ползали. И все светились, вот что чудно. Конечно, читать при их свете нельзя, но всё равно прикольно. Кроме них, какие-то другие жуки, муравьи, а чуть поодаль пьяные папуасы орут, с-под-крыши капает, я понял, почему новозеландские проповедники предпочитали гостиницу. Потом ещё какая-то машина застряла в грязи недалеко от мечети, и все местные пытались вытащить её всей деревней, видимо нетрезво. Ну наконец всё успокоилось, и я уснул, а новый имам мечети тут же уснул в мечети, для того, чтобы охранять меня от всего – он же ко мне пришпиленный теперь, и не может меня покинуть, разве что поручив меня другим папуасам.

ПНГ-25. В Вайгаре (Waigar), провинция Симбу.

Настало утро 5 апреля, солнце вылезло, появился кипяток, жизнь ещё более улучшилась. Этот день я решил посвятить Вайгару, имея несколько целей. Во-первых, я решил сходить в школу, чтобы прочитать лекцию детям и учителям. Во-вторых, неплохо было бы покончить с сектообразованием и отвести имама ахмадийской секты и его последователей – через дорогу к имаму суннитскому, чтобы совершить совместную молитву и завязать дружбу, и прочитать им мораль на тему давайте «жить дружно!» В-третьих, я на компьютере редактирую путеводитель по Индонезии, он почти готов. В-четвёртых, посмотреть жизнь посёлка Вайгар – я уже видел, как живут в деревнях и в городах, а тут промежуточное явление, село в несколько тысяч человек.

Али, отлучившись в город, оставил за мной присматривать Микаила, молодого каратиста, который живёт рядом с мечетью. Микаил всё время махал руками и ногами и иногда подпрыгивал. Такая серьёзная защита мне была нужна (по мнению местных), ибо пьяницы вокруг были активны и шумны. Итак, Микаил был моим гидом и помощником весь день. Я уже отмечал, что папуасы видимо почти не едят, но если им показать еду, слопают очень много. Гипотеза получила ещё одно подтверждение: Микаил, вроде бы ничего не ел; но как только я его угощал чем-либо, с большим удовольствием уничтожал бесконечное количество продуктов (бич-пакетов, бананов, булочек и т.п.), так что у меня возникло подозрение, что у папуаса-каратиста – яма желудка.

Итак, мы отправились в школу. Я думал, что это недалеко. Микаил потащил меня через горы, леса и поля, я был очень недоволен, ибо не был готов к такому треккингу. Он же вёл меня целый час в эту проклятую школу (высшую школу, не начальную), которая оказалась за горами и лесами в какой-то долине (никогда не верьте папуасским «близко» и «далеко»!) Пока мы шли, я весь покрылся грязью настолько, что и спина, и даже затылок были в грязи! Это была папуасская «срезка», спрямление дороги. Когда через час с лишим дошли до школы (из многих зданий, на восемьсот человек; учащиеся многие и живут там) – я был совсем злой, и пообещал побить каратиста-проводника (по возвращении в Вайгар), если он не будет ответно использовать ноги.

Ну, помылся, постирался и пришёл я в приличный вид. Директор школы (назвать это лучше -- училище), пожилой Роберт, понял мою идею, но назначил назавтра на 10.30, чтобы сейчас не ломать расписание и сделать соответствующее всем учителям объявление. Посмотрели школу и пошли, и, как обычно бывает, в заведение шла нормальная асфальтовая дорога.

-- Что ж ты, негодяй, меня потащил через болото? – ругал я папуаса.

-- Так по дороге дольше идти, она крюк даёт! – оправдывался Микаил.

-- Так ведь подъехать можно!

-- Ага... водитель попросит денег, а у меня нет. Вот я и всегда хожу пешком.

-- А что ж не предупредил, что идти так далеко? Я бы подготовился, одел бы что погрязней!

-- Я не знал, как предупредить: рот по-английски у меня не разговаривает. – впрочем, Микаил скромничал, говорить он мог, как и многие папуасы, просто и бесхитростно.

Я пообещал, что мы застопим машину, и даже если водитель попросит пару кин, я расплачусь с ним. Но водители двух машин (сперва одной, потом другой) никакой оплаты не захотели. И мы вернулись в Вайгар. Обещание поколотить каратиста-проводника я выполнил частично, так как он оказался вёртким и активным. Оказывается, в Папуасии есть свои каратисты, и в Вайгаре есть свой сэнсэй, папуас, который даже ездит на международные соревнования (Австралия-Океания) и получает там какие-то призовые места. Сейчас как раз сэнсэй укатил в Австралию, а меня водил ученик его. Он же подъел мои очередные запасы продовольствия. Интересно было обнаружить, что каратисту всего пятнадцать лет.

Вторым делом нужно было соединить мусульманских обитателей двух половин Вайгара. Договорились, что вечером пойдём в другую половину, к суннитам. И пошли (Али, новый имам ахмадитов, -- с нами). Сунниты были рады. Я произнёс речь, в которой заключалось то, что нужно жить дружно и не делиться на секты, особенно если такая небольшая деревня и небольшая община, как в Вайгаре. Если же две мечети уже существуют, можно использовать и ту, и другую, например попеременно, например в одну пятницу собраться в одной мечети, в другую пятницу – в другой, чтобы помещения не простаивали и чтобы народ жил вместе, а не врозь. Там же, в зелёной мечети Вайгара, я познакомился с мужичком из Маунт Хагена, к которому следует напроситься в гости. Правда, как у большинства местных мужичков, нет у него ни телефона, ни адреса. Есть, правда, возможность вместе с ним поехать в Хаген, если он случайно не убежит туда раньше.

Маунт Хаген. Мифический город. Мифический потому, что на сайте «Вконтакте» у меня есть созданный нами вымышленный Папуас Папуасин (papuas papuasin), «прописанный» нами в Маунт Хагене. Кто будет Вконтакте, найдите его и зафрендите. Как выглядят все прочие настоящие М.Хагенцы, пока не знаю – нужно будет убедиться на месте. Все, правда, предупреждают, что в Хагене – множество бандитов и грабителей. Ну это мне про все тут города говорят, кроме Ванино, наверное.

...Городок Вайгар, в котором я разместился, живёт не бедно, по сравнению с глухоманью. Тут выращивают кофе, и, в отличие от глухомани, несложно его вынести на дорогу (мешки по сорок килограммов), застопить грузовичок и доехать до города, где уже орудуют и ждут скупщики, дающие аж по семь кин – выходит, что за килограмм. На обратном пути можно уже местным жителям, выпивая, наслаждаться жизнью. Кофеем тут заняты почти все взрослые люди. В основную пищу же употребляют, как обычно, сладкий картофель. Дома простых граждан – соломенные тёмные хижины, как и в Карле Марле, но у некоторых есть и свет, и труба-водопровод (а не только на речку ходить мыться). Так что можно жить в Вайгаре, только много здесь всякой живности, комаров, жуков, пауков, каких-то лягушек и других биологических существ.

Что же касается моего путеводителя по Индонезии, он уже почти закончен. Ешё пара дней, и будет уже в лучшем виде, и в этом же году читатели увидят, иншалла, и печатный вариант.
Tags: Папуа, Папуа-Новая Гвинея, ислам, мечети, папуасы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments