Утром в субботу я покинул «платную миссию» и отправился в Интернет-кафе, чтобы его проверить. Как и все заведения подобного рода в Папуасии, оно оказалось недешёвое – 24 кина за полчаса ($10) + пол-кины за каждый мегабайт. В течение пятнадцати минут я убедился, что Инет тут не очень быстрый, как и во всей стране, и поспешил эвакуироваться.
Следующим пунктом посещения было Мемориальное кладбище Второй мировой войны. Несколько тысяч австралийцев, индийцев, папуасов, погибли тут, на краю земли, непонятно за что – сражаясь с японцами, которые тоже воевали тут зачем-то, чтобы превратить Японию в главную державу Востока. Мемориальное кладбище содержится в образцовом порядке (на деньги австралийцев). Трава аккуратно скошена, ровными рядами установлены сотни цементных маленьких надгробий с ФИО австралийских солдат. А вот индийские солдаты тоже получили посмертно надгробия, но безымянные – у 99% индийцев имена не сохранились, и только у нескольких человек надгробия – именные (несколько индуистских имён и несколько мусульманских). Вечного огня нет, поддерживать в Папуасии его трудно, но всё остальное – в порядке, и стражники охраняют, чтобы надгробия не утащили воры, и чтобы бомжи не поселились в мемориале.
Нужно было выбираться на трассу. Тут и самостоп подвернулся, как и раньше в Лаэ: увидев пешеходного белого мистера, некий водитель обеспокоился за меня и взялся доставить на место назначения, в данном случае – на выезд на Маданг.
На самом выезде на Маданг я обнаружил ещё одну достопримечательность – центр религии Бахаи. Решил заглянуть. За забором стоял дом, обычного вида. Из него вышел пожилой индиец, главный в провинции бахаист.
Узнав, что я пока не бахаист, он стал рекламировать свою религию, применяя необычный аргумент:
-- Религия Бахаи – вторая по распространённости в мире, после христианства. Даже Энциклопедия Британика пишет о том, что вторая по распространённости в мире – это религия Бахаи. Но ведь нашей религии всего 150 лет! Всему нужно время, чтобы развиться в полную силу. Христианству уже 2000 лет, а бахаизму 150. А мы уже вторые по распространённости. Бахаисты есть во всех странах Земли! Вот, Эциклопедия Британика – в ней всё так и написано!
Я удивился тому, что религиозным аргументом является энциклопедия, а также тому, что размазанность религии по континентам что-то говорит об её истинности, но ничего не сказал. Вслух лишь заметил, что хоть может и во всех странах они есть, но за последний год я первый раз вижу здание веры Бахаи.
Оказывается, я просто плохо смотрел, а в даже тут, в одной провинции Моробе, есть уже множество центров бахаизма. Сам миссионер, родом из Индии, уже 35 лет проповедует в Папуасии бахаизм. И его жена, из Мексики, тоже уже 35 лет тут, с самой Независимости ПНГ. Храма тут у них не было. Оказывается, храмов бахаизма во всём мире не более десятка (в Океании вроде бы только один, помнится – Шанин рассказывал, что вписался в храме их где-то на Фиджи). Собираются они для совместных молитв по домам приверженцев. Никакой религиозной церемонии здесь, в центре Бахаизма, сегодня не ожидалось. Цель (местных) бахаистов в том, что нужно всех людей трансформировать, но кто-то трансформируется быстрее, а кто-то – медленнее. Для того, чтобы трансформироваться, не обязательно быть бахаистом. На мой вопрос «а вы сами уже трансформировались?» бахаист ответил уклончиво. Для трансформации используется литература, отпечатанная в Австралии, на хорошей бумаге, которую нужно использовать как учебник – читать и отвечать на вопросы для самопроверки.
В жилой отсек меня не пригласили (а я думал было поглядеть, как бахаисты живут, и может ещё и угостят чем-нибудь), фотографироваться наотрез отказались и скрылись за металлической дверью, вручив мне видеодиск с учением. Сторож, папуас, провёл меня во вторую половину дома – офисную, где висел портрет (ч.б.фото) седобородого старика, Абдул-Баха, продавалась литература (австралийские и местные брошюры). Я приобрёл пару тонких книжечек и откланялся.
( Несколько слов про возникновение бахаизма скажу тут, а вообще про него можно рассказывать отдельно, как и про любую другую религию – ну каждый сам может, например, Википедию открыть и почитать. Во времена Пушкина жил в Иране человек, который неожиданно понял, что он есть Тот, которому дано Кое-что Свыше. Он и объявил, что он есть Баб – «врата» Бога и предтеча скорогрядущего Мессии, и стал проповедовать учение, а также равенство всех людей перед властями и Богом. Иранские власти и тогда, как и сейчас, не отличались религиозной толерантностью, а так как проповеди Баба привели к народным возмущениям «бабидов» против правящего режима, Баба расстреляли. Но возник другой человек, Бахаулла, который стал проповедовать схожее учение, и объявил, что он есть тот, о котором возвестил Баб и все пророки прошлого. Большая часть бабидов последовали за ним. Основные тексты религии написаны на персидском языке. А третий гуру, Абдул-Баха, поселился в Палестине, и тоже писал религиозные тексты, это получается конец XIX или начало XX века. В самом Иране бахаизм официально запрещён, ведь Бахаулла почитается за посланника Бога, а в исламе нет новых пророков. А также думают бахаисты, что он – обещанный имам Махди и Обетованный, ожидаемый всеми религиями (Машиах евреев, Второе пришествие Христа для христиан, Будда Мт.буддистов и пр.). Итак, значит, три гуру: Баб – предтеча, Бахаулла – пророк, посланник и Мессия Обетованный, и Абдул-Баха – официально назначенный истолкователь и толкователь Учения.
Вообще бахаисты и впрямь есть во всех странах, но совсем понемногу. В России тоже есть. Есть на русском языке даже книга, где сообщается, что Христос обещал прийти вторично «как тать ночью», то есть неожиданно и потихоньку, как появился и Бахаулла. Там «доказано» из Библии, что Бахаулла и есть вторичный Христос, с цифрами и датами. Есть также на русском языке и критическая научная книга про историю бахаизма и про их внутренние течения и раздоры. В настоящее время у бахаистов нет главного человека (гуру) в религии, и чтобы что-то решить, они созывают Собор. Священников у них тоже нет.
Если кто-то из моих читателей – толковый бахаист, мы с удовольствием заслушаем его изложение бахаизма и зададим ему вопросы, осенью, в Москве, на собрании АВП, во взаимно удобный день. )
Вышел я за ворота бахаистского центра на трассу, и первая же машина – большая фура – тут же мне и застопилась. Ездить на автобусе тут белому мистеру – нецелесообразно! Машинами и быстрей, и комфортней, в кабинах и кузовах больше места, чем в автобусе, а если кто боится дождя, может стопить только большие фуры и джипы.
Фура шла в Горные провинции за кофе. Водители были очень рады мне, угощали, фотографировали (у толстого главного водителя был фотоаппарат, впервые в Папуасии). Проехали мы вместе 150 км, до развилки, которая называется Ватерайс. Там, на развилке, опять первая же машина остановилась мне – джип ехал в городок Раму, где имеется фабрика «Ramu Sugar», сахарный неудачливый монополист. Я подумал, что хоть в своём фирменном магазине они должны продавать хоть какой-нибудь сахар для своих работников и односельчан, во избежание народных сахарных бунтов, и не ошибся: действительно, в их фабричном магазине сахар ещё оставался, но по двойной цене (4$ за кило). Я взял два пакета, поддавшись общепапуасской сахарной панике – в других городах, даже в Лаэ, сахара не осталось в магазинах вообше.
Стоило мне с сахаром выйти на трассу – снова первая же машина, джип, подбирает меня. Машина шла в Маданг. Водители были очень начитанными, спрашивали меня про Россию, Сталина и ГУЛАГ (даже некоторые папуасы знают слово «Gulag», благодаря Солженицыну), интересовались, сохранились ли ешё политические заключённые в России, и удивлялись на нашу политическую систему, что у нас сразу два правителя – спрашивали, кто из них главный. Политизированные водители могли доставить меня до города, но по моей инициативе высадили на повороте на деревню Усино, где я вознамерился провести ночь.
ПНГ-38. Деревня Усино. Папуасское табу.
Деревня Усино была отмечена на карте. Находилась она в стороне от дороги, но не очень далеко. Я подумал, что можно дойти пешком до школы (наверняка она там есть), заночевать, а утром вернуться на трассу.
На повороте на Усино женщины продавали бетель-нат и бананы. Бананы стоили по 3 toea (папуасских копейки) за банан. Заправившись, я пошёл в деревню. Некоторые люди тоже шли туда или обратно. Среди них сразу обнаружился школьный учитель, который и взялся довести меня до школы. До неё было, по словам учителя, всего четыре километра.
Мы шли по грунтовой дороге среди леса, по сторонам попадались хижины, но школа всё не показывалась. Пересекли вброд речку, потом нашли какой-то мерзкий папуасский «шорткат» (не люблю это слово, это мерзкое изобретение означает срезку, по которой папуасы пешком по грязи срезают изгибы дорог), а школа всё была «just up there», потом «just down there» и т.д.. На следующем повороте опять школа должна была появиться, и я сказал, что если школы не увижу, то прекращаю движение и становлюсь на ночёвку.
Так как школы так и не было видно, я остановился. Рядом было сооружение типа навеса – это оказалась Лютеранская церковь, по виду давно построенная и не очень используемая: обросшая растительностью, с полувыломанной дверью, очень простая была церковь. Я решил в ней поставить палатку – крыша есть, и хорошо. Тем более что ни в одной церкви я так в Папуасии и не ночевал – меня всё время в дома перетаскивали, и даже есть в церкви не позволяли – всё тащили куда-то. Вот я и остался в церкви. Палатку поставил.
Произошло невиданное – сбой программы у папуасов. Обычно, как вы знаете, папуас ко мне, как к иностранцу, прикреплён. Теперь, значит, учитель школы ко мне прикрепился, но так как я идти дальше не хотел, то и он не мог до своей школы дойти и остался в церкви, прикреплённый. А передать меня своим друзьям он почему-то не мог – ну, не его деревня, может они не в дружбе тут с соседями. Ну и нельзя тут просто «человека бросить», хотя я десять раз сказал ему, чтоб он не волновался и шёл к своим родичам и коллегам.
Появление иностранца в церкви было интересно, и постепенно стало собираться население лесной деревушки, человек до тридцати подошло, не очень англоговорящих. И продолжили подходить. Вдруг из толпы выделился молодой мужик, который наверное только что подошёл, и заорал:
-- Ты не можешь спать здесь!! Нет!! Здесь спать нет!!
-- А в чём дело? Почему? – заинтересовался я.
-- Это дом Бога!!
-- А ты кто, Бог, или священник этой церкви?
-- Я владелец этой земли!! Тут спать нельзя!! Это дом Бога!! – продолжал кричать рагневанный папуас. Казалось, что он хочет меня побить, и с удовольствием сделает это во славу Божию, если я буду сопротивляться и пытаться остаться тут. Остальные зрители поглядывали и обсуждали происходяшее.
Конечно, храм Божий действительно храм Божий, и владелец участка мог бы даже привести цитату из св.Писания, где Христос говорит «Сказано: дом Мой домом молитвы наречётся, а вы сделали его постоялым двором и вертепом разбойников!» Я бы тоже ответил тогда цитатой из св.Писания, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живёт», и беседа приобрела бы интересный богословский характер, Но он не стал ничего цитировать, а продолжал кричать.
-- Хорошо, хорошо, я сейчас соберусь, -- и я принялся собирать вещи обратно в рюкзак. Кричащий человек приумолк, а папуасы что-то начали опять обсуждать. Пожилой человек с седой бородой, видимо старейшина, подошёл ко мне и сказал,
-- Ничего страшного, ты можешь оставаться здесь.
Я временно прекратил собираться. Но защитник Храма начал возбуждать против меня население. Для него церковь – Дом Божий – было по-настоящему священное место, табу («tambu» по-местному), и моё поселение в Храме могло навлечь на всю деревню бедствия, болезни, неурожай, голод и прочее. Так, вероятно, он объяснял доверчивой публике. В результате чего всё же мне пришлось собрать палатку и перебраться в школу, в которую изначально и направлялся.
По счастью, школа оказалась не очень далеко (большую часть пути я уже протопал), и незадолго до темноты я поселился в классе. Учитель был рад, что-таки добрался до своих (а то б ему пришлось ночевать со мной в церкви, «охраняя» меня), а я был тоже рад и завалился спать, отказавшись от всяких сладких картошек, которые мне принесли бы впотьмах. Ни электричество, ни мобильная связь ещё не охватили эту местность.