Остров Манам – самый что ни на есть активный вулкан, который за минувшее столетие извергался примерно тридацать раз. В 2004 году было большое извержение, и все жители числом около десяти тысяч человек очередной раз были поспешно эвакуированы. Правительство обещало им дать землю, но не дало, так как правительство не имеет земли, вся почва тут поделена между кланами и папуасскими народами. Часть народа как-то притулилось на берегу близ Богии, остальные вернулись обратно на огнедышаший остров... В последний раз вулкан извергался на минувшее Рождество. Была подготовлена опять спешная эвакуация, часть эвакуировались – потом вулкан уменьшил своё извержение. Когда же он извергается несильно, то ничего страшного – вот и сейчас какой-то дымок идёт. Или это облачко? Непонятно. С берега не разобрать. Наверх ходить не рекомендуется.
Сейчас, из 10 тысяч человек, 8000 человек живут на берегу, а 2000 на острове, и они (по словам местных) с трудом выкапывают свои огороды с-под толстого слоя вулканического песка. Они живут там, как на вулкане. Ну собственно в прямом смысле – на вулкане. Что-то там сажают, сеют. Так что было бы интересно посмотреть остров Манам. Он меньше Кар-Кара в несколько раз, буквально в десять километров в диаметре, периметр 30 км. Сам вулкан здоровый – почти 2 километра высоты. И всё это рядом с Богией, в двадцати километрах от берега.
Пока же я был в Мегиаре. Электричество в нём так и не появилось. Я спрятался под навесами папуасов, попросил их сделать кипяток – те для огня используют скорлупу кокосового ореха, она очень жарко горит. Поел, попил чай, вышел на дорогу. Нужно торопиться, пока все машины не уехали.
Первая же машина – ах! Белые мистеры за рулём! Какое чудо!
Оказалось, не просто мистеры, а корейцы. Южные корейцы. Миссионеры. Добрый, очкастый и бородатый отец Ким и его коллега, безбородый и добрый отец Чанг (Jang) ехали из города Маданг, где делали съедобные пасхальные покупки оптом. Ехали они в деревню Малала (Malala), отец Ким выходил чуть раньше (в соседней деревне он миссионерил), а отец Чанг – в саму Малалу.
Значит, смотрите дальше: святые отцы, конечно же, должны привлекать папуасов идеей о том, что им нужно попасть в рай. Но может же кто-то из папуасов спросить: «святой отец, а вы-то сами удостоены Рая?» Не знаю, как другие отцы, а корейский отец Чанг был уже в прижизненном раю! Он жил в доме на возвышенном месте, где хороша была сотовая и интернетно-сотовая связь; где-то тихонько работал генератор 24 часа в сутки (не для одного пастора, конечно, но и для церкви и для школы, которая при церкви имелась); у пастора был холодильник, сливной туалет, множество розеток для подзарядки, душ, а на столе – клубничное варенье, сахар, кофе с новозеландским молоком (не просроченным) и даже сыр. Вот так жил в раю святой человек, и как настоящий святой человек, он тоже пригласил меня в рай, как только я намекнул, что мне нужно где-то подзарядить аккумуляторы ноутбука.
Всем был хорош отец Чанг. И помыться у него удалось, и простираться, и зарядиться, и посушиться, и накормил он вкусным обедом, и даже кровать уж постелил (надеясь, что я останусь спать). Но я не стал оставаться у святого отца, понимая, что транспорт может кончиться. И как раз ввечеру, после 15.00, из города Маданга в Богию поедут те, кто ездил в Маданг в последний рабочий день за покупками. Поэтому я поблагодарил священника и вежливо откланялся.
И что самое хорошее, о.Чанг не подсунул мне на прощанье никакой религиозной брошюры типа «на-те, почитайте, наша церковь/секта самая истинная!», и не проповедал мне никакую религию, и ничего не спрашивал о моей. Посему, что папуасам проповедует о.Чанг, я точно не выяснил, но папуасы за ним точно последуют, ведь благочестивая жизнь действует лучше проповеди.
Кстати, для сведения: корейцы живут в ПНГ уже больше десяти лет, и вероятно навсегда останутся здесь. Они не сами выбирают страну – церковь посылает их (а всего десяток стран, куда могут послать, среди них Мозамбик, Камбоджа, Мексика, Папуасия и что-то ещё). Но если страна миссионеру очень не нравится, раз в пять лет они могут высказать своё мнение о переводе, и оно может быть и будет учтено. В данном случае всё было ОК, корейцы выучили язык пинджин и влились в папуасскую жизнь. Тем более что, жить – как в раю, оно хорошо, особенно в Папуасии.
И только я вышел за ворота на дорогу, и приобрёл 15 бананов у продавщиц, которые сидели на дороге, как папуасихи, тоже все очень добрые, обступили меня и стали дарить кокосы, мандарины и другие произведения папуасской земли, так что я даже отказался от части даров. Вот какое благочестивое место.
Но пред-пасхальные радости на этом не завершились. Стоило мне пройти по дороге с километр – а в Папуасии я, автостопя, постоянно иду, чтобы вокруг не образовался шлейф из хелперов, сочувствующих и любопытных, -- как подъезжает сзади и останавливается, как обычно, первая же машина-пикап. В кабине – ещё один «вайтмен», бородатый, волосатый и в очках! И опять церковный, как оказалось.
«Вайтмен» вышел из кабины и задумчиво оглядел гору груза в кузове, к которой уже прицепилось три папуаса. Я сказал, что по папуасским меркам машина ещё не полна, и взгромоздился на товары вместе с рюкзаком. Хозяин был не против. Держась за верёвку, я воспоследовал в эту деревню Богия, в которой и намеревался заночевать, до неё было с полчаса пути, а дорога – вполне себе ничего.
Итак, хозяином моей сегодняшней вписки оказался 39-летний католический священник из Кракова (Польша), отец Майкл. Жил он десять лет в Папуа-Новой-Гвинее, и за эти десять лет видел только одного путешественника, англичанина-велосипедиста, много лет назад. А больше никаких путешественников. Когда я попросился заночевать в сарае при миссии, -- моё желание было удовлетворено с лихвой: меня поселили в VIP-дом, где было всё, даже горячая вода. Очередной рай. И первая вписка на территории «белого человека», особо интересно – славянского происхождения.
Миссия в Богии большая, и тут же рядом – собор, и тут же – большая школа, пришпиленная к миссии. И, на удивление, генераторное электричество (по вечерам), и даже горячаая вода (на крыше бак стоит, наверное). Настало время очередной раз постирать штаны горячей водой – а так как в штанах были зашиты доллары в прошлом году, -- настало время наконец извлечь их. Несмотря на то, что доллары были постираны примерно двадцать раз (я их при стирке не извлекал), промокли вместе со мной ещё двадцать раз и пропотели сто раз, -- сохранились они вполне прилично. Когда я развернул упакованную «гармошками» СКВ, обе сотенные бумажки выглядели, как настоящие – только запашок какой-то от них шёл, тухленький (вопреки поговорке «деньги не пахнут» -- может это гниёт американская экономика?). Вот и заначке пришёл черёд, проветрю получше и отнесу в банк в каком-нибудь цивилизованном месте.
Ночлег в миссии был очень комфортен. Как вы догадываетесь, никаких клопов и муравьёв нет. Зато есть святые книги, розетки и вентилятор.
Лодки на остров, по словам священника, ходят каждый день, включая ожидаемые выходные.
(Беспокоиться о том, что вулкан извергнется неожиданно завтра, не следует. Во-первых, четыре месяца назад он уже извергся, а это происходит раз в несколько лет, вряд ли там что-то накопилось. Во-вторых, даже когда извергается, народ тут не гибнет моментально, а просто убегает на берег, а до Богии извержения не достают.)
Ещё одной теоретической проблемой является попадание в пос.Ангорам – ведь я сейчас нахожусь на стыке провинций (пров.Маданг и пров.Восточный Сепик), и эти провинции не соединены дорогой. В ту сторону мне повезло просочиться в судно Вевак—Маданг, но сейчас я испробую более интересный хотя и медленный путь. В отношении попадания в Ангорам священник также заверил меня, что плавание в ту сторону возможно из некоей, забыл какой, приморской деревушки.