Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Фильтрованная История Сикхов (1470-1710) в сокращении

(Предполагается, что учение сикхов читатель знает. Годы даны по памяти примерно.)

Уже давно приступая к сему деликатному предмету, скажу что у меня на памяти только два источника -- книга "Религия сикхов", на русском языке у меня дома, составленная сикхами с сикхской позиции, -- и желтый молитвенник (с текстами на Пенджаби и английском), содержащий тексты из главной книги сикхов -- Грантх Сахиб. Альтернативных источников у меня нету, так что приходится профильтровать через здравый смысл всё прочитанное, чтобы ответить на интересный вопрос. Вот какой: Гуру Нанак говорил, что он не создаёт новой религии, что мусульманину достаточно стать правильным мусульманином, а индуисту -- правильным индуистом. Гуру говорил, что ритуалы, паломничество и ритаульное омовение -- всё ничто перед именем Божьим. Но в результате, освещенная именем Нанака, возникла-таки новая религия, со своими ритуалами, паломничеством и омовением, и со своим культом. Как же это произошло?

Гуру Нанак (1469-1540) был воспитан в индуисткой традиции. Каким-то образом, Откровением свыше - или своим умом, он сумел выковырять из индуизма понятие об Едином Боге, и стал активно проповедовать Единство Бога и спасение, основным методом коего должно стать поминание Имени Бога. При этом он нашел определённое сходство между своим учением и мусульманской традицией, которая как раз распространялась в то время в северной Индии/Пакистане. И вот гуру Нанак решил отправиться (пешком -- автостоп еще не распространился) в дальнее путешествие -- в Мекку.

Что так далеко? Таким образом Г.Нанак стал самым дальнобойным из основателей больших религий. Христос проповедовал в Палестине и навещал Иерусалим, ап.Павел (второй по дальнобойности после Нанака) добрался до Рима (правда лишь в одну сторону), Будда бродил по Индии лет 40, но в другие страны не хаживал. А этот пошел. Я думаю, тут были три причины, не указанные во всяких книгах. Первая -- наверное, Нанак со своей проповедью очищения как индуизма, так и ислама, сильно достал местные индийские брахманские-правящие круги, и мусульманскую верхушку тоже (было это уже при Бабуре или до него? я не знаю, но предполагаю, что наверное Нанак отправился в Мекку уже после того, как султан Бабур утверился в районах Индии).  Вторая причина -- наверное, придя к осознанию Единого, г.Нанак пошел в Мекку, откуда за 900 лет до него распространилось учение Мухаммада, надеясь что его там поймут и поддержат коллеги-мусульмане. И, может быть, он думал, что проповедь в центре Земли, куда стекаются паломники со всего мира (от Магриба до Индонезии) принесёт какую-то особую пользу (так и Христос ходил на Пасху в Иерусалим, а апостолы Павел и видимо Петр - в Рим, в центр тогдашней цивилизации).

Добирание до Мекки в годы примерно 1500 было делом неторопливым, и гуру Нанак наверняка ухлопал не один год, путешествуя туда и обратно, он же еще и проповедовал по дороге. Ну а в самой Мекке самозваного учителя ждал наверное не самый тёплый приём. Г.Нанак не имел учёной степени, наверное и говорил он по-арабски с каким-нибудь акцентом, да и как святые мужи того и любого времени могли признать наличие какого-то другого Слова, откровения (пусть по смыслу и совпадающего). Хоть в истории и говорится, что г.Нанак поразил всех присутвующих своей мудростью и чудесами, -- реально наверное немного стало у него учеников, и поглядев, что и мусульмане того времени тоже чем-то не созрели, -- г.Нанак потопал из Мекки прочь восвояси (и то хорошо, что его не кокнули там какие-нибудь ревнители чистоты и веры). Долго ли, может года еще два, Нанак вернулся в родную Индию/Пакистан, за это время его недруги или успокоились, или умерли, а г.Н. решил распростанять свои поучения на родной почве Пенджаба.

Книгопечатание в Индии в начале 1500-х гг наверняка было мало развито, и г.Нанак облек свои поучения в песни, чтобы лучше запоминались и меньше вероятность искажений. В своих песнях г. Нанак предстает очень скромным мужиком, этакой пылинкой перед Господом, всего меньше похож на Воплощение Бога и на Истинного Гуру, Спасителя Мира, коим его сделали последующие толкователи. В 1540 г.Н. благополучно умер, найдя перед смертью последователя -- он увидел, что дело очищения вер(ы) индуизма и/или ислама -- дело крайне долгое, и за одну жизнь тут не обойдёшься. Были вероятно и другие ученики, Нанак был стариком одарённым. Хотя наверное сверх-естетственных свойств у него не было, их потом приписали поклонники и историки. А чудесное исчезновение тела Учителя после смерти (бывает же и такое, как нам известно) привело к умножению легенды.

Прошло 150 лет. Один гуру передавал преемственность другому, а дело спасения мира не продвигалось заметным образом. Как индуисты, так и мусульмане 16-го века в Индии, продолжали совершать недобрые поступки, отклоняться от пути, завещанного в их же священных книгах, а на Гур и их последователей смотрели криво. Не считали их своими не мусульмане, не индуисты. Некоторых гур преследовали и убивали, чем состроили неплохую услугу новой зарождающейся религии. Видя, что мир лежит во зле, а носителей праведности -- гур -- мучают и убивают не за что, -- последователи Г.Нанака и прочих поняли, что их община отдельная от всех, и очень хорошая. Гуру Рам Дас уже занялся сооружением Золотого Храма в Амритсаре, с водоемом для омовений -- последователей стало больше, стала нужна централизация культа. Гуру Нанаку приписали соответствующие пророчества и впихнули их в книгу (типа того, что омовение в святом водоеме гуру Рам Даса с верой - смоет все грехи и болезни). Явная вставка. Книгу дописали и выложили напоказ в храме, стали ее повторять, как Божье слово.

Но настоящим основателем религии сикхов стал Гуру Гобинд Сингх. По-настоящему яркий и одарённый человек своего времени (1660-1705). Став 10-м Гуру, он извлек максимум из своего гурного положения. Сикхов было уже много, тысячи, может десяток тысяч? Преследования от правящих мусульман и от жрецов-индусов привели их к обособленности, при этом со всеми признаками общинного хозяйства -- общая столовая, молитвы, вписка всех прихожан и прочее. Гуру Г.С. понял, что дальнейшая опора на единых Гур опасна -- гур то и дело убивают, вдруг его тоже убьют нежданно, и не успеет стать преемник -- тогда разрушится религия (или преемник окажкется неспособным). Поэтому Г.Г.С, объявил себя, фактически, божеством.

Для этого - 1) объявил Гуру Нанака носителем Божественного Света, Истинным Гуру (при том что сам Нанак считал Истинным Гуру только Создателя-Бога), 2) объявил Г.Н. спасителем всего мира, непогрешимым, 3) соотвественно Божий Свет передался всем 10 гуру, 4) себя Г.Г.С. объявил практически всемогущим, ему стали оказывать особые царские почести, чем он и пользовался для расширения влияния и создания Империи Сикхов, царства Божия на Земле (попытки создать оное нередко предпринимались ранее другими религиями). Чтобы подстраховаться, он объявил себя Последним Гуру, а после себя -- Книгу Грантх Сахиб, которую сам же и подредактировал и внес в неё положения о Гуру, которых никто не мог внести ни до, ни после Г.Г.С. Убедившись, что некоторые из общины всецело доверяют ему даже жизнь, он крестил в Царство Божие (хальсу, т.е. общину) пятерых самых преданных сикхов и потом сам крестился от них. Сделал таким образом общину жизнестойкой, культ централизованным, книгу - единой, свою религию - отдельной от других религий, а культ Бога смешав с культом Гуру и, подтекстно, и себя.

Примерно в 1705 Гуру Гобинд Сингха убили (смертельно ранили). До этого враги убили и всех его сыновей, чему Гуру не сильно расстроился, видя дело Бога упрочнённым. Умирая, Г.Г.С. оставил общину, которая расширилась, дошла до этих дней и насчитывает примерно 20 млн. человек.

Цитаты приводить по памяти не рискну, двойной перевод тоже не улучшает (с пенджаби на английский, потом на русский), интересующиеся -- потом в Москве обращайтесь.

Tags: религиоведение, сикхизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments