Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Category:

Жизнь итальянская. Милан. Венеция.

Итак, дождливым днём 5 октября, мы с итальянцем Даниеле вышли из электрички в его итальянском городке Традате. Был дождь. На платформе нас встречала жена Даниеля – Настя из Амурской обл. Интерсно, что по своей величине Амурская область немного больше Италии, а по населению – меньше, раз в семьдесят. Даниеле привёз жену к себе, более чем за 10.000 км, но каждый год они бывают в России, а жена посещает своих родственников, отправляясь к ним при помощи «Аэрофлота» -- Милан – Москва – Хабаровск и обратно.

От станции до дома было с полкилометра. Мы дотащили наше бесконечное барахло и оказались в доме. Даниеле жил в квартире двухэтажного дома (с лифтом). Всего в доме было пять квартир. В той квартире, что я оказался, обнаружилось следуюшее: три комнаты (две обычные и одна большая, в одну из комнат меня поселили); большой совмещённый санузел, два балкона (выход на один из балконов – через туалет), кухня и прихожая, собака (небольшая и не гавкающая). В квартире были большие окна, поддерживалась температура +19, отопление не очень отапливало – не Сибирь же. Плита была газовая; работал интернет wi-fi, была горячая вода, в холодильнике, на удивление, семь видов сыра (а восьмой, колбасный, мы привезли из России). Довольно много было книг на русском и итальянском языках. На стенах были колажи и фотографии (на одной из них он запечатлился в локомотиве), а также вырезки из газет на русском и итальянском языках. Даниеле показал мне две свои книги о путешествиях по Сибири – одну, выпущенную тиражом 125 экз., и другую – пока в виде макета. Также показал он мне свой сайт www.solosiberia.it и диски видео, которые он производил – всё на итальянском, где он показывает свои приключения в зимней Сибири (охотники, зимовья, снегоходы, олени и прочая таёжная экзотика). На «нулевом» этаже дома у Данелие есть гараж, где он хранит свои байдарки и другое имущество для походов – он любит водные походы в пределах Италии.

Даниеле работает медбратом в больнице, и получает за это 1500 евро. Трудится он не каждый день, а по какому-то хитрому графику. Ещё 1500 евро похищает у него государство в качестве налогов, чему он не очень рад. Жизнь в Италии дороже, чем в РФ. Так, например, мобильная связь стоит 0.2-0.25 евро (9 руб) в минуту, и ещё столько же нужно заплатить за первую минуту («за соединение»). За городской телефон нужно отдать 50 евро в месяц (безлимитка, зато и интернет входит в стоимость). Если желаешь смотреть телевизор, то за просмотр государственных каналов нужно заплатить определённую сумму в год. Доехать до Милана на электричке стоит 3.75 евро (150 рублей) за 40 км, метро в Милане – 1.5 евро (63 рубля). Бензин 1.5 евро за литр. Продукты немножко дороже, чем в России, точный список цен я приведу позже. Большинство людей живут в своих квартирах, потому что все местные; но кто снимает – должен платить 500 или 600 евро в месяц за такую квартиру, как здесь, в пгт.Традате. Пенсия ожидается пока в 67 лет, для этого нужно иметь 40 лет стажа. Если ты работал на государственных работах, то пенсия почти равна зарплате, т.е.около 1500 евро. Если ты работал в частном бизнесе, то пенсия около 500 евро, и такую пенсию получает большинство людей, включая бабушку Даниеле. Он поведал мне, что его бабушка уже 85 лет всегда живёт в Традате, а в ближайшем городе Милане побывала только дважды. Обитает бабушка в соседней квартире. Такая у него супер-местная бабушка.

Лечение местных людей в больнице - тут, как правило, бесплатное (деньги берутся из налогов, как сообщил Даниель), и лекарства по рецепту тоже – таким же образом, оплачиваются из налогов (пациент платит только 1 или 2 евро за рецепт). Бесплатный прием также у терапевта, ну а некоторые виды медпомощи платные (если вам нужно поскорее, или вне гос.программы помощи). Пьют же здесь не так много, как в РФ. Много людей являются безработными, и сам Даниеле не находил постоянной работы до 30-летнего возраста – сложно устроиться, а особенно плохо (говорит Д.) в южной Италии. Там, говорит он, разруха и безработица, и многие итальянцы устремляются сюда, в северную Италию, а заместо них на юг приезжают арабы, негры и другие не очень коренные граждане. Иностранцы, вероятно, составляют 10% населения Италии.

Внешне, в Милане, видно большое число негров. Как только мы приехали, сразу попались они на глаза. В каждом месте, включая переходы метро, они торговали зонтиками за 3 евро. По мысли Даниеле, те зонтики одноразовые. Действительно, в каждой урне лежало уже по 1-2 сломанному и мокрому зонту. И везде, на вокзале и в переходах, стояли эти негры. Кроме них, в Милане обнаружился (на следующий день был мне показан) целый китайский квартал. Стояло много грузовых велосипедов, много китайцев сидели в магазнах с китайскими вывесками, выходили оттуда покупатели – тоже китайцы. На стенах домов висели объявления на китайском языке. По улицам ездили полицейские машины туда-сюда, приглядываясь к китайцам, но ничего не предпринимали. Кроме китайцев, в Милане, оказывается, живут арабы, турки и другие граждане, и даже объявления на стенах бывают по-арабски. Есть национальные закусочные. Есть и «русский» рынок, где по выходным торгуют наши соотечественники, в основном украинцы. В электричках и в метро слышна русская и украинская речь. Русских надписей не видно. Электрички есть двухэтажные.

Уже много дней в Италии идут дожди. Милан завален осенними листьями, упавшими с деревьев. И Традате тоже. Газеты пишут о великом наводнении, постигшим некоторые районы страны. Здесь пока наводняться нечему, но дождь идёт целыми днями, с небольшими перерывами на фотографирование. Подробный фотоотчёт будет представлен позднее.

3. Венеция

В понедельник 7 ноября, в день, когда все наши предки отмечали годовщину Октябрьской революции в России, -- итальянец Даниеле пригласил меня в Венецию. Этот известный город находится примерно в 250 км от нашего «базового» пгт.Традате, и смотаться туда можно было за один длинный день.

Правда, технически сделать это было не очень легко. Сперва нужно было встать в 4.30 и сесть на первый автобус в ближайший город -- электричек из Традате так рано ещё нет, и только в соседнем городе сесть на электричку до Милана, перебраться на метро на другой (центральный) Миланский вокзал и сесть там на быстрый поезд до Венеции. Миланский центральный вокзал, построенный при Муссолини в стиле огромницизма, поражает своими размерами, каменностью и малой функциональностью. В вокзале холодно, гуляет ветер, потолки двадцать метров, разумеется -- никакого отопления, сидений для ожидания поезда почти нет, столовых тоже не видно, построили вокзал больше чем в Харькове, а толку от него мало, одна имперская гордость. Итак, пройдя через каменный склеп вокзала, мы уселись в скорый поезд до Венеции, который нас и привёз в этот удивительный город часов в девять утра. Обратно, уже с пятью пересадками, мы вернулись в Традате только в полночь – электрички опять же не ходят так поздно, а только автобус.

Мой коллега Даниеле, оказывается, любитель ездить зайцем на небольшие расстояния. За один день он: проник один раз в метро («паровозиком» за мною; на обратном пути он вновь постарался сделать так же, но охранник за турникетом словил его и заставил купить билет); проехал зайцем на электричке и выкупил у меня мой непробитый билет, с целью его многократного использования; мы оба проехали бесплатно на автобусах, утром и вечером, потому что в такое время касса не работает, ни рано утром, ни поздно вечером, а водитель там не имеет права продавать билеты – его обязанность только водить. Если ты не взял билет накануне, ты официально едешь зайцем. Ещё, мы на одну остановку, на обратном пути, сели зайцами в какой-то поезд (а потом уже с билетом сели в обычный, но оттуда он унёс какие-то салфетки с надписью tranitalia). Таким образом, мой итальянец оказался не очень законопослушным. Но научился он такой экономии не в России (как я сперва предположил), а раньше, у себя в Италии, по причине экономического кризиса, давно охватившего южную Европу вообще и городок Традате в частности.

Во всей Италии уже неделю лили проливные дожди. По причине их, в некоторых районах возникли наводнения, смыло дороги, мосты, а человек 15 уже утонуло. Наш район Традате не был затоплен, но у Даниеле было подозрение, что вся Венеция уже утонула, и поэтому он взял резиновые сапоги. Однако, они не потребовались, нам попадались лужи, но не глубокие.

Итак, Венеция. Я и не думал, что это такой интересный город! С чем можно сравнить? Это примерно как город Агатс на юго-западном побережье Новой Гвинеи. С тем отличием, что в Агатсе все здания деревянные, а в Венеции – каменные и очень старые. Есть и другие отличия, о которых напишу ниже.

Венеция сооружена на острове, протяжённость которого около 5 км, а ширина около 2.5 км. В последние времена, лет сто тому назад, остров соединили с материком дамбой. Материк близко, примерно в 5 км. По дамбе идёт автомобильная и железная дорога. В Венеции устроили автостоянку и вокзал, куда можно приехать из Милана, Рима, Вероны, Будапешта и даже из Москвы (есть прямой прицепной вагон). Все приезжающие машины остаются в районе вокзала на автостоянке. По самой Венеции проехать на машине нельзя, там нет ни одной машины, мотоцикла и даже нет велосипедов. Улицы довольно узкие, но почему нет велосипедов – не знаю, наверное они запрещены. Данелие уже был более 10 раз в Венеции, и каждый раз находил там всё новое и интересное.

В течение почти тысячи лет это был один из важнейших торгово-экономических центров тогдашнего (средневекового) мира. Уже до нашей эры осттров был обитаем. Венецианские купцы держали в своих руках мировую торговлю в радиусе до пары тысяч км (в 800-1600 гг), а деньги стекались в этот древний «Сингапур» (или «Агатс»). Венеция была столицей независимого гос-ва, и венецианцы подкупили всех соседей, отчего их никто не разрушил. Отсюда в тысяча двести каком-то году Марко Поло отправился в своё большое торговое путешествие, ставшее известным потомкам по стечению счастливых обстоятельств. Дома, в одном из которых, по легенде, жил Марко Поло, сохранились до сих пор. Кроме того, в городе ещё несколько тысяч домов (может быть, около 10.000), каждому из которых 300-500, а то и 800 лет. Дома все кирпичные или каменные, четырёхэтажные. Все перекрытия всех домов – деревянные, что можно определить, войдя в арку, дырку или магазин (почти на всех первых этажах – магазины для туристов). Как сохраняются перекрытия во влажном климате по пять-шесть-восемь столетий? не знаю. Думаю, что полы иногда перекладывают, раз в триста лет. В некоторых дворах есть лифт (пристроенный снаружи, современный). Печные трубы не дымят. Внутренность домов, думаю, вся современная – и канализация, не похоже, чтоб в море сливалась – от каналов дерьмом не пахнет. Много каменных мостов (согласно Википедии их 400, но я не проверял).

Про Венецию говорят, что там якобы одни каналы, улицы – водного типа. Фактически не всё так, а ближе к индонезийскому Агатсу – до каждого дома на большом острове можно дойти пешком. Всюду сделаны мостики. По каналам, действительно, плавает много лодок, включая водную милицию, водную скорую помощь, много грузовых лодок и пароходиков с мотором, водное такси. Есть водный автобус. Причалы – его остановки. Несколько маршрутов. Цена проезда очень высокая – 6.5 евро за одну поездку (270 рублей). Кто покупает недельный проездной – он стоит всего 50 евро, то есть с одной поездки в день он уже окупается. Местные жители (их тысяч сто, а согласно Википедии аж 260 тыс, но это наверное вместе с материковой частью) имеют специальные дешёвые билеты (приобретаются при налчии местой прописки), социальные карты или свои лодки. Водный автобус пригодится тем, кто хочет попасть с основного острова на соседний: там есть несколько меньших островов, куда уже мосты не дотягиваются.

Есть специальные лодки – гондолы, в которых катают туристов за очень приличные деньги (от 100 евро). На всех водных перекрёстках стоят эти лодочники в круглых соломенных шляпах и ждут клиентов. Наверное, у них есть своя мафия, нельзя приехать погондолить со стороны, иначе бы все негры стали бы уже гондольерами. Ведь туристов ходит по Венеции огромное множество. Их много тысяч, целые толпы. Есть и японцы, и китайцы, и русские. В обменных пунктах принимают все валюты, и доллары, и шекели, и рубли, и все – по грабительскому курсу. Сотни кафе предлагают разные блюда, меню есть иногда и на русском языке. Среди работников Венеции, занимающихся починкой и реконструкцией (там постоянно что-то чинят) – есть и украинцы, и негры. Разного рода попрошайки и продавцы встречаются в Венеции, как и в других мировых турместах. Во всех интересных точках города скапливаются туристы с путеводителями и фотоаппаратами в руках, создавая пробки. В двух местах я даже видел на стенах надписи «Tourists, go home!» -- кого-то уже «достали», хотя они же, туристы, приносят большую часть дохода городу.

Город Венеция очень интересен. Много старинных зданий, церквей, музеев. Если ходить по этим музеям, можно две недели не вылезать из города. Но поскольку я был в городе всего один день, я ходил только по улицам, и удивлялся. Местные жители живут тут обычной жизнью, на 50% связанной с туризмом. Те, кто с туризмом не связался, ездят на работу на «материк», где есть ещё город-спутник, индустриального типа. В самой Венеции нет никакой индустрии. Но есть небольшие супермаркеты. Мы из интереса зашли, проверили продукты и цены. Купили молоко за 0.79 евро (32 рубля), булочки и бананы. Также бананы продают и на рынках, от 1 евро за кило. Вполне приемлемые цены, ненамного дороже, чем в Москве; сахар – 1 евро (42 руб). Зато в Венеции я обнаружил самый дорогой в мире туалет (из обнаруженных мной). Посетить его стоило аж 1.5 евро (63 руб). В городе было несколько туалетов, и на каждом из них была табличка по-английски: «Такие же цены во всех туалетах». Интересно, кто же в них ходит? И тут я увидел уникального человека, который посетил такой дорогой туалет, это был наш итальянец – а я подождал до вокзала.

Венеция так густо застроена, что не видно никакого свободного места. Я не знаю, как всё это было сооружено, и почему дома стоят, не разрушаясь, полтыщи лет. Некоторые подъезды, действительно, выходят в воду. Стены многих домов, одной стороной, уходят в канал, и почему-то их не размыло. С годами уровень воды, наверное, повышается. В многих местах города подготовлены настилы, высотой полметра, на случай повышения воды – чтобы туристы могли просочиться. Некоторые двери домов имеют защитную доску, высотой полметра, которую прицепляют в нижней части двери, на случай потопа, чтобы вода не зашла в дом. И приклеивают замазкой. По некоторым улицам люди ходили в болотных сапогах. Даниеле тоже взял с собой сапоги, но нам не пригодились – сухих улиц было достаточно. Всё же, думаю, вряд ли дождливая погода сможет затопить город, ведь он на острове – вся лишняя вода уходит в море. Но видно, что некоторые каменные лестницы, спускающиеся в воду, нижними ступенями заросли водорослями – наверное, за годы уровень воды всё ж повысился немножко, или остров сам просел вниз, затоптаный туристами.

Очень понравился необычный город Венеция. Ещё скажу, что многие мосты там недавно снабжены деревянными съездами для инвалидов и для лиц с сумками на колёсах. Так что даже человек с колёсиками сможет попасть в разные части этого города.

Когда стемнело и опять пошёл дождь (днём почти всё время было сухо), -- мы вернулись на вокзал, и, как уже я упоминал, со множеством пересадок вернулись в Традате. В полночь выпили по чашке чая и завалились спать.
Tags: Европа, Италия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments