Он впервые выступал перед публикой, очень беспокоился, напечатал свою речь на пяти листах, и целые сутки ничего не ел перед мероприятием, что было для меня очень удивительно. Я-то съел бич-пакет и яблоко, а он не ел ничего не в Новом Саде, ни в Белграде. Потом выступил какой другой серб, звали его, кажется, Урош, рассказывал о пересечении Африки, и очень хорошо рассказывал - одно удовольствие слушать было, весь он был в восторге. Как и мы десять лет тому назад. И слушатели тоже. Он показывал фотографии и свои рисунки. Потом, на третье, выступал я, и рассказал о вольных путешествиях вообще, но я рассказывал на русском - переводила некая женщина.
Потом, после моего рассказа, они (слушатели), как положено, задавали вопросы, которые мне переводили в обратную сторону. Кто-то спрашивал и по-английски, тогда я отвечал так же. После этого приобретали книги - некоторые люди.
Самые активные люди-сербы собирались после лекции пойти в кабак, и это и произошло. Так как была суббота, все кабаки были заняты, и все поехали на транспорте в какой-то скучнейший кабак, где за огромным столом все (20 чел) сидели и ничего не ели, потому что было очень дорого, а один стакан чая стоил, как 5-7 хороших батонов хлеба. Лазарь, наконец-то, стал жевать какие-то пирожки. Я высказал сербам, что это не очень мудро, что лучше было бы пойти к кому-нибудь в гости и на эти деньги купить какие-то сладости и пить чай вместе не в этой казёной дурацкой обстановке. Но все сербы отмазались, сказали, что каждый из них - иногородний, не житель Белграда, а кто житель, тот студент, живёт в общежитии, вахтёр не пустит много людей, а другие опять же якобы бомжи.
Бомжовская сущность их проявилась вечером, когда мы потащились на ночёвку (я и Лазарь) к этому человеку ?Урошу в пригород Белграда Панчево. Когда мы туда пришли, уже был час ночи. Меня замуровали в большой и очень холодной комнате с очень большим туалетом, но без чая и средств его приготовления, а мой кипятильник как раз почему-то сломался. Сами же они скрылись на другом этаже этого частного дома и возможно уснули, или нет. Мне осталось только завернуться во все одежды и уйти в спячку.
На другое утро все спали, и будить их было неверно, но и выйти из ворот было нельзя, потому что они закрыты на ключ. Наконец проявился старик, отец нашего путешественника, и я воспользовался, чтобы свалить в Белград. Не очень удачно искал автостанцию, пока меня не довёл до ней другой старик, и поехал смотреть Белград. Там меня, как оказалось, ждал некий соотечественик, человек Андрей, скрывающийся обычно в Черногории. Он решил посетить лекцию и приехал в Белград, желая мне показать сей выдающийся город.
Человек Андрей провёл меня по улицам Белграда, и по разным точкам общепита, которые мне все не понравились, потому что почти нигде в тех местах не было чая, было какое-то кофе и только на донышке стакана. Также не было супа и чего-нибудь ещё горячего и жидкого, а может быть он просто не знал правильных мест. Зато он рассказал мне много про жизнь сербов, Белграда и про свою собственную.
Долго ли, коротко ли, вечером нужно было вернуться в Панчево, потому что там должна была пройти вторая лекция. Перебрались туда, там километров двадцать. Вторая лецкия прошла по схеме первой. Отличий было три. Во-первых, вождь сербских путешественников Лазарь решил перестать не-питаться, и начал есть, и нам принёс большую пиццу, которую было трудно съесть. Во-вторых, переводчик был лучше - это мужичок, путешественник, он был в теме, и переводил очень хорошо мои изречения. В-третьих, публики было 50 человек, из них некоторые курили во время мероприятия. В целом была лучше лекция, чем первая. Я же уже больше понимал из их сербских разговоров.
После лекции, по вчерашнему методу, сербы пошли в кабак, он оказался полон, они пошли во второй, где сидели под сверхшумную музыку и табачный дым и пытались общаться. Опять же, человек 20 осталось на кабак. Я спрашивал их опять, почему они сидят в кабаке, где невозможно поговорить, и дорогая еда, вместо того, чтобы пойти к кому-то домой? Неужели их не научило ничему гостеприимство суданцев, таджиков и других народов? Но они отвечали как и вчера, что опять среди них нет ни одного жителя Панчево, все они якобы бомжи, а кто и живёт в Панчево, тот не будет никого звать, потому что у них такая традиция. Причём общаться в кабаке можно было только очень громко, нужно было орать, иначе даже с полуметра не разобрать ни одного слова. Такие методы у них.
Опять пошли спать в этот дом, и тут по дороге я высказал своё мнение, что сидеть в кабаках под табачный дым - не эффективно, а нужно пить больше чая, а не кофе на донышках стакана. Серб-трансафриканец обещал исправиться, повёл меня на второй этаж дома (там, действительно, могло бы поместиться не то что население кабака - все посетители воскресной лекции с комфортом бы посидели) и предложил чай, на что я конечно согласился и выпил его очень большое количество. Поздно вечером он притащил чайник в "мою" холодную комнату и обещал исправиться, проявлять больше гостеприимства, звать людей в гости, ставить чайник и т.п., в общем постарается улучшить эту европейскую кабачную культуру.
Наутро я окончательно покинул Панчево и воротился в Белград, где сейчас и сижу в интернет-кафе, печатаю эти строки.
Кстати, я тут стал мультимиллиардером - купил комплект старых югославских динаров 1993 года - от 5000 до 500.000.000.000. Весь комплект стоил 200 рублей примерно.