Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Category:

По сербской железной дороге. В Македонию, Скопье.

Вчера, еще побродив и покатавшись по Белграду (есть и кольцевой трамвай у них – номер 2, полный круг делает, много стариков в нем ездит) – я прибыл на железнодорожный вокзал. Югославия – это почти целый СССР был. Небольшая западная копия СССРа, которая развалилась нынче на шесть – ой, с Косово даже на семь - отдельных стран. Видимо, раньше поездов тут ходило больше, а сейчас всё запущено и выглядит тоскливо. Но некоторые поезда остались. Итак, я сел в поезд отправлением 15.00 на Ниш, один из крупнейших городов маленькой Сербии.


В поезде было всего два вагона, а ведь это один из главных поездов. Двигал его электровоз. Дорога однопутная. Сперва народу было много, даже стояли. Потом – поезд тащился так медленно, что 100 км ехал три часа – многие пассажиры разочаровались в нём и покинули его. В туалете не было воды и бумаги, пассажиры курили прямо в купе, печка жарила как в аду, а потом отключилась сама (ручное управление не действовало) и стало мерзко и холодно. Ничего в поезде не продавалось. Проезжали заснеженные глухоманные полустанки, выглядело все, как в Армении или Грузии в 1990-х годах. Я стойко претерпевал все трудности сербской железной дороги, ведь уже в 45 странах я ездил по железным дорогам, бывает, конечно, и хуже. По цене же – рубль за километр – Срб.ЖД меня устраивала. Местные в поездах, наверное, больше какие-то льготники или люди очень экономные, автобус ненамного дороже (в 1.5-1.8 раза).

Привлачился поезд в город Ниш. Я думал, что вокруг вокзала тут будет какое-то процветание, супермаркеты, интернет-кафе, обменные пункты, столовые отаплваемые, но этого не было. Ночной вид Ниша напомнил мне опять интересные 1992-3-е годы, только не в Москве, а в каком-нибудь Смоленске или Тамбове. Вид этот был таков. На большом вокзале советского вида лежали на сиденьях без ручек разные люди. По вокзалу ходили милицонеры, но не вредили, а только иногда будили. Некоторые стояли, прижимаясь к батарее – снаружи и внутри было почти одинаково свежо. Ведь у них не было спальника и коврика, как у нас двадцать лет назад. На привокзальной площади были ларьки с газировкой, и какими-то шоколадками, а также ларьки с мясными бутербродами. Столовых и интернетов не было, не было также действующего обменника, чтобы превратить динары сербские в динары македонские. Почему-то эти валюты соседних стран не любят друг друга и взаимно не котируются. Я совершил прогулку по ночному Нишу в поисках продуктов и все-таки обнаружил их, а потом вернулся на вокзал и улегся спать в спальнике, ожидая ночного поезда.

Международный ночной «суперэкспресс» отправляется с Белграда и доходит до Ниша в 2 часа ночи, где имеется развилка: половина поезда уходит в Софию (Болгария), другая половина – в македонский город Скопье. Македония – тоже бывшая часть Югославии. Поезд задержался по дороге на час. Стоимость проезда из Ниша в Македонию такова: 12 евро, а туда-обратно 15 евро. Наверное, можно сэкономить, если купить билет только до границы, а там заплатить македонскому контролёру. Я так и думал поступить, но не достал македонских динаров – ни в Белграде в сотне обменников, ни в ночном пустынном Нише македонские динары не продавали, и по поездам менялы не ходили.

Итак,я залез в купе старого поезда, разложил сиденья (я был в купе один) и поехал в Македонию, спя. Поезд тащился так же небыстро. Вода в туалете была, в отличие от прежнего поезда. Наутро сербские погранцы и таможня пошли по поезду, в рюкзаки не смотрели, посмотрели в паспорт и даже не поставили штампа (а я в полусне это и не заметил, а когда заметил, погранец уже смылся). Мне было интересно, пустят ли меня в Македонию, потому что визовая ситуация с ней была не очень ясна. Вроде бы виза нужна, но при наличии шенгенской визы – не нужна. Мои читатели посоветовали мне распечатать страничку с сайта Македонского МИДа, чтобы убедить пограничников в возможности попадания в Мк без визы.

Но она не потребовалась. На весьма глуховатой македонской погранстанции в поезд вошли пограничники, собрали документы у всех пяти или шести пассажиров (каждый в отдельном купе ехал), вернули уже со штампом, произнесли несколько слов по-русски (или то был их македонско-сербский язык) и ушли. Поезд выполз на территорию Македонии, которая показалась мне примерно такой же б.у., что и Сербия – но с тем отличием, что в деревнях появились мечети, построенные в турецком стиле.

Пейзажи вокруг были слегка горно-холмистые, по всем деревням от Ниша до Скопье лежал видимый снег, температура была слегка отрицательной. Вскоре я прибыл на вокзал македонской столицы Скопье. В этом городе живёт почти половина двухмиллионного населения страны. Кстати, здесь примерно сто лет назад родилась будущая мать Тереза, впоследствии весьма известная.


На скромном ж.д. и авто-вокзалах меня сразу атаковали таксисты, предлагающие отвезти меня в Грецию, найти хотель и т.д., ну как обычно бывает в Азии. Отказавшись от их услуг, я обменял деньги – за 20 евро получил 1220 македонских динаров, а соседние сербские динары не принимаются. И пошёл искать место, где можно найти интернет. Вот, собственно, и нашёл.

А ещё в Македонии жил известный Князь Алек-Сандр Мак-Едонский, объединитель славянских земель. Моё "историческое исследование" на эту тему (шуточное! кто-то воспринял его всерьёз...) очень советую - кто ещё не читал - ознакомиться тут :  http://a-krotov.livejournal.com/2711.html


Tags: Македонский Александр, Сербия, ж.д.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments