Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Categories:

Однодневная поездка в Бурсу и праздник Навруз

21 марта, в день весеннего равноденствия, мы вдвоём (я и Катерина из Пензы) решили съездить из Стамбула в Бурсу. Проверить транспорт, паромы и автодороги в однодневной окрестности Стамбула. Двухмиллионный город Бурса был когда-то (в XIV веке) столицей Османской империи, а также вот чем он интересен: в Бурсе есть метро, а железной дороги – нет вовсе.



До Бурсы 240 километров по автодороге, а напрямик – вдвое ближе: Стамбул и Бурсу разделяет небольшое Мраморное море. Сократить путь можно с применением парома. В получасе ходьбы от нашего Дома АВП в Стамбуле находится паромная пристань Yenikapi, откуда ходят корабли, в том числе, до города Yalova – они сокращают путь в Бурсу примерно вдвое. На таком пароме мы и решили выехать утром.

Первое важное наблюдение вот такое: билеты на паромы тут в Турции лучше покупать заранее. Много турков желают поплыть куда-либо. Несколько сотен человек уже отхватили «еловые» билеты по 13 лир, а нам достались дорогие – аж по 22 лиры (360 рублей за 1.5 часа пути). Ничего, в следующий раз будем умнее.

Паром загрузил человек триста-четыреста пассажиров и штук двадцать автомобилей и отправился точно по расписанию. Вокруг был туман и почти ничего не видно. В 9.45 мы прибыли в Елову, от которой до Бурсы – 65 км по автотрассе.

Не успели мы выйти на трассу и заняться автостопом, как самозастопилась легковушка и вывезла нас из городка. Там же, тут же, сам застопился лихой водитель с женщиной, и мы добрались до Бурсы, так и не постопив. Турецкий автостоп, как всегда, замечателен.

Город Бурса содержит старинные достопримечательности, мечети, базар и прочее. Но сообшу о других вещах. Сейчас, в дни равноденствия, некоторые азиатские народы отмечают праздник Навруз. В Турции его отмечают, в основном, курды. В Бурсе мы увидели два типа отмечания Навруза. Один – легальный способ. На центральной площади устроили какую-то демонстрацию наряженных людей с флагами и музыкальными инструментами. Их было не более ста человек, включая школьников. Довольные и улыбчивые. Некоторые несли, полные патриорических чувств, большой флаг Турции. Их охраняло немного полицейских, крутились некоторые журналисты с видеокамерами. И через пару часов, на другой площади, мы увидели другой Навруз, менее одобряемый властями. Там, ещё за сто метров до площади, было видно напряжение: сотни полицейских тусовались в парках, на улицах, площадях. Стояли броневички, полицейские машины, некоторые готовились сдерживать толпу – с щитами и дубинками, и даже с баллонами – газ? Площадь была оцеплена. На входе нас тщательно обыскали полицейские в перчатках. Мы прошли, там уже пара тысяч людей была, я думаю – курды. Были какие-то крики, громогласные речи, скандировали что-то, не очень по-доброму. Всё громче и громче они что-то кричали, а журналисты и их снимали на камеру. Среди шумной этой толпы торговцы продавали бублики. Мы поспешили уйти, пока не началось мордобитие. Когда уходили, увидели полицейских везде, на каждом переулке.

И вот почему мы ушли: ведь несколько дней назад в Стамбуле тоже отмечался Навруз, не очень хорошо отмечался. Возникла большая толпа, и часть толпы шла прямо недалеко от нашего дома. Люди возбуждённо что-то кричали, били витрины, автобусные остановки, банкоматы били булыжниками, бросали на мостовую тяжёлые предметы, полиция преследовала их с сиренами, травила слезоточивым газом, меня тоже обгазили, щипало нос и всё, что внутри носа. Так что мы не стали дожидаться, когда митинг перевозбудится и начнётся какая-то неприятность.

Несколько дней назад, наш товарищ Игорь Лысенков притащил турецкую газету и сказал, что в ней написано: мол, партия курдов планирует на Навруз провести теракты в таких-то и таких-то городах. Не помню, упоминалась ли Бурса, но власти подготовились не просто так. И провели ещё альтернативное мирное шествие, и даже возложили цветы (прямоугольный венок в форме и по цвету турецкого флага) к конной статуе Ататюрка.

В Бурсе имеется одна линия метро, довольно-таки длинная, ещё и разветвлённая на две. Один проезд стоит 2 лиры (как и на автобусе). Поезда ходят довольно редко. Трамвай тоже есть, ходит в центре по одной из торговых улиц, однопутный с разъездами. А вот ж.д.вокзала тут нет, как я и сообщал выше. Город выглядит прилично. Одна нищенка средних лет подошла к нам и просила на пропитание. Мы дали ей шоколадку. Но она отвергла: мол, лучше деньгами! Тогда мы ничего не дали ей. Цены на рынке нам показались не очень низкими, некоторые продукты даже дороже, чем в Стамбуле. А вот русская речь и надписи по-русски, которые встречаются в Стамбуле, тут в Бурсе нам не попадались. Всего провели в городе несколько часов. На выезде из Бурсы имеется большой автовокзал и магазин IKEA.

Чтобы проверить вновь турецкий автостоп – он всегда был хорош – мы отправились в Стамбул именно на попутных машинах в объезд морского залива. Не подвели нас турецкие попутки, и останавливались моментально, многие – в тот миг, когда видели нас идущили по дороге в выборе позиции. Нигде ни минуты не потеряли. Поймали легковушку зачем-то в город Адапазар, по извилистой провинциальной дороге – сельская Турция прикольней и интересней, чем городская. Оттуда на трёх машинах достигли азиатской части Стамбула и сели на метробус. Расскажу и о нём.

Три года назад в Стамбуле изобрели метробус. Это линия очень вместительных автобусов, которые вмещают человек по двести – толстые сочленённые автобусы из двух и даже из трёх отсеков. Ходят они нередко парами, останавливаются на остановках одновременно сразу два. Идут они по выделенной автополосе, не смешиваясь с другими машинами, и движутся с огромной скоростью, до 100 км/час. Огороженные остановки, как и у трамвая. Вход на остановки – через турникет (проезд по карточке – 2,10 лиры). Метробусы несутся с очень небольшим интервалом – днём интервал минуты две – и пересекают мост из Европы в Азию. Соединяют они азиатскую часть Стамбула с европейской и уходят через районы Топкапи и Зейтинбурну далеко на запад города. Автобусы идут очень набитые людьми, и что самое интересное – говорят, что они ездят и ночью, только интервал больше.

Линия у метробуса всего одна. В Индонезии, в Джакарте, тоже есть подобный скоростной автобус, только там много линий.

Итак, мы впихнулись в метробус, и быстро перебрались из Азии в Европу, пересели на электричку на станции Кучукчешмесе, и уже поздно вечером на электричке вернулись домой – в наш общий Дом Для Всех.



Так мы на один день скатались в Бурсу, применив паром, автостоп, городской автобус, метробус и электричку. Проверили существование города – и транспортное сообщение. Опять в Стамбуле, опять дома.


Tags: Турция, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments