Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Category:

Едущим в Куньмин: техническая информация по Китаю (2)

Продолжаю общие сведения о Китае для тех, кто собрался в этом году в ДОМ АВП в китайском городе Куньмин. Информация проверена летом 2012 А.Кротовым и П.Лагуткиным, но при этом мы ждем дополнений и исправлений, которые могут последовать в комментариях.



ТРАНСПОРТ. ПОЕЗДА

Общие сведения о пассажирских поездах. В Китае очень развито ж.д.сообщение. Сейчас оно ох-ватывает уже все провинции, включая Тибет. Всего каждый день с конечных станций Китая отправ-ляется около 3000 поездов, перевозящие миллионы человек.

За последнее десятилетие железные дороги в Китае развились ещё больше. Проведена «железка» в Лхасу, столицу самой высокогорной провинции – Тибета. Эта ж.д. проходит через перевалы выше 4500 метров и является самой высокогорной в мире. Также, введено множество (сотни!) новых скоростных поездов, которых не было в первый момент (2004) посещения нами Китая.

Так, например, в 2004 году самые скоростные поезда Пекин—Шанхай проезжали 1300 км между этими городами за 12 часов. В 2012 году самые скоростные поезда проходят по тому же маршруту за 5 часов. Введено множество разных скоростных маршрутов, охватывающих восточную половину страны, и каждый год вводятся новые линии. Некоторые скоростные поезда ходят по новопостроенным линиям, другие же – по обычным, ловко обгоняя обычные поезда.

С ростом числа улучшенных вип-поездов уменьшается количество медленных пролетарских поездов. Однако, цены на билеты остаются прежними – всё последнее десятилетие. 2500 км в сидячем вагоне как стоили 132 юаня, так и стоят. Однако, уменьшился процент таких поездов с жёсткими сидячими местами, часть супер-дальних «бичевозов» были отменены, и одновременно вырос курс юаня по отношению к рублю, доллару, евро и другим мировым валютам. Поэтому, несмотря на стабильность поездатых цен, путешествовать по Китаю с билетом становится дороже.

Если считать в рублях, то за восемь лет (2004-2012) путешествие по России стало дороже втрое, ес-ли пользоваться поездами и автобусами того же типа. Поездки по Китаю стали дороже в полтора раза, если пользоваться поездами и вагонами того же типа.

Как и в России, поезда в Китае подразделяются по номерам. Зная номер поезда, можно предчувст-вовать его комфортабельность, скорость, стоимость билета и возможность поездки без оного. Как и в России, самые маленькие номера принадлежат скорым дорогим поездам, а номера 6000-6999 и до 7999 – пригородным, самым медленным и дешёвым.

Пользоваться поездами не очень просто, так как все расписания на вокзалах и в справочниках на-писаны только по-китайски. Существует книжка с расписаниями, она стоит 15 юаней и продаётся на вокзалах. Купите и изучите её.

В Интернете в последнее время появилось и электронное расписание китайских поездов на китай-ском, английском и даже на русском языке с актуальными ценами! Смотрите на www.ru.chinatrainguide.com .

Легко заметить, что самые скоростные поезда имеют номера с буковкой Z (Z1, Z20 и т.п.) – некото-рые из них проходят за 5 часов 1400 километров и стоят около 500 Ю. Они связывают Пекин с Шан-хаем, Харбином и другими крупными городами.
Чуть подешевле поезда с буквой К, Т и N (К73, N79, N704), в них есть разделение на классы – си-дячий, плацкарт и купе.

В сидячем кресла (впрочем, при посадке на промежуточных станциях пасса-жирам, купившим билет, часто не достается отдельного места, и они стоят или лежат в проходах и тамбурах), в плацкарте – нижняя, верхняя и средняя полки (верхняя дешевле, нижняя самая дорогая), в купе только два яруса (нижний дороже верхнего). Эти поезда идут медленнее.

Ещё медленнее (и, как правило, дешевле) поезда без буквы, с 1003 по 2598 – они проходят «лишь» 2000 км в сутки (быстрее, чем в России), – цены в них примерно российские (и так же, как и в России, с расстоянием удельная цена падает).

Поезда 4001-8994 являются различными местными и пригородными поездами, и так же, как и у нас, «шеститысячные» поезда самые «народные» и, как правило, близко идущие. Купейных и плац-картных вагонов там нет, только безразмерные общие, скорость их – как у российских электричек. Типичные государственные цены на поезда – 6000-й, общий вагон 2000-го, верхняя полка плацкарт и купе – приведены в таблице ниже. (Скоростные экспрессы – дороже).
Уточнённые цены можно узнать на вокзалах, или посмотреть в расписание поездов.

Все цены в юанях. Это типа таблица. Пробуйте ее изучить

Км Приг бичевоз Плацк. Купе
50 3.5 4.5 -
100 7 8 -
200 14 15 -
500 29 34 73 120
1000 52 64 125 210
1500 77 93 180 290
2000 - 111 209 360
2500 - 132 250 420
3000 - 150 282 470
4000 - - 347 580

В центре страны в каждом направлении каждый час проходит поезд. На окраинах страны в каждую сторону наблюдается всего несколько поездов в день. Все поезда ежедневные, никаких отличий в выходные дни, насколько знаю, не обнаружено.

Стоимость для местных жителей и для иностранцев не отличается. Фамилию в билете не пишут.

Покупка билета и посадка в поезд. Следует заранее с помощью расписания поездов, карты Китая или местных помощников разобраться, куда вы хотите ехать, во сколько и на каком поезде. Если вы не знаете номер поезда, есть шанс случайно купить билет на дорогой экспресс, когда тут же рядом идёт дешёвый поезд с номером 1000-7000.

Запишите номер поезда, его время отправления и название станции назначения (иероглифами, срисуйте их) и направляйтесь в ж.д. кассу. Выстоять очередь очень трудно, но китайцы легко пропустят вас, как варвара-иностранца, вне очереди. Если ваша стан-ция конечная для поезда, то вам дадут билет с местами, а иначе – без места. Бывает, что по какой-то причине мест на поезд нет (возможно, есть лимит продаж на проходящие поезда; также со слов одной кассирши известно, что билеты без места тоже продаются не до бесконечности, и это очень похоже на правду, учитывая плотность заполнения поездов китайцами по праздникам и прочим особым случа-ям); иногда, чтобы приобрести билет, приходится поскандалить или поупорствовать.

Контроль трёхступенчатый: вход в зал ожидания, выход из зала ожидания, и на входе в вагон. Бы-вает и четырёхступенчатый – на выходе с вокзала! Или сохраняйте билет до конца поездки, или го-товьтесь с каменным лицом
идти мимо контролёра.

Дешёвые китайские поезда довольно грязны, мусор бросается на пол и в окно (если вагон конди-ционированный, то только на пол). Для долгих путешествий они утомительны, и больше одних суток в дешёвом китайском поезде высидит только неприхотливый и тренированный человек. К счастью, есть и мелкие радости: в поезде обычно есть кипяток (часто не 100-градусный, но и не остывший), на станциях продают варёную кукурузу, лапшу и рис; еда из вагона-ресторана не так дорога, как в рос-сийских поездах, и её в случае голода можно приобретать. Но всяко запаситесь фруктами в дорогу – в поездах их почти не продают.

Поезда редко опаздывают.

Поезда скоростные. Это улучшенные поезда, особой конструкции. Цена у них повышена. Залы ожидания отдельные, чистые. Публика отдельная, приличная, с ноутбуками и красивыми телефонами. К моменту прихода поезда все выстраиваются на платформах в очередь перед местами, где остано-вятся их вагоны. И тут приходит поезд, все тут же выходят-заходят и поезд несётся дальше с огром-ной скоростью. От Пекина до Шанхая – 500 юаней (2500 руб) во втором классе, 750 юаней в первом классе. Пассажиры все аккуратные, почти не мусорят.

Поезд идёт плавно, скорость движения высвечивается на табло.

Грузовые поезда. В глухой местности люди, крестьяне, массово ездят на товарных платформах и в пустых грузовых вагонах (это наблюдалось и есть даже у меня на фото). Однако на цивильных стан-циях иностранец, лезущий в пустой товарный вагон, может привлечь внимание ментов (пробовали). Поэтому не стоит особо рассчитывать на товарняки (хотя по случайности вам может повезти). Локо-мотивы, по моей гипотезе, не берут иностранцев (лично не проверял).

Устройство вокзалов. Вокзалы в Китае довольно полезны. Правда, мелкие из них открыты не круглосуточно, а лишь перед появлением поездов, так что ночевать на них нельзя. Но если открыто, то относительно чисто и есть кипяток и туалет.
На больших станциях вокзалы открыты круглосуточно. В городах-миллионниках они обычно пе-реполнены едущим людом, и часть людей спит ночью не только в залах ожидания, но и на привок-зальной площади. Подстелив газету и под голову – чемодан, спят даже очень цивильные люди, так что турист, приехавший ночью и спящий в ожидании утра в спальнике, не вызовет никаких подозре-ний. В туалетах можно постираться.

Международные поезда. Их всего несколько: на Москву, Улан-Батор, Гродеково (Приморский край РФ), Пхеньян, Алма-Ату, Ханой. Дорогие. Дешевле доехать до границы, пересечь её и продол-житься местным транспортом.

АВТОБУСЫ.

В Китае много междугородних автобусов. Цены российские (примерно 1,5 рубля за километр). На автостанциях в городах на них продают билеты, дальние автобусы отправляются полными и редко стопятся по пути. Есть не только сидячие, но и лежачие автобусы, где люди лежат в два ряда, верхним и нижним ярусом (всего 30-40 человек в автобусе). Такие стоят ещё дороже, вплоть до 2,5 руб/км. Цены для местных и для иностранцев одинаковы.

Пригородные автобусы соединяют мелкие соседние города, перевозят крестьян, их вещи, фрукты и мелкий скот. Могут идти довольно далеко, на 200-300 км, останав-ливаясь у каждого столба. Некоторые автобусы, застопленные на трассе, способны везти и бесплатно (если у вас кончились деньги) или за металлические монеты, белорусские рубли, открытки и тому подобные сувениры. Внимательно следите, чтобы автобус не свернул с трассы в город или село и вы не оказались в центре ненужного вам города.

Городские автобусы есть во всех городах, стоят по 1-2 юаня, в особо крупных городах и дороже. В некоторых билетёр, в других оплата производится пассажиром самостоятельно опусканием монет и купюр в кассу (как в СССР). Во всех случаях металлические монеты можно использовать. Автобусы бывают двухэтажными. Практикуется такой метод оплаты: пассажир опускает в кассу крупную ку-пюру, а потом собирает за вход себе в карман, пока не наберёт на сдачу (с молчаливого одобрения водителя)

САМОЛЕТЫ.

Из Пекина и Шанхая ежедневно во все областные центры Китая летают быстрые самолёты. Стоят около 100 долларов (600-900 юаней) за один перелёт. Рекламу авиакомпаний, похожую на календари-ки, вам сунут в центре любого крупного города.

В Китай летают международные азиатские лоукосты: малайская Air Asia, а также сингапурский Ti-ger Air. За 100-200 долларов можно улететь с Пекина, Шанхая, Гуанчжоу – в Куала-Лумпур, Синга-пур, куда-то ещё.

ДЕНЬГИ. ЦЕНЫ.

Китайский юань – очень твёрдая валюта. На осень 2012 года
1 $ = 6.2 Юаня. 1 Евро = 8 Юаней.

Удобно считать, что 1 Юань = 5 рублей (на осень 2012). За последние десять лет юань подорожал относительно доллара, евро, рубля, и валют соседних юго-восточных стран. В Красноярске можно купить юань на китайском рынке. В других городах, вероятно, тоже.

Обмен валюты можно произвести в Китае каждом городе в особом банке, он называется BANK OF CHINA (другие многочисленные банки обычно не способны на это), или же в крупном хотеле. Поме-нять обратно юани на доллары (или евро) проблематично. Банкоматы в крупных городах способны выдать деньги с вашей кредитной карточки, также в самых крупных супермаркетах можно купить что-либо по кредитке.

Китайский юань бывает в виде бумажек 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 юаней.

ПОЧТА, СВЯЗЬ, ИНТЕРНЕТ.

По всему Китаю натыканы конторы «China Post», оттуда можно отправить письмо в Россию и дру-гие страны мира (стоит 6 юаней, открытка 4.5, идут около трёх недель), а также бандероль или по-сылку, которые обойдутся дороже, чем их содержимое (порядка 100 юаней килограмм). Из этих же контор можно позвонить домой (минута 8 юаней, с посекундной оплатой). Звонок по городу стоит 0.3 юаня с большинства ларьков и уличных телефонов.

В больших городах есть конторы IP-телефонии, где звонок в Россию обойдётся в 4.6 юаня (гос.монопольная цена, ни копейкой больше или меньше) за минуту, оплата поминутная. Связь всюду отличная, без задержек, слышно хорошо, учёт денег ведёт автоматический компьютер, так что без обмана. Конторы телефонии встречаются целыми улицами, так что если по неопытности персонала вам не удалось позвонить из одной конторы, смело идите в соседнюю.

Интернет-кафе в Китае весьма распространены, и они дешёвые. Кафе есть в любом городе, надо только уметь их найти. Если почта имеет зелёную надпись по-английски, телефония заметна по вы-веске IP, – то Интернет (по-китайски инь-тэ-ван), маркирован только иероглифами. Если вы видите заведение, где много компьютеров, это наверняка Интернет-кафе. Стоит большинство 2 Юаня в час, хотя нам встречалось и за 3, 4, 5 и даже за 30 Юаней в час (в крупных отелях). Скорость и качество всюду одинаковое.

Однако, в последнее время в Китае проводится программа по контролю за интернетом. Теперь ка-ждый посетитель Интернета должен предъявить китайское удостоверение личности. Если у вас нет такового, вам могут отказать в обслуживании. Иногда приходится посещать много кафе, прежде чем кто-то пустит вас по своей или чужой карточке.

Сотовые телефоны весьма распространены в Китае. Мобильником обладает почти каждый горо-жанин, и в каждом городе вы найдёте сотни салонов, продающие телефоны и симки

В стране имеется роуминг. Симка, подключенная в каком-то городе, будет работать и в другой провинции, но разговоры будут существенно дороже.

НОЧЛЕГ

Вписки. Китайцы не спешат сразу звать вольного путешественника на ночлег. Можно посовето-вать обратиться в университет, школу или в другую организацию, где есть шанс встретить англогово-рящего человека. Объясните ему свою сущность, продемонстрируйте соответствующую справку. Можно вписаться и в полиции, озаботив китайцев своей проблемой. Во всяком случае поиск ночлега нужно начинать ещё до темноты, т.к. это может быть долго и запарно.
Есть несколько тысяч китайцев в сети www.couchsurfing.org. Однако, многие (большинство) из ка-учсёрферов не хотят вписывать путешественника к себе домой, а пытаются отбоярить его или пред-ложить «недорогой» отель.

Ночлег в палатке, в отличие от вписки, очень прост. Вы просто ставите свою палатку где угодно – у дороги, во дворе дома, на поле, на бензоколонке или в другом месте. 90%, что на вас никто не обра-тит внимания. Хотя был замечен эксцесс – в Уйгурии Яшникова с Ноткой встретили злого мента, который счёл их действия по установке палатки противозаконными и даже отвёл в тюрьму.

Гостиницы. Китайцы любят путешествовать по своей стране, и поэтому там много гостиниц на любой кошелёк. Правда, самые дешёвые из них (от 10 юаней за ночь), кучкующиеся вокруг ж.д.вокзалов, надписаны лишь иероглифами (можно их найти с помощью умного человека). Они могут отказаться вписывать иностранца.

Другие гостиницы, куда вас уже сами заманят различные агенты, стоят от 20 до 100 Ю и выше. Са-мые шикарные, надписанные по-английски, глянцевые хотели-небоскрёбы, стоящие в центре каждого города, мечтают содрать с вас от 400 до 2000 юаней за ночь – наверное есть и ещё дороже, этот во-прос пусть сам читатель изучает.
Единственное что полезное в этих супер-хотелях – круглосуточный обмен валюты по сносному курсу, похожему на банковский.

Проверено: 26 августа 2012




Tags: Китай, Куньмин, ж.д., поезда, полезное, цены
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments