Вся Мексика пронизана сетью автобусных маршрутов. Большие красивые автобусы достигают любого крупного и среднего города – это основной транспорт в стране. Есть и автобусы на небольшое расстояние (20-40 километров), есть и очень дальнобойные, например из Мехико в Канкун или Сьюдад Хуарес (расстояние в обоих случаях – около 1600 км), есть даже автобусы в города США, на 2000-2500 километров. В Гватемалу и дальше в страны Центральной Америки автобусов не видно.
Всё это и есть автобусы, как говорят, «первого класса», в отличие от тех, что я опишу ниже в отдельном разделе. Эти автобусы довольно удобные, комфортабельные, чаще всего полупустые, или порой совсем с несколькими лишь пассажирами, в них вечером постоянно работает телевизор, обычно с американскими боевиками (испанские субтитры). Часто в автобусе есть туалет. Случается, что в автобусе есть и wi-fi.
Отправляются автобусы с специальных автовокзалов, и ходят регулярно, по популярным направлениям – весьма часто, каждые минут пятнадцать; по редким направлениям – раз в час или несколько раз в день. Отправляются с конечных пунктов в разное время, с пяти утра до позднего вечера; в промежуточных пунктах они появляются и ночью. Спать в автобусе нужно сидя: лежачих «плацкартных» автобусов, как в Китае, в этой Мексике вовсе нет.
Билет покупается в кассе и показывается водителю на входе. Иногда можно проехать свой пункт назначения, особенно в ночное время. Можно, проехав некоторое расстояние, предложить водителю немного денег за проезд дальнейшего расстояния. В принципе, водитель имеет право брать деньги у вас и выдавать вам билеты; бывают, кстати, и льготы: мексиканские старики и мексиканские студенты пользуются скидкой 50%. Если вы похожи на студента или на старика, водитель может выдать вам такой скидочный билет; на автовокзале такая методика вряд ли пройдёт. Также возможно, что водитель у вас просто возьмёт деньги и никакого билета не даст. Ничего страшного.
Надёжно, быстро, дорого, автобусы Мексики помогут вам добраться из столицы или любого областного центра или крупного города, в любой другой крупный город или областной центр. И наоборот.
Автобусы идут быстро, со скоростью 100 км/час, обычно по платным автомагистралям. Они останавливаются иногда около столовых или на автозаправках, раз в пару часов заезжают в города на автовокзалы. За сутки автобус проходит около 1600 километров. По взмаху руки, дальние автобусы на трассе останавливаются редко – опасаются грабителей, им запрещено. Рассчитывать на вылавливание автобуса на трассе не нужно: может проехать подряд пять или шесть бусов, и не остановятся. На трассах по взмаху руки останавливаются мелкие пригородные автобусы.
Вредное свойство мексиканского автобуса только одно – это цена. Стоимость билетов на мексиканские автобусы велика, и раза в полтора-два превышает стоимость проезда в российским автобусе на то же расстояние. На короткие дистанции цена в 1-1,2 песо/км (2,5-3,0 руб/км) ещё может быть оправдана – турецкие автобусы имеют похожую цену на малое расстояние (но при втрое более дорогом топливе). Но, при переезде на 1000 км стоимость билета может достигать 1200 песо ($100) – неразумно дорого (и выгодно только старикам со скидкой 50%). Турецкие автобусы, для сравнения, при переездах на большие дистанции становятся вдвое и даже в 2,5 раза дешевле; мексиканские – никак не становятся!
При переездах более чем на 800 км цена автобуса уже достигает самолётной, а порой и превышает её. Почему люди ещё не все пересели на самолёты – потому, что самолёты летают, как правило, по направлению из Мехико и в Мехико, а автобусы ходят по всем направлениям.
В туристических местах, например в Южной Калифорнии, автобусы могут стоить ещё дороже – доходят до 2 песо (5 рублей) за километр, европейская цена! Объясняется тем, что эти регионы тяготеют к США, там дороже всё – и общественный городской транспорт тоже.
Пользоваться автобусами поначалу тут не очень просто. Причина в том, что там никогда нет единого расписания и обобщённой кассы. Под крышей автовокзала существует несколько фирм, со своими кассами, с табло отправлений, и цены сильно отличаются у них – могут даже в два раза отличаться!
Поэтому нужно аккуратно обойти все эти кассы, посмотреть время отправления и цену одного и другого автобуса, и выбрать нужную кассу. Автобусы отправляются по расписанию; не ждут наполнения и опаздывающих пассажиров.
Помните, что в дальних автобусах будет холодно. Особенно холодные – ночные переезды. Вызвано это – и холодными мексиканскими ночами, и, в большей мере, мощными кондиционерами; пять-шесть человек в автобусе не могут их «передышать». Поэтому для долгих переездов советую заранее извлечь из багажа тёплую одежду, куртку, а можно и спальный мешок и шапку даже – лучше предохраниться, чем зубами стучать всю ночь. Ведь ваш рюкзак засунут в багаж, и он не будет доступен вам до окончания перевозки. С вами же будет в салоне только мелкие вещи – «ручная кладь», которую можно засунуть на полочки над сиденьями.
Автобусы 1-го класса, как говорят, изредка на севере Мексики становятся добычей грабителей. Происходит это по ночам, вооружённые злодеи останавливают автобус, проходят по салону и быстро забирают у пассажиров то, что им дадут они (кошельки, сумочки и другие мелкие вещи). Конечно, такие случаи весьма редки, и мы с ними не сталкивались. Но, конечно, для безопасности, лучше не класть сразу все документы и деньги в одно и то же место на вашем организме – распрячьте их в разные места.
Пригородные автобусы и маршрутки
Кроме дальних автобусов с телевизором, есть ещё и пригородные и загородные маршрутки. Стоимость проезда в них, если смотреть по километрам, не больше, а меньше, чем у дальних автобусов. Маршрутки стартуют по наполнению; из больших городов они отправляются в средние и маленькие, а также соединяют между собой маленькие городки в пределах 10-100 км друг от друга. По размеру маршрутки отличаются, бывают на десять человек, бывает на тридцать. Могут поместиться и несколько стоящих людей.
Стоимость проезда на маршрутке, как правило, около 0,7 песо за километр. По дороге они могут и останавливаться на трассах по мановению руки, если они не слишком переполнены.
Пригородные автобусы бывают двух видов. Первый вид удобен для нас – это городские автобусы, выезжающие за городскую черту, но при этом сохраняющие прежнюю городскую цену. Есть довольно дальние автобысы такого вида, например автобус, идущий из центра Гвадалахары в аэропорт этого города, там почти двадцать километров, а стоит всего 6 песо (15 рублей) – смешные для Мексики транспортные деньги.
Второй вид идёт по дороге (не по автобану, а по обычной бесплатной дороге) от города километров на 20-30, иногда и до 100 км, и подбирает и высаживает всех желающих. Тащится он довольно медленно. Цена – 0,7-1,0 песо за километр. Бавают и 0,5 песо за километр. От чего зависит тарификация, неизвестно.
В сельской местности есть ещё специальный транспорт – «грузовикооавтобус». Это гибрид, переделанный из грузовика, а может просто автобус на базе грузовика, как в Африке. Встречается редко, ходит между глуховатыми деревнями, иногда и по грунтовкам. Стоимость проезда велика – надейтесь на 2 песо за километр.
Автобусы второго класса.
Помимо обычных автобусов больших мексиканских компаний – всем видимых автобусов, которые стоят на автовокзалах и проезжают мимо вас, шурша колёсами, на трассах-магистралях Мексики, стоят 1 песо за километр или даже больше, и чаще всего возят воздух – тридцать пустых сидений на трёх-четверых пассажиров, --
существуют ещё и народные автобусы, известные как автобусы второго класса (segunda classe autobuses). Эти автобусы внешне могут быть похожи, в них тоже может быть кондиционер, туалет и телевизор, а могут и быть довольно старыми и облезлыми и туалета не содержать. Отличаются они наполненностью – в них почти всегда заняты все сидячие места – а самое главное, ценой. Они в два раза дешевле официальных автобусов, а иногда и в 2,5-3 раза дешевле, чем конкуренты – стоимость проезда в них составляет 0,4-0,5 песо за километр.
Не нужно путать их с теми автобусами, что отправляются с обычных автовокзалов. Там, на большом автовокзале, тоже есть некоторые автобусы на 10-20% дешевле, они тоже называются «автобусы второго класса» и вводят в заблуждение пассажиров и авторов путеводителей. Настоящий второй класс на красивых автовокзалах не тусуется.
Автобусы второго класса менее надёжны; количество их меньше, чем количество первоклассных автобусов, но перевозят людей они почти столько же, потому что идут наполненными. Время отправления у них есть, но не всегда выдерживается точно – иногда ждут дополнительных пассажиров, чтобы занять все места. Билетики в них не такие красивые. Обычно водитель их изымает при входе и у вас не остаётся ничего, кроме багажной бирки, а иногда и её не остаётся.
Пассажиры в них едут, как правило, с большим количеством багажа, и багажник полон коробок и мешков.
Останавливаются они не на автовокзалах, а в трудно находимых подворотнях, на нелегальных автостоянках, пустырях, иногда они выезжают из подвалов торговых центров, и не имеют на себе таблички, куда они едут, только надпись типа «Заказной», «Туризмо» или вовсе никаких надписей. На трассах по взмаху руки они не останавливаются, подобно и автобусам 1-го класса.
Официально всё это почему-то считается «экскурсия», так написано и на проспектах, и в билетах (которые у нас потом отбирает водитель). Почему экскурсия такая дешёвая, науке не известно, но это получается в два, а то и в три раза дешевле, чем обычный автобус до нужного места. Никакой экскурсии, конечно, водитель не проводит.
Стоимость проезда в таких автобусах, например, вот такова: из Мехико до Вилла-Ермоса (Villa Hermosa) или до Сан-Кристобаля (San Cristobal) – 300-350-400 песо (на официальных автобусах 600-900 песо); из Мехико в Канкун – 700 песо (офиицально на 1-м классе – 1500-1700), из Канкуна в Паленке – 250, а то и 200 песо (в три раза дешевле обычной цены). Конечно, поиск таких автобусов поможет сэкономить существенные деньги – 50% и более – для тех, кто хочет платно передвигаться по стране. Выходит около 1 рубля за километр, где-то 1,2-1,3 рубля, в пересчёте на российские.
Автобусами второго класса снабжены не все города Мексики; куда-то мы их просто не нашли, может быть их где-то и нет вовсе, или они ходят по определённым дням. Проблема автобусов 2-го класса в том, что почти никто не знает, где эти автобусы обитают. Мексиканцы вообще обычно никуда не ездят; туристы используют автобусы первого класса и в путеводителях рекламируют их же; если мексиканец имеет дело, бизнес или бабушку в каком-то другом городе и ездит туда на 2-м классе, то он совершенно не представляет, откуда можно уехать в другие города, куда он не ездит. Вот так-то.
Большинство найденных автобусов 2-го класса соединяют Мехико с более восточными штатами страны. Направление Мехико – ВиллаЕрмоса, Мехико – СанКристобаль снабжено множеством автобусов ежедневно; есть и рейсы в из ВиллыЕрмосы в Канкун… Гастрбайтеры, едущие в США, используют автобус Мехико – Сьюдад Хуарес, но автобусов на север уже меньше. А вот автобусы второго класса в Калифорнию, в курортный город Ла-Паз, или например по самой Калифорнии, отсутствуют напрочь. Там и автобусы 1-го класса вдвое дороже, чем обычно – по европейской цене, а пролетарского транспорта не видно вообще. Подобная же тема с курортным городом Акапулько, что на юг от Мехико – нет там второго класса, или очень трудно найти.
Иногда, впрочем, автобусы второго класса, и предлагатели билетов в них, пасутся рядом с обычными автовокзалами фирмы ADO. Это небольшие будки-кассы, или просто зазывалы-предлагалы. Они продадут вам билет и отведут вас в нужный загон или подворотню, где вас ожидает, или скоро подъедет, нужный второклассный автобус.
Напоминаю, что автобусам 2-го класса свойственно чаще ломаться, чем обычным автобусам. В таком случае вас как-то пересадят в другой автобус фирмы-конкурента – между фирмами и владельцами второсортных автобусов имеется связь и договорённость по взаимному подсаживанию и пересаживанию. Если рейс дальний, вас тоже где-то могут пересадить, причём ваш багаж повезут на тележке куда-то в другой квартал города, где вас ждёт другой «бус»… Следите за своим багажом и не нервничайте. Как правило, все автобусы 2-го класса выполняют свои обязательства и доставляют клиентов в заявленные города, пусть и не сразу.