Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Categories:

Караганда. Джезказган. Искатели гробниц. 178/182.

20 апреля, в субботу, мы, А.Кротов и Вадим Агеев, прибыли в довольно дождливую и прохладную Караганду. Сразу закинули рюкзаки Виталию, организатору нашей будущей лекции, и отправились гулять по городу. Через некоторое время к нам присоединился Дамир, местный человек и немного автостопщик, он выявил нас по телефону. С Дамиром мы посетили многие местные достопримечательности: Главную Мечеть, затем Кафедральный собор, также Католический Костёл и даже ДК-образное здание какой-то секты «Грайс» (но внутрь такового здания не зашли, выглядело нерабочим) . Также Дамир показал нам первый в мире памятник крылатой фразе «Где, где? В Караганде!» Памятник был сделан в виде двух, глуповатого вида, мужичков и большого суслика. Виденный мной раньше памятник шахтёрам и мильонной тонне угля красовался на своём прежнем месте. Что же касается огромного ВИЛа, он исчез с того места, где почти всегда находился прежде, на его месте – стела независимости или что-то в этом роде. Ильича убрали недавно, в результате «ремонта» площади, хотя против этого бурно протестовали карагандинские коммунисты.

После этого мы отправились в гости к Дамиру, а от него – на ж.д.вокзал. Поезд уже наполнялся. Мы проникли в общий вагон, и нам повезло занять две удобные полки – одну вторую, и одну третью.

Целых 12 часов поезд влачился по рельсам в далёкий Джезказган, в самый центр казахстанских степей. Мы там не были ранее. Прибыв в Джезказган, мы отправились питаться, чтобы после этого, на сытую голову, вести переговоры с таксистами. Изначальной идеей Агеева В. было посещение гробницы Джучи-хана, расположенной в степи в районе Джезказгана, по азимуту 50 км, а по дорожкам, как оказалось, все сто. Я же решил последовать с Вадимом в посещении этого места. Джучи-хан жил очень давно, но он как-то заинтересовал Вадима.

В результате, был выявлен старец-водитель, который почти что застал Джучи-хана, по крайней мере он получил права в 1957 году. Надеясь на его седины, мы полагали достичь гробницы довольно успешно, не зря он прожил всю жизнь в Джезказганской области. Другие водители показали ему, на мобильнике, фото гробницы, да и он сам там вроде был, но наверное забыл от давности.

В общем, ехали мы, сперва, 86 километров по асфальтовой (не очень качественной) дороге, а потом (рядом с мавзолеем некоего Алаша-хана, это другой хан, не известный нам) свернули в степь. Снежные покровы покинули степь недавно. Но уже было жарко (+22 или выше в тени) и росли зелёные объекты. Минут сорок мы тащились по грунтовкам, по форме как в Монголии, никаких указателей и ориентиров (только один указатель был на своротке в степь), колеи иногда разветвлялисть. Наконец добрались до места, откуда машина не шла далее. Нужно было, судя по GPS, пересечь ручеёк (пересыхающий), да и гробницы были уже видны. Мы оставили машину и пошли в направлении некоих куполов в степи.

Однако, путь нам преградили три потока, глубиной 0.5 м, 1.0 м и 1.5 м соответственно. Последний поток с шумом влачил воду, не очень тёплую, возникшую от таяния снегов. Перейти поток было возможно, но перетащить одежду и фотоаппараты – не очень удобно. Холодно хлебавши, вымокнув, мы вернулись к машине, наколотые ещё и колючками. Но тут встретился местный скотовод, который и сказал, что истинный брод в другом месте. Туда мы и попросили переехать нашего таксиста, что он и сделал. В указанном скотоводом месте мы опять бросили машину, и почапали к кладбищу пешком (там же был благоустроенный брод, всего один поток в 0,5 м глубины). Через 1,5 км Вадим Агеев и я уже созерцали указанное выше сооружение – гробницу Джучи-хана (по-казахски «Жошихан»), построенное позже его кончины (которая случилась в 1227). Во всяком случае, один кирпич, достанный мной из кирпичной кладки, был явно советского происхождения, а за остальные я не ручаюсь – не доставал.

Осмотрев сооружение и пожелав всех благ гражданам, закопанным вокруг (некоторые казахи тоже хоронят своих усопших вокруг хана, хотя он и не был мусульманином, скорее всего), -- мы потопали обратно, миновали брод и вернулись в таксиста-старика. Который, покуривая, ждал нас. Ещё пара часов, и мы вернулись в Джезказган.

[ Примечание. 200-километровая поездка на такси обошлась нам на двоих в 11,000 тенге – это примерно 2315 рублей. Кто же спросит, можно ли добраться до гробницы автостопом – можно, но за один день трудно тогда управиться с возвращением, т.к. с «магистральной» дороги и обратно на неё тогда, вероятно, пришлось бы идти пешком. Можно было бы и иным мудрым способом обрести бесплатный транспорт до гробницы, но мы этим не заморачивались. ]

Сам город Дж. – не очень большой, пыльный, степной такой, без больших сооружений, но лучше, чем полузаброшенный Аркалык. В городе есть 2, 3, 5 и даже, кажется, 9-этажные сооружения. Он был областным центром в годы СССР, а сейчас утратил этот статус. Погуляв по городу, подтянувшись на разных турниках и пофотографировав местные памятники (ракета, самолёт, первостроители города, г-н Сатпаев некий, а ВИЛа нет) – мы потопали на поезд. И он уже стоял. На этот раз, довольные (по крайней мере я довольный, Вадим – не знаю), -- мы сели в плацкартный вагон и устремились обратно в Караганду. В вагоне я и составляю данный текст.

Таким образом, мне наконец удалось посетить все областные центры Казахстана, какие есть нынче, и какие были в советские годы. А также все областные центры Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Белоруссии, и некоторые другие. Всего, на территории бывшего СССР, из 182 облцентров (которые мы, с Андреем Сапуновым, когда-то условились считать облцентрами) я побывал в 178. Осталось мне ровно четыре – Анадырь и Палана на нашем российском северо-востоке, и два в Туркмении: Дашогуз и, то ли Красноводск (Туркменбаши), то ли Балканабад, что там у нас идёт как столица Балканского велаййята?

Что же касается количества времени, проведённого мной в каждом облцентре, то оно различно, как различаются и сами облцентры. Пгт Усть-Ордынский требует меньше времени, чем Ташкент; в Кокчетаве я был меньше, чем во Львове; молдавский Комрат для меня менее интересен, чем, например, Владивосток. А вот, например, в Уральске я был совсем немного, но я дополню его осмотр в следующий свой приезд в Казахстан, иншалла, в этом уже году.

Что же до глубины познаний в казахских облцентрах, тут я, конечно, уступаю многим людям, из которых самый главный казахстановед – Варандей (жж varandej , он-то и рассказывает в своём ЖЖ все тонкости и подробности Казахстана, у него там и фотографии есть. В том числе и на Джучи-хане он, конечно, побывал. Надеемся увидеть и заслушать этого мудреца на Лесном Трезвом Сходе АВП. Как и всех читателей я буду рад видеть там.

А.Кротов. Поезд Жезказган—Караганда, 21 апреля 2013

Tags: Казахстан, Караганда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments