Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Categories:

Пятница. Рамадан. Москва.

Обычно днём в пятницу, направляясь (в Москве) к выходу из метро "Новокузнецкая" (как и "Проспект мира", также), -- виден большой процент мусульманского населения: граждане, собирающиеся на пятничную молитву. Среди них и явно приезжие люди, киргизы, узбеки и даже африканцы; но есть и многие, совсем московского вида граждане, которых никакой милиционер-расист не останавливает, и только когда они все подходят к мечети, оказывается, что все идут именно сюда. С 2001 года, как я принял ислам, -- процент мусульманского населения в Москве, как мне кажется, вырос. Больше стало мусульман, за двенадцать минувших лет.

Уже от метро начинаются также и продавцы обоев. Кому-то из москвичей будет непонятно, отчего так много людей по пятницам продают куски обоев на отрез, метра по два. Объяснение очень простое: в мечеть люди не помещаются никак, и поэтому стелят, в качестве молельных ковриков, эти обои на асфальт, на тропинки, мостовые, газоны и на лужайку перед мечетью. Многие приходят со своими ковриками, а кто забыл -- может пожертвовать 20 рублей и приобрести обои. Торгуют ими, как видно, малоимущие мусульмане.

От метро до мечети -- метров пятьсот, и вся дорога хорошо просматривается: попадаются нищие, опять продавцы обоев, ближе к самой мечети -- распространители дагестанской газеты "Ас-Салам" (бесплатные распространители), сборщики пожертвований на мечети, на заключённых, малоимущих и прочие. В обычные месяцы неподалёку от мечетей можно встретить что-то продовольственное: лаваш, самса и т.п.; сейчас такого нет -- идёт Рамадан, месяц поста.

В период поста нам, мусульманам, нельзя есть-пить до захода солнца, поэтому обед-ужин одновременно у нас происходит, в Москве, примерно в 22.15. Несколько часов, и вот уже два ночи, в это время -- самое время произвести завтрак, а в три утра уже считается утро, и больше кушать не следует до вечера. Поэтому самсу у мечети не продавали сегодня, и лавашей тоже, не будет числа до девятого-десятого августа.

В саму Историческую мечеть, построенную почти 200 лет назад, народ не помещается, и даже придя за час до начала дневной пятничной молитвы, никак внутрь не войти. Все граждане (мужского пола; дамы все попрятались, нету их) располагаются вокруг мечети, на газоне, на тротуарах, и на улице, подстелив кусочки обоев. Тут точно и видишь, по составу людей, что Москва -- столица многонациональной России, да и всего Союза, а можно приглядеться -- даже один из основных мегаполисов мира. А вот граждане москвичи, живущие рядом в пятиэтажках, не сохраняют оптимизма: выйти из подъезда в пятницу трудновато. Нелегко им переживать такое нашествие каждую неделю; вокруг мечети (зажатой в обычных советских постройках) собирается много тысяч человек. Динамики, установленные снаружи мечети, слегка доносят звуки азана (призыва на молитву), проповеди и самой молитвы. Силы звука, явно, не хватает; народу тысяч десять, а то и поболее: невозможно подсчитать. (Зимой, кстати, и на снегу бывает.)

Совершив молитву, граждане расходятся, кроме самых ответственных товарищей, которые, подобрав куски обоев, выкидывают их в мусор (другие же почему-то оставляют обои на асфальте, видимо в надежде на повторное использование через неделю), -- и остаются общаться, тусоваться с друзьями, или молиться внутри мечети: после молитвы скоро будет возможно просачивание и внутрь здания. Жители окрестных домов, видимо, уже выучили время, когда можно выйти будет в магазин или поликлинику: во время молитвы и проповеди протолкаться к подъезду невозможно.

Это я к чему? В Москве, на 12-13 миллионов человек (а то, с пригородами, и побольше) всего четыре с половиной мечети -- как и пятнадцать лет назад; более того, центральную мечеть на Проспекте Мира разобрали и перестраивают, вместо неё какой-то сарай надувной пока что работает; а было бы лучше, чтобы в Первопрестольной было больше мечетей, штук двадцать хотя бы, по одной на район. А то церквей множество, в каждом районе по нескольку (и никакого переполения нету, не видел, чтобы православные со свечками на газонах сидели), а мечетей нехватка. Конечно, жили бы в Татарии, или в Дагестане, проблем бы не было, мечетей там немало; но как-то в нашей многонациональной, многорелигиозной России всё по регионам раскидано. Если ты живёшь в Чечне, получай мечеть, а если в Туве или в Элисте, то можно построить буддийскую ступу, а если мы живём в прочих регионах России -- не в Башкирии, не в Оренбурге, не в Бурятии и не в Агинском АО -- то нам "положены" только церкви. Не только мусульмане, но и представители иных, более редких религий, -- ущемляются бюрократами: думаю, что именно они препятствуют открытию новых религиозных заведений, помимо "профильных" в данной местности. Такая традиция была уже, при царе-батюшке, но кончилась не очень хорошо.

В Париже, да и говорят, что и в Лондоне, мечетей побольше, в несколько раз больше, а ведь Москва побольше и Парижа, и Лондона. По количеству магазинов, супермаркетов, салонов разных мы уже, наверное, на "мировом" уровне, а вот с религиозными учреждениями получился в РФ перекос. Лучше уж, пусть будет у нас религиозная конкуренция, как в Малайзии. Как у них: тут церковь, там мечеть, за углом буддисты, на следующем перекрёстке сикхи, в другом квартале пристроились китайцы, индуисты, ... католики, протестанты и другие верования. Религиозная свободная конкуренция была бы лучшим решением в нашей, российской действительности.

А пока у нас не так -- что ж, граждане, братья, сёстры, верующие и неверующие: с Рамаданом вас!

Тем, кто собирается ко мне в гости -- в 22.15 (но не раньше) угощаю гречневой кашей.
Tags: Москва, Рамадан, ислам, мечети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →