Уже на выходе из метро, нежданный гость Москвы мог бы подумать, что Москва -- самый нищий город мира. Сотни бедных, и попрошаек, мусульманской и околомусульманской наружности, стояли и сидели на асфальте, на протяжении сотен метров, и собирали пожертвования (порой назойливо). Некоторые демонстрировали свои костыли, утончённые ноги, руки, редкие были с табличками. Причины было две. Во-первых, Москва не самый нищий, а очень богатый город; в небольших городах, подобных Сасово или Микуни, подобный заработок не прокормит. Во-вторых, в последние дни Рамадана верующим следует быть особенно щедрыми; также мы должны выдать кому-то из бедных "садакят-уль-фитр" -- специальное пожертвование в 100-200-300 руб., и вот в надежде получить этот "фитр" и собралось столько желающих... Помимо нищих, попадались традиционные продавцы обоев, в количестве около 100 продавцов (обои -- в качестве молелдьных ковриков), распространители сим-карт и прочие дилеры, а также милиционеры (все дни в Москве -- усиление мер по борьбе со всем).
Подойдя к (недостроенной) мечети, я обнаружил, что построили (привезли) даже металоискатели, и дюжина полицейских (русских) общупывали (не очень приветливо) всех входящих, заглядывая к ним в сумки. Таким образом, скопилось много тысяч человек (более 10 тысяч), которые и расселись во всех местах вокруг надувной мечети, на асфальте и среди ларьков и построек. Мне достался уголок между ящиками с колбасой (халяльная (мусульманская) колбаса, которая продавалась после молитвы за 65 руб).
На проповедь прибыли, по случаю дня аль-Кудс (Иерусалима), разные чиновники, а также послы разных стран (вокруг по пути были видны дипломатические машины; может быть, присутствием послов и объяснялось наличие металлоискателей?) Все они говорили разные речи. В том числе они ждали момента, в будущем, когда все верующие в мире смогут посетить священную мечеть Аль-Акса в Иерусалиме (на фото внизу).


Я, конечно, заметил про себя, что возможность посетить мечеть Аль-Акса имеется у многих людей, в том числе у граждан России, которые безвизовые в Израиль. А вот посетить священные места Саудовской Аравии, напротив, удаётся не всем -- визу получить сложно, дорого, да и мне отказали, -- так что всё вышло наоборот: объявляют, что в Иерусалим попасть нельзя, а он безвизов, едь -- не хочу; а вот Саудовская Аравия, даже если захочешь, то не поедешь, пока не купишь дорогостоящий хадж-тур. Так я подумал, но ничего не сказал, да и народ ввокруг в визовых вопросах был не очень-то озабочен.
По окончании молитвы, все стали постепенно выбираться с территории вокруг мечети. На обратном извилистом пути до метро (около 400-500 метров) я увидел ещё большее количество продавцов. Многие машины,стоящие на обочине, открылись, и они оказались полны дынями и лепёшками; повсюду шла активная торговля этими веществами (чтобы вечером слопать, в 22.00, на "ифтар"). Кроме того, продавали майки с надписью "Кыргызстан", разные шлёпанцы, носки, раздавали благочестивую газету "Ас-Салам", ..., в общем, получился целый переносной мусульманский квартал. Во многих странах, не-мусульманских, такой квартал (или кварталы, или районы) имеются постоянно -- на Филиппинах, в Маниле, например, на Шри-Ланке, да и в некоторых странах Европы. У нас же такой мусульманский квартал "переносной", возникает по пятницам вокруг нескольких мечетей, а потом исчезает.
Итак, Рамадан постепенно заканчивается. Скоро (нам, мусульманам) питаться можно будет не в 22.00, а в любое время года. Ну, а всех, кому интересно, я поздравляю с праздником "Аль-Кудс", и желаю, чтобы не только Иерусалим (он уже доступен для граждан РФ) -- но и многие другие страны (например, Саудовская Аравия) стали более доступны для простых смертных. Вот так-то.