Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Categories:

Африка-17. Плавание по озеру Киву, пересечение границы Бурунди

Страны Африки имеют различные размеры. Некоторые очень большие, подобно Алжиру, Конго-Заиру или Судану (особенно – до отделения Южного Судана, он входил в десятку крупнейших стран Земли). Некоторые страны просто большие, типа Танзании, Замбии или Египта, а некоторые маленькие. Руанда и Бурунди – среди таковых, по величине – как небольшие российские области. Только Руанда холмистая, а в Бурунди есть плохие дороги, поэтому их пересечение занимает больше времени, чем поездка из Дубны в Зарайск или как-то так.

Я уже рассказывал, что в Руанде всё было другое – и язык, и дороги, и (относительная) цивильность жизни, и деньги, и часовой пояс (на час западней Уганды), и розетки, и движение правостороннее, а не левостороннее, и цены некие, завышенные, а поля, горы и холмы – почти все засеяны. Размер страны, однако же, невелик. С запада нас ограничивало озеро Киву, по другую сторону коего расположилась ДРК – Демократическая Республика Конго, в которой до пятидесяти групп разрознённых повстанцев ведут борьбу за золотые рудники и алмазные шахты, а президент, Кабила-младший, фактически контролирует лишь Киншасу-столицу. С юга же к Руанде приклеилась ещё одна страна-миниатюра: Бурунди, куда мы постепенно и направлялись.

Итак, со вписки и с поместья «дорожного» немца мы направлялись в Бурунди. Но метод мы избрали необычный – ведь именно в воскресенье по озеру Киву должен был проплывать пароход (судно), возможно это единственный пассажирский пароход во всей стране Руанде. И как только с поместья был замечен пароход на горизонте, нас быстро упаковали в машину и немец Энди отвёз нас на пристань, где мы ещё минут десять поджидали пароход. Он постепенно подошёл, это оказалось не большое судно, довольно новое, по африканским меркам. На берег протянули трап, сошли одни пассажиры, сели другие, мы в том числе. Энди ждал, пока судно отчалит, и ласково прощался с нами. Наконец, поплыли.

Идти по озеру пришлось целых 6 часов. Озеро большое, а судно довольно тихоходное. В средине озера есть остров, большой остров, принадлежащий Конго-Заиру. Мы близко подошли к нему, так что были видны конголезские люди, я уж думал – причалим и одной ногой постоим на заирской земле. Волшебный телефон Демида уже показал, что мы находимся в заирских водах. Но оказалось, что необычное приближение к заирскому берегу было вызвано ветром и волнами на озере.

Пройдя заирский остров, который мы фотографировали, мы потом причалили ещё в нескольких (трёх) деревнях, где-то на другом островке, где-то на берегу. Местные жители занимались небольшой торговлей, снабдив нас бананами. Иногда шёл дождь. Были зелёные, гористые берега с обоих сторон. А судне плыло ещё двое «мзунгу» (белых) – пара англичан, работают тут по району инспекторами школ, устроились на год, поэтому и ездят туда-сюда (наверное проверяют, действительно ли стали преподавать английский язык в школах, как предписало правительство, и не суют ли под видом английского – французский или какой местный язык). Официант на судне распространял кексы по 100 руанд.франков (5 рублей). Сам же проезд стоил до конечного пункта 3500 (175 руб) – вполне адекватная цена за 6-часовую пароходную прогулку.

Шёл дождь, потом прекращался, но когда мы высадились с судна на пристани у города Шангугу (а как-то он, может, и по-другому произносится?), опять стало капать, да и вечер сгустился. Это была самая западная точка нашего маршрута. Рядом, в ста метрах, протекала река, вытекающая из озера Киву, через неё был переброшен мост, он соединял Руанду и ДРК (Конго). Большой конголезский город Букаву находился на том берегу речки-озера (в нём жило очень много народу, судя по величине селения) и светился редкими точками генераторов. Мы стояли на трассе и несколько мокли, машин дальше (в сторону руандийско-бурундийской границы) не было. На трассе мы находились около некоего отеля, предназначенного, видимо, для граждан, опоздавших на переход в Конго (или только прибывших оттуда).

Так как руандийских франков у нас ещё немножечко было, мы плюнули на всё и решили их использовать на гостиницу, опять же методом «три в одном» -- три человека в одном номере, ещё и сторгованном за 50% изначально заявленной цены. Так и переночевали.


Тексты-рассказы для моего «живого журнала» я набираю на ноутбуке в такие удобные моменты, когда ничего не капает, не течёт. Потом заряжаю нетбук в розетке – опять же, в этой поездке мы стали розеткозависимыми. А сколько всего нужно заряжать – то батарейки для фотоаппарата, то мобильники, то сам нетбук, да ещё и кипятильник нужно вставить, чтобы закипятить чай; а электричество отрубают очень часто, и это было и в Уганде, и в «цивильной» Руанде, и наступило потом в Бурунди. А в некоторых местах и вовсе нет электричества. Итак, написал пост, скопировал его на флэшку, теперь можно ждать, где попадётся Интернет-кафе. В Кигали тоже, в пятницу сидел в Интернете, вырубили свет в половине города (и Интернет отрубился); в субботу вообще почти не работало ничего. Так и живём. А некоторые нетерпеливые граждане пишут мне вопли: «эге-гей! Анто-о-он! Чего не отвечаешь? Дай мне информацию о том-то, о сём-то!» Вот всех их в Африку, и пусть они там оптоволоконный Интернет налаживают.

Наутро уже добрались до приграничного руандийского города Бугарама. Он несколько другой: плоский. Все города тут на холмах, а этот на равнине, внизу. Похож на среднеазиатский кишлак Ферганской долины. Выглядит всё примерно так же, только дети более черноватые.

Попили чай с кексиками, истребив последнюю стопку руандийских монет (ну не совсем последнюю, оставили всё-таки и для коллекции). До границы оказалось семь километров пешком. Мы прошли их в сопровождении детей, которые сменялись попеременно. Рядом всё виднелись пейзажи и поля соседнего Заира. Машин до границы не было видно (проехал один конголезский джип, но не взял).

Тут наконец появилась вблизи и таможня. Погранично-таможенный пункт, как оказалось, был построен и открыт летом 2013 года, то есть совсем недавно (раньше тоже был переход, но попроще). Он построен на границе трёх стран, стоят три флага (Бурунди, Руанда и Конго-Заир), но пройти можно только в первые две страны. В одном здании сидят пограничники и Руанды, и Бурунди, в соседних окошках. В одном ты получаешь выездной штампик Руанды, в другом – заполнив анкету и заплатив 40 долларов – получаешь трёхдневный бурундийский транзит. Если хочется настоящую тур.визу Бурунди, то на границе её не дают, нужно ехать в Бужумбуру и там платить ещё $50. Нам трёхдневный транзит будет достаточен. Руанда стоила $30, в ней мы могли находиться месяц, но не стали это делать.

Итак, вся процедура перехода заняла не больше получаса – и мы на бурундийской земле! Привет стране, в которой мы никогда не бывали! А из наших знакомых тут был уже упомянутый в прежнем посте Митя Ф. и Маша Веселова. Может и кто-то ещё.

Перешли границу, и никаких городов не было видно. Хорошо, с границы вышла машина и подобрала нас до ближайшего городка. Мы оказались в Бурунди, и стали ознакомляться с местной жизнью.

В Бурунди я, Демид и Катерина не бывали никогда. Да и название столицы её – Бужумбура – не назовёт и большинство отличников по географии. И только некоторые спецы помнят, что Бурунди постоянно находится в последней пятёрке стран мира, в списке стран по убыванию ВВП по ППС (ну, по-русски говоря, по убыванию богатства), и нередко занимала в этом списке почётное последнее место (среди стран всего мира). Сейчас же, посмотрев Википедию, с интересом обнаружил, что соседнее Конго-Заир обогнало Бурунди по бедности, и заняло последнее в рейтинге место; предпоследнее место у Зимбабве, а третье с конца – у нашей Бурунди, куда мы и должны были скоро попасть.

( Внесу сноску, пока Интернет не работает – укажу другие страны в списке ВВП по ППС: первое место Катар (102 тыс.долларов в год условно); второе место Люксембург (70 тыс.); 55-е место Россия (17700); 164-Уганда (1415), рядом и Танзания с Руандой; 179-е место Мадагаскар (955); 185-Бурунди (625), 186-Зимбабве (559), 187-Конго ($369). И хотя числа эти условные, всё равно было бы интересно посетить страну, одну из самых последних в мире, и сравнить её с другими. )

Для прочих справок: бурудийский франк = 2 российских копейки. Ладно, продолжение следует!
Tags: Африка, Бурунди, Руанда
Subscribe

  • Камбоджа. Поезда. Пномпень

    Я люблю поезда, и когда в какой-то стране они исчезают, меня это немножко огорчает. В Камбодже, одной из бедных и не очень организованных стран,…

  • МОИ ПЛАНЫ на 2025-26

    МОИ ПЛАНЫ на 2025-26, куда поеду я, какие будут лекции и Дома Для Всех, куда я приеду, совместные пароходы и Трезвые Сходы, где можно присоединиться…

  • Иркутск. КБЖД. Сход.

    Итак, товарищи! уже завтра - 23 июля - утренней электричкой - в молодёжный походик по КБЖД. Походик у нас молодёжный, несложный совсем. Будут люди…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments