Но второй день прошёл не так сладостно. Мы пришли на вокзал, и поскольку мы уже находились в «листе ожидания» на выдачу билетов, купили в обход очереди три билета третьего класса (сидячка) доДодомы («дододо» какое-то получается. Ту тикетс ту Даблин! – куда, блин? – ту Даблин! Ту тикетс в Додому! Куда, блин! – До дому!..)
Итак, взяли три билета в Додому, а второй класс (купе) до Додомы не едет, там такая система: поезд со Мпанды едет до города Табора, там его разбирают и один вагон третьего класса отцепляют и перецепляют к основному поезду Кигома—Додома—Дар-эс-Салам.
Итак, мы билеты купили, но поезд пока не показывался, на станции не было ни пассажирских вагонов, ни локомотива. Так и говорили, что поезд появится позднее. Уже скопились пассажиры, ну все ждали постепенно, поезда не было. Мы раз в два часа подходили на вокзал, проверить, не появился ли состав. А больше ничего делать не могли, потому что на весь день отрубилось всё электричество в городе, и мои способности писать тексты, а Демида – выходить в Интернет через телефон, постепенно исчезли. В Интернет пошли в New Dubai Lodge, рядом с домом Премьер-министра; там ради нас запустили генератор и мы немножко (полчасика) поинтернетились. Вернулись на вокзал (на привокзальную пыльную территорию), тут и ветер подошёл с тучками – укрылись в кафе. Там и сидели, пили чай, всё равно нет ни поезда, ни электричества, а потом завалились спать, заведя будильник на разные периоды ночи. Остальные пассажиры, кто пошёл по домам (позвонят друг другу, когда будет поезд), кто остался спать под открытым небом. В здании вокзала остаться нельзя, там почти ничего нет.
Железнодорожники о времени прибытия поезда отвечали что попало, понять невозможно, так как в западной Танзании две системы времени действуют параллельно. Четыре часа утра – это 10 утра по-нашему, или 4 часа после восхода солнца; 11 часов утра = час до восхода. Такая же система есть и у эфиопов в глубинке. 6 часов дня = полдень, 12 часов вечера = заход солнца, 1 час ночи = час после захода солнца. В деревне Карема в мечети часы – я думал, сломаны, а они идут по местной системе. И в гостиницах в Кигоме и Кареме время «чекаута» -- 4 saat asubuhi (4 часа утра), не пугаться – это по-нашему 10… В общем, возникает путаница, но в итоге поезда не было ни утром, ни вечером, ни ночью. Мы хорошо поспали в кафе, сделанном из столетних рельсов, оно хорошо проветривалось, комары все были сдуты.
Утром наконец появился поезд, влекомый сильно гудящим и чернящим небо локомотивом. В нём было несколько облезлых сидячих вагонов третьего класса (шведского производства 1980-х гг, вероятно списанные), а также вагон-ресторан и четырёхместные купе. Но до Додомы и далее шёл только третьеклассный вагон. Мы сели, поезд ещё часок маневрировал, подцепляя и отцепляя товарные вагоны, пассажиры набирались, и наконец мы поехали, удивляясь общей разрухе. По всему участку ж.д. от Мпанды до главной линии, ремонта, казалось, не было никогда; рельсы 1900-х годов лежали непотревоженные на основном ходу поезда; расписаний нигде не было. Почти на каждой станции мы торчали довольно долго, чтобы жители посёлков успели продать нам манго, рис с фасолью, пирожки и безделушки. Возможно, машинст подкуплен продавцами сёл, для которых этот поезд – единственный приток денег извне.
Пассажиров было довольно много. Все промежуточные люди стояли в вагонах, кто сел не в Мпанде, а по дороге. Поезд очень сильно качался и прыгал, будто колёса у него большие и овальные. Иногда ходили контролёры с ментом. На крыше поезда никто не ехал. Кажется, ветка на Мпанду доживает последние годы, как всё старое сообщение, построенное немцами 100 лет назад. Скоро проложат нормальные дороги автобусные, и прикроется и пароход на Танганике, и ветка на Мпанду, а потом и на Кигому -- нельзя же более 100 лет ездить по одним и тем же шпалам и рельсам, всё уж еле живое.
Перед Таборой, уже на главной линии, состав остановился и стоял пару часов. Потом в Таборе всё расцепили, там и присоединился наш вагон к основному поезду, который там собирался. И мы потащлись на восток в сторону Додомы, опять же тормозясь на каждой остановке – хорошо, что почти везде местные жители предлагали полный ассортимент продуктов, иногда был и вкуснючий манговый сок. В одном месте похожие на китайцев люди занимались ремонтом ж.д., стояли путеремонтные какие-то машины, подсыпали гравий... И только к вечеру сегодняшнего дня мы, запылённые, вылезли из вагона на ж.д.вокзале Додомы.
Есть город в Африке – Додома,
Оттуда далеко до дома! -- из книги "200 дней на юг"
Додома – официальная столица Танзании, но она небольшая, куда меньше портового Дар-эс-Салама. В ней есть штаб-квартира правящей партии, есть памятник Джулиусу Ньерере (основатель государства, первый президент и, на удивление, неплохой был человек); город благоустроен (по африканским меркам) – автобусы и маршрутки с номерами, цветочки, асфальт много где. Здесь есть довольно много мечетей, причём при фотографировании самой большой из них (снаружи), на нас накричал служитель-охранник – мы не стали дожидаться повторения мпандиского случая и ретировались. Имеется несколько церквей, испускающих песнопения, храм индуистский и храм сикхов. Тут же есть резиденция президента, но мы его не посетили. А все посольства и культурные учреждения остались в Дар-эс-Саламе. Цены на еду тут двойные, относительно провинции, а супермаркетов так пока и не найдено.
В Додоме, через Интернет, нас встретило несколько известий.
Во-первых, в Москве, в Раменской типографии, вышла очередная книга моей мамы, М.Романушко. "Чаепитие на берегу Босфора", М, 2013, 152 стр. Новая книга М. Романушко – это дневник её путешествия в Стамбул в 2012 г, в гости к сыну – путешественнику Антону Кротову, который создал там «Дом АВП». Эта поездка оказалось для автора не только путешествием в пространстве, но и во времени – с возвратом к своим истокам, с погружением в генетическую память... А в настоящем времени каждый день происходило множество захватывающих историй... Для широкого круга читателей, которым интересен внешний и наш внутренний мир. 150 рублей в Москве, 200 – с пересылкой по России, оптовикам скидка.
Во-вторых, там же в Москве, в той же типографии, вышло новое издание «Практики вольных путешествий» (А.Кротов "Практика Вiльних Подорожей") на украинском языке. Это новое издание, над улучшением которого старались Богдан и Аня из Хмельницкого и Андрей Сапунов из Киева, -- тщательно проверено, исправлено, дополнено, снабжено примерами и из древней, и из современной жизни. Формат и размер книги сохранились прежние – 96 стр. карманного формата А6. Книгу можно будет приобрести в Москве весной на тусовках АВП, а также в Киеве у Андрея Сапунова, а также в Доме АВП во Львове, с июля по декабрь 2014 г – именно для Львовского Дома эта книга и предназначена. Стоимость книги в России 50 рублей, на Украине 10-12 гривен, ждите лета – скоро снабдим вас этим изделием!
Поступили и другие интересные новости, о которых вы узнаете в своё время. Пока только сообщу, что и в танзанийской столице в течение нескольких часов не было электричества, что нас как-то не обрадовало!