Живущий в Антананариву Илья adderley мудро предостерегал нас: «в городке Манаджари, пойдите, не дойдя до пристани, спросите в одном, в другом магазине: мол, как вы думаете, сколько стоит плавание по каналу до Нуси Варики?», чтобы, дойдя до пристани, иметь представление о ценах. Но получилось, по нашей неорганизованности, иначе. Как только мы спросили о вероятных ценах плавания по каналу, встреченного нами, на вид умного, пузатого и интеллигентного человека, -- как он стал нашим «спутником жизни» на все ближайшие сутки! Этот дядька (не в рванине), по имени Левис Робинсон, отныне ходил с нами везде, проводил до одной пристани, до другой, вписал в церковь на следующую ночёвку, узнавал для нас разные свойства лодок, пассажирских и грузовых; потом пытался впарить (Екатерине, пока я был в мечети) какое-то рассыпучее золото, и якобы драгоценные каменья, и т.п.. В целом, дядька составил впечатление хорошего и преуспевающего человека, показывал нам даже свою кредитную карточку, и фотографировал нас на свой планшет (необычайная вещь в этих местах). Потом он и вечером был с нами, и появился на заре утром, так что мы были всегда в его обществе. В качестве компенсации трудов он выпросил у меня только несколько российских монет, как сувенир, и получил 10, 5 и 1 рубль. Не будем удивляться, что в ходе всей этой помощи, мы заплатили за лодку в два раза больше, чем местные жители. Однако, мы об этом узнали не сразу.
Сам городок Манаджари – напишу о нём десять строк. Он -- сонный городок, жаркий, имеющий три улицы, зажатые между морем и каналом. Море несёт большие волны, вдоль моря есть пляж, но купаются там редко – волны порой больше человека; мы только вошли в море, только потрогать волны, как все уж были мокрые. Местные же используют приморскую полосу, чтобы выкидывать туда совсем уж мусор. Всё, что ещё недомусор, продаётся тут, как и во всём Мадагаскаре, на рынке и везде. Есть три улицы, одна, наверное, ул.Независимости, другая Приморская, другая Канальная (названия условные), и эти три улицы тянутся километра на три в длину. Есть среди города: несколько церквей разных размеров; одна небольшая мечеть 1930-х годов постройки (имам учился семь лет в Саудовской Аравии, а о количестве мусульман в городке умолчал); и десяток китайских оптово-розничных магазинов. Работники их, китайцы, занимаются бизнесом во всём районе. Пётр Лагуткин сперва, на радостях, стал говорить с ними по-китайски, но они знали только кантонский диалект китайского языка, и с ним коммутировать не могли. Кроме этого, в городе нашлось аж четыре интернет-кафе, цены коих варьировались от 150% до 500% столичной, но самое дешёвое – не работало; множество точек, продающих еду, пирожки с перцем, с луком, картошкой и просто с тестом, всё по 100 ар; несколько сотен рикш, автовокзал (т.е. автостанция, скопление из трёх-четырёх автобусных касс); базар фруктов, в том числе и вкусных; школы и т.д..
Из гостиницы мы съехали, став уже объектом ворчания хозяйки (типа: заплатили 35,000 ариари, а живут всемером, да ещё и стирку устроили), перебрались сперва на пристань, а потом в церковь, при помощи хелпера Левиса. В церкви готовился какой-то праздник, и нас поселили в небольшой домик на церковной территории, сторож даже принёс нам свечки для ночного освещения, в храме был даже рукомойник и туалет.
Про лодки сообщу вот что: они довольно многочисленны, и каждый день ходят, типа как автобусы, по каналу в сторону Носи Варики, а также и в другие малоизвестные деревни по рекам и каналам, везут людей и грузы. Каждая лодка имеет примерно 10-12 метров в длину, и 2-3 метра в ширину; сзади – мотор. Отправление пассажирских лодок анонсируется близ пристани, они пишут мелом на дщице свои наименования и время предположительного отплытия. В каждой длинной лодке плывёт 50-70 человек, как в большом автобусе. Они деревянные, внутри – сиденья, сзади – мотор, наверху – крыша, где едет часть груза и пассажиров. А есть и грузовые лодки, в них нет сидений, они заполняются мешками, на них и едут тоже пассажиры. Была грузовая лодка прямо на Маханур, но она ещё не отправлялась, шла только послезавтра, да и на флоте ничего точного не бывает. А мы решили сперва поплыть на Нуси Варику, а там – разберёмся.
Про дороги, указанные на нашей карте, хелпер сообщил вот что: от Мананджари до Нуси Варики дороги вовсе нет, но можно проехать по полосе прибоя, имея вездеходную машину. Такси-брусс туда не ходят. А вот от Нуси Варики до Маханура хорошей дороги нет, но есть плохая. В Нуси Варике лодки, проходящие по каналу, могут остановиться. Поэтому нужно не сидеть в отеле или в избе, а сидеть на берегу канала. И, как только пойдёт лодка в нужную сторону (на север), стопить её. Вот что он сказал.
Ночёвка в церкви была жаркой, было душно. Поднялись мы с рассветом, тут же появился и хелпер, который проводил нас в лодку, она стояла у пристани. Туда же село ещё человек пятьдесят, мешки, мотоцикл и прочее. Лодка отправилась точно в назначенное время, которое было указано на билете (да! Он выписал билет с печатью!), а довольный хелпер радостно махал нам руками с берега, пока мы отплывали.
Только позднее мы обнаружили (узнав местную стоимость проезда), что заработок нашего деятельного помощника составил, предположительно, 50,000 ариари! Но мы ни капельки не пожалели об этом: ведь 10-часовая водная прогулка по каналу, в любом случае, обошлась нам пятерым весьма недорого (по 20 тыс.ар = 300 руб/чел), и не страшно, что местные заплатили меньше (по 10 тысяч). А вы, читатели, уже знаете порядок цен на местные водные путешествия, а ещё больше узнаете из моего путеводителя, который я напишу и опубликую в будущем.