У нас была при себе топокарта, купленная на Мадагаскаре, но участок, который мы сейчас посещали, был скартографирован в 1926 году. Скажу, что дорог стало ненамного больше, а местами, может быть, и меньше. Канал же остался на том же месте, где и был указан на карте 1926 г., и очертания его совпадали.

От Мананджари до Нуси Варики плыли мы 10 часов. Довольно быстро шли, на моторе: судно делало около 15 км/час. Было около десяти остановок, как на автобусе. Сперва загрузили ещё людей; потом остановились в деревне с ананасами, где стояло всего три-четыре дома, и продавали уже почищенный и порезанный ананас, 100 ариари (1,5 рубля) за четвертинку плода, их много было. Там же продавали и жареную рыбу. Потом были и другие остановки в сёлах, зажатых в узкой полосе между морем и каналом. Эта полоса имеет ширину от нескольких сот метров, до нескольких километров, и там стоят деревни и сёла, хижины, соломенные крыши, но все стараются содержать хоть одну лавку – точку торговую. По каналу то и дело идут лодки-долблёнки, везут в основном ананасы в город, или же бананы (реже). Ананасовое царство. Много людей то там, то сям, гребут вёслами, очень ловко, преодолевают большие расстояния. Навстречу попадались и большие лодки, как наша, пассажирские и полугрузовые, некоторые сильно тарахтели. Навстречу везли ананасы (на крышах лодок), бананы, дрова, пустые канистры. Вглубь, в глушь, везли коробки с товарами: газировку для местных лавочек, печенье, ром (тут есть и это, недорого – полдоллара за бутылку рома, она пластиковая и небольшая, объём 0.33), сгущёнку и прочие товары. Иногда лодка причаливала совсем в никаком месте, прямо в лесу. Значит, там есть тропинка. Люди выносили грузы из лодки, иногда ящики с товарами, и они исчезали в лесу. В одном месте тётка застопила лодку, которая плыла по каналу. В другом месте мужичок хотел сплавить своего сына в Нуси Варику, застопил лодку и потом засунул этого парня, а сам остался.
На нашей лодке была печка: топилась она углем. По дороге работники судовой промышленности умудрились сварить рис, фасоль, и раздать всем пассажирам обед. Ехали-то десять часов, могли и проголодаться, несмотря на регулярные остановки и поедание бананов и ананасов в деревнях. Риса и фасоли сварили очень много, хватило с избытком на всех.
Дождей и комаров не было; на остановках садились некоторые мухи. Когда солнце стало снижаться, я вылез на крышу лодки, чтобы фотографировать канал и встречные суда. 10-часовой речной «круиз» проистекал у нас весьма неплохо. Передвижение на лодке оказалась самым комфортабельным на Мадагаскаре: в автобусах, маршрутках, грузовиках было всё хуже, тесней и неуютней, а тут едешь, красота вокруг и солнце, но и тень под крышей. А комаров, которых я опасался, вовсе не было – как-то их сдувало. А то я думал, что малярийные комары на болотах и озёрах обсидят нас и мы все умрём; но этого не случилось.
Под заход солнца мы прибыли в Нуси Варику, крупный районный центр, почти изолированный от мира. На удивление, канал пересекался капитальным мостом, но никаких следов машин на этом мосту не было. Мы слезли с лодки и пошли исследовать городок.