?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Утро быстро наступило. Ночевать в Корякии третью ночь я не планировал (одна ночь уже была – в избушке, вторая – только что в Палане) – нужно было выскребаться из Паланы в большой мир. В любой момент могла начаться пурга и вьюга, или таяние зимника, или наоборот – какая-то ещё напасть, и движение машин сильно бы затормозилось (случаи трёх-, пяти-дневного путешествия по зимнику рассказывали все жители). Самолётом же я «попал» бы на 24,000 руб, да и то не факт, что улетишь сразу: бывают задержки с рейсами, и опять же погодные неполадки, когда борт по три-пять дней не может подняться из-за вьюги.

Итак. Я надел на себя почти все одежды, и вышел на покрытый льдом грунт. Движение машин было – три машины, и я в Тигиле. Сам пос.Тигиль, по словам водителя, «какой-то стрёмный», в нём несколько четырёхэтажных домов (более облезлых, чем в Палане), школа, аэропорт, 11 магазинов, школа, котельная, сумасшедший дом (!) и собственное производство чёрного хлеба (в Палане – только белый). Ледовая переправа через реку отделяет Тигиль от зимника.

Перебравшись чрез реку, я восстал в ожидании машин, сотворив молитву ко Всевышнему, чтобы помог мне из этой дыры попасть опять в цивилизацию. Не прошло и двух часов, как мои молитвы дошли и были обработаны где следует, и получен был ответ: меня подобрал «Урал»-бензовоз, в котором ехал водитель Роман и его супруга Олеся. Шли они в Эссо, а потом в Город; городом тут называют, исключительно, Петропавловск-К.

Водители зимников – русские люди особого сорта. Они сильно отличаются от тех русских (российских) граждан, что сидят в офисах в Москве, или же в Хабаровске. Вот их свойства, описываю ниже. Так, водители эти, как правило, отличаются суровостью, говорят громко – сказывается привычка к общению в шумной кабире «Урала» или вездехода, или же кричат друг другу в пурге: левей давай!!! Ещё-ещё!!! Конечно, их речь активно сдобрена матовыми словами. Также, они почти все курят, и, очень многие, пьют спиртовые жидкости во время пути.

Водитель с женой, подобравшие меня, употребили за три часа дороги 1,5 литра алкожидкости на двоих! Причём поведение водителя не изменилось (жена несколько «утомилась»). «А это что, разве много? – удивился водитель, -- Вот у нас такие-то, выехали в рейс на трёх машинах, и взяли 20 литров спирта. Я подъезжаю, стоят все три с заглохшими моторами, в двух кабинах пусто, в третьей – наливают… Не к добру вышло, потом обморозились все, одному ноги оттяпали». А налить 50-100 грамм – это вообще простое дело, типа как чай у них, у водителей. В других регионах следовало бы остеречься, не ехать с водителями, что выпил; но тут и выбора нет, да и если даже какая-то неудача – на скорости 10 км/час не разобьёшься, разве что в снег уедешь.

Все водители на зимнике помогают друг другу, это обязательно. Стоит машина – другой остановится, спросит, не нужна ли помощь. Кто-то уехал в сугроб – другой обязательно вытащит. Если и второй упал в сугроб, подъедет третий, и так далее. Пока друг друга вытягивают, сзади все, кто едут, стоят и ждут – разъехаться непросто, обогнать совсем не везде можно. Двадцать, сорок минут задержки – нормально. Едут, видят, уже все матерятся: "ну куда едешь, гад!! ссобака, ах чтоб тебя!!" «Гад» съежает в сугроб, и уже спокойно всем миром спасают «гада».

Часто бывает, что водитель переворачивается и теряет груз, лежит на боку. Вокруг потерпевшего аварию валяются мешки с мукой, ящики с товарами, бочки с бензином, заказы для магазинов на сотни тысяч рублей. Никто эти вещи не расхищает, даже если водителя нет (поехал за подмогой, за запчастями отправился на попутке в город). Я видел несколько аварий на зимнике, да и мы могли бы тоже, ведь горки, после давешней оттепели, заледенели, хоть на попе катайся, а нам заезжать наверх в горку, с разбега: трррр! И катимся назад в сугроб, потом опять назад-назад, и опять вперёд, и опять в сугроб, но не перевернулись. А кто перевернулся, так лежит, и если нужно, то другие водители помогают поставить машину на колёса и загрузить груз, и даже водка (по словам водителей), ящики с водкой с перевёрнутых машин, никто не ворует на зимнике – чужое брать нельзя, ни огнетушителя, ни бутылки, ни коробки. И, если просит один другого привезти что-то с города, деталь какую-нибудь, то верят на слово, не требуют квитанцию или чек: сказал, что пять тысяч – значит пять, десять – значит, десять.

При этом, все эти люди, которые не расхищают частные грузы и часто рекламируют свою честность, -- не против пригреться где-нибудь, где можно найти что-нибудь государственное, и все так делают. Это не считается злом, грехом каким-нибудь. Солярка стоит 50 рублей за литр; умный шофёр достал по 20 – это нормально, что одни слили (украли), другие купили. В 2002 году, ехали мы по зимнику в Эвенкию, водители поменяли 1,5 литра спирта на 1,5 тонны солярки – это нормально, это выгодная сделка, а вовсе не спаивание коренного населения и не скупка краденого. Это здесь норма, удача, деловой подход.

Облапошить государство считается нормальным, и только плохо, когда другой облапошил его больше, чем ты. Если я унёс со стройки трубу (да кто без греха – я и сам, в советские годы, воровал на стройках рубероид и прочее, вот весь Союз и растащили по частям,…), а другой уворовал десять тысяч кубометров стройматериала, то этот другой, конечно, гад, но только потому, что он украл больше, чем я, а у меня не было возможности или умения украсть.

Взаимопомощь. Ещё раз: никто никого на зимнике не оставляет, будь то человек голодный, или холодный – довезут до домика, пересунут в другую машину, если у себя совсем тесно, отвезут в город или в посёлок, угостят. Сам, конечно, пассажир, например я, тоже должен быть готов, в мороз или вьюгу, вылезать с лопатой, или с верёвкой, и привязывать, отвязывать, ну или толкать, если машина небольшая. Но обычно такие большие грузовики, их толкать не надо, бывает нужно выйти – смотреть дорогу, как размыло, как промёрзло, проедет ли машина. Обычно грузовики идут караванами по две-пять машин, все поджидают заднего, на подъёмах и переправах, убеждаются – все ли проехали. Связи пока тут нет.

Мастера, очень изобретательные, заменить деталь, часть мотора, всё разобрать и собрать при необходимости в любом месте, без автосервиса и страховой компании, сколько я видел (не только сейчас, но и раньше) таких самоделкиных, которые в тайге, порой неделями, ждали из города (не только на Камчатке) какой-либо агрегат, делали системы блоков или подпорок, поднимали часть машины, меняли, привинчивали, попутно охотились, жгли костры… И на Колыме, и в северной Бурятии, и в Якутии такое есть до сих пор. Это уже не Европейская Россия, где на 90% территории работает мобильная связь, и есть разные автосервисы, мастера всякие, и менять двигатель в тайге никто не станет.

Водители очень сильно курят, и слушают музыку, как правило, лагерного свойства.

«Какая осень в лагеррях
Рроняет листья на запретку…» всё это выслушаешь по тридевять раз, в ушах уже сигаретный дым, маты и песни такого рода.

«Опять стучат колёса в такт,
Опять в Сибирь ползёт этап…» и всё это в каждой второй машине, или чаще.

Прямая речь, без экивоков, отличительное свойство северных водителей.

Водитель: -- А ты что тут делаешь?
Кротов: -- Я путешествую.
Водитель: А, ты еврей?
Кротов: нет, ээ… Почему?
Водитель: Все евреи всегда занимаются [какими-то странными занятиями]!

Иногда даже хорошо знакомые люди (на трассе) общаются очень на повышенных тонах. Но это тут нормально. Кажется, что готовы убить друг друга, ан нет – это просто такой тембр беседы.

Водители Севера изобретательны, я уже писал, и запасливы – у каждого в машине запас бензина, инструментов, еды на несколько дней. Все понимают, что могут застрять на несколько дней в местности, где нет магазинов, столовых. В придорожных, редких, будках или избушках – открыто: зашёл, никто не удивляется; чай, хлеб предложат, ну а также, конечно, выпить.

Движется по зимнику Урал, ползёт КРАЗ, тащится КАМАЗ, грохочет вездеход, тарахтит тяжёлый трактор. Иногда попадается сумасшедший джип, сопровождаемый матами всех водителей больших машин: «что он делает, …?» «Куда он прёт, …?» «Этот … джип уже достал меня, …!» Но когда он застряёт, ближайший грузовик молча останавливается, и вытягивает собрата, потом, поматерясь и выпив, едем дальше – в тяжёлых местах прицепляем легковушку на верёвку сзади, если сама она проехать не может через снега.

Большие деньги зарабатываются и тратятся на Севере; подвёзший меня водитель уже утопил в речках три «Урала» за свою жизнь (вконец утопил, достать не удалось); машина Урал в хорошем состоянии стоит тут под миллион рублей, но и за рейс же тоже неплохо платят. Весна – самый сезон для северного завоза: январь, февраль и март – в апреле будет уже опасно, в мае зимник уже растает, так что нужно всё завозить именно сейчас. Потом, отправляясь в Большой Мир (на материк), в отпуск, или в какие-то тёплые страны, водители Севера создают впечатление, что русские – очень грубые и опасные существа.

Сохраняя в Большом Мире свои северные привычки – громкий голос, матовую речь, способность выпить огромное количество жидкостей, прожоривость впрок, да и крупные размеры – водители тут все не тощие, и не коротышки-карлики, мелких что-то не видно! – такие люди создают мнение о русских людях, как об очень суровой породе людей. Такие когда-то освоили Сибирь и Камчатку, четыреста лет назад – не хотелось им сидеть в тогдашних офисах. Вышли наружу, и на десять тысяч километров разошлись, даже больше, на годы санного пути. Некоторые из представителей этой породы, пройдя столетия, что-то делали-винтили в Антарктиде и даже в космосе; но там мест немного – большинство-таки остались у нас на Русской Земле. И сейчас ещё такие есть – которые не пошли в начальники, не осели в офисах, как большая часть населения региона, которым нравится суровая северная жизнь, которые проявляют свою смекалку и изобретательность, и как говорится в песне

«А если и бьют, то рукой
а вовсе не заявленьем».

Постепенно, с приходом асфальтовых дорог, такая порода русского человека уменьшается в процентном соотношении, уходит дальше на север, где есть ещё реки вброд, вездеходы, охота, рыбалка – не все рыбы ещё съедены, где пригождается взаимопомощь, где вгоняют миллионы рублей в болота и тундры, и где не используются мобильники или кредитные карточки, и интернета тут тоже нет. Честь и слава такому сорту человека, который – как и другие сорта людей – нужен нашей обширной земле!

В таких местах я оказываюсь иногда, и сейчас, и двадцать лет назад, сидя в прокуренной кабине Урала, подпрыгивая на каждой кочке, на всех ухабах, я вспоминал Колыму, Эвенкию, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий, Кольский и другое приполярье и заполярье, регионы Крайнего севера и приравненные к ним. Уже двадцать лет моим автостопным поездкам, а машины ещё встречаются все те же, и песни в них слушают всё те же. Удивительно же!

СПАСИБО вам, водители Севера, за то, что помогли мне и в этом путешествии, как помогали уже много раз! Счастья вам, лёгкой дороги, чтобы без аварий, без гололёда, и подольше держался зимник!

…В этот раз зимник, прибитый сильным морозом, был проще, чем по пути «туда». Прошло часов четырнадцать, и наш грузовик прибыл в Эссо, где я поблагодарил водителя, и мы распрощались. Это было уже раннее утро, 10-е марта. Я перебрался к Сычёвым, у которорых ночевал трое суток назад – они уже и проснулись. Из их двора сегодня утром выходила машина на Город – я пересел в неё, и к вечеру прибыл в Петропавловск-Камчатский, всего через 34 часа после выезда из Паланы, и вот пишу эти строки. Поездка в Корякский автономный округ завершена.


Запись сделана с помощью m.livejournal.com.

Comments

( 18 комментариев — Оставить комментарий )
krotovv
10 мар, 2014 10:22 (UTC)
Интереснейшая проза, спасибо!
pan_sapunov
10 мар, 2014 11:01 (UTC)
блестящее художественное описание, как будто сам проехал. Очень познавательно. С оценками быту и жизни на северах согласен на все 100
a_nadolinskiy
10 мар, 2014 11:13 (UTC)
Хороший интересный рассказ, спасибо.
baracus
10 мар, 2014 11:55 (UTC)
А как относятся к непьющему пассажиру? А к неправославному?
a_krotov
10 мар, 2014 12:11 (UTC)
Нормально, с уважительным удивлением!
gril_avp
10 мар, 2014 12:24 (UTC)
МАШИНА АМО

Расскажу про тот край, где бывал я,
Где дороги заносят снега.
Там алтайские ветры бушуют
И шоферская жизнь нелегка.

Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездило там шоферов.
Но один был отчаянный шофер,
Звали Колька его Снегирев.

Он машину трехтонную АМО,
Как родную сестренку, любил.
Чуйский тракт до монгольской границы
Он на АМО своей изучил.

А на форде работала Рая,
И так часто над Чуей-рекой
Форд зеленый и Колина АМО
Друг за другом неслися стрелой.

Как-то раз Колька Рае признался,
Ну а Рая сурова была.
Посмотрела на Кольку с улыбкой
И по форду рукой провела.

А потом Рая Коле сказала:
- Знаешь, Коля, что думаю я,
Если АМО форда перегонит,
Значит, Раечка будет твоя.

Из далекой поездки из Бийска
Возвращался наш Колька домой.
Форд зеленый с смеющейся Раей
Мимо Кольки промчался стрелой.

Вздрогнул Колька, и сердце заныло,
Вспомнил Колька ее уговор.
И рванулась тут быстро машина,
И запел свою песню мотор.

Ни ухабов, ни пыльной дороги –
Колька тут ничего не видал.
Шаг за шагом все ближе и ближе
Грузный АМО форда догонял.

На изгибе сровнялись машины,
Колька Раю в лицо увидал.
Увидал он и крикнул ей: - Рая!
И забыл на минуту штурвал.

Тут машина трехтонная АМО
Вбок рванулась, с обрыва сошла.
И в волнах серебристого Чуя
Коля жизнь за девчонку отдал.

И, бывало, теперь уж не мчится
Форд зеленый над Чуей-рекой.
Он здесь едет как будто усталый,
И штурвал задрожит под рукой.

И на память лихому шоферу,
Что боязни и страха не знал,
На могилу положили фару
И от АМО разбитый штурвал.

В нашу гавань заходили корабли. Пермь, "Книга" 1996. Перепечатано: В нашу гавань заходили корабли. Вып. 2. М., Стрекоза, 2000.

==================
Исполняет С.Я. Никитин - http://youtu.be/mU0JZk2_Tb4
Илья Скоробогатов
10 мар, 2014 12:29 (UTC)
А местные народы чем занимаются? Неужели не осталось?
Неужели так мало их осталось?
a_krotov
10 мар, 2014 21:49 (UTC)
Re: А местные народы чем занимаются? Неужели не осталось
Так они ж все русифицировались,
потеряли кочевой стиль жизни, цивилизовались,
язык местный забыли, в городах живут и по-русски говорят.
Оленей съели в 1990-х годах (почти всех) с распадом совхозов.

Имеется на всю Корякию, быть может, пара сотен стариков в тундрах, есть оленеводы, но очень мало. Кто ими интересуется, может у тётки Александры Марчук узнать, она в Ямало-Ненецком округе путешествовала и общалась с таковыми, там их больше.
malianov
11 мар, 2014 17:59 (UTC)
Re: А местные народы чем занимаются? Неужели не осталось
Илья, про коряков кое-что написал Дмитрий Арбузов
http://ardm.livejournal.com/tag/Камчатка

и Юля Вершинина
http://simiaup2.livejournal.com/62700.html
http://simiaup2.livejournal.com/62784.html
http://simiaup2.livejournal.com/63636.html
takolesova
10 мар, 2014 13:27 (UTC)
Не видела эту аватарку. Первая мысль - откуда у меня АВ в ленте? Потом, конечно узнала. Удачи!
kravchuk
10 мар, 2014 21:29 (UTC)
молодец. где-то на полках есть книга Антона. попытаюсь завтра попасть на встречу взять автограф
nol21
10 мар, 2014 23:28 (UTC)
Пассажиров из Паланы часто подвозят, или все местные копят деньги на самолёт? Местных подвозят за деньги?
a_krotov
11 мар, 2014 00:10 (UTC)
пассажиры
Бывают пассажиры из Паланы и Тигиля.

При мне, пока я стоял в Тигиле после речки на выезде на зимник, приходил человек в поисках машин -- искал чтобы свою тётку отправить.

Ночью, в ту же ночь, что и я, пошла "вахтовка" (не отапливаемая) и "кунг" (машина-будка). В обоих машинах находились пассажиры, половинная заполненность. То есть, ездят, конечно, не все ж летают.

Северяне ездят, обычно, бесплатно и по знакомству, т.к. почти все основные жители знакомы с водителями, которых всего несколько десятков на зимнике, и спрашивают заранее "Когда поедет Сашка" или "Коля уже выехал в город?" и проч. Кто не знаком с водителями, ходит по магазинам, спрашивает -- идёт ли от них машина, -- мне тоже советовали поступить таким способом.
photoguide
11 мар, 2014 02:50 (UTC)
Почитал и самому захотелось побывать на Камчатке.
Вот накоплю денег и осуществлю мечту.
dlya_menya
11 мар, 2014 19:58 (UTC)
отлично написано! спасибо!
atboarder2
12 мар, 2014 05:02 (UTC)
Браво. Хорошая поэма покорителям Севера!
Плюшкин
12 мар, 2014 05:58 (UTC)
Хорошо написано! :)
Дмитрий Копосов
12 мар, 2014 16:27 (UTC)
класс, теперь я знаю двух человек
которые могут о простом писать как о возвышенном и романтичном (ну, как-то так). второй - автор татьи про Камчатку, первый - Лондон, который Джек
( 18 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner