?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера вечером, 7 мая, на Северном Кипре, на 93-м году жизни, скончался престарелый мудрец, Шейх Назым, известный в некоторых мусульманских кругах.
На фото: шейх Назым в 2008 г (в центре)
Об этом сообщил нам другой мудрец, Роман Устинов, находящийся в это же время там, в деревне Лефке, где находится дерга (община, коммуна) шейха. В тот же день произошли и похороны -- в мусульманском мире это дело не затягивают.

Поскольку и я тоже, несколько лет назад, побывал у шейха, пожил в его общине и потрудился на его огородах, а в другие годы в дерге побывали В.Шанин, Игорь Коновалов, В.Сохин и другие путешественники, скажу о шейхе несколько слов и в этом ЖЖ.

Шейх Назым (Мухаммад Назим аль-Кубруси) прожил длительную жизнь -- он родился ещё до Турецкой революции, в последние годы официально ещё существовавшего халифата. Он действительно думал, что окружающий мир приходит к своему концу, к своему упадку, и окружающие признаки все были налицо. Нужно было пережить тяжёлые времена, которые непременно должны были настать ещё при жизни шейха,

На фото: цитаты из трактатов шейха. Подобно книге ПВП, учение Назыма распространялось на разных языках

...всей технической цивилизации должен был прийти конец, а затем халифат должен был быть восстановлен и должен был прийти имам Махди (да ускорит его появление Аллах), а некоторые посетители даже считали в своей простоте, что имамом Махди является или сам Назым, или сын его. Очень многие (в общине) считали, что именно он является "Имамом нашего времени", человеком, которому ведома Истина во всей её полноте. Я сам не смог составить точное мнение о всеведении шейха, т.к. в неделю моего приезда он выглядел очень пожилым и уставшим, беспокоить его по пустякам не следовало.

Назым, подобно современному вероучителю Виссариону, и некоторым другим людям, и возможно подобно ессеям в древности,
переселился в глухой уголок Кипра, организовал там общину, с обширными огородами. Там мог появиться и поселиться любой человек, любого вероисповедания (но возможно только мужского пола? я почему-то не спрашивал, где там женщины, такой простой вопрос не пришёл в голову). Некоторые, кому не нравилось общинное житьё, снимали дома в самой деревне Лефке, и занимались обслуживанием паломников, или пересдачей коинат в обширных домах. Сняв огромный дом за 3600 евро в год, можно было сдавать там койко-места и жить, принимая паломников, а на обед ходить в монастырь дергу. Те же, кто не хотел жить на платных условиях, вписывались в общине, иногда в течение очень долгого времени. Иногда шейх замечал надолго прилипших в мечети бездельников и отправлял их обратно, в Большой мир, чтобы происходила какая-то ротация паломников; некоторым же говорил остаться, и люди оставались, иногда на несколько лет, занимаясь определённым видом духовного, организационного или телесного труда.

На фото: ночлег в святой коммуне шейха


На фото: Раздача обеда

...Всем, как обитателям Дома АВП, полагалась крыша над головой (в основном, на втором этаже мечети), еда, а по желанию -- молитвы, по желанию -- участие в общественных работах (огороды, кухня). Турок и русский, сомалиец и американец, негр и шри-ланкиец вместе сидели за одним столом, а иногда собирали оливки, апельсины или лимоны.






На фото: временные и постоянные обитатели дерги (общины)

...Колхоз шейха Назыма был учреждением весьма неэффективного ручного труда, на центнер овощей приходилось два пуда молитв, зато фрукты и овощи были качественные, без ГМО,




На фото: работа на огородах шейха Назыма часто переходила в лежачее состояние

...и местные жители на Кипре с удовольствием покупали соленья и варенья, изготовленные в общине шейха, хоть и были они несколько дороже, чем обычные -- зато с молитвами и без химикатов.

Периодически сам шейх выходил из своего дома (он был пристроен к общине), чтобы дать людям душеполезный совет, прочитать молитву или проповедь, беседу (сохбет), повертеться в священном хороводе. Принимал посетителей и индивидуально. Нередко давал приезжающим деньги. Также нередко приезжающие дарили конверты с деньгами шейху, а он их передаривал, часто не открывая. Как правило, 100 или 200 евро получал гость в подарок, перед отъездом (мне досталось 200 турецких лир).

Шли годы и десятилетия, конец мира и цивилизации всё не наступал, а сам шейх старел, и его уже водили за руку или под руки -- к девяноста годам уже не каждый из нас сохранится хоть как-то.

Было видно, что шейх уже сильно устал. Уже много десятилетий вокруг собирались люди, ожидающие от него не только совета, но и исцеления, и чуда. Сказания о необычайных способностях шейха распространялись и в общине, и в интернете. Изречения мудреца записывали, к мудрецу ехали отовсюду; цивилизация вот-вот должна была "накрыться". Прошёл слух, что "имамом Махди" (мессией) шейх назначил, почему-то, текущего короля Иордании -- именно ему, якобы, и было поручено восстанавливать халифат. Сам я этого от шейха не слышал, тем более не знаю, в курсе ли был сам король.


В возрасте 90 лет шейх Назым отошёл от руководства общиной, поручив главенство и духовное руководство своему сыну (тоже, как мне кажется, старику). Как он выглядит, не знаю, потом кто-то подскажет.

Что же касается бытового руководства "колхозом", -- мне кажется, что его уже перехватили другие люди, менее духовные, но более молодые и более хозяйственные:
На фото: можно сказать, "комендант".
"Комендантом вписки", на момент моего приезда, был один мужик, а организатором сельхозработ -- другой.

Постепенно, как шейх старел, увеличивались предположительные ожидания, что скоро произойдёт нечто важное, что перетрясёт весь мир, и поставит всё на свои места, как оно (предположительно) должно быть. Мистические свойства Назыма были, как мне кажется, гипертрофированы народной молвой. Однако, ещё до светопреставления старец скончался, что и нас всех ожидает. Мир!

Что можно сказать в завершение темы?

Во-первых: во все времена были разные учителя и гуру, проповедовавшие уход от мира, в связи с тем, что мир скоро завершит своё существование. Виссарион и шейх Назым -- лишь некоторые примеры сему. Впрочем, мир существует и далее, а прогнозы на скорое завершение человеческой истории, пока что, не сбываются.

"Я ищу таких как я, сумасшедших и смешных, сумасшедших и больных,
А когда я их найду, мы уйдем от сюда прочь, мы уйдем от сюда в ночь. Мы уйдем из зоопарка !"
(с) классика

Во-вторых: в общинах и коммунах, подобных дерге шейха Назыма, или же в Петропаввловке и др Красноярского края, собираются добрые и очень интересные люди. Нередко они ведут совместное хозяйство. Посещать эти места -- интересно, познавательно; шанс, что вас "зомбируют", крайне невелик.

В-третьих: не стоит преувеличивать свойства того или иного гуру, будь то шейх Назым, Виссарион, Саи Баба, Далай-Лама или Порфирий Иванов. Никто из гуру, шейхов, учителей (,политиков, блоггеров, ...) не обладает 100%-ной монополией на истину, никто не является божественным воплощением. Смотрим на всех, слушаем, но -- думаем головой!

В-четвёртых: после кончины гуру, как правило, происходит его "канонизация" в кругу последователей.
На фото: портрет шейха, висевший в общине
Ещё раз: думайте головой! Все мы -- люди, со своими свойствами, и даже со своими ошибками. Обращаться с просьбами к умершим гуру, учителям, святым, шейхам -- не следует.

Почившему старцу: мир его праху! Коммуне-дерге в деревне Лефке: желаю дальнейшего существования и сохранения странноприимных свойств! Шейх Назым принимал и вписывал у себя всех, и мусульман, и христиан, и неверующих граждан (некоторые, говорят, после этого становились верующими). Нам всем: желаю тоже всем мира, терпения, и терпимости; кое в чём и нам можно было бы у шейха поучиться.

Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
andriyano7d
8 май, 2014 18:03 (UTC)
шейх
дааа... крутой дядя! уважение и поклон как человеку!
natovich
8 май, 2014 19:50 (UTC)
Мракобесы не переводятся, а вот попробуй сейчас непьющего сантехника найди! Или там печника, допустим. Не говоря про честного мента или того хуже - депутата. А вот тунеядцев, идолопоклонников и религиозных аферистов - девать некуда!
a_krotov
9 май, 2014 08:32 (UTC)
Непьющих сантехников у нас в Москве немало,
в основном это таджики, или узбеки.

Услугами печников или депутатов не пользуюсь, поэтому не в курсе, есть ли там много пьющих или непьющих.
diarra
8 май, 2014 20:04 (UTC)
"Периодически сам шейх выходил из своего дома (он был пристроен к общине), чтобы дать людям душеполезный совет, прочитать молитву или проповедь, беседу (сохбет), повертеться в священном хороводе."

А что означает "повертеться в священном хороводе", там воспроизводят какие-то хороводы и танцы, как у суфиев, да?

Edited at 2014-05-08 20:18 (UTC)
a_krotov
9 май, 2014 08:33 (UTC)
Да, суфийские хороводы-танцы они там осуществляли.
sokol_inka
8 май, 2014 21:03 (UTC)
Очень согласна с выводами, особенно с пунктом про "думать головой". Интересно все, что связано с подобными общинами. Особенно когда они основаны не на желании убежать от мира, а просто на предпочтении общества друг друга.
nol21
9 май, 2014 09:29 (UTC)
Таки все думают головой. Наверное интересные результаты получаются если думать другим местом. Когда ты, Антон, молишься, ты же не к своей голове обращаешся?
obi_van_ki_ro
16 май, 2014 19:00 (UTC)
очень интересно !!!
( 8 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner