В тот самый заезд, помимо посещения Мурманска, был ещё поход по южному берегу Кольского полуострова, через Умбу и Варзугу на Кузомень и Чаваньгу. В том походе нас было трое – я, Андрей Винокуров и некая девушка Катя, которая в ходе похода утратила самоходные свойства и приобрела прозвище «Катя Кольская». Фотографии из того замечательного похода – старинное село Варзуга, необычная песчаная пустыня на Полярном круге под Кузоменью, пустые вписочные рыбацкие избушки по побережью Белого моря -- можно найти, при случае, у меня дома (в бумажном варианте); завершился же поход нашим улётом за 50 [тысяч тогдашних] рублей из Чаваньги обратно в Умбу, потому что женщина передвигаться своим ходом уже почти не могла, устала. После этого похода и появились в наших кругах термины «самоходная женщина» / «несамоходная женщина».
Прошло много лет; Катя "Кольская" уже давно покинула круги общения вольных путешественников; Олег и Лариса Бокаревы, которых мы посещали в то посещение Мурманска, уже тоже выросли примерно вдвое и в современных тусовочных кругах неизвестны – занялись своей (более обычной, чем у меня) жизнью. Вероятно, изменился и Кольский берег – не удивлюсь, если узнаю, что в Варзуге появились уже петербургские / мурманские дачники, интернет и мобильная связь.
На этот раз я добрался до Мурманска не автостопом – на поезде, потратив 1200 рублей на билет с Москвы. Никто из других москвичей не созрел на ж.д.поездку на север в эти дни – ну, конечно, можно и понять их: май – не самый лучший месяц для посещения Кольского полуострова, там довольно холодно (+5), и снег сохраняется в оврагах, многие озёра по пути замёрзшие (хотя сам Мурманск – незамерзающий порт), и на загородных сопках лежит снег. Июнь тут значительно приятней, а в июле уже будут комары. У 9-го мая одно регулярное преимущество: 50% скидка на ж.д.билеты, которой я и воспользовался. Ну, для осмотра собственно города, и для проведения лекций там, снижнные температуры – не существенное препятствие.
…Мурманчане, охлаждённые заполярным житьём, долго не созревали насчёт мест проведения лекции, но потом возникло сразу две площадки: антикафе «Тепло» (правильное название для Мурманска) -- на воскресенье, 11-го мая, и некий центр современного искусства «Roxy» -- на вечер понедельника. Постепенно обнаружилось и несколько людей, желающих позвать меня к себе в гости в этот город, за что им и спасибо – меня не только вписали, но и устроили автомобильную экскурсию по Мурманску и окрестностям. Памятник Защитникам Заполярья (местный «Алёша»), новый длинный мост через Кольский залив и короткий старый, выезды на Петербург и на Киркинес, строящаяся новая МКАД -- мурманская [полу]кольцевая автодорога – её сейчас очень активно расширяют и реконструируют, хотят наверное завершить к 100-летию города в 2016. Показали мне и другие достопримечательности: самый северный на планете Макдоналдс (без смеха, есть даже мемориальная табличка в честь этого), В.И.Ленин, другие красоты северного города, большие морские суда (вид издали).
Сам город Мурманск – длинный, вытянутый город, необычной конструкции: море, пароходы, железная дорога и порт, большие перепады высот в черте самого города – таких населённых пунктов в России всего трое: Сочи, Владивосток и Мурманск. За минувшее семнадцатилетие город не сильно изменился. Население города (самого большого в мире города за Полярным кругом) уменьшилось тысяч на сто, с 400 до 300 тысяч человек. Строительство многоэтажных новых домов практически не ведётся, все мной видимые дома – советской постройки. И только один дом, что я видел, строится. Впрочем, домов царского времени тоже нет – город основан в 1916 году (последний город, основанный в царское время), а во время войны был, большей частью, разрушен.
Содержимое магазинов и супермаркетов в Мурманске обыкновенное, цены чуть только выше, чем в Москве или в Питере – не Камчатка и не Норильск. Есть местные молочные и кефирные продукты, производимые в Мурманской области, и местная квашеная капуста (может, выращивают южней, а режут и квасят уже тут?) В пригороде Мурманска, в городе Кола, имеется завод газировок, который выпускает разные ситро и бутылочные чаи. Но, почему-то, Кока-Кола там не производится, а продающаяся в городе КК – питерского производства. А вот и зря, нужно было бы им перенести завод в город Кола, всё равно там газировку разливают, ну и пепси- или кока-кола была бы очень кстати. Кола – из Колы!
Весь город выглядит серым – виновата весна и отсутствие зелени. Небо тоже серое, дома, ну и улицы, и газоны с кусками недавно стаявшего (или недотаявшего) снега. Впрочем, они и не выглядел раньше каким-либо разноцветным.
Пригородное ж.д.сообщение из города фактически отсутствует. Есть в расписании какой-то 373-й поезд до Апатит (это, вероятно, электричку так шифруют), и ещё один местный поезд, по пятницам, до станции с названием Моккет (что за макет такой, не ведаю). Основное передвижение людей по области происходит на автобусах, причём некоторые соседние города являются ЗАТО (закрытыми городами), а некоторые другие – погранзонами; округлённо говоря, из Мурманска что на север, что на восток, что на запад едь – в погранзону упрёшься довольно быстро. Есть автобусы в Норвегию и в Финляндию, до которых отсюда недалеко. Пароход "Клавдия Еланская" до сих пор ходит вдоль берега полуострова; зимой и весной он доходит только до Гремихи (это тоже погранзона); летом он совершает почти полный круг вокруг полуострова, а стоимость проезда на судне совсем невелика, дешевле, чем автобус или поезд на то же расстояние. Это для любителей морских прогулок, спешите, пока судно на ходу!
Ну вот и все маловажные сведения про Мурманск. Сегодня ещё одна лекция, а завтра начинаю всё-таки движение на юг -- хватит мне на этот год снегов и холодных мест!