Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Categories:

Алексей Воров, 4-й номер ПЛАС, 1-й автостопщик планеты:

Сегодня, 19 сентября, у меня в гостях побывал Алексей Воров, основатель и Президент Петербургской Лиги Автостопа (с 1978 г), самый опытный автостопщик планеты, преодолевший автостопом свыше 1.930.000 км (не каждая машина проедет столько!) Путешествуя по разным дорогам СССР, России и мира в течении десятков лет, он накопил невероятный опыт, и вот я решил расспросить его о разных вещах и минувших днях. Вашему вниманию предлагается интервью с Алексеем. Для моего удобства, вопросы структурированы по темам, а ответы изложены в компрессированном виде, сохраняющим информацию, в некоторых местах я вставил свои объяснения в скобках, чтобы понятнее было.


(1) О старых "добрых" временах.

-- Алексей, ты ездишь автостопом с 1970-х годов. И как же ездилось в советское время? Были ли в советские годы беспричинные проверки, задержки со стороны милиции? И часто ли?

-- Да, были. От Москвы до Ленинграда было 28 постов ГАИ (я сам лично не считал – водители подсчитали), всюду могли проверить документы. От Ленинграда на Кавказ – около 2200 км пути, за это время у меня проверяли документы 5-6 раз, в среднем. Но долгие задержки были редко. По нашей статистике, один раз на десять поездок, примерно так.

-- Были ли долгие задержания милицией в те времена?

-- Да. Расскажу о самом неприятном случае. Это было летом 1984 года, в Киргизии, во времена Черненко. Я ехал из Джиргаталя [восточный Таджикистан] на Дорот-Коргон, в горы -- под пик Ленина. [ Заезжать под пик Ленина можно было только с той, таджикской стороны, потому что на востоке (Сары-Таш) тогда была погранзона. Памирский тракт весь был также погранзоной. Примечание А.Кротова]
...


Итак, я ехал под пик Ленина. Из Дорот-Коргона шлю телеграмму домой, что всё в порядке, иду наверх. Дальше, к востоку от Дорот-Коргона, подъезжает ко мне толстый мент на мотоцикле. «Кто такой?» -- «Альпинист». – «Поехали, разберёмся». Доставил меня обратно в Дорот-Корогон, отобрал паспорт, вызвал КГБ; наутро приезжает УАЗик с КГБшниками из Оша, и в КПЗ. Вызвали на суд, не успел ничего сказать, за меня говорят: «он был в погранзоне!» -- «я не был в погранзоне, Дорот-Коргон не погранзона!» -- меня и слушать не захотели, посадили меня в камеру, где и держали целый месяц.

Никаких нар – голые доски. Никаких одеял, абсолютный ад. Мне, правда, потом предложили взять рюкзак, чтобы я спал в своём спальнике, но как же это получается: я буду в спальнике, а остальные в камере – на голых досках. Так что я отказался. В камере ещё сидело несколько человек, за разные нарушения – кто-то по пустяку, кто-то и настоящий уголовник. Так и сидел целый месяц. Кормили плохо.

Начальник этой «шарашки», узбек, был нормальный человек, но говорил: «ну что я могу сделать?» Меня арестовал милиционер, задержало КГБ, кто должен был отпустить, неясно. Я мог бы, теоретически, как-то сбежать (без паспорта) и добраться до границы Узбекистана – там с десяток километров, а там уже другие ведомства… Но было тоже рискованно, потом до Питера добираться?
И за утерю паспорта тоже могли там дать месяц тюрьмы.

Наконец пришла проверка, входит капитан, совершенно адекватный: «альпинист! А ты что тут делаешь?» – «я сам хотел бы спросить, что я тут делаю!» -- Он, видимо, разобрался, и примерно через сутки меня отпустили.

-- Выходит, в Средней Азии и на Кавказе «ментучесть» была повышена и раньше?

-- Да. На Кавказе, в Средней Азии, и тогда больше проверяли. А вот например на БАМе (который тогда строился) никто не придирался, милиции там и не было почти.

-- Могли ли путешественника в Советском Союзе арестовать за тунеядство?

-- Теоретически да, но практическая опасность была только в 1983 году, в годы правления Андропова. Тогда могли в кинотеатр днём войти, включить свет, проверять: почему не на работе? Проверить в очереди в магазине: кто откуда пришёл, отчего не на службе? Такие проверки были, но Андропов быстро умер (а говорят, ему «помогли»).

-- Была ли распространена кузовная езда в 1970-80-е годы?

-- Езда в закрытом кузове – была в порядке вещей. Многие грузовики в 1970-х годах были как пассажирские, внутри в кузове они ставили доску, как скамью. Обычно они ехали недалеко, по второстепенным дорогам. На М10 такие попадались реже. Но вообще, могли взять в закрытый кузов, как только мы тогда не ездили…

Море мотоциклистов было на сельских дорогах в 1980-х, и до 1990-х годов. Гонщики Лиги тогда брали шлем мотоциклетный с собой. Останавливались почти все, ну 90%. Шлемы, наколенники были нужны.

-- Встречались ли "дальние" легковушки в 1970-80-х и кто так мог ездить?

-- Легковые дальние машины были нескольких видов. Были «мурманчастники», жители Мурманска, едущие в отпуск на юг [Ханты-мансийских и ямало-ненецких номеров тогда по дорогам не ездило, потому что дорогу в Ханты-Мансийск и Уренгой открыли позднее. – Прим.А.К.]. Был перегон машин – человек купил машину и перегонял к себе в город. Были и такие, кто ездил семьями, перегруженные, забитые людьми и запчастями. В общем, дальние легковушки встречались.

Все тогда ехали очень запасливо, с комплектом запчастей для мелкого и среднего ремонта. С канистрами горючего. К Новому Году достать топливо было очень сложно. Стояли машины, дальнобойщики, даже иногда замерзали без топлива в тайге. Потому что план по горючему на 1970-какой-то год был уже выработан, и до Нового Года ничего не достать. Вот и запасались заранее, на себе волокли всё.

-- Правда ли, что останавливаемость машин в 1970-80-х была лучше, чем сейчас, как говорят многие пожилые люди?

-- Ну да (смеётся) ! Когда мы начинали ездить в 1970-х, нам тоже говорили, то же самое! Мы даже грустили, ах, почему мы не начали ездить на десять лет раньше, в 1960-х годах, когда всё было лучше и проще…

На самом деле, «газон» на провинциальной грунтовке сейчас так же легко остановить, как и раньше. Он едет себе 60 км/час и легко остановится каждому. А вот для скоростного «профессионального» автостопа сейчас нужно быть техничнее, чем раньше. Дороги стали лучше, шире. Работать (стопить) на многополосной дороге сложнее. Машины стали динамичнее. Поменялись не люди, а условия. Сейчас нужна более высокая квалификация для автостопа.


( На фото: Алексей Воров довольно много лет назад )

-- Говорят, что в СССР было что-то хорошее, что было бы неплохо вернуть сейчас?

-- Было что-то, что было привычно. Например, было удобно, что хлеб стоил 14 копеек – это удобно, но нельзя это механически переносить в наше время. Многие люди, кто говорит «Как хорошо было в СССР», -- берут это хорошее из советских фильмов, где та наша действительность была отретуширована, приукрашена. Говорят: смотрите, в кино же показывают… были же, говорят, бесплатные квартиры… Ага. Были, но сколько же лет их нужно было ждать, и так можно было не дождаться. Многое держалось на связях.

Деньги тогда представляли меньшую ценность – не были они полностью обеспечены товарами. Больше ценились услуги, был своеобразный бартер услуг. Один человек мог другому что-нибудь «сделать», «достать», и наоборот.

-- А ты шьёшь рюкзаки с какого года?

-- Как профессия у меня это – с 1982 года.

-- А сколько стоил «воровский» рюкзак в советские годы?

-- 25 рублей. Пуховка – 230. Я был тогда "состоятельным человеком", в 1991 году. Но это всё по советским меркам. Доллар на чёрном рынке стоил тоже 25 рублей, то есть рюзак стоил $1. Авиабилет в Якутск стоил 74 рубля -- $3, по чёрному курсу конца 1991 года.

Когда коллеги из Дании узнали, что у меня рюкзаки стоят $1, они очень удивились. Сказали: мы, конечно, не можем купить по такой цене, мы лучше возьмём (по курсу) примерно в 70 раз дороже. Те деньги, полученные от рюкзаков, проданных в Дании, я раздал экипажам -- участникам европейских гонок. Ведь тогда, когда мы начинали ездить по Европе, месячная советская зарплата – на неё можно было только один раз в Скандинавии кофе купить.

-- Откуда в советские годы брался материал для пуховок, рюкзаков, палаток?

-- Это была самая большая проблема. Приходилось ездить за тысячу, две тысячи километров за материалом. То за молниями – в Вильнюс, то на Северный Кавказ за тканью, то ещё куда-нибудь – за пухом. Звонят, говорят, например: в Каменск-Шахтинске появилась ткань… приходилось ехать туда! Так что большая часть труда, при изготовлении снаряжения, была именно – достать материал.

-- Было ли опасно в советские годы производить и продавать снаряжение?

-- Вообще, да. И не только в начале 1980-х, но и в 1986-87 годах Горбачёв издал указ, о борьбе с «нетрудовыми доходами», а пошив снаряжения – это тоже счиался «нетрудовой доход». Тогда была небольшая попытка укрепления режима; был ещё указ «об усилении охраны государственной границы», но долго это не продержалось, году в 1987-м Горбачёв перестал «закручивать гайки», и стало легче. Но мы тогда и не думали, что когда-нибудь можно будет выехать за границу.

-- А потом, были ли у тебя желания переехать на ПМЖ в дальние страны?

-- Временно поехать, да. Навсегда эмигрировать, уезжать отсюда – нет. У меня друг, Михаил, мы с ним обсуждали это; он в конце 1980-х уехал в США, а я остался здесь.

На фото: Алексей Воров.

(2) Про автостоп вообще.

-- Алексей, скажи, а насколько скорость на магистральных дорогах снизилась из-за пробок, в последние годы?

-- Пробки на выезде или въезде в Питер существуют не только на М10, но и на М20, и на М18 (летом на дачу), и на Карельском перешейке.

В конце 1980-х годов у нас были нормативы на прохождение М10, например: 12 часов днём летом, 14 часов в ночь, зимой 14 часов днём и 17 часов в ночь. Потом средние скорости, и нормативы, стали уменьшаться, и максимальные скорости были достигнуты в 1990-е годы. Были и очень быстрые прохождения М10 автостопом – за шесть с половиной часов даже. Потом скорость начала падать из-за очень большого потока машин, и в последние годы и я даже регулярно вылетаю из норматива. Меня спрашивают: во сколько я приеду? Я отвечаю: по нормативу, 12 часов, а во сколько фактически приеду, уже как получится.

В этот раз я проехал за 10:50, а прошлый раз было 10:40. Самое удобное время стартовать из Питера в Москву – с последним поездом метро. Тогда я прохожу Вышний Волочек около семи утра, когда ещё там не начинаются пробки.


( На фото: строгий Алексей Воров на старте гонок )

-- А сколько было аварий у тебя, на почти два миллиона километров?

-- Смотря что авариями считать, случаи с какими повреждениями машины. Ну я считаю, что у меня было 11 аварий. С серьёзными повреждениями только одна, юбилейная авария – тогда в больницу попали все, кроме меня. Да и я месяц проходил с повязкой на голове.

[Описываются подробности аварии.]

Дороги сейчас лучше, чем в советские годы. Аварий сейчас меньше, чем в годы СССР. Раньше и дороги были плохие, и обочины ужасные, и машины были более опасные, чем сейчас. Но сейчас вступили другие факторы. Например, упала культура вождения среди грузовиков. И вообще, машины сейчас напичканы электроникой. С одной стороны, это хорошо: электроника помогает. Но водители нередко уже выходят «за край», привыкли, что электроника компенсирует все твои ошибки, и доходят до той стадии, когда уже электроника выработала ресурс спасения тебя-дурака! Так что наличие электроники хорошо, но ум водителю тоже нужен.

Бывают водители – самоубийцы, или такие, которые говорят – ой, не пристёгивайся, я не собираюсь попадать в аварию! А я таким говорю: а из тех, кто уже попал в аварию, хоть один собирался? Или говорят: «на заднем пристёгиваться не обязательно». Я отвечаю: согласно исследованиям, пятикилограммовая собачка, при лобовом столкновении, вылетает вперёд с силой более 100 кг; а с какой силой вылечу я, при моей-то массе? Так что, конечно, нужно пристёгиваться, и вообще мозги тоже нужны.

-- А ты водишь машину? У тебя есть?

-- Водительские права у меня есть. Своя машина у меня была только в США. Там страна более предназначена для людей, ездящих именно на машинах. Первую машину, я помню, купил там за $427. Там можно и за триста, и даже за пятьдесят долларов – можно было купить машину, хоть и ржавую, и разваливающуюся, но на ходу.

-- Сколь часто тебе попадаются машины, которые уже подвозили раньше?

-- Бывает. Пару раз в год.

Вообще, на Карельском перешейке, многие водители знают про гонки, есть уже водители-«профессиональные болельщики», которые знают наших гонщиков по номерам, болеют за кого-то. Те, кто приезжают к нам на гонки из других регионов, удивляются.

-- Кто из ПЛАсовцев первых пятидесяти номеров продолжают ездить и поныне?

-- Активно до №50 – только я. Ещё есть Андрей Курицын, он наш генеральный арбитр, но он ездит реже, потому что активно занимается промальпом.

-- Кто же был ПЛАС№1 ?

-- Первый номер был выдан, как ни странно, на вторых гонках Лиги, в 1978. Ничего особенного эти номера не означали – так, просто номер экипажа. Первым номером Ленинградской Лиги Попутщиков (мы тогда назывались так, в 1978 году) был Александр Шугинин. Он был активен года три – четыре. Сейчас он живёт в Петербурге, но уже не ездит автостопом.

-- Какая машина самая старая по возрасту, из тех, что тебя подвозили?

-- Самый старый год выпуска, 1924-й, но она встретилась мне в 1970-х годах. А вот пять лет назад (а вернее, в 2008 году) в Польше, мне попался на трассе Форд 1934-го года выпуска. Владелец содержит его в отличном состоянии, и на нём возит свадьбы.

-- Что можно сообщить женщинам, которые практикуют одиночный женский автостоп?

-- В Лиге считается, что это слишком рискованно. Периодически всплывают разные случаи: помогите найти, условно говоря, Машу Иванову, она уехала две недели назад автостопом в одиночку и не подаёт никаких вестей… Мне приходилось хоронить (ну не совсем хоронить – быть на поминках) свей ведомой – она была итальянка, её изнасиловали и убили в Турции. Не стоит рисковать, девушки.

-- Что можно посоветовать начинающим автостопщикам?

-- Чтобы их было видно, это самое главное. Экипироваться поярче. Не лезть под колёса. Если машина должна менять траекторию, чтобы объехать автостопщика – такого автостопщика нужно отвести на обочину… и поколотить. А если это происходит зимой, то поколотить трижды. Автостопщик должен быть виден, но не должен создавать помехи для водителя.

За секунду машина проещжает, например, 30 метров. Вы видите фары и думаете, что водитель тоже видит вас на большом расстоянии. А это не так. В тёмной одежде, особенно на повороте и в тёмное время суток, вас не видно, а когда видно, уже бывает поздно. Если вы заранее помигаете фонариком, то водитель поймёт: ага! Там кто-то есть! Вас должно быть видно не в последнюю секунду, это вопрос безопасности и для водителя, и для вас.

Начинать с небольших, с простых маршрутов, не спешить сразу в кругосветку. Съезди рядом – Углич есть, Кострома, съезди по небольшим, не по магистральным дорогам. Нужно почувствовать, расстояние увеличивать постепенно. Не кидаться сразу на что-то большое.


( На фото: Алексей Воров разъясняет маршрут своим последователям, на старте гонок! Южная окраина Москвы, 2011 )

-- Сейчас было бы легко проехать маршрутом «Автоколумба» [кругосветной экспедиции А.Ворова 1992-93 гг] ?

-- Сейчас, на удивление, маршрутом Автоколумба мог бы любой стажёр Лиги. Сейчас всё другое: есть и информация, есть и снаряжение, другая связь, другие деньги, визы сейчас даются проще, а во многих стрнах и вовсе не нужны. Те же сто долларов, в 1992 году были невероятные деньги, а сейчас заработать их можно за пару дней.

(3) О кругосветке «500 часов». (Подробности: http://a-krotov.livejournal.com/791620.html.)

-- Ты скоро отправляешься в кругосветку «500 часов». Когда ты стартуешь?

-- Предположительно, 27-28 сентября. Визы тут нужно всего две: США и шенгенская. Но шенгенская виза у меня уже есть, как почти у каждого жителя Петербурга, так что осталось США.

-- Деньги на авиаперелёты уже насобирались?

-- Примерно половина. Присылают понемножку, а один человек прислал сразу 15.000 рублей, причём анонимно. Пожалуйста, пишите, кто вы – хотелось бы всех знать поимённо, кто помог проекту.

Оставшуюся половину продолжаем собирать, но я уже, не дожидаясь окончательного сбора суммы, намерен стартовать, чтобы не попасть в холода.

-- За сколько времени ты планируешь проехать Россию, США, Европу?

-- Россия с Питера до Владивостока – 9 дней и ночей, 6 ночей – США от океана до океана, 4 ночи – Европа от Лисаббона до дома. Ещё две ночи – авиаперелёты, только две ночи я смогу относительно нормально поспать. Хотя, вероятно, сделаю себе ещё одну дополнительную ночёвку, под Красноярском.

-- Говорят, в США очень плохой автостоп. Ты успеешь пересечь США от океана до океана за шесть суток?

-- Автостоп там не то чтобы плохой, он напоминает автостоп в южной Швеции. Объясняю, чем похож. В Западной и Центральной части США плотность населения небольшая, на заправках не так много машин, как например в Германии. В Германии машины с заправки выезжают одна за другой. В Швеции народу поменьше, машины выезжают пореже. То же самое и в Центральных и Западных штатах США. Сам же автостоп там нормальный, я пересекал уже Штаты автостопом.

-- А есть ли в Европе страны с плохим или очень сложным автостопом? Испания, Италия...?

-- Стран с явно плохим автостопом в Европе нет. Такое мнение возникает от недостатка опыта, от незнания местной специфики. А у меня опыт достаточно большой, я мог бы и даже без карты, по памяти по всей Европе проехать, да и весь маршрут.

-- Ты используешь таблички в Европе, России, Штатах?

-- Нет. Раньше, в первые годы Лиги, мы экспериментировали с табличками, но отказались от них. С табличками ты отсекаешь часть потока. Кроме того, водитель тебя видит пока, ну например 30 секунд, и ему пока сложно решить, брать тебя на 500 километров или вы ему не понравитесь. Лучше спросить: вы едете далеко? Или – вы едете прямо? Есть редкие случаи, когда таблички оправданны – например, когда впереди развилка автобанов, и вы должны поймать машину именно в нужном направлении. Но я езжу без табличек.

-- В Европе на каком языке спрашивать у водителя?

-- На английском.

-- Как можно будет отследить твоё передвижение?

-- ВКонтакте в группе «ПЛАС-новички» (http://vk.com/pasl_beginners) и на сайте «Трансглобального проекта» (http://www.transglobal-race.org/). Я каждый день два раза буду отправлять СМСки в Россию, координаторам проекта, и моё местоположение будет указано в Интернете.

-- Кстати, а что с проектом «Кругосветные гонки»? [Он был объявлен уже давно, проводились отборочные соревнования, но итоговый кругосветный тур так и не стартовал.]

-- Проект Кругосветных Гонок отложен на неопределённое время. Не закрыт, но отложен на неопределённый срок.

-- Не вредно ли такое путешествие, более 20 суток в гоночном режиме без сна и отдыха?

-- Вредно, для позвоночника и для глаз – смотреть всю ночь на встречные фары машин. Потом вернусь, буду приводить себя в порядок.

-- Успеешь до холодов?

-- Да, постараюсь. Холода и гололёд могут быть только у нас в Сибири – её и нужно мне проскочить до наступления «зимы». Штаты и Европа – теплей.

-- Этот рюкзак, который на тебе, с номером «4» -- какой по счёту?


(На фото: рюкзак Алексея Ворова и сам он. Вид издалека. 2011)

-- Пятый. Рюкзаки у меня наезжают по 500,000 км.

-- С таким же рюкзаком и поедешь в кругосветку «500 часов»? Сколько он будет весить?
-- Да, с этим, со «штурмовиком» [НЕ с большим экспедиционником – прим.А.К.] Весу в нём будет, примерно, пять килограммов.

-- Не собираешься ли ты, например, в Африку, Австралию или другие страны?

-- Меня долгое время держал здесь проект «Кругосветных гонок» [это не то же самое, что проект «500 часов» -- прим.А.Кротова], но теперь он отложен на неопределённое время. Осуществлю этот проект, «500 часов», -- Земля-то маленькая! – и уже тут меня ничего не будет держать. Я хочу ещё раз посетить Латинскую Америку, интересно бы и в Новую Зеландию, хотя туда и сложное попадание. Может быть и в Африку тоже.

-- Давай я тебе подарю книгу «Мадагаскар»!

-- Спасибо, но сейчас пока не нужно!

-- А когда в природе появятся твои книги? Про «Автоколумб» [кругосветную экспедицию 1992-93 гг], про технику автостопа…

-- Появятся, появятся. Уже пора. У меня же есть журнальные статьи про «Автоколумб», но написанные очень сокращённо. Их можно расширить, в пропорции 10:1, и сделать книгу. Пора уже и про технику автостопа сделать книгу – мне уже 25 лет это предлагают (с 1980-х годов). Думаю, пора.

-- Если сейчас кто-то, например, имеет машину, и захочет подвезти тебя по маршруту?

-- Нет, спасибо. Мне уже пишут, предлагают: «Алексей! Я живу в Перми, у меня есть машина, и я с удовольствием отвезу вас до Екатеринбурга!» -- Благодарю, но мне это не нужно, всё должно быть по-честному. И никаких  "шлангов"!

[ ПЛАСовский термин, когда водитель завёз кого-то "Шлангом" -- например, ехал из Омска в Тюмень, подобрал автостопщика, и, узнав, что тому автостопщику нужно в Тобольск, поехал специально в Тобольск, чтобы закинуть туда понравившегося попутчика. Использование "Шланга" не принято на гонках ПЛАС. -- Примечание А.Кротова. ]

-- А если просто выехать на объездную какого-нибудь сибирского города и ждать тебя с термосом и бутербродами?

-- Это можно! Только помните, что в интернете я сидеть не буду, гаджетов и планшетов с собой не беру, и на телефонные звонки отвечать не могу – только СМС!

-- Хорошо! Желаю удачи, Алексей! Будем следить за твоим продвижением!


На фото: трасса, по которой проезжал А.Воров.

(Интервью в общем виде записал, структурировал А.Кротов. 19 сент 2014.
Многие ответы сокращены для оперативности подачи материала.)



Про кругосветку автостопом "500 часов" : ТУТ. Как поддержать проект: ЗДЕСЬ.

Удачи Алексею на его маршруте!
Tags: Воров Алексей, ПЛАС, мудрецы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments