Теперь, значит, нам предстояло проехать за день автостопом 750 км от Люксембурга до Берлина. Темнеет рано – ноябрь, день на восток короче дня на запад. В целом, поездка прошла успешно, и вот что можно заметить.
Интересно, какие же люди нас подвезли:
А) Павел вывез нас из Люксембурга за город, и даже до выезда из г.Триер,
Б) Другой человек нас вёз в Кобленц, и он оказался русским, живущим тут,
В) После этого на заправке нас забрал турок;
Г) Затем на съезде на автобан нас подобрал армянин знающий русский язык;
Д) Потом, подобрал нас поляк на фуре, хоть нас было и двое;
Е) Потом, вёз нас на другой фуре весёлый и толстый словак.
На пустынном и тёмном трак-стопе нас подобрала легковушка – водитель наконец-то оказался настоящий немец. Но и он прожил 15 лет в России и говорил с нами по-русски, а сидевшая рядом с ним женщина вообще была русской. С ними мы проехали ещё до следующей заправки, осталось 200 км до Берлина.
И, наконец, после долгого ожидания, за рулём восьмой машины оказался молодой и молчаливый парень, наконец-таки знающий только немецкий язык. Он ехал в центр столицы и докинул нас до Гнейсенау Штрассе, высадил нас прямо недалеко от дома, докуда мы дошли быстро пешком.
На многих позициях мы ожидали долго, но всё же, не прошло и 14 часов, мы оказались в центре Берлина – средняя скорость нашего движения оказалась наравне с российской. Тут бывает и долго ждёшь, но зато быстро едешь: официального предела скорости на автобане не существует, и водитель может ехать хоть 200, хоть 250 км/час, если машина позволяет.
В чём особенность, трудность и простота немецкого автостопа? В том, что понятие позиции тут имеет ещё большее значение, чем в России. Двигаться можно только от заправки до заправки или стоянки; заправки встречаются довольно редко. Находиться просто на автобане и стопить на нём не полезно – во-первых, скорости тут такие, что водители просто не успевают затормозить; во-вторых, кто успевает заметить, тот набирает местное «02» и жалуется на нас в милицию, она сразу же приезжает (вчера так один раз и было), проверяет паспорт и говорит, что на автобане стоять не разрешается. Нужно знать, едет ли водитель до следующей заправки или, на худой конец, трак-стопа. Лучше выйти на 50 км раньше, чем потом долго стоять в неудобном месте.
На некоторых картах отмечены некоторые стоянки, а в электронном навигаторе обычно все есть. Но не ясно сразу, много ли там будет машин: есть заправки очень оживлённые, с которых выезжает по нескольку машин в минуту, тут сразу можно уехать куда угодно. Есть же глуховатые заправки, а если это трак-стоп во тьме ночной, то туда заезжают легковые машины только чтобы пописать, а грузовики ночью обычно спят, а не едут. В таких глуховатых местах можно подвиснуть и надолго. Есть также и места, где заправка на одной стороне автобана есть, а на другой, нужной нам, её нет – нужно быть внимательным!
А вот пунктов оплаты за проезд («платильников») в Германии нет, все дороги тут бесплатные. Конечно, водители платят дорожный налог, особенно грузовики, но видимых пунктов «типа проехал 100 км, прислони карточку или отстегни десяточку» -- такого здесь нет. Поэтому те, кто привык голосовать на «платильниках», будут тут разочарованы.
Ещё одна особенность – то, что в Германии очень много автострад, система не как у нас – «одна дорога и её отвилки», но много дорог пересекают страну. Первый автобан возник тут в 1920-х ещё годах, а при Адольфе Алоизовиче построили много других автобанов, а другие и сейчас продолжают строить. Поэтому не сразу понятно, какими путями быстрее и лучше ехать – система не как в Европейской России – в Москву/Питер или из них или на лето в Сочи, и не как в Сибири – на запад или на восток, -- а тут машина может ехать почти как угодно. Поэтому, для езды по Германии нужен некоторый немецкий опыт и знания местной географии: водитель говорит, что едет в Х, нужно быстро решить, садиться в него или не садиться.
Если вы ездите по Германии много и часто, то скоро вы будете по ней ездить очень быстро, наверное и быстрее, чем по России, -- потому что выучите расположение основных позиций / заправок / трак-стопов, а скорости машин на трассе тут очень велики, и пробки не снижают скорость езды. В России уже сейчас видно, что скорость передвижения по М10, например, снизилась из-за изобилия машин, а тут дороги втрое шире, их больше, и пробочность не проявляется.
Касательно фур нужно сказать, что здесь водителям нельзя круглосуточно сидеть и вести машину: им можно водить только 9 часов в день, причём с перерывом: сперва 4,5 часа за рулём, потом перерыв и потом ещё 4,5 часа. Это снижает аварийность, но и снижает скорость фур. Кроме того, тут по воскресеньям нельзя вообще грузовикам ездить по трассе, кроме срочных грузов и рефрижераторов. Для того, чтобы на выходной немцы могли спокойно поехать на своих легковушках по автобанам, не опасаясь грузовиков. По наблюдениям немецких автостопщиков, скорость езды в воскресенье тут снижена: грузовиков почти нет, а легковушки наполнены семейными людьми и их детьми и подвозят хуже.
Что же касается того, что нас в тот раз подвозили почти одни представители не-немецкой национальности, то я всё ж полагаю, что это временное явление, и в следующий раз (когда мы 11-го ноября поедем автостопом из Берлина в Мюнхен), среди повозящих нас, натуральные немцы будут встречаться чаще.