Амритсар встретил нас холодом, и вообще над всем Пенджабом стелился туман (не дым, не смог, а именно туман). Дошли до Золотого Храма – это, уже упоминавшийся, главный объект в мире для религии сикхов, объект их паломничества. Он занимает большую территорию, всё тут есть: и храм, и столовая, и библиотека, и музей, и гостиницы для паломников – только их мы сразу не нашли, за поздностью часа, и первую ночь заночевали в палатке прямо с видом на Золотой Храм на каком-то балкончике второго этажа. Оказалось наутро,
мы загромоздили палаткой вход-выход какому-то важному священнику, а-ля Дед Мороз, что жил при храме. Он, увидев, что поселились у него под дверью, убедился, что мы не замёрзли, и спросил, будем ли мы чай с сахаром или без оного. Вынес нам чай с печеньками и пошёл на богослужение.
Гостиницу для паломников нашли наутро и переселились в неё.
Помимо нас в палатке, и пары тысяч жителей гостиниц для паломников, и нескольких тысяч жителей цивильных отелей, -- территорию храма населяло ещё несколько тысяч каких-то паломников менее удачливых, или более неприхотливых. Они спали ночью повсюду сотнями, никак не смущаясь холодов, завернувшись повсюду в одеяла.
Посещение храма и главного города религии сикхов имело, у меня, несколько целей. Их, можно сказать, три было основных.
Во-первых, я хотел посмотреть, как устроена самая большая общественная кухня (лангар) при храме и немного помочь -- поучаствовать в её работе. Это невиданно удалось! Мы там узрели кастрюли – не столитровые, не 300-литровые, а тысячелитровые! Впервые в жизни я видел, как готовят на много (десятки тысяч человек ежедневно) во многих 500- и 1000-литровых кастрюлях, таких больших, что даже чтобы помыть их, внутрь забирается человек, а порой заходит и второй. Отличные блюда готовят – овощной суп, чечевичный суп, рисовая сладкая каша, рис обычный (он – вообще в каких-то невероятных ёмкостях, размером с комнатку бедноватого индуса), чай с молоком варят тоже в 1000-литровых. Очень вкусные лепёшки (вот их пока приготовление не видел). Жарят также овощное рагу в ёмкостях литров по 400-500, горох, картошка, морковка, лук, чеснок, что-то ещё.
Кроме того, что посмотрели, но и поучаствовали: резали картошку, чистили чеснок, размешивали варева на газу (примерно как веслом работать на лодке, только тяжелей, потому что весло очень длинное), мыли посуду во всех стадиях – о чудо! Кухня работает круглосуточно, народу ест ночью поменьше, днём побольше, очень большой поток народу днём, всех кормят досыта и накладывают всё дополнительно по 3-4 раза, а моется посуда постоянно в пяти водах, и задействовано днём 170 человек добровольцев, которые постоянно моют посуду. Это небольшую посуду, подносы, чашки, ложки. Устроен мудрый конвейер, всё по науке, каждый может присоединиться к труду на любой стадии. 170 человек на помывке посуды!
А на разлитье питьевой воды специальные тележки, на них бочонки с насосиком – чтоб «водителю» не наклоняться; столовая двухэтажная – есть для еды специальный лифт, с виду очень старый и медленный, в нём еду возят. Ночью хватает одного этажа, днём два, народ идёт сплошным потоком по нескольку десятков человек в минуту, сто тысяч человек в день, говорят, но я никак проверить не могу.
Никто не требует поклоняться каким-либо гуру или чему-то ещё, но во время еды слышны религиозные гимны через динамик. Приходят всяческие люди, любого пола и возраста, но бомжовых-вонючих нету.
Храм оборудован подгретой водой – там типа источник имеется, поэтому даже в студёную ночь (ну она студёная по пенджабским меркам, реально +5 минимум было сегодня) – всегда течёт с кранов подогретая вода, и посуда моется подогретой водой, с моющими веществами.
Денег ни за что не просят, но в нескольких местах устроены бородатые мужички со столиками для пожертвований, причём на пожертвования выдаётся квитанция (ну, пять или двадцать рупий можно бросить и без квитанции, если хочется). Желающих оставить пожертвования, на вид, немного.
Таким образом, нам (мне, Катерине из Пензы и Маше из Химок) удалось принять участие во всех основных процессах, некоторые сфотографировать, ну только лепёшечный конвейер пока не нашли.
Эта общественная кухня и была первая цель нашего посещения – что-то (какие-то методы), в принципе, мы сможем в будущем использовать, ведь готовить и организовывать еду я люблю, у нас и в Доме АВП в Севастополе, и на слёте, тоже есть пищевой конвеер, но кастрюли меньше и меньше сознательности граждан. Тут твёрдо написано в камне: «Служение человечеству есть служение Богу», и порезка лука и баклажанов для общей кухни тоже есть служение Богу, и поэтому на каждую работу находится немало охотников. Одновременно днём на кухне и раздаче -- человек сто работает, это не считая посудомойки, где ещё боле.
Вторая цель моего посещения было – пофотографировать Амритсар и Золотой Храм. В прошлый мой приезд в Индию в 1998 году все мои фотоплёнки, снятые в Индии, пропали (ну по моей, конечно, неаккуратности, они потерялись из раскрывшейся молнии рюкзака в каком-то месте), и все изображения, которые я печатаю в книге «Автостопом в Индию» -- это мои рисунки, ну а также фотографии, снятые Русланом Кокориным (Спасибо ему! Кстати, с 1999 года он живёт в Ирландии). А вот моих фотографий в книге мало, сохранились лишь ирано-пакистанские фоты. Теперь же, поснимав Дели и Бомбей, Амритсар и что-то ещё, я смогу украсить новое издание «Автостопом в Индию» и своими собственными фотографиями в большом ассортименте.
Третьей целью, было ознакомление с переводом книги «Гуру Грантх Сахиб», который я полагал найти в библиотеке при храме. Я, конечно, не мечтал сразу за часок одолеть 8 томов перевода на английский, тем более что библиотека к вечеру закрылась на отдых. Но слегка познакомиться с сутью и структурой книги мне удалось, и это тоже очень хорошо.
И ещё, в Амритсаре, помимо Золотого Храма, есть его предок – языческий (индуистский) храм, очень похожий, тоже стоящий в озере, по форме схож. Интересно было с ним ознакомиться. Мы и в него сходили, но там всё попроще, и обед там мы не вкусили. Да и кастрюли там, как думаю, меньше раз в тридцать.
Все же другие подробности, фотографии кастрюль и всё такое прочее, я постараюсь выложить в следующем посте! Пока же скажу, что мы сейчас обитаем в старинном здании, в комнате с высоким потолком 4.7 м, в которую нас поселили тут при храме. Кровати есть, туалет и душ общий, чистота – куда выше среднеиндийской. Проносить табак, наркотики или спиртное нельзя, предупреждают об этом. Сказали – всё бесплатно, но при выезде можно оставить пожертвование. Прямо Дом АВП какой-то. Только что бесплатного интернета тут нет – сикхские гуру жили в старые времена, когда вся информация передавалась словом, или в книгах, или силой мысли, а интернета не было тогда – иначе бы и его можно было в храме предусмотреть.
Поэтому wi-fi нет. Интернет в соседнем здании, он платный (25 рупий в час), но вот кофе, чай и молоко там наливают бесплатно, таковы свойства храмового комплекса. Зато никто не курит и никаких пьяниц нету. И слава Богу.
А завтра днём мы поедем в посёлок Кадиан, Qadian, к северо-востоку от Амритсара, где в XIX веке родился некий Мирза Гулам Ахмад, объявивший себя пророком, Мессией, мусульманским Махди и Христом в одном лице. Он основал секту, которая называется «Ахмадия», но рассказ о нём, о его секте, о его учении, и о быте его последователей -- будет подготовлен позднее!