Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Category:

Мусульманская община «Ахмадия» (2). У истоков её: Кадиан.

Мы прибыли в Кадиан на пригородном поезде из Амритсара и вышли на довольно глуховатом полустанке – поезд тут всего один в день. Вместе с нами выгрузились местные жители сикхского и непонятного вида. До Мечети Мубарак и белого минарета было, судя по гугл-карте, два километра.

Посёлок Кадиан никак не проявлял сперва своих священных свойств – вокруг толкались, бибикали, торговали индусы и сикхи, надписи типа «Автозапчасти Гуру Нанака» или «Лаки-краски от Ганеша» не выдавали того, что здесь родился Обетованный Мессия. Оказалось, половина посёлка сикхско-индуистская, а ахмадиты населяют вторую, южную половину. Среди чалм и тюбетеек иногда появлялись «масудовки» -- афганские шапки, впервые мной виденные в Индии. Протолкавшись через базар, мы увидели наконец верхушку белого минарета, довольно высокого.

Движение ахмадитов довольно преследуется в соседнем Пакистане и некоторых других мусульманских странах. В Паке, если ты ахмадит, то об этом стоит у тебя штамп в паспорте! Мечети, принадлежащие ахмадитам, иногда подвержены нападениям. Поэтому и в близграничном Кадиане меры предосторожости повышены.

Ахмадиты имеют два важнейшие для них культовые территории - назовём их «харамами» (запретными), сейчас поймёте почему. Первая территория – это та самая Мечеть Мубарак, вместе с Мечетью аль-Акса и белым минаретом. Там родился, жил предположительный Мессия Мирза Гулям Ахмад, тут он молился, проповедовал, тут был его дом (теперь перестроенный и расширенный), тут похоронен его уважаемый отец, тут сейчас находятся и главные управления ахмадизма. Вся эта территория огорожена бетонным 4-5-метровым забором, с одним только входом, у которого охрана – похожие на афганцев челы, один с ружьём, остальные в шапках-масудовках. Поначалу нас и пускать не хотели, ждали когда появится главный и умный! На входе нужно оставлять всё имущество, фотографировать внутри нигде нельзя строго, и внутрь нас пускали только с сопровождающим. Впрочем, за три похода внутрь мы внимательно осмотрели обе смежные мечети и белый минарет, который нам запретили фоткать. Внутри никаких отличий от обычной мечети нет; я поучаствовал в молитве; азан (призыв на молитву) тут такой же, как и обычных мусульман, молитвы (суры) такие же; никаких портретов Мирзы Гулям Ахмада не висит в мечети и в его доме; в доме есть несколько мраморных досок с указанием, что в этом месте предполагаемый Мессия жил, молился, родился, вылезал в окошко и прочее.

После посещения мечети, появились умные и понятливые важные люди, один из них – высокий и говорящий по-арабски (мне пришлось вспомнить весь словарный запас). Нас отвели в специальное общежитие для паломников, выделили две очень цивильные комнаты – одну мне, другую дамам: с чистейшими кроватями, простынями-одеялами, горячей водой, электричеством; обеспечили чрезвычайно вкусным и разнообразным питанием, всё бесплатно. Стали появляться и англоговорящие люди, двое из которых устроили нам экскурсию по посёлку, и повели во второй «харам» (это я его так называю, условно).

Вторая запретная территория, также окружённая 4-метровым бетонным забором и с охраной на воротах, имеет площадь не меньше чем гектар. Там обнаружилось кладбище, где похоронен предполагаемый Мессия и сотни его самых близких приверженцев, последователей, учеников и мучеников. Большой честью для ахмади является похоронение именно на этой святой земле Кадиана рядом с Учителем, Мессией. Пророчества о Мессии на всех языках, включая русский, выставлены на специальных досках. Фотографировать запретили строго-настрого, ходили с нами неотрывно, поэтому фото оттуда тоже не будет. Сад-кладбище находится в стадии улучшения, работают садовники, деревья, трава, всё чисто-красиво, одни часы для посещения – мужчинами, а другие часы для того, чтоб дамы могли посетить. Мы попали в дамский час, но в качестве исключения охрана пропустила и меня с дамами.

Выйдя из запретной зоны, мы осмотрели целую большую часть посёлка, населённую приверженцами этого учения. Медресе, мечети (без внутренних отличий, и богослужение такое же), клиники, библиотека, музей-выставка и что-то ещё, всё тут аккуратно, видны следы внешних инвестиций, а мусора почти нет. Множество людей в масудовках-шапках или в чёрных головных уборах, доброжелательные. Общестенные места разработаны для многих людей, вероятно иногда тут большие паломничества, но так, в целом, пустовато и малолюдно.

По дороге и после, удалось узнать подробности об ахмадизме и отношение его к другим религиям.

Про ислам: ахмадиты относятся к суннитскому течению ислама, фикх у них ханафитский (кому интересно), с небольшими, не выявленными отличиями. Халифов праведных (правителей) было после Пророка четверо: Абу Бакр, Умар, Усман и Али, всё как и в суннитском исламе. Кто из этих халифов лучше, Всевышнему лишь известно. Хасан, Хусейн тоже хорошие. Остальные шиитские имамы не окружены специальным почтением. Шииты и даже агаханиты (исмаилиты) не считаются кяфирами (неверными), жениться на женщинах из них не запрещается. Чтобы принять учение ахмадитов, нужно также «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад его пророк и посланник», но есть ещё десять принципов ахмадической жизни, на вид вполне достойные и неплохие. Пост, закят, хадж и молитва такие же, как у мусульман обыкновенных.

Отличие: главное то, что Мессия (Масих / Махди) уже пришёл, и Иисус-2 и Махди это одно и то же лицо, Мирза Гулям Ахмад. Страшного суда с большими неприятностями в ближайшее время не будет. Джихад отменяется, воевать с врагами уже не нужно. Человечество ждёт не катастрофа, и не война, а мирная трансформация к хорошему.

Популяция ахмадитов: большинство -- люди пакистанского или индийского происхождения, поскольку М.Ахмад писал в основном на урду, 80 книг. В основном, за границей они живут, потому что в Пакистане их преследуют и убивают. Штаб-квартира Ахмади – в Лондоне, там же живёт и их текущий Халиф-Масих 5-й. Много ахмади в Африке, в Океании есть, во всех странах есть, понемногу. Каждый год, в конце декабря, они собираются на конгресс в Кадиан, ну не все, конечно, но те, кто очень хотят или кого делегировали местные общины. Очень трудно это делать для пакистанцев (получать визу в Индию им долго и нелегко, и потом сразу нужно регистрироваться и никуда не отлучаться с Кадиана).

Про Христа Иисуса: он не умер на кресте, Бог его спас. Он не улетел на небеса, а скрылся в густой облачности за горой (поднялся на гору и спустился с другой стороны). Он хотел достичь каждую потерянную овцу Израиля, и пошёл пешком в Индию, чтобы проповедовать всем евреям по дороге. Со временем он достиг г.Шринагар и там в старости умер, о чём есть много свидетельств (по словам ахмади). Там же его гробница (но мы сейчас туда не поедем, холодно).

Про сикхов: первый сикхский гуру Нанак был мусульманским святым человеком. Он даже совершил паломничество в Мекку, что было бы проблематично, будь он не мусульманином. Второй гуру тоже был мусульманским святым человеком. Последующие же гуру влезли в политику и отошли с правильного пути. Но всё равно, религия сикхов уважается.

Про представителей прочих религий: все религии произошли от одного Источника. Кришна, Рама, Будда, Иисус, Моисей, Мухаммад, Зороастр и некоторые другие все также были посланниками Всевышнего для своих народов. Сейчас, несмотря на отклонения между религиями, ахмадиты говорят, что никого нельзя называть неверным (неверующим), и нельзя хаять чужие божества, даже если они не божества, а идолы. Если ахмадист хочет вступить в брак с представителями других религий, то это разрешается, но только если процедура (никях) будет по мусульманскому обряду. Что же до того, чтобы называть кого-то неверным (кяфиром), это не практикуется. Что же до того, чтобы в ахмадийской мечети пришёл молиться по-своему какой-то другой религиозный человек, то это разрешается с двумя условиями: чтобы помолился молча, не в голос, и чтобы не привносил в мечеть изображения, идолы и другие предметы культа других религий, а обращался к Богу единому и невидимому.

Про управление их общиной: после кончины одного халифа, собирается руководство, и выбирают с помощью Божьего совета, кто будет следующим халифом (руководителем Ахмади). Первый халиф был не родственником, а близким сторонником Гулям Ахмада; остальные же родственники. Проповедь нынешнего халифа мы посмотрели (частично) по телевизору – но я, правда, ничего не понял из неё.
DSCN3337
Являются ли их халифы безгрешными, безошибочными, как имамы в шиизме? – нет. По мнению ахмади, и сам Пророк, да благословит его Аллах, и также и Мирза Гулям Ахмад и халифы его, -- всё это люди, и могут иногда совершать ошибки в бытовых вещах, и даже могут давать ошибочные советы, в быту. Но в том, что им повелел передать Бог, -- во всём этом они правильно действуют, не ошибаются в этой передаче.

Про политику: ахмади не лезут в политику, и считают, что ислам – это духовное, а не политическое учение.

Про будущее человечества. Не испортится ли их «халифат масих» (последовательность правильных халифов их), как испортились после Мухаммада халифы? Ответ весь понять не удалось, а примерно так: Бог может вновь послать исправителя, улучшителя религии, как он послал М.Ахмада, так может послать лет через тысячу ещё кого-нибудь.

Как понять, является ли Мирза Гулям Ахмад мессией или не является? Истинно его учение или нет? Совершал ли он чудеса? Что так мало ахмадитов на планете? – Понять это можно только размышлением и молитвой. Нужно приехать в Кадиан и помолиться в доме М.Ахмада, чтобы Бог дал необходимый знак. Можно думать и молиться и в любом другом месте. Наше дело – сообщили ахмади – ясно передать знания, полученные от Мессии, а уже уверуете вы или нет, это зависит не от нас, а от Бога! Это уже всё ваши проблемы, не наши. Чудеса же, которые происходили с Ахмадом, они не публичные, и поэтому вы остаётесь свободными, можете уверовать, можете не уверовать.

…Ночь мы провели в уютном общежитии ахмадитов, оно было почти пустым в эти дни. Наутро, после завтрака, нам ещё показали музей, а мы потом обошли невидимо вокруг «харама» (священного забора; да простят меня читатели и сторожа) – и, со второй попытки, нашли-таки какой недостроеный дом, который сейчас ремонтировался. С крыши этого дома был прекрасный вид на мечеть кадианского мессии и на белый минарет, с которого сей старец спускался, чтобы выполнилось ещё одно мессианское пророчество. Изнутри фотографировать его было нельзя, а снаружи – никто не успел воспрепятствовать нам. Итак, вот:

DSCN3339
DSCN3350
DSCN3368

DSCN3367

Напоследок, моё мнение: жаль, что Мирза Гулям Ахмад назвал себя Мессией, Махди, Христом второго пришествия. Был бы он просто исламским проповедником или реформатором, были бы многие рады, и не было бы чрезмерных ожиданий. А как назовёт человек себя Мессией, тут уж все будут критически рассматривать. Вот и я скептически отнёсся, но всё равно очень рад, что посетил такое редкое и специальное местечко – Кадиан. А если есть в Москве из моих читателей -- сами ахмадиты, то мы с удовольствием заслушаем как-нибудь летом их учение на русском языке, и вопросы позадаём!
Tags: Ахмадия, Индия, Кадиан, ислам, религиоведение, секты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments