Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Categories:

Про деревню Гобинд Садан, и ещё одного сикхского гуру

Если мы уж столько посвятили внимания сикхам, то читатель не обидится, что я напишу ещё про одного.

Как и любая большая религия, насчитывающая миллионы человек, так и сикхизм, содержит в себе людей разных – как более строгих, так и менее ортодоксальных. Я напишу несколько слов про общину сикхов, и вообще людей, в местечке под названием Гобинд Садан, что находится на окраине Дели. Текстик я написал на основе нашего посещения деревни, и устных рассказов Катерины Виноградовой, живущей в Дели, поэтому если что-то неправильно я указал, то это, возможно, обычный дефект устной неоднократной передачи информации. Что-то я подпроверил потом в интернете.

Основал общину некий (мне ранее не известный) Баба Вирса Сингх Махарадж, который был, по мнению сторонников, «святым человеком» -- в интернете написано, что он исцелял и даже воскресил кого-то. Явился же он таким сикхом-экуменистом, что проявлялось в следующем. Как-то, неведомым мне способом, ещё в 1968 году, он завладел большой территорией земли (может он богатый был, или спонсоры подарили, или собрал пожертвования в сикхской общине) и там он организовал специальный ашрам, в котором приветствуются все религии. Для христиан там построено «Место Иисуса», скульптура Иисуса Христа, и его матери тоже, вокруг садик такой и святой родник. Для мусульман там сооружена, в сторонке, белая действующая мечеть. Сторонники Будды могут пойти к Будде. Сторонники индуистских божеств могут там посетить храмы, где изваяны эти божества. Также организован священный огонь «хаван», в который постоянно круглосуточно подкладывают дрова, и бросают туда, зачем-то, продукты, и стоят идолы некоторых божеств (к коим сикхизм не имеет касательства). Подробней об общине http://en.wikipedia.org/wiki/Gobind_Sadan_Institute.

Бабу Вирса Сингха обвиняли в неортодоксальности, в излишнем экуменизме: ведь верующим нельзя поклоняться и устраивать службы никаким чужим божествам и изображениям. Однако, у святого человека был ответ: вот, Иисус мне явился и попросил обустроить ему местечко, а тут мне явился Будда и мы с ним обустроили и это место, и т.д.. Тут ему явился Гобинд Сингх (10-й гуру их религии), а тут явился Баба Шри Чанд и что-то тоже посоветовал. «Все пророки вышли от одного и того же Света», сообщал он.

Сингх МахараджФото гуру взято из интернета )
Остальные сикхи, населяющие также деревню (официальный храм имеется неподалёку), удивлялись, относились очень скептически. Я тоже с некоторым удивлением отнёсся, и всё потому, что в эту историю впутался Баба Шри Чанд (Baba Siri Chand). Этот исторический персонаж с крайне странными годами жизни (1494-1643 !) был сыном первого Гуру, Нанака; но когда Нанак назначил следующим гуру не его, а иного своего ученика, -- Шри Чанд обиделся! И ходил ещё сотню лет, делая вид, что он-то и есть настоящий сикхский гуру! А был он, действительно, аскетичен и бородат, но, в отличие от прочих гуру, никогда не заводил семью и хозяйство. Только спустя почти сто (!) лет один из сикхских гуру, действующий на текущий момент (гуру Рам Дас), встретился со старцем и очень смиренно помирился с ним, они подружились и Шри Чанд больше на первенство не претендовал, занимался устной передачей разных историй про Нанака и проч., окружённый почётом (от его старости возникла гипотеза, что он никогда не умрёт). История Шри Чанда странная из-за годов жизни; я в разных книжках смотрел – ну очень уж много он прожил, и ведь это не в каком-то углу происходило; может быть он в течении жизни подменился на какого-то другого, например на своего сына или внука? А тут ещё Шри Чанд через 250 лет после смерти впутался в историю с этим Махараджем.

Баба Вирса Сингх вписывал (поселял) у себя в ашраме и кормил трёхразово всех желающих, чему особенно были рады русские и другие граждане СНГ, постоянно тусившие в Гобинд Садане. Были мелкие трудповинности, убирать территорию, сад-огород, поддерживать святой огонь, круглосуточно вахтовым методом, присматривать за Иисусом, Буддой, Ганешем, Нанаком, за мечетью или Шивой и воспевать разные молитвы и святые тексты. Площадь ашрама очень большая, разнесены все религозные пункты метров на сто. Вирса Сингх ездил в разные страны с миссионерскими целями и учил граждан тождеству всех основных религий, любви к людям и проч., как делает каждый приличный гуру.
_05-Дели-156
_05-Дели-159
_05-Дели-166Гробница гуру
_05-Дели-167
_05-Дели-169Указатели
_05-Дели-170
_05-Дели-181Мечеть в общине
_05-Дели-153Иисус Христос в свитере
_05-Дели-155Гобинд Синг, Иисус Христос и гуру

Откуда брались деньги, откуда взялась эта земля – у «святого человека» не спрашивают, а сейчас и узнать сложно. Обычно люди, достигшие святости, уже как-то у них всё появляется само – Бог даёт, или приносители. Но, годы прошли, а был он уже стар – возраста Бабы Шри Чанда он не достиг, умер в обычном старом седобородом виде.

После кончины святого старца, лет семь назад, -- главой общины сделалась женщина, американка, уже немолодая, видимо пенсионерка, много лет жившая в ашраме и ставшая первой ученицей гуру. Со сменой власти климат в общине испортился, и почему-то кончились деньги. У святого человека житьё и корм были даром, а теперь за это берётся в день триста рупий (сейчас рупия равна рублю, по нынешнему курсу). Россиян, любителей экстремальной дешевизны, это покоробило, и они стали покидать святую общину, осталось несколько пенсионерок. Всё равно денег на оплату электричества, воды и еды часто не хватает – говорят, недостачу покрывает сама американская бабуля, из своих денег (она автор разных книг на религиозные темы). Излишних посетителей новая хозяйка любит не так, как Вирса Сингх: перед приходом просит звонить (а к святому человеку приезжали все без звонка и в большом числе).

[ Кстати-кстати, я тут вставлю ещё интересное: с кончиной Сатья Саи Бабы в самом популярное его ашраме в Путтапарти – кормёжка, говорят, подорожала там вдвое. Она там была сверхдешёвая, на уровне себестоимости продуктов, а теперь Сатья Саи умер, и поклоняются его портрету, и еда инфлировалась: +100%. ]

Другие сикхи, обитающие рядом, несколько морщатся, увидев, что главенство в общине-ашраме теперь принадлежит женщине. Хотя, вроде бы, женщины и мужчины все равны перед Богом, но бабулю из США в качестве руководителя трудно представить в суровом сикхском сообществе. Есть у меня предположение, что с кончиной и этой женщины хозяйство ашрама вообще нарушится, расходы ещё возрастут, посетили иссякнут, а территория будет захвачена строительными фирмами, наверняка уже давно присматривающимися к гектару подстоличной земли (в 3 км от станции метро). Трущобы вокруг – уже ломают, пока точечно, под постройки неведомо чего.

Кроме ашрама и храмов всех религий, на территории «Гобинд Садан» имеется обычный сикхский храм, деревня с обычными индусами -- многие из них кормятся при храме, кто-то и помогает при ашраме, улучшает сады-посевы, -- школа для индусских детей, и может что-то ещё. Мы зашли в мечеть как раз ко времени молитвы – несколько человек собралось и в мечети, видать, есть в местности и мусульмане. А, есть ещё гробница Бабы Вирса Сингха, в специальном садике! Последователи его, весьма неортодоксально, обустроили его могилу, сделав над ней целый домик, украсив его портретом гуру и разными цветочками. Ещё немного – и может возникнуть специальный особый культ, а может и не возникнуть. Это будет зависеть от количества и от направленности последователей учителя.

Сам он себя гуру не называл, но сейчас, после его смерти, портреты его уже смешиваются с изображениями Будды, Иисуса, Гуру Гобинд Сингха. По причине зимы, большие портреты Бабы Вирса Сингха в рамочке «одеты» в специальный свитер, чтобы портрет не мёрз (Иисус тоже одет в пальто какое-то и шапку). А на одном из плакатов изображены сразу трое: Гобинд Сингх, Баба Вирса Сингх и Иисус Христос. Правда, святой человек Вирса Сингх нарисован чуть пониже и поменьше. Ну это дело временное – лет через пятьдесят можно их и уравнять в размере (будет этакая святая троица), а потом можно и его фигуру сделать ещё больше, а всяких будд – меньше. В одном месте стоит его специальное позолоченное кресло, на котором сидит его (Бабы Вирса Сингха) портрет – люди подходят, подкладывают цветы, в индийской традиции.

Ну, а основные полезные свойства сикхов сохранены: туалеты чистые; на обед приглашают; все добрые. Это есть.

Я же тут ничего больше сказать не могу. Бабу Вирса Сингх Махараджа я живьём не застал, проповедей его не смотрел, книг не читал, узнал о нём только одним днём и посетил его специальный ашрам. Тем же, кто читает, может быть будет интересно узнавать про секты и общины, про разных гуру и учителей вообще. Вот вы и узнали ещё об одном из них. А шёл ли он действительно по правильному пути, и точно ли являлся ему Иисус, Будда и долгоживущий Баба Шри Чанд – это уже никак проверять невозможно.
Tags: Дели, Индия, религиоведение, сикхизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments