Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Кушинагар – место кончины Будды. Несколько строк о нём и о буддизме в общем.

Будда – прозвище гражданина, которого звали, изначально, Сиддхарта Гаутама. Он родился около 26 веков назад, на индийско-непальской границе, в семье местного князя, жил, не зная горя, женился и даже размножился, а отец видел в нём наследника княжеского престола. Но в возрасте 30 лет он бросил свою жену, предков и потомство, ушёл из отчего дома, отказавшись от всех благ и излишков тогдашней цивилизации, -- чтобы искать путь спасения себя (и, по возможности, и других людей) от круговорота рождений, болезней, старости и смерти.

Примерно в 40-летнем возрасте он до этого додумался (в городе Бодхгайя), сформулировал «четыре благородные истины» (очень простые) и открыл некий «срединный путь», ведущий, по его мысли, к выходу из «цепочки перерождений».
Но умирать тут же, чтобы сразу освободиться, он не стал. Сиддхарта, названный за это Буддой (пробуждённым), провёл последующие четыре десятилетия в пропаганде теории освобождения от страданий, и от последующих воплощений вообще. Был он, с точки зрения тогдашнего индуизма, еретиком, отрицающим основы и религиозные практики индуизма, но постепенно у него собралось немало последователей. Одни странствовали вместе с гуру, другие устремлялись к освобождению по месту своего постоянного пребывания. Такое было интересное время на Земле: Будда, Махавира (основатель джайнизма), Сократ, Конфуций и Лао-Цзы, все почти одновременно бродили по пыльным древним улицам и дорогам, и проповедовали свои учения… И только на месте Москвы ещё росли нетронутые топором вековые леса.

Странствуя по Индии, Будда в доступной форме, излагал людям своё учение. Именно так, потому что сперва, пока он не был заключён в разные ступы (зуб Будды, волос Будды, место рождения, смерти, место проповеди Будды) – он был в до-ступной форме. После того, как он умер, был разнесён по ступам в местах своих реальных и предполагаемых деяний, он постепенно превратился в божество, одно из тысяч божеств современной Индии, а его учение разветвилось и удалилось от первоначала. Будду же называли Спасителем, Просветлённым, Заступником всех людей, чему и правда можно поверить – нередко его образ скрывается за ступами или рядом с ними.

Как именно жил, и чему конкретно учил сей странствующий человек, доподлинно узнать нелегко: Будда не был писателем, а все записи о нём, включая биографию и учение, передавались в устном режиме. Может быть и были бы утеряны для потомства биография и остатки учения спасителя, -- если бы не индийский царь Ашока, который (ещё лет за триста до Р.Х.) принял буддизм и начал активно насаждать и распространять его по всему тогдашнему миру. С его, Ашоки, могучей руки, буддизм вышел за пределы Индии, проповедники достигли и Китая, и Римской Империи, а в самой Индии, в тех местах, где ступала нога Просветлённого, были сооружены ступы и разные другие мемориальные сооружения. К тем же временам относятся и первые записи учения, и уже начавшиеся споры и разделение буддизма на школы и секты, -- в общем, всё по классике: через триста лет после Учителя, его секта стала религией, порождая свои собственные ответвления, школы и секты.

Постепенно Будда был, фактически, обожествлён, а теория и практика буддизма приняла самые различные формы. Самая странная из которых, на мой взгляд, буддизм-ламаизм, присутствующий в Тибете, Монголии, Бурятии. Вместо учения об освобождении в доступной форме, там практикуется поклонение разным портретам Будд, его друзей, предшественников и коллег, кручение молитвенных колёс-барабанов, персональный культ некоторых лам (умерших), божков и проч. В разных важных вопросах есть отличия у разных школ буддизма: например, может ли спастись женщина, или ей нужно дожидаться мужского перерождения; может ли прийти к освобождению мирской человек, или нужно ему становиться монахом, и проч. Кстати, свод монашеских правил, которые я читал, являются пользительными, на мой взгляд: если кто-то будет их придерживаться, человеку полезно будет. Но наверное, есть много разных версий монашеских правил. Ещё одним ответвлением является так называемый дзен-буддизм, о котором российский читатель знает из разных странных средневековых историй, почти что анекдотов («…тогда мастер взял палку и сломал ученику руку и ногу, тот сказал: ом! И пришёл к просветлению»).

При определённом настрое ума, практикование буддизма (в приблизительно оргинальной форме, без поклонения артефактам и кручения барабанов) может не помешать существованию в вашей голове и какой-либо другой интересной философии или религии. Но большинство буддистов сходятся в том, что КПД их учения очень невелик; один шри-ланкийский монах ответил мне на мой вопрос – сказал, что к просветлению (нирване) приходит очень мало людей, примерно один в десять лет на всё человечество. (Кто владеет более точной статистикой, пусть приведёт её тоже.)

Я тут не собираюсь подробничать об учении буддизма, поскольку я не большой специалист в нём (лучше меня знает, например, Владислав Крыштановский), да и оно само очень разветвилось на разные школы и секты. Но замечу пару вещей.

Во-первых, учение Будды трансформировалось в поклонение самому Будде. Возникли сотни тысяч изваяний, портретов и икон, изображающих его, сидящего в позе лотоса, и просветляющегося, или лежащего и уходящего в Нирвану. Поклонение «Зубу Будды» (который весом килограммов сто, наверное) процветает в Канди, культовый «След Будды» мы видели на Шри-Ланке, на вершине святой горы. Люди трогают этих Будд, обклеивают их золотом, а где нет самих будд – там конусы, посвящённые ему, высотой от метра -- до метров ста.  Посещения и хождения, золочения и каждения, барабановерчения и простирания перед теми образами, что кажутся буддами – полностью затенили, на мой взгяд, простой утилитарный метод спасения. Подобную трансформацию – от практики к теориям, а потом и к лжетеориям – проходят с веками многие религии и учения.

Будду сделали божеством, биография его обросла сверхъестественными подробностями (ещё в первом житии Будды – очень много невероятного, сказочного), поклонение ему – путём спасения. Монахи, также, удобно поощряют эти культы, так как служат как бы живыми частицами Просветлённого, как бы его инкарнациями. В тропических странах монахи превратились в профессиональных аскетов – не потому, что они ведут простой и суперскромный образ жизни, а наоборот: потому, что обрели способность и возможность постоянно аскать разные блага, которые – с большим удовольствием – несёт к их ногам мирская буддолюбивая публика.

Во-вторых, учение Будды не развилось на его родине, в Индии. «Нет пророка в своём отечестве» -- сказано поговоркою. Мухаммад, основатель ислама, исключение тому – в Саудовской Аравии 100% мусульман, только вот визу плохо выдают. А вот учение Будды, после небольшого всплеска интереса, почти исчезло в Индии – больше перешло в соседние страны: в Бирму, Непал, Бутан, Тибет, Таиланд, Монголию и Бурятию и Калмыкию даже. А так, что-то не сохранилось массово учение его на местах проповеди его, поглотившись индуистской всепобеждающей традицией. Некоторые индуисты уже включили и его в свой пантеон, говоря, что Будда Шакьямуни – это воплощение какого-то бога, который был послан специально, чтобы сбить с толку материалистов! Да и действительно, буддизм самая материалистичная религия, о Боге там не слышно. Можно назвать её не религией, а философией, или теорией жизни, как кому приятней.



Итак, утром, 19 января 2015, мы вдвоём (я и Катерина Боярова) прибыли в селение Кушинагар, в 55 км к востоку от Горахпура, чтобы изучить место предполагаемой кончины Будды. Тут он поел несвежей свинины, умер и был сожжён, а зубы его сохранились и достались как святыни некоторым поклонникам, а со временем выросли. В древневековье тут был целый паломнический комплекс, потом всё было заброшено, и в XIX веке раскопано археологами, восстановлено или построено заново.

Кушинагар небольшой. Вдоль одной изгибчивой улицы можно найти – собственно место кончины Просветлённого, в специальном парке, с храмом, в коем храме статуя Будды лежачего; десяток буддийских монастырей, построенных разными странами, где есть буддисты (бирманский монастырь, корейский, вьетнамский, шри-ланкийский, тайский, тибетский, японский и проч.). В каждом монастыре было пустовато, тусовалось по нескольку монахов, было много жилых комнат, не населённых – видимо, народ съезжается на праздники. Мы попросились на ночёвку в самый первый и самый роскошный, бирманский, и тут же получили «добро» и трёхместную чистую комнату с кроватями, одеялами и санузлом. На территории каждого монастыря есть храм Будды в своём стиле. Также есть место предположительной кремации Будды, с кирпичной ступой, постепенно реставрируемой. Много разных других раскопок и реставраций и музей, закрытый в понедельник. Тайская клиника, где всем страждущим меряют давление. Офис туринформации, дюжина гостиниц, рестораны, один из них так и называется – «Гаутама Будда Ресторан» (интересно, дают ли там блюдо «Последняя трапеза Будды»?) Несколько офисёнков и храмиков других религий и сект, небольшой овощной базар и очень интересная фабрика по кустарному изготовлению сахара из сахарного тростника. От въезда в деревню (красивые ворота) до конца, до фабрики тростника, километра четыре.

Паломников в Кушинагаре сейчас очень немного. Одновременно ходят, может быть, человек сто буддистов из разных стран, и пара сотен туристов, привозимых на автобусах. Торговцы сувенирами торгуют на 3% буддами, на 97% всякой другой мишурой – куклы Барби, машинки, флажки, кольца и браслеты, другой хлам, всё, только не Будда. Огромные территории почти пустуют, и в монастырях, и в храмах. Удивительная пустота, по сравнению с толпами, например, на месте жизни Саи Бабы из Ширди: там десятки тысяч людей подпирают друг друга в очередях, гостиниц сотни, сувениров с Бабой – тонны. Да и в храме сикхов в Амритсаре десятки тысяч посетителей в день, тут же – свободно. Паломники скромно ходили среди ступ и будд, фотографировались, некоторые приобретали тончайшие листки золота и обклеивали статуи и ступы (золото можно расплющить в очень тонкую фольгу, и каждому будет по карману такая фольга; монастырю доход, а человеку, кто «ламинирует» Будду, благодать).

Сам Будда, наверное, и рад бы был, что посетителей не так много – он же наверняка просил не делать из него бога и просил бы не обклеивать его золотой фольгою. Но нам, просто, интересно, что в других местах, напрямую с Буддой не связанных, а хранящих лишь его мифический зуб, или какую-то особую статую, или «след ноги Будды» 245-го размера, мы видим десятки тысяч паломников каждый божий день, а тут, пожалуй, тишь да гладь, и может быть только на какие-то праздники набегают туристы. Мы тоже были рады, что народу немного, походили, сфотографировали всё, что можно увидеть за полдня, и вернулись обратно в монастырь. По пути, нас накормили в двух местах – индусы посёлка (не обитатели монастырей) устраивали свадьбы, скромней, чем в Дели или Варанаси, но всё ж еды было столько, что мы облопались, и им приятно: белое лицо – или два лица – лучший гость в высшем обществе. Сахарный завод же вовсе был кульминацией нашего визита, я никогда не видел производство сахара в таком кустарном виде (на больших заводах был, а в таких фабриках – никогда!)

Мы воротились обратно в бирманский монастырь, и, сидя в «нашей» комнате, я стал записывать своё мнение о буддизме и Кушинагаре. Нам ещё два места предстоит посетить: Лумбини (в самом начале Непала, месторождение Будды) и Бодхгайя опять в Индии (место, где указанный гражданин осознал своё просветление). В буддизме есть четыре святых городка, мы побываем в трёх (четвёртый, где Б. начал проповедь, «повернул колесо учения», находится под Варанаси, и мы в него уже не поедем). Может быть, посетив эти три «святых городка», мы ещё что-то узнаем о разновидностях буддизма и буддистов, и особенно – о развитии религий, о религиозных общинах и о видах паломничества вообще. Поклоняться же статуям или ступам Будды или лепить на них золотую фольгу мы, конечно, не будем.

P.S. Правильные буддисты, наверное, есть среди моих читателей, и поправят моё фривольное изложение своими словами в комментах. Пусть так и будет, а читатель, глубоко интересующийся темой, пусть тоже зайдёт назавтра в комменты: наверняка там уже кто-то умный чего-нибудь посоветовал или дописал.
 
Tags: Индия, буддизм, религиоведение
Subscribe

  • Про Сантьяго-де-Чили

    Сантьяго-де-Чили — замечательный город, чем-то напоминает Москву, только ещё более весёлый и свободный. Здесь можно всё. Стены тысяч домов…

  • Снова на КБЖД

    Классические места: Кругобайкальская железная дорога. Я тут в четвертый раз, и опять в новом коллективе. В первый раз в 1996 году с Андреем…

  • Пакистанские железнодорожности

    Как уже было известно, и как напомнил мне Andy Dude, в Пакистане иностранец может получить скидку на проезд по железной дороге, просто за то, что он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments

  • Про Сантьяго-де-Чили

    Сантьяго-де-Чили — замечательный город, чем-то напоминает Москву, только ещё более весёлый и свободный. Здесь можно всё. Стены тысяч домов…

  • Снова на КБЖД

    Классические места: Кругобайкальская железная дорога. Я тут в четвертый раз, и опять в новом коллективе. В первый раз в 1996 году с Андреем…

  • Пакистанские железнодорожности

    Как уже было известно, и как напомнил мне Andy Dude, в Пакистане иностранец может получить скидку на проезд по железной дороге, просто за то, что он…