Внимательный читатель следил за нами: мы прилетели в Мумбай, побывали в тихом Манмаде, в религиозном центре Ширди, в столичном Дели, священном для сикхов Амритсаре, в центре ахмадитов Кадиане, в Дхармасале, известной сторонникам Далай-Ламы, в Варанаси-на-Ганге – опять священнейшем, интересном и ужасном. Потом -- в уютном, но малоэлектрическом Непале, затем опять в Индии, в Патне – ещё одном святом городе на Ганге… В местах рождения, смерти и просветления Будды, в разноплановой Калькутте и в обители Матери Терезы, в растущем и просторном Ченнае, в знаменитом «Городе Рассвета», Ауровиле, в десятке других менее «раскрученных» мест, в храмах, монастырях, мечетях, трущобах, в электричках, метро, в городах и сёлах… Много побывали где.
Индия показалась нам на этот раз душевной, приятной, разнообразной и интересной, -- хотя при этом же и неустроенной, жуликоватой, замусоренной, страшненькой и, местами, загаженной. В любом случае, путешествие получилось совсем другим, чем у меня же в той же Индии 17 лет назад. Что же такое Индия, как её можно постараться понять?
Понимание того, что есть для путешественника Индия, происходит из того, что Индия – это прабабушка нашей европейско-азиатской цивилизации. Все мысли и учения, которыми думает современное евро-российское человечество, в области философии и религиозной мысли, были передуманы Индией-прабабушкой ещё за много веков прежде нас.
Сейчас же наша прабабушка несколько постарела и ослабла. Не будем же мы так обижаться, если, придя в гости к прабабушке (прапра...бабушке), заметим, что от неё дурно пахнет, в комнате намусорено, давно не подметалось, не протиралась пыль, и что у прабабушки всё не вовремя, и всё нестерильно, и непривычно современному глазу и вкусу?
И то, что она бормочет, не всегда нам понятно, и что мы говорим ей – не всегда хорошо ей слышно. Ничего, подумаем мы, с каждым может быть, в возрасте, например, 105 лет.
В таком возрасте и человек может пахнуть не только духами, может ходить не очень быстро, и убирать за собой не всегда умеет, а когда-то всё было ОК.
Так вот, Индия и есть наша индоевропейская, несколько неряшливая и ослабевшая прабабушка, которой только не 105, а может быть 4000 лет.
Вот так и нужно к ней относиться, без обид, без излишних ожиданий, и увы – уже без попыток перевоспитать.
Сколько веков пронеслось над седой индийской головою – уже и Будда, и Махавира выступали против сложившихся к той эпохе, вековых, многовековых традиций! Сколько мыслей передумано, сколько риса съедено и собрано урожаев, -- а Индия продолжает рождать и порождать разные учения, идеи, гуру, религии и секты, как и тысячи лет назад.
За это мы удивлённо Индию уважаем. А то, что никакие гуру, политики и вожди не научили старушку-Индию быть более опрятной, более аккуратной, более поспешной, более благоухающей (даж благовонные палочки не помогают) – так этого сложно ожидать от прабабушки Индии в её возрасте. Это уж поздно менять и переделывать -- возраст не тот!
Семнадцать лет назад, приехав в Индию впервые, я наверное чего-то не того ожидал от старушки, видя, как… видя, что… ну вы сами это уже читали, в моём блоге, или бывали и видали и нюхали сами.
НО не зря я на своих лекциях и выступлениях говорил: если мне не нравится страна, значит я чего-то тут не понял, или просто был слишком мало и не успел попросту понять.
Сейчас, приехав в Индию этою зимою, вторично, и как и в первый раз – примерно на 40 дней, я познакомился с Индией ещё раз, и теперь остался, в целом, в большинстве своих мыслей, доволен.
Второе посещение прабабушки прошло лучше, чем первое. Верно, дело в том, что я и сам стал почти вдвое старше, а прабабушка – старше всего на полпроцента.
Завершив вторую индийскую поездку, я почти всем доволен,
почти на всё согласен, --
да, так здесь устроена жизнь.
Прабабушка, до свидания!
Увидимся,
ещё не раз.